|
||||
Для раскручивания коленчатого вала двигателя до
частоты, при которой он начнет работать (т.е.
для пуска двигателя), применяется стартер типа
29.3708. Он проворачивает коленчатый вал шес-
терней за зубчатый венец маховика. Мощность
стартера составляет 1,3 кВт при потребляемой
силе тока 260 А. Стартер представляет собой че-
тырехполюсный электродвигатель постоянного тока
со смешанным возбуждением, с дистанционным
электромагнитным включением и роликовой муфтой
свободного хода. Он состоит из следующих основ-
ных частей: корпуса 29, якоря с муфтой свобод-
ного хода и шестерней 2 привода, двух крышек 7
и 24 и тягового реле 10. Корпус и крышки соеди-
нены вместе двумя стяжными болтами. Внутри
стального корпуса 29 закреплены винтами четыре
стальных полюса 28 с катушками обмотки возбуж-
дения. Корпус вместе с полюсами и обмоткой
представляет собой статор стартера. Три катушки
обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря
последовательно, а одна (шунтовая) параллельно.
Поэтому возбуждение стартера и называется сме-
шанным. Оно позволяет получить большой крутящий
момент в заторможенном состоянии и сравнительно
низкую частоту вращения якоря на холостом ходу,
что уменьшает износ втулок подшипников и облег-
чает условия работы муфты свободного хода. Меж-
ду полюсами статора вращается якорь, собранный
на валу 1. Сердечник 26 якоря набран из пластин
электротехнической стали, напрессованных на
среднюю часть вала. По окружности сердечника
имеются продольные пазы, изолированные карто-
ном, в которых находится обмотка 25 якоря, вы-
полненная медной лентой. Концы обмотки припаяны
к пластинам коллектора и для большей надежности
зачеканены. Вал якоря вращается в двух металло-
керамических в-гудках. Задняя втулка 21 запрес-
сована в крышке 24, а передняя расположена в
картере сцепления и передний конец вала якоря
входит в нее при установке стартера в гнездо
картера сцепления. Особенностью стартера
29.3708 является торцевой коллектор 18, напрес-
сованный на заднюю часть вала якоря. Применение
его позволило уменьшить длину и "массу" старте-
ра. Кроме того, торцевой коллектор способствует
более стабильной и длительной работе щеточного
контакта. Коплмтос) выполнен в виде: пластмас-
сового диска с залитыми в нем медными пластина-
ми. На переднем конце вала якоря расположена
муфта свободного хода с шестерней 2 привода.
При пуске двигателя муфта передает крутящий мо-
мент от вала якоря на шестерню, а после пуска
разобщает шестерню и вал якоря, и поэтому вра-
щение маховика на вал не передается. В резуль-
тате якорь защищается от "разноса" повреждения
центробежными силами из-за чрезмерной частоты
вращения. Муфта состоит из наружного кольца 34,
приклепанного к ступице 35. и внутреннего коль-
ца, составляющего одно целое с шестерней 2. В
пазах наружного кольца находятся ролики 4 с
пружинами, плунжерами 38 и направляющими стерж-
нями 37. Все они вместе с наружным кольцом и
двумя упорными полукольцами завальцованы в
стальном кожухе 5. Пазы наружного кольца имеют
переменную ширину. В широкой части паза ролики
могут свободно вращаться, а в узкой части зак-
линиваются между наружным и внутренним кольцами
муфты. Тяговое реле прикреплено к крышке 7. С
его помощью дистанционно управляют включением
стартера. Реле замыкает цепь питания обмоток
якоря и статора, а также через рычаг 8 вводит
шестерню 2 в зацепление с венцом маховика. Реле
двухобмоточное, имеет втягивающую 11 и удержи-
вающую 12 обмотки, намотанные в одну сторону.
Начала обмоток припаяны к штекеру "50" на крыш-
ке реле. Конец удерживающей обмотки приварен к
фланцу реле (т.е. соединен с "массой"), а конец
втягивающей соединен с нижним контактным болтом
реле. Работа стартера. Стартер включается с по-
мощью вспомогательного реле типа 111.3747-10,
установленного в моторном отсеке. При повороте
ключа в положение 11 ("Стартер") замыкаются
контакты "30" и "50" выключателя зажигания, и
подается напряжение на обмотку вспомогательного
реле 40. Оно срабатывает, и через его замкнутые
контакты идет ток в обмотки тягового реле стар-
тера. Под действием этого тока возникает маг-
нитное усилие (около 10-12 кгс), втягивающее
якорь 9 до соприкосновения с сердечником 14.
Якорь втягивается и толкает шток 13 с контакт-
ной пластиной 15, которая замыкает контактные
болты 17. Размеры штока подобраны так, что за-
мыкание контактных болтов происходит еще до
соприкосновения якоря с сердечником, и при
дальнейшем ходе якоря сжимается пружина кон-
тактной пластины, сильнее прижимая ее к кон-
тактным бод1ам Одновременно якорь реле рычагом
8 передвигает вперед муф1у свободного хода с
шестерней 2 и вводит ее в зацепление с венцом
маховика. При замыкании контактных болтов втя-
гивающая обмотка реле обесточивается, так как
оба ее конца оказываются соединенными с "плю-
сом" аккумуляторной батареи 44. Но поскольку
якорь реле уже втянут, то для его удержания в
этом положении требуется сравнительно небольшой
магнитный поток, который обеспечивается одной
удерживающей обмоткой 12. Через замкнутые кон-
такты тягового реле идет ток, питающий обмотки
статора и якоря. Якорь стартера начинает вра-
щаться, и его вращение через винтовые шлицы пе-
редается ступице 35 и связанному с ней наружно-
му кольцу 34 муфты- Поскольку ролики 4 смещены
пружинами в узкую часть паза наружного кольца,
то они заклиниваются между наружным и внутрен-
ним кольцами муфты. Поэтому крутящий момент от
вала якоря передается через муфту и шестерню к
венцу маховика. После пуска двигателя маховик
начинает вращать шестерню стартера, и частота
вращения шестерни начинает превышать частоту
вращения якоря стартера. Внутреннее кольцо муф-
ты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в
широкую часть паза наружного кольца 34, сжимая
пружины плунжеров 38. В этой части паза ролики
свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий
момент от маховика двигателя не передается на
вал якоря стартера. При выключении стартера
контакты вспомогательного реле размыкаются, и
ток питания обмоток стартера идет по следующему
пути: "плюс" аккумуляторной батареи замкнутые
контакты тягового реле втягивающая И. а затем
удерживающая 12 обмотки тягового реле "масса".
Так как направление тока в витках обмоток про-
тивоположное, то магнитные потоки, создаваемые
обмотками, компенсируют друг друга, и сердечник
реле размагничивается. Якорь реле пружинами от-
жимается в исходное положение, и контакты реле
размыкаются, отключая питание обмоток якоря и
статора стартера. Одновременно якорь тягового
реле рычагом 8 передвигает муфту свободного хо-
да назад и выводит шестерню из зацепления с
венцом маховика. Якорь стартера тормозится си-
лами трения щеток о коллектор, и он быстро ос-
танавливается.
1. Вал якоря: 2. Шестерня привода; 3. Втулка шестерни; 4. Ролик муфты свободного хода; 5. Кожух муфты: 6. Ось рычага привода шестерни; 7. Крышка стартера со стороны привода; 8. Рычаг привода шестерни; 9. Якорь тягового реле; 10. Корпус тягового реле; 11. Втягивающая обмотка тягового реле; 12. Удерживающая обмотка тягового реле; 13. Шток тягового реле; 14. Сердечник тягового реле; 15. Контактная пластина; 16. Крышка тягового реле; 17. Контактные болты; 18. Торцевой коллектор; 19. Щетка; 20. Пружина щетки; 21. Втулка крышки стартера; 22. Кожух; 23. Стяжной болт; 24. Крышка стартера со стороны коллектора; 25. Обмотка якоря; 26. Сердечник якоря; 27. Обмотка статора: 28. Полюс статора; 29. Корпус стартера; 30. Ограничительный диск: 31. Поводковое кольцо: 32. Центрирующий диск: 33. Буферная пружина; 34. Наружное кольцо муфты свободного хода; 35. Ступица муфты свободного хода; 36. Ограничительное кольцо хода шестерни; 37. Направляющий стержень; 38. Плунжер; 39. Стартер; 40. Вспомогательное реле включения стартера; 41. Монтажный блок; 42. Выключатель зажигания: 43. Генератор; 44. Аккумуляторная батарея: 45. 1.Схема работы обгонной муфты. |