|
||||
Для освещения дороги в темное время суток уста-
навливаются две блок-фары (правая и левая). Они
состоят из прямоугольных фар с лампами головно-
го и габаритного света, сблокированных с секци-
ей бокового указателя поворота. Блок-фары кре-
пятся к передку автомобиля четырьмя шпильками
28 и гайками с зубчатой кромкой, которые пре-
дохраняют их от самоотворачивания. Ближний и
дальний свет фар переключается левым рычагом
подрулевого переключателя 43, если включен вык-
лючатель наружного освещения. Кроме того, в
электрической схеме предусмотрена возможность
световой сигнализации, т.е. кратковременного
включения дальнего света фар при любом положе-
нии выключателя наружного освещения. В этом
случае дальний свет фар включается оттягиванием
на себя левого рычага подрулевого переключате-
ля, а питание на контакты световой сигнализации
в переключателе 43 фар подается непосредственно
от штекера "INT" выключателя зажигания 40, ми-
нуя выключатель наружного освещения. Нити двух
ламп головного света фар потребляют довольно
значительный ток 8-10 А. Поэтому, чтобы разгру-
зить контакты переключателя 43 фар и увеличить
его долговечность, фары включаются не напрямую
переключателем 43, а через дополнительные реле
39 и 44 типа 113.3747. Они обладают мощными
контактами и установлены в монтажном блоке 38.
Реле 39 включает ближний свет в обеих фарах, а
реле 44 - дальний свет. В результате через кон-
такты переключателя фар протекает только ток
питания обмоток реле, не превышающий 0,2 А.
Рефлектор 1 фары изготовлен из стали и имеет
форму параболоида, ограниченного сверху и снизу
горизонтальными плоскостями. Для создания зер-
кальной отражающей поверхности рефлектор внутри
покрывается специальным термостойким лаком, а
затем на него в вакууме наносится тонкий слой
алюминия. Такое покрытие отражает от 90% падаю-
щего на него света. Рассеиватель 5 фары выпол-
нен из бесцветного силикатного стекла с высокой
степенью прозрачности. На его внутренней по-
верхности отпрессована сложная система линз и
призм, рассеивающих свет в горизонтальной плос-
кости и концентрирующих световой поток в необ-
ходимых направлениях согласно международным
нормам. Лампа 24 головного света фары галоген-
ная. Колба лампы изготовлена из кварцевого
стекла и заполнена парами йода (галогена) и ка-
ким-либо инертным газом. Галогенные лампы обла-
дают повышенной световой отдачей, что обеспечи-
вается более высокой температурой нагрева нити
и повышенным сроком службы из-за химического
процесса, происходящего в лампе. Этот процесс
заключается в следующем. При горении с нити на-
кала испаряются частички вольфрама и осаждаются
на стенках лампы. Пары йода соприкасаются с ни-
ми и при температуре около GOO'C образуется йо-
дистый вольфрам. Это соединение неустойчиво при
высоких температурах и, попадая в зону раска-
ленной нити, разлагается на йод и вольфрам, ко-
торый осаждается на нить, а йод перемещается к
стенкам колбы. Таким образом, у включенной лам-
пы происходит постоянный перенос вольфрама со
стенок на нить. Поэтому стенки колбы остаются
чистыми, нить медленнее утоньшается, и долго-
вечность лампы увеличивается. При замене гало-
генных ламп необходимо соблюдать осторожность и
брать лампу перчатками или платком, чтобы не
оставить жировых следов от пальцев на стекле
лампы. Если же такие следы на лампе имеются, то
удалить их спиртом. Жировые загрязнения приво-
дят к потемнению стекла лампы, поскольку оно
нагревается до высоких температур. В результате
она перегревается и быстро выходит из строя. В
лампе находятся две вольфрамовые нити: одна (55
Вт) для ближнего света и другая (60 Вт) для
дальнего. Нить 7 дальнего света находится в фо-
кусе рефлектора, и поэтому лучи дальнего света
собираются в узкий пучок, направленный почти
параллельно дороге и хорошо освещающий ее на
максимальном расстоянии от автомобиля. Нить 9
ближнего света выведена вперед из фокуса реф-
лектора и закрыта снизу специальным металличес-
ким экраном 8. Это сделано с целью ограничить
распространение ближнего света вверх. Если нап-
равить пучок ближнего света на стенку, то пятно
света будет иметь форму эллипса со срезанной
верхней половиной. В левой части пятна верхняя
граница освещенного участка будет проходить
точно по горизонтальной оси эллипса, а в правой
части по линии, исходящей вверх из центра эл-
липса под углом 15 к его горизонтальной оси.
Такая форма пучка света обеспечивает хорошее
освещение дороги перед авюмобилем (особенно ее
правой стороны и обочины) и уменьшает возмож-
ность ослепления водителей встречного транспор-
та. Направление пучка света фары в горизонталь-
ной плоскости можно регулировать винтом 27, а в
вертикальной плоскости винтом 17. При вращении
винта 27 перемещается вперед или назад левый
край рефлектора, и он поворачивается относи-
тельно нижней опоры 2 и шаровой головки верхне-
го держателя 13. При вращении винта 17 рефлек-
тор через рычаг 15 поворачивается относительно
нижней опоры 2 и шаровой головки винта 27. В
зависимости от загрузки автомобиля изменяется
угол наклона осей фар относительно дороги и,
соответственно, отклоняется направление пучков
света фар. Для корректировки направления пучка
света в зависимости от нагрузки на часть авто-
мобилей устанавливается ручной гидрокорректор
фар, которым можно с места водителя в небольших
пределах корректировать направление пучка света
фар в вертикальной плоскости. Если гидрокоррек-
тора на автомобиле нет, то вместо него в корпус
фары вставляется заглушка 12. Гидрокорректор
фар состоит из передаточного механизма (или
главного цилиндра), закрепленного гайкой на па-
нели приборов, двух рабочих цилиндров, установ-
ленных на корпусах блок-фар, и соединительных
трубок. Цилиндры и трубки заполнены специальной
жидкостью, не замерзающей при низких температу-
рах. Конструкция гидрокорректора неразборная, и
в случае повреждения он должен заменяться цели-
ком, в сборе с цилиндрами и трубками. При наг-
рузке автомобиля только одним водителем поршень
32 приводного механизма до конца вдвинут в ци-
линдры корпуса, а штоки 20 рабочих цилиндров
максимально выдвинуты из корпусов. Если поло-
жить груз в багажник, то задняя часть автомоби-
ля опустится, и пучок света фар приподнимается
вверх. Чтобы вернуть его в прежнее положение,
поворачивают рукоятку 34 гидрокорректора до
упора против часовой стрелки. При этом поршень
32 выдвигается назад из цилиндров и отсасывает
жидкость из трубок и рабочих цилиндров. Возв-
ратными пружинами штоки рабочих цилиндров вдви-
гаются в корпуса, и рычаги 15 фар поворачивают-
ся пружинами 16 против часовой стрелки. Верхняя
часть рефлектора фар перемещается вперед, и пу-
чок света фар приподнимается.
1. Рефлектор: 2. Нижняя опора рефлектора. 3. Ограничитель щетки очистителя; v 4. Нижний держатель рефлектора: 5. Рассеиватель фары. 6. фланец лампы: 7. Нить дальнею света; 8. Экран нити ближнего света; 9. Нить ближнею света; 10. Рассеиватель указателя поворота; 11. Лампа AI2-21-3; 12. Заглушка. устанавливаемая вместо рабочего цилиндра гидрокорректора; 13. Верхний держатель рефлектора; 14. Стяжная пружина: 15. Рычаг: 16. Возвратная пружина рычага; 17. Винт вертикальной регулировки света фары: 18. Чехол: 19. Втулка; 20. Шток рабочего цилиндра: 21. Манжета; 22. Корпус рабочею цилиндра: 23. Кожух фары; 24. Лампа АКГ12-60+55; 25. Экран; 26. Лампа А12-4: 27. Винт горизонтальной регулировки света фары: 28. Шпилька крепления блок-фары; 29. Корпус фары; 30. Корпус главною цилиндра гидрокорректора; 31. Трубки. соединяющие главный цилиндр с рабочими: 32. Двойной поршень: 33. Приводной винт; 34. Рукоятка; 35. Насадка: 36. Крышка: 37. Блок- фара; 38. Монтажный блок; 39. Реле включения ближнего света фар; 40. Выключатель зажигания; 41. Выключатель наружного освещения; 42. Контрольная лампа дальнего света фар; 43. Переключатель света фар; 44. Реле включения дальнего света фар; 45. 1.Схема действия гидрокорректора фар: 46. А-автомобиль с одним водителем: 47. В-с водителем и грузом в багажнике; 48. И.Схема включения фар; 49. III.Вид на штекерный разъем блок-фары: а штекер ближнего света; в - штекер дальнею света: с штекер габаритного света: d штекер массы. |