|
||||
На автомобилях ВАЗ 21093 и ВАЗ-21099 могут ус-
танавливаться двигатели с системой распределен-
ного впрыска топлива, т.е. топливо впрыскивает-
ся четырьмя форсунками (по одной форсунке на
цилиндр) во впускную трубу, на впускные клапа-
ны. Здесь топливо испаряется, перемешивается с
воздухом и в виде горючей смеси поступает в ци-
линдры двигателя. Система впрыска топлива поз-
воляет снизить токсичность отработавших газов
при улучшении ездовых качеств автомобиля. Су-
ществуют две системы распределенного впрыска: с
обратной связью и без нее. Система с обратной
связью применяется, в основном, на экспортных
автомобилях. У нее в системе впуска устанавли-
вается нейтрализатор и датчик кислорода, кото-
рый и обеспечивает обратную связь. Датчик отс-
леживает концетрацию кислорода в отработавших
газах, а электронный блок управления по его
сигналам поддерживает такое соотношение воздух/
топливо, которое обеспечивает наиболее эффек-
тивную работу нейтрализатора. В качестве топли-
ва необходимо применять только неэтилированный
бензин. Применение этилированного бензина при-
ведет к повреждению нейтрализатора, датчика
кислорода и к отказу системы. В системе впрыска
без обратной связи не устанавливаются нейтрали-
затор и датчик кислорода, а для регулировки
концетрации СО в отработавших газах служит
СО-потенциометр. В этой системе не применяется
также система улавливания паров бензина. На
рис. 41 и 42 показано устройство именно этой
системы, так как она и будет в основном приме-
няться на автомобилях, продаваемых в России. А
в тексте ниже описываются узлы обеих систем и
даются особенности работы системы с обратной
связью. Нейтрализатор устанавливается в системе
выпуска отработавших газов перед дополнительным
глушителем. Он содержит два окислительных ката-
лизатора (ускорителя химической реакции) и один
восстановительный. Окислительные катализаторы
(платина и палладий) способствуют преобразова-
нию углеводородов в водяной пар, а окиси угле-
рода в двуокись углерода. Восстановительный ка-
тализатор (радий) способствует преобразованию
окислов азота в безвредный азот. В связи с тем,
что каталитическому нейтрализатору требуется
кислород для нейтрализации углеводородов и оки-
си углерода, и одновременно он должен отнимать
кислород для нейтрализации окислов азота, необ-
ходимо очень строго поддерживать баланс смеси
воздух/топливо (примерно 14,7:1), поступающей в
двигатель. Эту функцию выполняет электронный
блок управления. Электронный блок управления
(ЭБУ), расположенный под панелью приборов на
левой боковине кузова, является управляющим
центром системы впрыска топлива. Это специали-
зированный компьютер. Он непрерывно обрабатыва-
ет информацию от различных датчиков и управляет
системами, влияющими на токсичность отработав-
ших газов и на эксплуатационные показатели ав-
томобиля. ЭБУ выполняет также диагностическую
функцию системы впрыска топлива. Он может рас-
познавать неполадки в работе системы, предуп-
реждая о них водителя через контрольную лампу
"CHECK ENGINE". Кроме того, он хранит диагнос-
тические коды, указывающие области неисправнос-
ти, чтобы помочь специалистам в проведении ре-
монта. Воздушный фильтр установлен в передней
части моторного отсвка на резиновых фиксаторах.
Фильтрующий элемент 9 бумажный, с большой пло-
щадью фильтрующей поверхности. При замене филь-
трующего элемента его необходимо устанавливать
так, чтобы гофры были расположены параллельно
осевой линии автомобиля. Дроссельный патрубок
19 закреплен на ресивере. Он дозирует количест-
во воздуха, поступающего во впускную трубу.
Поступлением воздуха в двигатель управляет
дроссельная заслонка, соединенная с приводом
педали акселератора. В состав дроссельного пат-
рубка входят датчик 23 положения дроссельной
заслонки и регулятор 24 холостого хода. В про-
точной части дроссельного патрубка (перед дрос-
сельной заслонкой и за ней) находятся отверстия
отбора разрежения, необходимые для работы сис-
темы улавливания паров бензина. Если последняя
система не прменяется, то штуцер для продувки
адсорбера глушится резиновой заглушкой. Регуля-
тор 24 холостого хода регулирует частоту враще-
ния коленчатого вала на режиме холостого хода,
управляя количеством подаваемого воздуха в об-
ход закрытой дроссельной заслонки. Он состоит
из двухполюсного шагового электродвигателя и
соединеного с ним конусного клапана. Клапан
выдвигается или убирается по сигналам ЭБУ. Дат-
чик 23 положения дроссельной заслонки установ-
лен на корпусе 1 дроссельного патрубка и связан
с осью дроссельной заслонки. Датчик представля-
ет собой потенциометр, на один конец которого
подается напряжение питания 5 В, а другой конец
соединен с "массой". С третьего вывода потенци-
ометра (от ползунка) идет выходной сигнал к
ЭБУ.
1. Патрубок подачи воздуха; 2. Корпус воздушного фильтра; 3. Крышка воздушного фильтра; 4. Топливная рамка: 5. Форсунка; 6. Трубка слива топлива; 7. Трубка подачи топлива; 8. Регулятор давления; 9. Фильтрующий элемент: 10. Датчик массового расхода воздуха; 11. Электробензонасос с датчиком уровня топлива; 12. Шланг впускной трубы (соединяется с дроссельным патрубком); 13. Магистраль слива топлива. 14. Магистраль подачи топлива; 15. Шланг подвода партерных газов от крышки головки цилиндров; 16. Топливный бак; 17. Жгут проводов форсунок; 18. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 19. Дроссельный патрубок; 20. Топливный фильтр; 21. Трос привода дроссельной заслонки; 22. Шланг отсоса картерных газов на холостом ходу; 23. Датчик положения дроссельной заслонки: 24. Регулятор холостого хода; 25. Шланг подачи разрежения к регулятору давления; 26. Ресивер: 27. Пробка штуцера для присоединения манометра: 28. Датчик положения коленчатого вала; 29. Клапан регулятора давления: 30. Диафрагма регулятора давления; 31. Опорный кронштейн: 32. Впускная труба: 33. Поддерживающий кронштейн: 34. Шланг отвода жидкости от дроссельного патрубка; 35. Шланг подвода жидкости для подогрева дроссельного патрубка: 36. Шланг дпя отсоса паров бензина из адсорбера ; 37. Впускной клапан; 38. А.Отсос воздуха к дроссельному патрубку: 39. Б.Слив топлива в топливный бак, 40. С.Подвод топлива из топливной рампы. |