Главная

2108/09/099
общий вид 08
общий вид 09
общий вид 99
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
крив.-шат.мех.
ГРМ
система смазки
охлаждение
система питания
впрыск
в.фильтр,выхлоп
карб.(устройство)
карб.(работа)
сцепление
его привод
КПП и мост
КПП работа
Привод КПП
ШРУC
тормоза
торм.система
её работа
рулевое
подвеска перед.
подвеска зад.
аморт. перед.
аморт.задние
отопитель
сиденья
стеклоподъёмник, замки
зажигание
электрика(схема)
генератор
стартёр
фары
стеклоочиститель
приборы
панель 1
панель 2
кузов обшивка
кузов


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и модификации на их базе это прежде всего переднеприводные легковые автомобили. Их компоновочная схема характеризуется передним и попе- речным расположением силового аг- регата (двигателя в сборе с короб- кой передач, главной передачей и дифференциалом). От него крутящий момент передается на передние ко- леса с помощью валов неравной дли- ны, на концах которых установлены шарниры равных угловых скоростей. Передние ведущие колеса создают высокую устойчивость автомобиля против бокового заноса. Совпадение направления действия силы тяги на передних ведущих колесах с направ- лением движения колес обеспечивают автомобилю хорошую управляемость, маневренность и проходимость. осо- бенно на скользких и обледенелых дорогах. Переднеприводная компо- новка, по сравнению с заднепривод- ной, позволяет полнее использовать длину автомобиля и уменьшить его массу, сделать удобнее салон и по- садку водителя и пассажиров. Уве- личивается полезный объем автомо- биля без увеличения его габаритов. Это объясняется тем, что отсутс- твуют промежуточные звенья транс- миссии (карданная передача, задний мост) и поэтому не требуется кожух коробки передач, занимавший значи- тельное пространство в зоне ног на заднеприводных автомобилях, и большой туннель на полу для кар- данной передачи. На переднепривод- ных автомобилях в небольшом тунне- ле пола размещается только система выпуска отработавших газов и при- вод стояночного тормоза. Весьма компактна и задняя часть автомоби- ля. Топливный бак 20 размещается под задним сиденьем, а запасное колесо 14 в нише пола багажника. Благодаря этому получен значитель- ный объем багажного отделения. Клиновидная форма кузова позволяет улучшить его аэродинамические ха- рактеристики, т.е. уменьшить соп- ротивление воздуха при движении автомобиля. Этому способствуют сглаженные наружные поверхности кузова, большой наклон передних и задних стекол, а также плавный пе- реход наружной поверхности перед- них бамперов в формообразующую по- верхность кузова. Малое аэродинамическое сопротивление, новый более экономичный двигатель, а также установка новых шин с уменьшенным сопротивлением каче- нию, позволили получить низкий расход топлива. С уменьшением рас- хода топлива тесно связано сниже- ние массы автомобипя, I .к. каждый килограмм собственного веса автомо- биля обходится примерно в 20 г горючего на 100 км пущ Снижению массы способствовала как перед- неприводная компоновка автомобиля (отсутствие тяжелого заднего моста, карданной передачи), так и рациональная силовая схема кузова, широ- кое применение легких пластмасс и новых конс- трукционных материалов. Из пластмасс изготовле- ны бампера, различные кожухи, детали отопителя, облицовка салона и багажника. Масса деталей из пластмасс достигает 80 кг. Радиатор и многие детали коробки передач также изготовлены из алюминиевых сплавов, что также позволило умень- шить массу и силового агрегата, и автомобиля в целом. Двигатель. На автомобиле установлен но- вый двигатель, специально разработанный для по- перечного расположения, для чего максимально уменьшена его длина. Подбор оптимального про- цесса сгорания, фаз газораспределения, формы камеры сгорания и газовых каналов все это поз- волило довести степень сжатия в двигателе до 9, 9. В сочетании с новым карбюратором и бескон- тактной системой зажигания это улучшило эконо- мичность двигателя. Система охлаждения двигате- ля жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. Насос охлаждающей жидкос- ти оригинальной конструкции, расположен в пе- редней части блока цилиндров и приводится в движение ремнем привода распределительного ва- ла. Радиатор алюминиевый с пластмассовыми бач- ками. Система смазки двигателя имеет оригиналь- ный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления. Насос расположен на переднем конце коленчатого вала и не имеет какого-либо допол- нительного привода. Масляный фильтр унифициро- ван с применяемым на автомобиле ВАЗ-2105. В системе питания установлен топливный фильтр тонкой очистки. Для стабилизации давлений на входе в карбюратор предусмотрена обратная топ- ливная ветвь для слива излишков топлива обратно в бак. Применен новый карбюратор, обеспечиваю- щий экономичное смесеобразование на различных режимах работы двигателя. Система зажигания двигателя электронная бесконтактная. Бескон- тактный датчик в датчикераспределителе зажига- ния построен на использовании эффекта Холла, коррекция угла опережения зажигания механичес- кая. за счет центробежного и вакуумного рпгуля- торов Коммутатор на высоковольтных llmh3hcnm.lx Электронная система зажигания повышает стабиль- ность работы двигателя на малых оборотах и улучшает его экономичность. Трансмиссия автомо- биля проста, компактна и нядежна. Она объедине- на в единый узел, состоящий и:) сцепления и ко- робки передач с главной передачей и дифференциалом. Компактность этого агрегата позволила расположить силовой агрегат поперек автомобиля и осуществить привод передних колес непосредственно от коробки передач, что позво- ляет наиболее рационально использовать мощность двигателя и уменьшить расход топлива. Трансмис- сия сохранила высокую надежность и работоспо- собность предшествующих моделей и в то же время уменьшена общая масса и уровень шума. Коробка передач выполнена по двухвальной схеме. Все пе- редачи переднего хода синхронизированы. Большая часть коробок передач выпускается в пятиступен- чатом исполнении, но предусмотрено производство и четырехступенчатых коробок передач. Примене- ние в коробке передач маловязкого моторного масла уменьшает потери при передаче крутящего момента и облегчает трогание автомобиля в зим- нее время. Сцепление однодисковое сухое с диаф- рагменной нажимной пружиной и с повышенной из- носостойкостью фрикционных накладок. Привод сцепления тросовый, что делает его проще. В приводе отсутствуют зазоры, и подшипник выклю- чения сцепления постоянно поджат к диафрагмен- ной пружине с усилием 5-7 кгс. Подвеска колес. На автомобилях применена принципиально новая подвеска 27 передних колес типа "качающаяся свеча", называемая также по имени изобретателя подвеской "Макферсон". Пружина в такой подвеске расположена фактически над осью поворотного ус- тройства и нагружена меньше, чем в подвеске двух- рычажного типа. В подвеске есть только один рычаг нижний. Подвеска компактна, имеет малую массу. большой ход колес и более эластич- на. Плечо обката передней подвески отрицатель- ное, так как точка пересечения оси поворота ко- леса с полотном дороги лежит за пределами наружной части автомобиля. Это способствует по- вышению устойчивости автомобиля при торможении, когда левое и правое колеса имеют разное сцеп- ление с полотном дороги, а также уменьшает вли- яние тяговых сил на рулевое управление. Подвес- ка передних колес хорошо согласуется с задней подвеской 19 из двух качающихся в продольнои плоскости рычагов, соединенных между собой по- перечиной, играющей роль стабилизатора. Упругим элементом в задней подвеске так же, как и в пе- редней, являются винтовые пружины Рулевое уп- равление. С поперечным расположением силового агрегата и подвеской передних колес типа "Мак-ферсон" хорошо компонуется рулевое управ- ление 25 с реечным рулевым механизмом. Оно не требует промежуточных рычагов, компактно и просто по конструкции. Рулевые тяги присоединя- ются к центральной части рулевого механизма, что позволило упростить конструкцию рулевого привода, так как применяются только два шаровых шарнира. Этот тип рулевого управления обеспечи- вает небольшое усилие на рулевом колесе (9-12 кгс). Тормозная система имеет эффективные пе- редние дисковые и задние барабанные тормоза. Привод тормозов с вакуумным усилителем, двух- контурный, с диагональным разделением контуров. Один контур обслуживает тормозные механизмы ле- вого переднего и правого заднего колес, другой правого переднего и левого заднего колес. Такое разделение контуров является наиболее простым и отвечает требованиям по эффективности тормозов в случае выхода из строя одного из контуров, когда автомобиль сохраняет прямолинейное нап- равление движения и теряется не более 50 /о эф- фективности торможения. Кузов трехдверный дву- хобъемный типа "хэтчбэк". Он совмещает универсальность грузапассажирского кузова со стремительными линиями спортивных автомобилей. Багажный отсек отделен от салона складывающейся пластмассовой полкой, установленной за задним сиденьем. Кузов легко трансформируется в груза пассажирский вариант откидыванием вперед подуш- ки и спинки заднего сиденья. Большие боковые двери обеспечивают удобный вход и выход пасса- жиров, а задняя дверь облегчает погрузку и выг- рузку багажа. Передние анатомические сиденья с подголовниками существенно повышают комфорт. Они, так же как и заднее сиденье, выполнены из вспененного полиуретана с обивкой из трикотаж- ного материала. Механизм бесступенчатой регули- ровки позволяет плавно регулировать наклон спинки передних сидений. Кроме того, передние сиденья можно перемещать вперед и назад как для подбора оптимального их расположения, 1ак и для обеспечения удобной посадки пассажиров на зад- нее сиденье. Вследствие отработки силовой схемы каркаса кузова достигнута высокая прочность ку- зова и "мягкое" гашение энергии удара в случае аварии. Так при лобовом ударе о неподвижное препятствие на скорости около SO км/ч лобовое стекло) остается в проеме, двери легко откры- вайся, а перемещение рулевою колеса в салон не превышает 90 мм. Силовая схема кузова гаранти- рует сохранение жизненного npocтранства салона при ударах спереди, сзади, сбоку и при ггере- вер1ывании на крышу. Высокая коррозионная сюй- кость кузова достигаегся прежде всего примене- нием стали с цинковым покрытием на всех коррозионно опасных деталях: поперечинах пола, деталях порогов дверей и 1.д. Предусмотрено уп- лотнение сварных швов специальной мастикой. Кроме того, увеличение коррозионной стойкости достигается катафорезным грунтом, специальной обработкой закрытых полостей и нанесением эпок- сидного защитного покрытия при окончательной обработке кузова. Электрооборудование практи- чески полностью оригинально. В приборах и узлах широко применяется электроника и специализиро- ванные интегральные схемы (регулятор напряже- ния, коммутатор системы зажигания, сигнальные реле). На автомобилях устанавливается малообс- луживаемая или необслуживаемая аккумуляторная батарея, малогабаритный стартер с торцевым кол- лектором, электронная бесконтактная система за- жигания, система встроенных датчиков с прибора- ми, контролирующая работу важнейших систем автомобиля. Введен новый прибор эконометр, поз- воляющий подбирать наиболее экономичный режим движения. Помимо контрольных приборов, автомо- били оснащены специальной системой диагностики. Разъем для включения диагностического оборудо- вания станций технического обслуживания разме- щен под капотом. Он соединен со всеми контроль- ными точками системы электрооборудования. Система диагностики позволяет обследовать тех- ническое состояние генератора, регулятора нап- ряжения, системы зажигания, аккумуляторной ба- тареи и т.д. Электрический очиститель ветрового стекла имеет три режима работы два постоянных (но с разными скоростями движения щеток) и один прерывистый. На части выпускаемых автомобилей устанавливаются очистители фар. Для улучшения работы очистителей имеется смыватель стекол. Особенности устройства автомобиля ВАЗ-2109. Ав- томобиль ВАЗ-2109 (рис. 2) отличается oт авто- мобиля ВАЗ-2108 пятидверным кузовом и небольши- ми изменениями в системе питания двигателя. Двигатель оснащен заборником холодного воздуха, берущим воздух непосредственно под облицовкой радиатора. Он изтовлен из полипропилена и зак- реплен над радиатором системы охлаждения двига- теля. Забор ник соединен с торморегулятором воздушного фильтра полипрппилснцвым воздухово- дом каркас кузова другой формы, с двумя проема- ми для передних и задних допрей. Передние боко- вые двери и их механизмы имеют такое же устройство, как и двери автомобиля ВАЗ-2108 От- личие только в размерах Задние боковые двери подобны по конструкции передним, но незначи- тельно отличаются устройством замков дверей. Замки не запираются снаружи ключом и оснащены дополнительной блокировкой против открывания замка изнутри. Рычажок этой блокировки находит- ся на торце двери под наружным замком. Если пе- ред закрытием двери перевести рычажок вниз, то дверь изнутри открыть будет невозможно. Она от- кроется только наружной ручкой двери. Особен- ности устройства автомобиля ВАЗ-21081. На этом автомобиле устанавливается двигатель модели ВАЗ -21081 с уменьшенным рабочим объемом (1,1 л) и только четырехступенчатая коробка передач. Ку- зов и все остальные узлы и механизмы такие же, как на автомобиле ВАЗ-2108. Двигатель (по срав- нению с моделью 2108) имеет другие блок цилинд- ров, головку цилиндров, коленчатый и распреде- лительный валы. В связи с уменьшенным рабочим объемом двигателя устанавливается карбюратор с иными тарировочными данными, а также несколько измененная система выпуска отработавших газов. Особенности устройства автомобилей ВАЗ- 21083 и ВАЗ-21093. Эти автомобили отличаются от автомо- билей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 установкой более мощ- ного двигателя 21083 с рабочим объемом 1,5 л. Кроме того, на них применяется только пятисту- пенчатая коробка передач. На части автомобилей може1 быть установлена цифровая система зажига- ния. Двигатель 21083 имеет блок цилиндров с увеличенным диаметром цилиндров (82 мм). Также увеличен диаметр поршней и диаметры впускных клапанов и каналов в головке цилиндров. Карбю- ратор устанавливается с другими тарировочными данными. Особенности устройства автомобилей ВАЗ -21099. Автомобиль ВАЗ-21099 отличаются от всех вышеописанных автомобилей четырехдверным кузо- вом типа "седан". Кузов у него трехобъемный, т. е. разделен перегородками на три объема: мотор- ный отсек, салон и багажное отделение объемом 0.43 м*. По устройству и компоновке автомобиль ВАЗ-21099 полностью аналогичен автомобилю ВАЗ-21093 (кроме задней части кузова). На нем тоже устанавливается двигатель 21083 с рабочим объемом 1,5 л и пятиступенчатая коробка пере- дач. Возможна установка панели приборов.

1. Передний бампер;
2. Блок-фара;
3. Аккумуляторная батарея;
4. Радиатор системы охлаждения;
5. Заборник холодного воздуха;
6. Двигатель;
7. Бачок для жидкости смывателя стекол:
8. Воздушный фильтр;
9. Внутреннее зеркало зад нею вида;
10. Противосолнечный козырек;
11. Плафон освещения салона;
12. Запасное колесо;
13. Задний фонарь;
14. Задний бампер;
15. Основной глушитель;
16. Амортизатор задней подвески;
17. Задний тормоз;
18. Балка задней подвески:
19. Топливный бак:
20. Дополнительный глушитель;
21. Наружное зеркало заднею вида:
22. Боковой указатель поворота:
23. Рулевой механизм;
24. Передний тормоз;
25. Телескопическая стойка передней подвески.