|
||||
Система смазки двигателя комбинированная, при
которой часть деталей смазывается под давлени-
ем, часть самотеком и разбрызгиванием. Емкость
системы смазки 3,5 л. Под давлением смазываются
коренные и шатунные подшипники коленчатого ва-
ла, опоры распределительного вала. Маслом, вы-
текающим из зазоров и разбрызгиваемым движущи-
мися деталями, смазываются стенки цилиндров,
поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы
в бобышках поршня, кулачки распределительного
вала, толкатели клапанов, а также стержни кла-
панов в их направляющих втулках. Система смазки
включает масляный картер 21, масляный насос с
редукционным клапаном 9 и маслоприемником 18,
систему масляных каналов, полно поточный фильтр
очистки масла с фильтрующим элементом 19, пере-
пускным клапаном 22 и противодренажным клапаном
17, указатель уровня масла 33 и маслоналивную
горловину. Давление масла контролируется датчи-
ком 8, который ввертывается в отверстие масля-
ной магистрали в головке цилиндров, соединяемой
с главной масляной магистралью в блоке цилинд-
ров. Давление должно быть 4,5 кгс/см* при час-
тоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Ми-
нимальное давление масла должно быть не менее
0,8 кгс/см* при 750-800 об/мин. При падении
давления масла ниже допустимого предела загора-
ется красным цветом контрольная лампа давления
масла и световое табло "STOP" в комбинации при-
боров. Циркуляция масла при работе двигателя
происходит следующим образом. Масляный насос,
расположенный на переднем конце коленчатого ва-
ла, засасывает масло через фильтрующую сетку
маслоприемника 18, приемную трубку и канал 12 в
корпус насоса и подает его по каналам 10 в бло-
ке цилиндров к полнопоточному фильтру. В филь-
тре масло очищается от механических примесей и
смолистых веществ. Отфильтрованное масло по ка-
налу 16 поступает в главную масляную магистраль
25, проходящую вдоль блока цилиндров, а оттуда
по каналам 24 в перегородках блока цилиндров
подводится к коренным подшипникам коленчатого
вала. Во вкладышах коренных подшипников имеются
по два отверстия, через которые масло проникает
в кольцевые канавки на внутренней поверхности
вкладышей. Из этих канавок часть масла идет на
смазку коренных подшипников, а другая часть по
каналам, просверленным в шейках и щеках колен-
чатого вала, к подшипникам нижних головок шату-
нов. Из бокового отверстия шатунного подшипника
струя масла попадает на зеркало цилиндра в мо-
мент совпадения отверстия подшипника с каналом
в шатунной шейке. Масло, снимаемое со стенок
цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия
в поршне отводится внутрь поршня и смазывает
опоры поршневого пальца в бобышках поршня. В
шатунных шейках коленчатого вала происходит
центробежная очистка масла от посторонних вклю-
чений, содержащихся в масле, которые скаплива-
ются в наклонных каналах под действием центро-
бежных сил в пространстве от отверстий в
шатунной шейке до заглушки масляного канала ко-
ленчатого вала. Из главной масляной магистрали
25 масло по вертикальным каналам 26 в блоке и
головке цилиндров подводится в масляную магист-
раль 6 головки цилиндров, а оттуда по каналам 5
к подшипникам распределительного вала. Вытекаю-
щим из подшипников распределительного вала мас-
лом смазываются рабочие поверхности кулачков и
толкателей клапанов. Масляный насос двигателя
собран в специальном корпусе, прикрепленном к
передней стенке блока цилиндров. Масляный насос
односекционный, шестеренчатый, с шестернями
внутреннего зацепления. Ведущая шестерня 13
масляного насоса устанавливается на переднем
конце коленчатого вала. Ведомая шестерня 15 на-
ходится в корпусе масляного насоса. Для обеспе-
чения необходимых зазоров между шестернями и
корпусом при изменении температуры корпус отли-
вается из чугуна, шестерни изготавливаются из
металлокерамики. В корпусе полость всасывания
отделяется от нагнетательной серпообразным выс-
тупом 14. Пара шестерен насоса вращается в кор-
пусе с зазором 0,03-0,08 мм по высоте и 0,10-0,
176 мм по диаметру ведомой шестерни. Предельно
допустимые зазоры в сопряжении равны 0,12- 0.15
мм по высоте и 0,30 мм по диаметру. При работе
двигателя (см. схему работы масляного насоса)
ведущая 13и ведомая 15 шестерни насоса всасыва-
ют масло и впадинами зубьев нагнетают его в
нагнетательную полость насоса. При давлении вы-
ше 4.5 кгс/см* открывается редукционный клапан
9, и часть масла перепускается из полости дав-
ления в полость всасывания насоса. Масляный
фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому
буртику на блоке. Герметичность соединения
обеспечивается резиновой прокладкой, установ-
ленной между крышкой фильтра и буртиком блока.
Масло поступает в фильтр по каналу 10 и, пройдя
бумажный фильтрующий элемент 19, выходит в
главную магистраль блока через центральное от-
верстие, штуцер крепления и канал 16. Фильтр
имеет противодренажный клапан 17, предотвращаю-
щий отекание масла из системы при остановке
двигателя, и перепускной клапан 22, который
срабатывает при засорении фильтрующего элемента
и перепускает масло помимо фильтра в масляную
магистраль. Система вентиляции картера двигате-
ля Принудительная вентиляция картера удаляет из
картера газы, пары бензина, отсасывая их во
впускной тракт и цилиндры двигателя, чем увели-
чивает срок службы масла и повышает долговеч-
ность двигателя. Кроме того, вентиляция картера
не допускает повышения давления в картере из-за
проникновения в него отработавших газов. А пос-
кольку система вентиляции закрытая, то исключа-
ется попадание картерных газов в салон автомо-
биля, и уменьшается выброс токсичных веществ в
атмосферу. Вентиляция осуществляется путем от-
соса картерных газов по вытяжному шлангу 32,
через сетку 31 маслоотделителя, шлангу 29 в
корпус воздушного фильтра, а также по шлангу 30
в задроссельное пространство карбюратора.
1. Патрубок отвода партерных газов в корпус воздушного фильтра; 2. Крышка маслоналивной горловины; 3. Патрубок отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора: 4. Патрубок вытяжного шланга; 5. Канал подачи масла к подшипникам распределительного вала; 6. Масляная магистраль в головке цилиндров: 7. Распределительный вал; 8. Датчик указателя давления масла; 9. Редукционный клапан насоса; 10. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 11. Передний сальник коленчатого вала; 12. Канал поступления масла от маслоприемника к насосу; 13. Ведущая шестерня масляного насоса; 14. Серпообразный выступ между шестернями; 15. Ведомая шестерня масляного насоса; 16. Канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль: 17. Противодренажный клапан; 18. Маслоприемник; 19. Картонный фильтрующий элемент; 20. Сливная пробка; 21. Масляный картер: 22. Перепускной клапан; 23. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному: 24. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25. Главная масляная магистраль; 26. Канал подачи масла в масляную магистраль головки блока; 27. Воздушный фильтр; 28. Карбюратор; 29. Шланг отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 30. Шланг отвода карьерных газов в задроссельное пространство карбюраюра; 31. Сетка маслоотделителя; 32. Вытяжной шланг картерных газов: 33. Указатель уровня масла; 34. 1.Схема работы масляного насоса; 35. 11.Схема вентиляции картера двигателя. |