|
||||
Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и
модификации на их базе это прежде
всего переднеприводные легковые
автомобили. Их компоновочная схема
характеризуется передним и попе-
речным расположением силового аг-
регата (двигателя в сборе с короб-
кой передач, главной передачей и
дифференциалом). От него крутящий
момент передается на передние ко-
леса с помощью валов неравной дли-
ны, на концах которых установлены
шарниры равных угловых скоростей.
Передние ведущие колеса создают
высокую устойчивость автомобиля
против бокового заноса. Совпадение
направления действия силы тяги на
передних ведущих колесах с направ-
лением движения колес обеспечивают
автомобилю хорошую управляемость,
маневренность и проходимость. осо-
бенно на скользких и обледенелых
дорогах. Переднеприводная компо-
новка, по сравнению с заднепривод-
ной, позволяет полнее использовать
длину автомобиля и уменьшить его
массу, сделать удобнее салон и по-
садку водителя и пассажиров. Уве-
личивается полезный объем автомо-
биля без увеличения его габаритов.
Это объясняется тем, что отсутс-
твуют промежуточные звенья транс-
миссии (карданная передача, задний
мост) и поэтому не требуется кожух
коробки передач, занимавший значи-
тельное пространство в зоне ног на
заднеприводных автомобилях, и
большой туннель на полу для кар-
данной передачи. На переднепривод-
ных автомобилях в небольшом тунне-
ле пола размещается только система
выпуска отработавших газов и при-
вод стояночного тормоза. Весьма
компактна и задняя часть автомоби-
ля. Топливный бак 20 размещается
под задним сиденьем, а запасное
колесо 14 в нише пола багажника.
Благодаря этому получен значитель-
ный объем багажного отделения.
Клиновидная форма кузова позволяет
улучшить его аэродинамические ха-
рактеристики, т.е. уменьшить соп-
ротивление воздуха при движении
автомобиля. Этому способствуют
сглаженные наружные поверхности
кузова, большой наклон передних и
задних стекол, а также плавный пе-
реход наружной поверхности перед-
них бамперов в формообразующую по-
верхность кузова. Малое
аэродинамическое сопротивление,
новый более экономичный двигатель,
а также установка новых шин с
уменьшенным сопротивлением каче-
нию, позволили получить низкий
расход топлива. С уменьшением рас-
хода топлива тесно связано сниже-
ние массы автомобипя, I
.к. каждый килограмм собственного веса автомо-
биля обходится примерно в 20 г горючего на 100
км пущ Снижению массы способствовала как перед-
неприводная компоновка автомобиля (отсутствие
тяжелого заднего моста, карданной передачи),
так и рациональная силовая схема кузова, широ-
кое применение легких пластмасс и новых конс-
трукционных материалов. Из пластмасс изготовле-
ны бампера, различные кожухи, детали отопителя,
облицовка салона и багажника. Масса деталей из
пластмасс достигает 80 кг. Радиатор и многие
детали коробки передач также изготовлены из
алюминиевых сплавов, что также позволило умень-
шить массу и силового агрегата, и автомобиля в
целом. Двигатель. На автомобиле установлен но-
вый двигатель, специально разработанный для по-
перечного расположения, для чего максимально
уменьшена его длина. Подбор оптимального про-
цесса сгорания, фаз газораспределения, формы
камеры сгорания и газовых каналов все это поз-
волило довести степень сжатия в двигателе до 9,
9. В сочетании с новым карбюратором и бескон-
тактной системой зажигания это улучшило эконо-
мичность двигателя. Система охлаждения двигате-
ля жидкостная закрытого типа с принудительной
циркуляцией жидкости. Насос охлаждающей жидкос-
ти оригинальной конструкции, расположен в пе-
редней части блока цилиндров и приводится в
движение ремнем привода распределительного ва-
ла. Радиатор алюминиевый с пластмассовыми бач-
ками. Система смазки двигателя имеет оригиналь-
ный масляный насос с шестернями внутреннего
зацепления. Насос расположен на переднем конце
коленчатого вала и не имеет какого-либо допол-
нительного привода. Масляный фильтр унифициро-
ван с применяемым на автомобиле ВАЗ-2105. В
системе питания установлен топливный фильтр
тонкой очистки. Для стабилизации давлений на
входе в карбюратор предусмотрена обратная топ-
ливная ветвь для слива излишков топлива обратно
в бак. Применен новый карбюратор, обеспечиваю-
щий экономичное смесеобразование на различных
режимах работы двигателя. Система зажигания
двигателя электронная бесконтактная. Бескон-
тактный датчик в датчикераспределителе зажига-
ния построен на использовании эффекта Холла,
коррекция угла опережения зажигания механичес-
кая. за счет центробежного и вакуумного рпгуля-
торов Коммутатор на высоковольтных llmh3hcnm.lx
Электронная система зажигания повышает стабиль-
ность работы двигателя на малых оборотах и
улучшает его экономичность. Трансмиссия автомо-
биля проста, компактна и нядежна. Она объедине-
на в единый узел, состоящий и:) сцепления и ко-
робки передач с главной передачей и
дифференциалом. Компактность этого агрегата
позволила расположить силовой агрегат поперек
автомобиля и осуществить привод передних колес
непосредственно от коробки передач, что позво-
ляет наиболее рационально использовать мощность
двигателя и уменьшить расход топлива. Трансмис-
сия сохранила высокую надежность и работоспо-
собность предшествующих моделей и в то же время
уменьшена общая масса и уровень шума. Коробка
передач выполнена по двухвальной схеме. Все пе-
редачи переднего хода синхронизированы. Большая
часть коробок передач выпускается в пятиступен-
чатом исполнении, но предусмотрено производство
и четырехступенчатых коробок передач. Примене-
ние в коробке передач маловязкого моторного
масла уменьшает потери при передаче крутящего
момента и облегчает трогание автомобиля в зим-
нее время. Сцепление однодисковое сухое с диаф-
рагменной нажимной пружиной и с повышенной из-
носостойкостью фрикционных накладок. Привод
сцепления тросовый, что делает его проще. В
приводе отсутствуют зазоры, и подшипник выклю-
чения сцепления постоянно поджат к диафрагмен-
ной пружине с усилием 5-7 кгс. Подвеска колес.
На автомобилях применена принципиально новая
подвеска 27 передних колес типа "качающаяся
свеча", называемая также по имени изобретателя
подвеской "Макферсон". Пружина в такой подвеске
расположена фактически над осью поворотного ус-
тройства и нагружена меньше, чем в подвеске
двух- рычажного типа. В подвеске есть только
один рычаг нижний. Подвеска компактна, имеет
малую массу. большой ход колес и более эластич-
на. Плечо обката передней подвески отрицатель-
ное, так как точка пересечения оси поворота ко-
леса с полотном дороги лежит за пределами
наружной части автомобиля. Это способствует по-
вышению устойчивости автомобиля при торможении,
когда левое и правое колеса имеют разное сцеп-
ление с полотном дороги, а также уменьшает вли-
яние тяговых сил на рулевое управление. Подвес-
ка передних колес хорошо согласуется с задней
подвеской 19 из двух качающихся в продольнои
плоскости рычагов, соединенных между собой по-
перечиной, играющей роль стабилизатора. Упругим
элементом в задней подвеске так же, как и в пе-
редней, являются винтовые пружины Рулевое уп-
равление. С поперечным расположением силового
агрегата и подвеской передних колес типа
"Мак-ферсон" хорошо компонуется рулевое управ-
ление 25 с реечным рулевым механизмом. Оно не
требует промежуточных рычагов, компактно и
просто по конструкции. Рулевые тяги присоединя-
ются к центральной части рулевого механизма,
что позволило упростить конструкцию рулевого
привода, так как применяются только два шаровых
шарнира. Этот тип рулевого управления обеспечи-
вает небольшое усилие на рулевом колесе (9-12
кгс). Тормозная система имеет эффективные пе-
редние дисковые и задние барабанные тормоза.
Привод тормозов с вакуумным усилителем, двух-
контурный, с диагональным разделением контуров.
Один контур обслуживает тормозные механизмы ле-
вого переднего и правого заднего колес, другой
правого переднего и левого заднего колес. Такое
разделение контуров является наиболее простым и
отвечает требованиям по эффективности тормозов
в случае выхода из строя одного из контуров,
когда автомобиль сохраняет прямолинейное нап-
равление движения и теряется не более 50 /о эф-
фективности торможения. Кузов трехдверный дву-
хобъемный типа "хэтчбэк". Он совмещает
универсальность грузапассажирского кузова со
стремительными линиями спортивных автомобилей.
Багажный отсек отделен от салона складывающейся
пластмассовой полкой, установленной за задним
сиденьем. Кузов легко трансформируется в груза
пассажирский вариант откидыванием вперед подуш-
ки и спинки заднего сиденья. Большие боковые
двери обеспечивают удобный вход и выход пасса-
жиров, а задняя дверь облегчает погрузку и выг-
рузку багажа. Передние анатомические сиденья с
подголовниками существенно повышают комфорт.
Они, так же как и заднее сиденье, выполнены из
вспененного полиуретана с обивкой из трикотаж-
ного материала. Механизм бесступенчатой регули-
ровки позволяет плавно регулировать наклон
спинки передних сидений. Кроме того, передние
сиденья можно перемещать вперед и назад как для
подбора оптимального их расположения, 1ак и для
обеспечения удобной посадки пассажиров на зад-
нее сиденье. Вследствие отработки силовой схемы
каркаса кузова достигнута высокая прочность ку-
зова и "мягкое" гашение энергии удара в случае
аварии. Так при лобовом ударе о неподвижное
препятствие на скорости около SO км/ч лобовое
стекло) остается в проеме, двери легко откры-
вайся, а перемещение рулевою колеса в салон не
превышает 90 мм. Силовая схема кузова гаранти-
рует сохранение жизненного npocтранства салона
при ударах спереди, сзади, сбоку и при ггере-
вер1ывании на крышу. Высокая коррозионная сюй-
кость кузова достигаегся прежде всего примене-
нием стали с цинковым покрытием на всех
коррозионно опасных деталях: поперечинах пола,
деталях порогов дверей и 1.д. Предусмотрено уп-
лотнение сварных швов специальной мастикой.
Кроме того, увеличение коррозионной стойкости
достигается катафорезным грунтом, специальной
обработкой закрытых полостей и нанесением эпок-
сидного защитного покрытия при окончательной
обработке кузова. Электрооборудование практи-
чески полностью оригинально. В приборах и узлах
широко применяется электроника и специализиро-
ванные интегральные схемы (регулятор напряже-
ния, коммутатор системы зажигания, сигнальные
реле). На автомобилях устанавливается малообс-
луживаемая или необслуживаемая аккумуляторная
батарея, малогабаритный стартер с торцевым кол-
лектором, электронная бесконтактная система за-
жигания, система встроенных датчиков с прибора-
ми, контролирующая работу важнейших систем
автомобиля. Введен новый прибор эконометр, поз-
воляющий подбирать наиболее экономичный режим
движения. Помимо контрольных приборов, автомо-
били оснащены специальной системой диагностики.
Разъем для включения диагностического оборудо-
вания станций технического обслуживания разме-
щен под капотом. Он соединен со всеми контроль-
ными точками системы электрооборудования.
Система диагностики позволяет обследовать тех-
ническое состояние генератора, регулятора нап-
ряжения, системы зажигания, аккумуляторной ба-
тареи и т.д. Электрический очиститель ветрового
стекла имеет три режима работы два постоянных
(но с разными скоростями движения щеток) и один
прерывистый. На части выпускаемых автомобилей
устанавливаются очистители фар. Для улучшения
работы очистителей имеется смыватель стекол.
Особенности устройства автомобиля ВАЗ-2109. Ав-
томобиль ВАЗ-2109 (рис. 2) отличается oт авто-
мобиля ВАЗ-2108 пятидверным кузовом и небольши-
ми изменениями в системе питания двигателя.
Двигатель оснащен заборником холодного воздуха,
берущим воздух непосредственно под облицовкой
радиатора. Он изтовлен из полипропилена и зак-
реплен над радиатором системы охлаждения двига-
теля. Забор ник соединен с торморегулятором
воздушного фильтра полипрппилснцвым воздухово-
дом каркас кузова другой формы, с двумя проема-
ми для передних и задних допрей. Передние боко-
вые двери и их механизмы имеют такое же
устройство, как и двери автомобиля ВАЗ-2108 От-
личие только в размерах Задние боковые двери
подобны по конструкции передним, но незначи-
тельно отличаются устройством замков дверей.
Замки не запираются снаружи ключом и оснащены
дополнительной блокировкой против открывания
замка изнутри. Рычажок этой блокировки находит-
ся на торце двери под наружным замком. Если пе-
ред закрытием двери перевести рычажок вниз, то
дверь изнутри открыть будет невозможно. Она от-
кроется только наружной ручкой двери. Особен-
ности устройства автомобиля ВАЗ-21081. На этом
автомобиле устанавливается двигатель модели ВАЗ
-21081 с уменьшенным рабочим объемом (1,1 л) и
только четырехступенчатая коробка передач. Ку-
зов и все остальные узлы и механизмы такие же,
как на автомобиле ВАЗ-2108. Двигатель (по срав-
нению с моделью 2108) имеет другие блок цилинд-
ров, головку цилиндров, коленчатый и распреде-
лительный валы. В связи с уменьшенным рабочим
объемом двигателя устанавливается карбюратор с
иными тарировочными данными, а также несколько
измененная система выпуска отработавших газов.
Особенности устройства автомобилей ВАЗ- 21083 и
ВАЗ-21093. Эти автомобили отличаются от автомо-
билей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 установкой более мощ-
ного двигателя 21083 с рабочим объемом 1,5 л.
Кроме того, на них применяется только пятисту-
пенчатая коробка передач. На части автомобилей
може1 быть установлена цифровая система зажига-
ния. Двигатель 21083 имеет блок цилиндров с
увеличенным диаметром цилиндров (82 мм). Также
увеличен диаметр поршней и диаметры впускных
клапанов и каналов в головке цилиндров. Карбю-
ратор устанавливается с другими тарировочными
данными. Особенности устройства автомобилей ВАЗ
-21099. Автомобиль ВАЗ-21099 отличаются от всех
вышеописанных автомобилей четырехдверным кузо-
вом типа "седан". Кузов у него трехобъемный, т.
е. разделен перегородками на три объема: мотор-
ный отсек, салон и багажное отделение объемом
0.43 м*. По устройству и компоновке автомобиль
ВАЗ-21099 полностью аналогичен автомобилю
ВАЗ-21093 (кроме задней части кузова). На нем
тоже устанавливается двигатель 21083 с рабочим
объемом 1,5 л и пятиступенчатая коробка пере-
дач. Возможна установка панели приборов.
1. Передний бампер; 2. Блок-фара; 3. Аккумуляторная батарея; 4. Радиатор системы охлаждения; 5. Заборник холодного воздуха; 6. Двигатель; 7. Бачок для жидкости смывателя стекол: 8. Воздушный фильтр; 9. Внутреннее зеркало зад нею вида; 10. Противосолнечный козырек; 11. Плафон освещения салона; 12. Запасное колесо; 13. Задний фонарь; 14. Задний бампер; 15. Основной глушитель; 16. Амортизатор задней подвески; 17. Задний тормоз; 18. Балка задней подвески: 19. Топливный бак: 20. Дополнительный глушитель; 21. Наружное зеркало заднею вида: 22. Боковой указатель поворота: 23. Рулевой механизм; 24. Передний тормоз; 25. Телескопическая стойка передней подвески. |