|
||||
Газораспределительный механизм обеспечивает на-
полнение цилиндров двигателя свежим зарядом го-
рючей смеси и выпуск отработавших газов в соот-
ветствии с требованиями рабочего процесса в
каждом из цилиндров двигателя. Этот механизм
характеризуется верхним рядным расположением
клапанов. Распределительный вал 18, управляющий
открытием и закрытием клапанов, расположен в
головке цилиндров и приводится во вращение от
коленчатого вала зубчатым ремнем 3. Клапаны
приводятся в действие непосредственно кулачками
распределительного вала через цилиндрические
толкатели 29 без промежуточных рычагов. В гнез-
де толкателя находится шайба 30, подбором кото-
рой регулируется зазор в клапанном механизме.
Эластичный зубчатый ремень приводит во вращение
и шкив 4 насоса охлаждающей жидкости. Ролик 5
служит для натяжения ремня. Он вращается на эк-
сцентричной оси 6, прикрепленной к головке ци-
линдров. Поворачивая ось 6 относительно шпильки
крепления, изменяют натяжение ремня. Натяжение
ремня считается нормальным, если в средней час-
ти ветви между шкивами распределительного и ко-
ленчатого валов ремень закручивается усилием
пальцев в 1,5-2 кгс. Благодаря строгой ориента-
ции шпоночных пазов в ведущем 2 и ведомом 9
шкивах относительно зубьев и соответствующего
зацепления их с зубчатым ремнем обеспечиваются
требуемые фазы газораспределения. Проверка пра-
вильного взаимного расположения шкивов привода
производится следующим образом: коленчатый вал
поворачивается до положения, при котором пор-
шень первого цилиндра находится в ВМТ такта
сжатия (оба клапана закрыты, а метка на шкиве
коленчатого вала совмещена с меткой 13 на крыш-
ке масляного насоса). При этом метка 8 должна
совпадать с меткой 7 на задней крышке зубчатого
ремня, а метка на маховике должна находиться
против среднего деления шкалы на картере сцеп-
ления. Если метки не совпадают, то ослабляют
ремень натяжным роликом, снимают со шкива расп-
ределительного вала, корректируют положение
шкива, снова надевают ремень на шкив и слегка
натягивают натяжным роликом. Опять проверяют
совпадение установочных меток, провернув колен-
чатый вал на два оборота по часовой стрелке. Не
допускается проворачивать коленчатым и распре-
делительный валы двигателей 2108 и 21081, если
не установлен ремень привода распределительного
вала, т.к. поршни в ВМТ упрутся в клапаны, и
детали двигателя будут повреждены. Кроме того,
коленчатый вал допускается проворачивать только
за борт крепления шкива привода генератора и
только в сторону затягивания болта (по часовой
стрелке). Не допускается проворачивать коленча-
тый вал за шкив распределительного вала или за
болт его крепления. Распределительный вал, от-
литый из чугуна, имеет пять опорных шеек, кото-
рые вращаются в гнездах, выполненных в головке
цилиндров и в корпусах 15 и 16 подшипников
распределительного вала. На валу имеется экс-
центрик 17 для привода топливного насоса. Зад-
ний торец распределительного вала имеет паз для
соединения с датчикомраспределителем зажигания
двигателя. От осевых перемещений распредели-
тельный вал удерживается упорным буртиком вала,
располагаемым между торцом задней опоры вала и
корпусом вспомогательных агрегатов. Для повыше-
ния износостойкости рабочие поверхности кулач-
ков, эксцентрика и поверхность под сальник от-
беливаются. Глубина отбеленного слоя не менее
0,2 мм. Клапаны (впускной 24 и выпускной 26),
служащие для периодического открытия и закрытия
отверстий впускных и выпускных каналов, распо-
ложены в головке цилиндров наклонно в ряд.
Впускной клапан изготовлен из хромокремнистой
стали. Его головка имеет больший диаметр для
лучшего наполнения цилиндра. Выпускной клапан
выполнен составным: стержень из хромоникельмо-
либденовой стали с лучшей износостойкостью на
трение и хорошей теплопроводностью для отвода
тепла от головки клапана к его направляющей
втулке, а головка из жаропрочной хромоникель-
марганцовистой стали. Кроме того, рабочая фаска
выпускного клапана, работающая при высоких тем-
пературах в агрессивной среде отработавших га-
зов, имеет наплавку из жаростойкого сплава.
Направляющие втулки клапанов изготовлены из чу-
гуна, запрессованы в головку цилиндров и от
возможного выпадания удерживаются стопорными
кольцами 27. Отверстия во втулках окончательно
обрабатываются в сборе с головкой цилиндров,
'что обеспечивает узкий допуск на диаметр от-
верстия и точность его расположения по отноше-
нию к рабочим фаскам седла и клапана. В отверс-
тиях направляющих втулок имеются спиральные
канавки для смазки. У втулок впускных клапанов
канавки нарезаны до половины длины отверстия, а
у втулок выпускных клапанов - по всей длине от-
верстия. Сверху на направляющие втулки надева-
ются колпачки 28 из фторкаучуковой резины со
стальным арматурным кольцом, которые охватывают
стержень клапана и служат для уменьшения про-
никновения масла в камеру сгорания через зазоры
между направляющей втулкой и стержнем клапана.
Пружины (наружная 21 и внутренняя 22) прижимают
клапан к седлу и не позволяют ему отрываться от
привода. Пружины нижними концами опираются на
опорную шайбу 23. Верхняя опорная тарелка 20
пружин удерживается на стержне клапана двумя
сухарями 19. имеющими в сложенном виде форму
усеченного конуса. Сухари имеют три внутренних
буртика, которые входят в выточки на стержне
клапана. Такая конструкция обеспечивает как на-
дежное соединение, так и поворот клапанов при
работе, благодаря чему они изнашиваются равно-
мернее. Толкатели 29 предназначены для передачи
усилия от кулачков распределительного вала к
клапанам. Толкатели изготовлены в виде цилинд-
рических стаканов и находятся в направляющих
головки цилиндров. В торцевом углублении толка-
теля размещается регулировочная шайба 30 опре-
деленной толщины, обеспечивающая необходимый
зазор между кулачком распределительного вала и
толкателем с шайбой. Шайбы сделаны из стали 20Х
и для увеличения твердости поверхности подверг-
нуты нитроцементации. В запасные части постав-
ляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,
5 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина
шайбы маркируется на ее поверхности. Шайбу не-
обходимо устанавливать в толкатель маркировкой
вниз. При работе двигателя толкатели все время
провертываются вокруг своих осей, что необходи-
мо для их равномерного износа. Вращение толка-
телей достигается за счет смещения оси кулачка
относительно оси толкателя на 1 мм.
1. Шкив на полипчатом валу для привода генератора; 2. Зубчатый шкив на коленчатом валу для привода распределительного вала; 3. Зубчатый ремень привода распределительного вала; 4. Шкив насоса охлаждающей жидкости; 5. Натяжной ролик; 6. Эксцентриковая ось натяжного ролика; 7. Установочная метка (усик) на задней крышке зубчатого ремня; 8. Установочная метка на шкиве распределительного вала; 9. Шкив распределительного вала; 10. Метка опережения зажигания на 5' на передней крышке зубчатого ремня; 11. Метка опережения зажигания на О'; 12. Метка ВМТ на шкиве привода генератора; 13. Установочная метка на крышке масляного насоса; 14. Метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала: 15. Передний корпус подшипников распределительного вала; 16. Задний корпус подшипников распределительного вала; 17. Эксцентрик на распределительном валу для привода топливного насоса; 18. Распределительный вал: 19. Сухари клапана; 20. Тарелка клапана; 21. Наружная пружина клапана; 22. Внутренняя пружина клапана; 23. Опорная шайба пружин; 24. Впускной клапан; 25. Направляющие втулки клапана; 26. Выпускной клапан; 27. Стопорное кольцо; 28. Маслоотражательный колпачок; 29. Толкатель клапана; 30. Регулировочная шайба; 31. Головка цилиндров; 32. Седло клапана; 33. Дистанционное кольцо; 34. 1.Проверка натяжения ремня; 35. 11.Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров; 36. III.Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного |