|
||||
Бесконтактная система зажигания, применяемая на
автомобилях ВАЗ-2108, -2109, состоит из следую-
щих узлов: датчика-распределителя зажигания,
коммутатора, свечей зажигания, катушки зажига-
ния, выключателя зажигания и проводов высокого
напряжения. Датчик-распределитель зажигания.
Применяется типа 40 3706 на двигателях 2108 и
21083 или 40.3706- 10 на двигателях 21081 и
служит для выдачи управляющих импульсов низкого
напряжения на коммутатор и для распределения
импульсов высокого напряжения по свечам зажига-
ния. Эти датчики-распределители четырех искро-
вые с вакуумным и центробежным регуляторами
опережения зажигания и с бесконтактным микро-
электронным датчиком управляющих импульсов. Они
отличаются только характеристиками вакуумного и
центробежного регуляторов опережения зажигания.
Датчик-распределитель зажигания установлен на
корпусе вспомогательных агрегатов (см. рис. 4)
и приводится во вращение непосредственно от
заднего конца распределительного вала через
муфту 16. Валик вращается в двух металлокерами-
ческих втулках 17 и 25. Втулка 17 смазывается
маслом из системы смазки двигателя, а втулка 25
окружена войлочным кольцом 26, пропитанным мас-
лом, которого достаточно на весь срок службы.
На валике расположены детали центробежного ре-
гулятора опережения зажигания: ведущая пластина
12 с грузиками 11 и ведомая пластина 10. Веду-
щая пластина закреплена на валике, а ведомая
вместе с экраном 9 составляет одно целое с
втулкой, надетой на валик. Втулка в небольших
пределах может поворачиваться на валике. Бес-
контактный датчик 22 закреплен на пластине 8 и
действует на основе эффекта Холла, который зак-
лючается в возникновении поперечного электри-
ческого поля в пластинке полупроводника с током
при действии на нее магнитного поля. Датчик
состоит из полупроводниковой пластинки с интег-
ральной микросхемой 55 и постоянного магнита 54
с магнитопроводом. Между пластинкой и магнитом
имеется зазор, в котором находится стальной эк-
ран 9 с четырьмя прорезями. Когда через зазор
датчика проходит тело экрана (см. рисунок), то
магнитные силовые линии замыкаются через экран
и на пластинку не действуют. Поэтому разность
потенциалов в пластинке не возникает. Если же в
зазоре находится прорезь экрана, то на пластин-
ку полупроводника действует магнитное поле и с
нее снимается разность потенциалов. Интеграль-
ная микросхема, встроенная в датчик, преобразу-
ет разность потенциалов, возникающую на плас-
тинке, в импульсы напряжения отрицательной
полярности. Таким образом, когда тело экрана
находится в зазоре датчика, то на его выходе
имеется напряжение U 4max О, примерно на 3 В
меньше напряжения питания. Если же через зазор
датчика проходит прорезь экрана, то напряжение
U 4min О на выходе датчика близко к нулю (не
более 0,4 В). Коммутатор. Электронный коммута-
тор 49 служит для прерывания тока в первичной
цепи катушки зажигания по сигналам бесконтакт-
ного датчика. Могут применяться взаимозаменяе-
мые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM
-52. ВАТ10.2, RTI903 или PZE4020. Для прерыва-
ния тока служит специальный мощный высоковоль-
тный транзистор. В схеме коммутатора имеется
устройство для автоматического регулирования
периода t 4н О накопления тока 1 41 0 в катушке
зажигания в зависимости от частоты вращения ко-
ленчатого вала. Величина импульсов тока 1 41 0
составляет 8-9 А. Кроме того, предусмотрено ав-
томатическое отключение тока через катушку за-
жигания при неработающем двигателе, но включен-
ном зажигании. Через 2-5 с после остановки
двигателя выходной транзистор запирается, не
создавая при этом искры на свечах зажигания.
Свечи зажигания применяются отечественные типа
А- 17ДВ-10 или FE65R производства Словении, или
им подобные. Эти свечи имеют встроенный помехо-
подавительный резистор величиной 4-10 ком.
Конструкция свечей традиционная. Зазор между
электродами свечи составляет 0,7-0,8 мм. Выклю-
чатель зажигания закреплен на кронштейне вала
рулевого управления и применяется совместно с
реле зажигания типа 113.3747-10, которое кре-
пится под панелью приборов. Выключатель имеет
блокировку против повторного включения стартера
на работающем двигателе и противоугонное уст-
ройство. Принцип действия этого устройства зак-
лючается в том, что после вынимания ключа в по-
ложении III (Стоянка), из корпуса выдвигается
запорный стержень, входит в паз на валу руля и
блокирует его. Катушка зажигания типа 27.3705 с
разомкнутым магнитопроводом, герметизированная,
маслонаполненная. Она предназначена для преоб-
разования тока низкого напряжения (12 В) в ток
высокого напряжения (20- 25 кВ) для пробоя воз-
душного зазора между электродами свечей зажига-
ния. Представляет собой трансформатор с двумя
обмотками: первичной 43 и вторичной 42. Работа
системы зажигания. При работе двигателя бескон-
тактный датчик выдает импульсы В напряжения на
штекер "6" коммутатора, а тот преобразует их в
импульсы С тока в первичной обмотке катушки за-
жигания. В момент прерывания тока магнитное по-
ле в катушке зажигания резко сжимается и, пере-
секая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС
порядка 22-25 кв. Ток высокого напряжения идет
к центральной клемме 2 датчика- распределителя
зажигания, затем через контакты ротора 5 к бо-
ковому электроду 6 и далее к свече зажигания,
создавая искровой разряд между ее электродами.
Чтобы получить максимальную мощность двигателя,
необходимо воспламенять горючую смесь несколько
ранее прихода поршня в ВМТ, и каждой частоте
вращения коленчатого вала двигателя необходим
свой угол опережения зажигания. Так, при
750-800 об/мин начальный (установочный) угол
опережения зажигания составляет 1'+1 для двига-
телей 2108, 6'+1' для 21081 и 4 +1' для 21083.
С увеличенном частоты вращения угол опережения
зажигания должен увеличиваться, и эту задачу
выполняет центробежный регулятор опережения за-
жигания. При увеличении частоты вращения грузи-
ки 11 под действием центробежных сил расходятся
и поворачивают пластину 10 вместе с экраном 9
на угол А в направлении вращения валика. Теперь
прорезь экрана раньше на угол А проходит через
зазор датчика, и он раньше выдает импульс, т.е.
опережение зажигания увеличивается. Вакуумный
регулятор изменяет опережение зажигания в зави-
симости от нагрузки на двигатель. Когда нагруз-
ка большая (дроссельные заслонки карбюратора
полностью открыты), содержание остаточных газов
в горючей смеси низкое, и она сгорает быстрее,
поэтому зажигание должно происходить позже. На-
оборот, при низкой нагрузке (дроссельные зас-
лонки прикрыты) количество остаточных газов в
рабочей смеси увеличено, и рабочая смесь горит
медленнее, поэтому зажигание должно происходить
раньше. На диафрагму 20 вакуумного регулятора
действует разрежение, передаваемое из зоны над
дроссельной заслонкой первой камеры карбюрато-
ра. При небольших открытиях заслонки под дейс-
твием разрежения диафрагма 20 оттягивается и
тягой 21 поворачивает опорную пластину 8 датчи-
ка против направления вращения валика. Опереже-
ние зажигания увеличивается. По мере дальнейше-
го открытия дроссельной заслонки (увеличение
нагрузки) разрежение уменьшается, и пружина от-
жимает диафрагму в исходное положение. Опорная
пластина датчика поворачивается в направлении
вращения валика, и опережение зажигания умень-
шается.
1. Крышка датчика-распределителя зажигания; 2. Клемма для провода от катушки зажигания: 3. Центральный угольный электрод; 4. Боковой электрод с клеммой; 5. Ротор с центральным и наружным контактами и с помехоподавительным резистором; 6. Защитный экран; 7. Держатель переднего подшипника валика; 8. Опорная пластина датчика; 9. Экран; 10. Ведомая пластина центробежного регулятора: 11. Грузик; 12. Ведущая пластина; 13. Корпус датчика-распределителя зажигания; 14. Сальник; 15. Валик датчика-распределителя зажигания: 16. Муфта; 17. Втулка заднего конца валика; 18. Корпус вакуумного регулятора: 19. Штуцер для подвода разрежения; 20. Диафрагма вакуумного регулятора; 21. Тяга вакуумного регулятора: 22. Бесконтактный датчик: 23. Колодка щтекерного разъема: 24. Подшипник опорной пластины датчика; 25. Втулка переднего конца валика; 26. Войлочное кольцо; 27. Корпус свечи; 28. Изолятор: 29. Контактная втулка; 30. Контактный стержень: 31. Уплотнительное кольцо; 32. Центральный электрод; 33. Теплоотводящая шайба; 34. Боковой электрод; 35. Корпус катушки зажигания; 36. Клемма "К" вывода конца первичной обмотки; 37. Крышка; 38. Центральная клемма высокого напряжения; 39. Клемма "Б" вывода начала первичной и конца вторичной обмоток 40. Контактная пружина центральной клеммы; 41. Изоляционная бумага обмоток; 42. Вторичная обмотка; 43. Первичная обмотка; 44. Наружный магнитопровод; 45. Сердечник. (внутренний магниюпровод); 46. Изолятор: 47. Датчик- распределитель зажигания; 48. Свечи зажигания: 49. Коммутатор; 50. Катушка зажигания; 51. Монтажный блок; 52. Реле зажигания; 53. Выключатель зажигания; 54. Постоянный магнит; 55. Полупроводниковая пластинка с интегральной микросхемой; 56. 1.Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания: 57. А-угол опережения зажигания, град; 58. Р-разрежение гПа (мм.рт.ст.); 59. 11.Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания; 60. А-угол опережения зажигания, град; 61. n-частота вращения валика датчика-распределителя зажигания, мин': 62. Схема работы датчика: 63. В-импульсы напряжения на выходе датчика; 64. С-импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания; 65. tн-время накопления тока; 66. IV.Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания: 67. А-угол опережения зажигания. град.; 68. V.Схема системы зажигания. |