|
||||
Все контрольные приборы и контрольные лампы ав-
томобиля объединены в единый узел комбинацию
приборов типа 22.3801. Комбинаций приборов объ-
единяем в себе спидометр 16, эконометр 22,
вольтметр 19. указатель 20 уровня топлива и
указатель 18 температуры охлаждающей жидкости.
Кроме того, слева в отдельной секции размещены
контрольные лампы. Электрические соединения
между приборами, контрольными лампами и вывод-
ными штекерами выполнены методом печатного мон-
тажа на плате из фольгированного гетинакса.
Спидометр 16 крепится к корпусу комбинации при-
боров двумя винтами. Он имеет стрелочный указа-
тель скорости и два счетчика: суммирующий 23 и
суточный 17 пройденного пути, показания которо-
го можно устанавливать на нуль рукояткой, выне-
сенной на панель приборов. Механизмы спидометра
приводятся в действие гибким валом от привода,
установленного на картере сцепления. Один обо-
рот гибкого вала соответствует 1 м пройденного
пути. Эконометр, установленный в комбинации
приборов, служит для ориентировочного определе-
ния расхода топлива на данном режиме работы
двигателя. Он представляет собой вакуумметр,
измеряющий разрежение во впускной трубе двига-
теля, с которым непосредственно связан расход
топлива. Чем меньше открыты дроссельные заслон-
ки в карбюраторе, тем больше разрежение во
впускной трубе, а расход топлива меньше. И нао-
борот, при больших нагрузках на двигатель дрос-
сельные заслонки открываются почти полностью,
разрежение падает (стрелка эконометра переходит
в желтую зону шкалы), а расход топлива увеличи-
вается. Указатель температуры охлаждающей жид-
кости работает в паре с датчиком ТМ-106. Меха-
низм прибора состоит из пластмассового
разъемного каркаса 7, на котором намотаны ка-
тушки, и оси со стрелкой и дисковым постоянным
магнитом 10. В задней половине каркаса находит-
ся небольшой магнит 8, возвращающий дисковый
магнит со стрелкой в начало шкалы. Катушки име-
ют три обмотки, одна из которых намотана пер-
пендикулярно двум другим. Таким образом, на
дисковый магнит деиствуют три магнитных потока,
создаваемых тремя обмотками. В зависимости от
сопротивления датчика меняется величина силы
тока в обмотках катушек и поэтому меняются нап-
равление и величина суммарного магнитного пото-
ка, действующего на дисковый магнит. Полюса
этого магнита располагаются вдоль направления
суммарного магнитного потока и, соответственно,
стрелка отклоняется на определенный угол. Если
сопротивление датчика составляет 640-1320 Ом.
стрелка должна находиться в начале шкалы, при
сопротивлении 77-89 Ом в начале красной зоны, а
при сопротивлении датчика 40- 50 Ом отклоняться
до конца красной зоны шкалы. Датчик ТМ-Юб ука-
зателя температуры заворачивается в головку ци-
линдров с задней стороны двигателя. Чувстви-
тельным элементом в датчике является
терморезистор 1, изменяющий свое сопротивление
при изменении температуры. Терморезистор прижат
пружиной к донышку корпуса, т.е. одна его сто-
рона через корпус соединена с "массой". Другая
сторона через пружину соединена со штекером,
закрепленным в пластмассовой крышке 6. Указа-
тель уровня топлива имеет такое же устройство.
как и указатель температуры. Отличается данными
обмоток, точками крепления к печатной плате и
взаимным расположением дискового магнита и
стрелки. Указатель применяется в паре с датчи-
ком типа 24.3827, который устанавливается в
топливном баке. Этим датчиком включается также
контрольная лампа 21 резерва топлива, когда в
баке осталось 4-6,5 л. Датчик имеет проволочный
реостат 36, по которому скользит контакт 37,
управляемый поплавком. В зависимости от уровня
топлива поплавок поднимается или опускается и
перемещает подвижный контакт реостата, изменяя
сопротивление датчика. При сопротивлении датчи-
ка 285-335 Ом стрелка указателя должна нахо-
диться в начале шкалы, при 100-135 Ом в середи-
не шкалы, а при 7-25 Ом в конце шкалы.
Вольтметр имеет такой же принцип действия, как
и описанные выше приборы. При включенном зажи-
гании и неработающем двигателе вольтметр пока-
зывает напряжение на клеммах аккумуляторной ба-
тареи, а после пуска двигателя напряжение,
создаваемое генератором. Если при работающем
двигателе стрелка находится в красной зоне в
начале шкалы (8-11 В), то это указывает на раз-
ряд аккумуляторной батареи из-за слабого натя-
жения ремня привода генератора или неисправнос-
ти самого генератора. Красная зона в конце
шкалы соответствует 15-16 В. Если стрелка нахо-
дится в этой зоне, то неисправен регулятор нап-
ряжения генератора. Промежуточное положение
стрелки (между красными зонами) говорит о нор-
мальной работе генератора. Контрольная лампа 29
давления масла включается датчиком типа ММ-120,
который завернут в головку цилиндров двигателя
со стороны впускного и выпускного трубопрово-
дов. Если давление в системе смазки ниже 0.2-0,
6 кгс/см*, то подвижный контакт 41 датчика при-
жат пружиной к неподвижному 42, цепь питания
контрольной лампы замкнута, и лампа горит. Как
только давление масла превысит 0.2-0.6
кгс/см''. оно выгибает диафрагму 43 и, преодо-
левай сопротивление пружины, толкателем отжима-
ет подвижный контакт от неподвижного. Цепь пи-
тания контрольной лампы размыкается, и лампа
гаснет. Контрольные лампы тормозной системы.
Контрольная лампа 24 стояночного тормоза начи-
нает "мигать", когда замыкается выключатель 46,
расположенный под рычагом стояночного тормоза.
При этом ток протекает от штекера "12" белой
колодки комбинации приборов по двум цепям. Одна
цепь замыкается на "массу" по пути: штекер
"12" белой колодки контрольная лампа 24 штекер
"L" реле-прерывателя 49 и через замкнутые кон-
такты на штекер "+" по коричневому проводу с
голубой полоской к выключателю 46 и на "массу".
Другая цепь замыкается на "массу" по пути: ште-
кер "12" белой колодки штекер "-", обмотка ре-
лепрерывателя и через его замкнутые контакты к
штекеру "+" выключатель 46 - "масса". Ток, про-
текающий по обмотке реле-прерывателя, разогре-
вает ее. Биметаллическая пластинка реле-преры-
вателя от нагревания выгибается, и контакты
реле-прерывателя размыкаются. Ток в обеих цепях
прерывается, и лампа 24 гаснет. Биметаллическая
пластинка остывает и принимает прежнюю форму.
Контакты реле-прерывателя снова замыкаются,
включая контрольную лампу, и описанный цикл
повторяется с частотой 60-120 раз в минуту,
создавая мигание контрольной лампы стояночного
тормоза. С 1995 г. реле-прерыватель контрольной
лампы стояночного тормоза на автомобилях не
применяется и отсутствуют штекеры для подключе-
ния реле-прерывателя. Теперь проводники, кото-
рые раньше подводились к штекерам "+" и "L" ре-
ле, соединены между собой накоротко.
Одновременно с контрольной лампой 24 мигает и
лампа 30 "Stop", ток через которую идет от ште-
кера "12" белой колодки, через диоды к штекеру
"3" белой колодки, а затем по коричневым прово-
дам с голубой полоской к выключателю 46 и на
"массу". Контрольная лампа 26 уровня тормозной
жидкости включается датчиком 44, расположенным
в бачке главного цилиндра гидропривода тормо-
зов, когда уровень жидкости становится мини-
мально допустимым. При этом ток идет по цепи:
штекер "12" белой колодки комбинации приборов
лампа 26 по розовым проводам с голубой полоской
к датчику 44 "масса". Одновременно загорается и
лампа 30 "Stop", ток через которую идет по па-
раллельной цепи через диод.
1. Терморезистор. 2. Контактная пяружина; 3. Головка цилиндров; 4. Бумажный изоляционный патрон; 5. Корпус датчика; 6. Крышка датчика; 7. Каркас с катушками указателя; 8. Магнит возврата стрелки к началу шкалы; 9. Термокомпенсационный резистор; 10. Постоянный магнит; 11. Контрольная лампа наружного освещения; 12. Контрольная лампа противотуманного света: 13. Резервная контрольная лампа; 14. Контрольная лампа дальнего света фар; 15. Контрольная лампа обогрева заднего стекла: 16. Спидометр; 17. Суточный счетчик пройденного пути. 18. Указатель температуры охлаждающей жидкости; 19. Вольтметр; 20. Указатель уровня топлива; 21. Контрольная лампа резерва топлива; 22. Эконометр; 23. Суммирующий счетчик пройденного пути; 24. Контрольная лампа стояночного тормоза; 25. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 26. Контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 27. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 28. Контрольная лампа аварийной сигнализации; 29. Контрольная лампа давления масла; 30. Контрольная лампа табло "Stop"; 31. Контрольная лампа указателей поворота: 32. Лампа освещения комбинации приборов; 33. Гнездо для установки реле-прерывателя контрольной лампы стояночного тормоза; 34. Датчик указателя уровня и резерва топлива; 35. Контакт сигнализации о резерве топлива; 36. Реостат датчика. 37. Подвижный контакт реостата: 38. Зй. Рычаг с поплавком; 39. Воздушный фильтр датчика давления масла; 40. Пружина подвижного контакта. 41. Подвижный контакт датчика; 42. Неподвижный контакт (соединен с "массой"); 43. Диафрагма; 44. Датчик уровня тормозной жидкости. 45. Наконечники проводов к датчикам износа тормозных колодок: 46. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 47. Монтажный блок, 48. Комбинация приборов; 49. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза: 50. 1.Указатель температуры охлаждающей жидкости: 51. 11.Комбинация приборов; 52. 111.Схема соединений комбинации приборов (вид с обратной стороны); 53. IV.Указатель уровня топлива; 54. V.Контрольная лампа давления масла; 55. VI.Схема включения контрольных ламп тормозной системы; 56. VII.Порядок условной нумерации штекеров в колодках комбинации приборов. |