|
||||
Кривошипно-шатунный механизм служит для преоб-
разования поступательного движения поршня под
действием энергии расширения продуктов сгорания
топлива во вращательное движение коленчатого
вала. Механизм состоит из поршня с поршневыми
кольцами и пальцем, шатуна, коленчатого вала и
маховика. Поршень 4 отливается из высокопрочно-
го алюминиевого сплава. Поскольку алюминий име-
ет высокий температурный коэффициент линейного
расширения, то для исключения опасности закли-
нивания поршня в цилиндре в головке поршня над
отверстием для поршневого пальца залита термо-
регулирующая стальная пластина 5. Поршни,
так-же как и цилиндры, по наружному диаметру
сортируются на пять классов: Измерять диаметр
поршня для определения его класса можно только
в одном месте: в плоскости, перпендикулярной
поршневому пальцу на расстоянии 51,5 мм от дни-
ща поршня. В остальных местах диаметр поршня
отличается от номинального, т.к. наружная по-
верхность поршня имеет сложную форму. В попе-
речном сечении она овальная, а по высоте кони-
ческая. Такая форма позволяет компенсировать
неравномерное расширение поршня из-за неравно-
мерного распределения массы металла внутри
поршня. На наружной поверхности поршня нанесены
кольцевые микроканавки глубиной до 14 микрон.
Такая поверхность способствует лучшей приработ-
ке поршня, так как в микроканавках задерживает-
ся масло. В нижней части бобышек под поршневой
палец имеются отверстия для прохода масла к
поршневому пальцу. Для улучшения условий смазки
в верхней части отверстий под палец сделаны два
продольных паза шириной 3 мм и глубиной 0,7 мм,
в которых накапливается масло. Ось отверстия
под поршневой палец смещена на 1,2 мм от диа-
метральной плоскости поршня в сторону располо-
жения клапанов двигателя. Благодаря этому пор-
шень всегда прижат к одной стенке цилиндра, и
устраняются стуки поршня о стенки цилиндра при
переходе его через ВМТ. Однако, это требует ус-
тановки поршня в цилиндр в строго определенном
положении. При сборке двигателя поршни устанав-
ливаются гак, чтобы стрелка на днище поршня бы-
ла направлена в сторону передней части двигате-
ля. По массе поршни сортируются на три группы:
нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на
5 г. Этим группам соответствует маркировка на
днище поршня: "Г", "+" и На двигателе все порш-
ни должны быть одной группы по массе, чтобы
уменьшить вибрации из-за неодинаковых масс
возвратно-поступательно движущихся деталей. В
запасные части поставляются поршни номинального
размера только трех классов: А, С и Е. Этого
достаточно для подбора поршня к любому цилиндру
при ремонте двигателя, так как поршни и цилинд-
ры разбиты на классы с некоторым перекрытием.
Например, к цилиндрам классов В и О может по-
дойти поршень класса С. Главное при подборе
поршня обеспечить необходимый монтажный зазор
между поршнем и цилиндром 0,025-0,045 мм. Кроме
поршней номинального размера в запасные части
поставляются и ремонтные поршни с увеличенным
на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. На днищах
ремонтных поршней ставится маркировка в виде
квадрата или треугольника. Треугольник соот-
ветствует увеличению наружного диаметра на 0,4
мм. а квадрат на 0,8 мм. Поршневой палец 10
стальной, трубчатого сечения, запрессован в
верхнюю головку шатуна и свободно вращается в
бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы
сортируются на три категории через 0,004 мм со-
ответственно категориям поршней. Торцы пальцев
окрашиваются в соответствующий цвет: синий пер-
вая категория, зеленый вторая и красный третья.
Поршневые кольца обеспечивают необходимое уп-
лотнение цилиндра и отводят тепло от поршня к
его стенкам. Кольца прижимаются к стенкам ци-
линдра под действием собственной упругости и
давления газов. На поршне устанавливаются три
чугунных кольца два компрессионных 7, 8 (уплог-
няюших) и одно (нижнее) маслосъемное 6, которое
препятс*нуе1 попаданию масла в камеру сгораний.
Верхнее компрессионное кольцо 8 рабогает в ус-
ловиях высокой температуры, агрессивного ноз-
действия продуктов сгораний и недостаточной
смазки, поэтому для повышения износоустойчивос-
ти наружная поверхность хромирована и для улуч-
шения прирабатываемости имеет бочкообразную
форму образующей. Нижнее компрессионное кольцо
7 имеет снизу проточку для собирания масла при
ходе поршня вниз, выполняя при этом дополни-
тельную функцию маслосбрасывающего кольца. По-
верхность кольца для повышения износоустойчи-
вости и уменьшения трения о стенки цилиндра
фосфатируется. Маслосъемное кольцо имеет хроми-
рованные рабочие кромки и проточку на наружной
поверхности, в которую собирается масло, снима-
емое со стенок цилиндра. Внутри кольца устанав-
ливается стальная витай пружина, которая разжи-
мает кольцо изнутри и прижимает его к стенкам
цилиндра. Кольца ремонтных размеров изготавли-
ваются (так же, как и поршни) с увеличенным на
0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. Шатун является
стальным, обрабатывается вместе с крышкой, и
поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы.
Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны,
на них клеймится номер цилиндра, в который они
устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и
крышке должны находиться с одной стороны. Ко-
ленчатый вал 25 отливается из высокопрочного
специального чугуна и состоит из шатунных и ко-
ренных шлифованных шеек. Для уменьшения дефор-
маций при работе двигателя вал сделан пятиопор-
ным и с большим перекрытием коренных и шатунных
шеек. В теле вала просверлены каналы 14 для по-
дачи масла от коренных шеек к шатунным. Техно-
логические выводы каналов закрыты колпачковыми
заглушками 26. Для уменьшения вибраций двигате-
ля вал снабжен противовесами, отлитыми заодно
целое с валом. Они уравновешивают центробежные
силы шатунной шейки, шатуна и поршня, которые
возникают при работе двигателя. Кроме того, для
уменьшения вибраций коленчатый вал еще динами-
чески балансируют, высверливая металл в проти-
вовесах.
1. Крышка шатуна; 2. Болт крепления крышки шатуна, 3. Шатун: 4. Поршень; 5. Терморегулирующая пластина поршня; 6. Маслосъемное кольцо; 7. Нижнее компрессионное кольцо; 8. Верхнее компрессионное кольцо; 9. Разжимная пружина: 10. Поршневой палец; 11. Вкладыш шатунного подшипника; 12. Упорные полукольца среднего коренного подшипника; 13. Вкладыши коренного подшипника; 14. Каналы для подачи масла от коренного подшипника к шатунному: 15. Держатель заднего сальника коленчатого вала: 16. Задний сальник коленчатого вала: 17. Штифт для датчика ВМТ: 18. Метка (лунка) ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндра; 19. Шкала в люке картера сцепления: 20. Метка ВМ-Г поршней l-гo и 4-го цилиндров на ободе маховика; 21. Шайба болтов крепления маховика: 22. Установочный штифт сцепления: 23. Зубчатый обод маховика: 24. Маховик; 25. Коленчатый вал; 26. Заглушка масляных каналов коленчатого вала; 27. Передний сальник коленчатого вала (запрессован в крышку масляною насоса); 28. . Зубчатый шкив привода распределительного вала; 29. Шкив привода генератора: 30. А.Маркировка категории поршня по отверстию для поршневою пальца: 31. В.Маркировка класса поршня по наружному диаметру; 32.С. Маркировка ремонтною размера поршня, 33. D.Установочная метка; 34. 1.Метки для установки момента зажигания; 35. 11.Маркировка крышек коренных подшипников коленчатого вала (счет опор ведется от |