|
|
|||
Переднеприводной автомобиль характеризуется
прежде всего тем, что передние управляемые ко-
леса одновременно являются ведущими. Для пово-
рота ведущих колес на валах (полуосях) привода
располагаются шаровые шарниры, которые должны
допускать поворот колес без изменения скорости
их вращения. Этому условию удовлетворяют карда-
ны равных угловых скоростей (синхронные шаровые
шарниры). Обычный карданный шарнир в этих усло-
виях быстро выходит из строя, так как при отк-
лонениях его ведущего и ведомого звеньев созда-
ется неравномерная по угловой скорости передача
вращения на ведомое звено. Это вызывает перег-
рузку валов привода и быстрый износ карданного
шарнира. У современных переднеприводных автомо-
билей для привода передних колес применяются
полуоси с двумя синхронными шаровыми шарнирами:
у ведущего колеса жесткого типа (с угловой сте-
пенью свободы), а у силового агрегата - универ-
сального типа (с угловой и осевой степенью сво-
боды). Применяемый на автомобиле привод
передних колес компактен и надежен. Его долго-
вечность при правильной эксплуатации автомобиля
высокая. Это обеспечивается совершенством конс-
трукции шарниров, подбором улучшенных материа-
лов, точностью изготовления деталей, хорошей
герметичностью шарниров и применением специаль-
ной смазки. Приводы правого 1 и левого 3 колес
имеют одинаковую конструкцию и отличаются вала-
ми, который у привода левого колеса сплошной, а
у правого - трубчатый, а также длиной. Послед-
нее объясняется смещением коробки передач в ле-
вую сторону от оси автомобиля. Привод каждого
колеса состоит из двух карданных шарниров рав-
ных угловых скоростей и вала. Наружный шарнир,
соединенный со ступицей колеса, состоит из кор-
пуса 13, сепаратора 6, внутренней обоймы 4 и
шести шариков. В корпусе шарнира и в обойме вы-
полнены радиусные дорожки качения, кривизна ко-
торых имеет меридианальное направление. В этих
дорожках располагаются шарики, соединяющие меж-
ду собой корпус 4 и внутреннюю обойму 6. Шарики
помещены в окнах сепаратора 7 и удерживаются им
в одной плоскости. Вследствие этого происходит
центрация внутренней обоймы и корпуса шарнира.
Рабочий угол поворота наружного шарнира до 42'.
Внутренняя обойма насажена на шлицы вала 8 до
упора в кольцо И. Удерживается обойма на шлицах
вала стопорным кольцом 5. Сепаратор имеет сфе-
рическую поверхность и окна под шарики. Он
обеспечивает синхронность вращения соединяемых
шарниром валов за счет установки шариков в бес-
секторной плоскости угла пересекающихся осей
звеньев шарнира, то есть выполняет роль делите-
ля. Вследствие этого, независимо от угла пово-
рота шарнира. шарики всегда удерживаются в
плоскости постоянной частоты вращения. Одновре-
менно через сепаратор передается крутящий мо-
мент. Для герметизации полости шарнира применя-
ется гофрированный резиновый чехол 10, который
на корпусе шарнира и на валу 12 привода колеса
крепится хомутами 9 и 13. Герметичность мест
посадки чехла обеспечивается кольцевыми канав-
ками на корпусе шарнира, в которые вдавливается
чехол при затягивании хомута. С другой стороны
канавки выполнены в самом чехле, они создают
лабиринтное уплотнение. Осевое фиксирование
чехла на валу достигается упорными буртиками на
валу привода. Стягивающие хомуты выполнены из
стальной ленты, на которой выштампованы три
гнезда и один фиксирующий зуб. Два гнезда слу-
жат для стягивания хомута специальным приспо-
соблением, в третье заходит фиксирующий зуб. На
шлицевой наконечник корпуса шарнира насаживает-
ся ступица переднего колеса. Она крепится само-
контрящейся гайкой. Внутренний шарнир соединя-
ется с полуосевой шестерней дифференциала. Он
имеет незначительные конструктивные отличия по
сравнению с наружным шарниром. Это прежде всего
тем, что дорожки в корпусе шарнира и в обойме
выполнены прямыми, а не радиусными, что позво-
ляет деталям шарнира перемещаться в продольном
направлении. Это необходимо для компенсации пе-
ремещений, вызванных колебаниями передней под-
вески и силового агрегата. Продольное перемеще-
ние обоймы в корпусе шарнира ограничивается с
одной стороны проволочным фиксатором 16, с дру-
гой - пластмассовым буфером 18. Фиксатор уста-
новлен в канавку корпуса шарнира, а буфер в то-
рец вала привода колеса. Хвостовик корпуса
шарнира соединяется при помощи шлиц с полуосе-
вой шестерней дифференциала. Полуосевая шестер-
ня удерживается на шлицах вала стопорным коль-
цом 23. Защита деталей шарнира от воздействия
влаги и грязи осуществляется таким же образом,
как и у наружного шарнира. При сборке карданных
шарниров в них закладывается специальная смазка
ШРУС-4. При эксплуатации автомобиля замена
смазки не производится, если чехлы обеспечивают
герметичность шарниров. Приводы передних колес
работают в наиболее тяжелых и неблагоприятных
условиях, так как они расположены в зоне наи-
большего воздействия влаги и грязи и передают
крутящий момент на колеса под постоянно изменя-
ющимися углами и нагрузками. Высокая точность
изготовления деталей шарниров, применение высо-
кокачественных материалов и смазки обеспечивают
надежную работу узла и в этих условиях, но
только при сохранении герметичности шарниров.
Поэтому необходимо периодически проверять сос-
тояние защитных чехлов и хомутов, чтобы своев-
ременно обнаружить на них трещины, деформации
или следы задевания о дорожное покрытие и при-
нять меры по их замене. Этим самым предупрежда-
ется преждевременное изнашивание шарниров.
1. Привод правого переднего колеса; 2. Коробка передач; 3. Привод левого переднего колеса; 4. Корпус наружного шарнира; 5. Стопорное кольцо обоймы шарнира; 6. 18.Обойма шарнира; 7. 19.Сепаратор шарнира; 8. 17.Шарик шарнира; 9. Наружный хомут чехла; 10. 15.Защитный чехол шарнира; 11. Упорное кольцо; 12. 14.Вал привода левого колеса; 13. Внутренний хомут чехла; 14. Фиксатор внутреннего шарнира; 15. 20.Стопорное кольцо обоймы внутреннего шарнира; 16. 21.Буфер вала; 17. 22.Корпус внутреннего шарнира; 18. 23.Стопорное кольцо полуосевой шестерни. |