|
||||
В зависимости от комплектации автомобиля уста-
навливается четырех- или пятиступенчатая короб-
ка передач. Конструктивно коробка передач объ-
единена с главной передачей и дифференциалом.
Крутящий момент от коробки передач передается
на ведущие колеса через привод 41 и 5 передних
колес. Четырехступенчатая коробка передач сос-
тоит из картера 1, первичного 20 и вторичного
33 валов, двух синхронизаторов, оси с промежу-
точной шестерней заднего хода, главной переда-
чи, дифференциала и привода переключения пере-
дач. Картер 1 изготовлен из алюминиевого
сплава, закрывается задней крышкой 17, в гнездо
которой запрессован сапун 19. В задней части
картера выполнены гнезда для подшипников и два
отверстия, закрываемые пробками 2 и 3. В карте-
ре на двух подшипниках 18 и 26 расположен пер-
вичный вал 20, изготовленный в виде блока шес-
терен 1, И, III и IV передач и заднего хода.
Вторичный вал 33 изготовлен вместе с шестерней
главной передачи. Вал вращается в роликовом 32
и шариковом -16 подшипниках. На поясках вторич-
ного вала расположены на игольчатых подшипниках
шестерни 1,11, III и IV передач, а на двух по-
ясках нарезаны шлицы для крепления ступиц 12
синхронизаторов. Каждая шестерня имеет два вен-
ца: один косозубый. другой прямозубый. Косозу-
бые венцы находятся в постоянном зацеплении с
одноименными шестернями первичного вала. С пря-
мозубыми венцами соединяются скользящие муфты
синхронизаторов при включении передачи. Синхро-
низатор обеспечивает бесшумное переключение пе-
редач за счет выравнивания угловых скоростей
шестерен первичного и вторичного валов. Он сос-
тоит из ступицы 12, насаженной на шлицы вторич-
ного вала, скользящей муфты 22, двух блокирую-
щих колец 21, трех сухарей 24 с шариками 25 и
пружинами фиксатора и зубчатых венцов шестерен.
Синхронизаторы всех передач незначительно отли-
чаются друг от друга. Ступица синхронизатора 1
и 11 передач стопорится на вторичном валу двумя
стопорными кольцами, а ступица другого синхро-
низатора зажата между буртиком вала и втулкой
игольчатого подшипника шестерни IV передачи.
Скользящая муфта 7 синхронизатора 1 и 2 передач
имеет наружный венец для включения передачи
заднего хода в отличие от муфты другого синхро-
низатора. В ступице каждого синхронизатора вы-
полнено шесть продольных пазов, в трех из кото-
рых имеются гнезда под пружины фиксаторов. В
эти пазы установлены сухари 24 с шариками фик-
саторов. Пружины поджимают шарики к кольцевым
проточкам муфты. По обе стороны ступицы распо-
ложены бронзовые блокирующие кольца, имеющие
шесть выступов, которые заходят в пазы ступицы.
При этом три коротких выступа заходят в пазы, в
которых расположены фиксаторы, а более длинные
и широкие - в другие пазы. Эти выступы установ-
лены в пазах с боковым зазором, равным половине
толщины зуба муфты (ступицы), и ограничивают
угол поворота блокирующего кольца относительно
ступицы. При таком соединении ступица вращается
совместно с блокирующими кольцами. Конусная
часть блокирующих колец расположена на коничес-
ких поясках шестерен и в момент включения пере-
дачи происходит контакт конических поверхнос-
тей. Для разрыва масляной пленки в месте
контакта и увеличения сил трения на конической
поверхности кольца нарезана резьба и выполнены
продольные канавки. Блокирующие кольца имеют
зубчатые венцы, зубья которых скошены под опре-
деленным углом. С зубьями блокирующего кольца
соединяется скользящая муфта в начальный момент
включения передачи. Скользящая муфта имеет
внутренний венец, которым она располагается на
зубьях ступицы. Для продольного перемещения
муфты вдоль ступицы в кольцевую ее проточку за-
ходит вилка переключения передач. Торцы зубьев
муфты скошены под тем же углом, что и зубья
блокирующих колец и венцов синхронизаторов.
Промежуточная шестерня заднего хода служит для
включения заднего хода (см. рис. 18, поз.29). В
центральном отверстии шестерни запрессована ме-
таллокерамическая втулка, которая находится на
оси, установленной в отверстиях картеров сцеп-
ления и коробки передач. При включении заднего
хода промежуточная шестерня соединяет между со-
бой шестерню первичного вала и зубчатый венец
муфты синхронизатора 1 и 2 передач, вследствие
чего вторичный вал вращается в обратную сторо-
ну. Главная передача состоит из пары косозубых
цилиндрических шестерен. одна из которых изго-
товлена вместе с вторичным валом, а шестерня 34
крепится болтами к фланцу коробки 36 дифферен-
циала. Дифференциал конический, двухсателлит-
ный, вращается на двух роликовых конических
подшипниках 35, предварительный натяг в которых
регулируется подбором толщины регулировочного
кольца 4. Внутренняя полость коробки дифферен-
циала имеет форму сплошной сферы. В этой полос-
ти расположены две полуосевые шестерни 39 и два
сателлита, вращающиеся на оси 43. Ось удержива-
ется в коробке дифференциала стопорными кольца-
ми 44. Полуосевые шестерни насажены на шлицы
хвостовиков корпусов внутренних шарниров приво-
да колес и стопорятся кольцами 38. На коробку
дифференциала напрессована пластмассовая шес-
терня 40 привода спидометра, с которой находит-
ся в зацеплении ведомая шестерня привода спидо-
метра, расположенная своим валиком в корпусе
привода 42 спидометра, который крепится к кар-
теру коробки передач. На выходе из корпуса 42
валик шестерни уплотняется сальником. Для уп-
лотнения зазора между приводом спидометра и по-
садочным гнездом в проточку корпуса устанавли-
вается резиновое уплотнитель- Ное кольцо. На
верхней части корпуса привода спидометра наре-
зана резьба для накидной гайки крепления троса.
Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на
базе четырехступенчатой и имеет следующие ос-
новные отличия: задние части первичного вала 53
и вторичного вала 51 удлинены для размещения на
них шестерен 52 и 47 пятой передачи и ее синх-
ронизатора; шариковые подшипники первичного и
вторичного валов фиксируются в гнездах картера
пластиной 46. которая крепится четырьмя винтами
к стенке картера: задняя крышка коробки передач
выполнена более глубокой; синхронизатор V пере-
дачи имеет одно блокирующее кольцо, так как он
включает только одну передачу; шестерня пятой
передачи крепится на шлицах первичного вала.
1. Картер коробки передач; 2. Пробка заливного и контрольного отверстия; 3. Пробка сливного отверстия; 4. Регулировочное кольцо; 5. Привод левого переднего колеса; 6. Ведомая шестерня 1 передачи вторичного вала; 7. Муфта синхронизатора 1, 11 передач и заднего хода; 8. Ведомая шестерня 11 передачи вторичного вала: 9. Стопорное кольцо; 10. Упорное полукольцо; 11. Ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 12. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13. Ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 14. Игольчатый подшипник шестерни вторичного вала; 15. Упорная шайба шестерни IV передачи; 16. Шариковый подшипник вторичного вала; 17. Задняя крышка коробки передач; 18. Шариковый подшипник первичного вала; 19. Сапун; 20. Первичный вал; 21. Блокирующее кольцо синхронизатора III и IV передач; 22. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 23. Вилка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач; 24. Сухарь фиксатора; 25. Шарик фиксатора; 26. Цилиндрический подшипник первичного вала; 27. Рычаг вилки выключения сцепления; 28. Втулка вала вилки выключения сцепления; 29. Картер сцепления; 30. Вилка выключения сцепления; 31. Подшипник выключения сцепления; 32. Роликовый подшипник вторичного вала; 33. Вторичный вал; 34. Ведомая шестерня главной передачи; 35. Роликовый конический подшипник дифференциала; 36. Коробка дифференциала; 37. Сателлит; 38. Стопорное кольцо полуосевой шестерни; 39. Полуосевая шестерня; 40. Ведущая шестерня привода спидометра; 41. Привод правого переднего колеса; 42. Привод спидометра в сборе; 43. Ось сателлитов; 44. Стопорное кольцо оси сателлитов; 45. Защитный чехол шарнира привода переключения передач; 46. Пластина крепления подшипника вторичного вала; 47. Ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 48. Скользящая муфта синхронизатора V передачи; 49. Ступица муфты синхронизатора V передачи; 50. Упорная шайба; 51. Вторичный вал пятиступенчатой коробки передач; 52. Ведущая шестерня V передачи первичного вала; 53. Первичный вал пятнеступенчатой коробки передач; 54. 1.Детали синхронизатора; 55. 11.Задняя часть пятиступенчатой коробки передач. |