|
||||
Для повышения эксплуатационных показателей ав-
томобиля, снижения расхода топлива в механичес-
ких ступенчатых коробках передач прежде всего
учитывается рациональный подбор количества пе-
редач, величины передаточных чисел, а также по-
вышение качества процесса переключения передач.
При этом последнему придается важное значение,
так как плавность переключения передач обеспе-
чивает повышение надежности узлов автомобиля и
снижение утомляемости водителя. Для этого все
передачи переднего хода в коробке передач синх-
ронизированы. Принцип действия синхронизатора
основан на выравнивании частот вращения вторич-
ного вала и свободно вращающихся на нем шесте-
рен постоянного зацепления. На рисунке справа
показан принцип действия синхронизатора при
включении IV передачи в следующем положении
муфты: 1. При нейтральном положении муфты 38
сухари 7 фиксатора находятся в центре пазов
ступицы 37 и не действуют на блокирующие кольца
36. Между выступами А блокирующего кольца и па-
зами ступицы имеется равномерный боковой зазор
"в", а между выступами А и сухарями 7 - зазор
"с" (см. "Работа синхронизатора"). И. При вклю-
чении IV передачи скользящая муфта, перемещаясь
в сторону шестерни 39, увлекает за собой сухари
7, которые упираются в выступы А блокирующего
кольца, т.е. зазор "с" выбирается. При дальней-
шем перемещении муфты сухари прижимают блокиру-
ющее кольцо к конической поверхности венца
синхронизатора шестерни 39. Под действием сил
трения между коническими поверхностями блокиру-
ющего кольца и венца синхронизатора и инерции
синхронизируемых масс блокирующее кольцо пово-
рачивается относительно ступицы до упора высту-
пов кольца в боковые стенки пазов ступицы, т.е.
зазор "в" выбирается, а с другой стороны увели-
чивается в два раза. И). Вследствие окружного
смещения блокирующего кольца на 1/4 шага боко-
вые скосы скользящей муфты упираются в боковые
скосы блокирующего кольца, и дальнейшее осевое
перемещение скользящей муфты 38 прекращается до
тех пор, пока не уравняются угловые скорости
шестерни 39 IV передачи и вторичного вала 15. В
этот момент прекращается трение фрикционных ко-
нусов блокирующего кольца и шестерни 39,
вследствие чего исчезает сила, прижимающая ско-
шенные поверхности зубьев муфты и кольца. IV.
Освобожденная муфта легко соединяется с венцом
блокирующего кольца, а затем и с венцом синхро-
низатора, соединяя его со ступицей. При пол-
ностью включенной передаче восстанавливаются
зазоры между сухарями и выступами А блокирующе-
го кольца и пазами ступицы. На рисунке слева
приведены схемы передачи крутящего момента при
включении всех передач. При нейтральном положе-
нии рычага переключения передач, работающем
двигателе и включенном сцеплении крутящий мо-
мент от двигателя передается через сцепление на
первичный вал 13 коробки передач. От ведущих
шестерен первичного вала крутящий момент пере-
дается на одноименные шестерни вторичного вала,
которые, не имея прямой связи с вторичным ва-
лом, будут свободно вращаться на нем. На глав-
ную передачу и дифференциал крутящий момент не
передается. При включении 1 передачи скользящая
муфта 33 синхронизатора, перемещаясь в сторону
шестерни 32, соединяет венец синхронизатора
шестерни 1 передачи со ступицей синхронизатора,
жестко связанной с вторичным валом. Крутящий
момент от шестерни 32 передается через муфту на
ступицу синхронизатора и от нее на вторичный
вал. Через шестерни 14 и 22 крутящий момент пе-
редается на дифференциал. Коробка дифференциа-
ла, вращаясь вместе с осью сателлитов, через
зубья сателлитов и полуосевых шестерен распре-
деляет крутящий момент по приводам передних ко-
лес. При включении И передачи муфта 33 соединя-
ет ведомую шестерню 34 11 передачи со ступицей
синхронизатора. и крутящий момент от шестерни
34 через скользящую муфту 33 передается на сту-
пицу синхронизатора и на вторичный вал. Третья
и четвертая передачи включаются другим синхро-
низатором. При включении III передачи муфта 38
соединяет шестерню 35 со ступицей синхронизато-
ра, а при включении IV передачи шестерню 39 со
ступицей того же синхронизатора. Крутящий мо-
мент через соединенные шестерню и ступицу пере-
дается на вторичный вал. Аналогично муфта 41
синхронизатора V передачи соединяет шестерню 40
со ступицей синхронизатора, а через нее с вто-
ричным валом. Заднюю передачу включают при пол-
ностью остановленном автомобиле. При выборе
заднего хода рычаг переключения передач переме-
щают влево до упора с увеличенным сопротивлени-
ем и вперед. При этом промежуточная шестерня 29
заднего хода соединяет ведущую шестерню заднего
хода первичного вала с зубчатым венцом скользя-
щей муфты 33 синхронизатора 1 и И передач. За
счет промежуточной шестерни передаваемый крутя-
щий момент изменяет свое направление. Одновре-
менно с включением задней передачи включается
свет заднего хода, так как вилка 27 нажимает на
шток включателя заднего хода, и цепь лампы сое-
диняется с источником тока. Четкое разделение
линий Ill-IV передач и заднего хода достигается
пружинным фиксатором 44 (см. рис. 17), который
обеспечивает резкое нарастание усилия выбора
задней передачи в начале и падение его в конце
хода выбора. Смазка деталей коробки передач
осуществляется разбрызгиванием масла зубчатыми
венцами шестерен. Для улучшения условий смазки
игольчатых подшипников шестерен вторичного вала
в шестернях между зубчатыми венцами просверлены
радиальные отверстия, по которым масло подается
к подшипникам.
1. Задняя крышка; 2. Ведущая шестерня V передачи; 3. Картер коробки передач; 4. Ведущая шестерня IV передачи; 5. Шарик фиксатора; 6. Пружина фиксатора; 7. Сухарь фиксатора; 8. Ведущая шестерня III передачи; 9. Ведущая шестерня 11 передачи; 10. Ведущая шестерня заднего хода; 11. Ведущая шестерня 1 передачи; 12. Картер сцепления; 13. Первичный вал коробки передач; 14. Ведущая шестерня главной передачи; 15. Вторичный вал; 16. Ось сателлитов; 17. Сателлит; 18. Полуосевая шестерня; 19. Сальник полуоси; 20. Шестерня привода спидометра; 21. Коробка дифференциала; 22. Ведомая шестерня главной передачи; 23. Шток выбора передач; 24. Рычаг штока выбора передач; 25. Трехплечий рычаг выбора передач; 26. Фиксатор вилки заднего хода; 27. Вилка заднего хода; 28. Выключатель фонаря заднего хода; 29. Промежуточная шестерня заднего хода; 30. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 31. Регулировочное кольцо; 32. Ведомая шестерня 1 передачи; 33. Скользящая муфта включения 1, 11 передач и заднего хода; 34. Ведомая шестерня 11 передачи; 35. Ведомая шестерня III передачи: 36. Блокирующее кольцо синхронизатора III и IV передач; 37. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 38. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 39. Ведомая шестерня IV передачи; 40. Ведомая шестерня V передачи; 41. Скользящая муфта синхронизатора V передачи; 42. А выступ блокирующего кольца; а, в, с зазоры; 43. 1.Схема работы синхронизатора; 44. 11.Нейтральное положение; 45. III.Начало включения; 46. IV.передачи; 47. IV.Завершение выравнивания угловых скоростей шестерни 39 и вала 15; 48. V.Полное включение IV передачи. |