|
||||
Тормозные механизмы колес создают непосредс-
твенное сопротивление движению автомобиля, воз-
действуя на задние и передние колеса через тор-
мозные барабаны или диски. Тормозной механизм
переднего колеса в сборе крепится на поворотном
кулаке 2. Он состоит из направляющей 1 колодок,
"плавающего" суппорта 4, двух тормозных колодок
13 и тормозного диска 16. Направляющая колодок
закреплена вместе с передним защитным кожухом 3
двумя болтами на фланце поворотного кулака 2.
Болты крепления направляющей удерживаются от
проворачивания отгибанием лепестков защитного
кожуха 3 на грани болтов. Направляющая колодок
отлита из вы- сокопрочного чугуна и имеет про-
дольный паз, через который проходит тормозной
диск 16 и два боковых проема, в которых разме-
щены тормозные колодки 13. К направляющей коло-
док шарнирно на осях 17 крепятся два прижимных
рычага 14. В осях прижимных рычагов с внутрен-
ней стороны колеса установлены шплинты. На
длинное плечо прижимного рычага действуют две
пружины 21, установленные в сверлениях направ-
ляющей 1 колодок. Суппорт 4 переднего тормозно-
го механизма представляет собой П-образную ско-
бу, отлитую из высоко- прочного чугуна. В
суппорте имеется паз, в который запрессован
блок цилиндров 12. От смещения вдоль паза блок
удерживается подпружиненным фиксатором 19, ко-
торый вместе с пружиной 20 установлен в гнезде
блока цилиндров, а конусной частью заходит в
гнездо суппорта. В верхней и нижней частях суп-
порт имеет направляющие скосы, которые зажаты
между направляющей 1 колодок и прижимными рыча-
гами 14. Опорой для суппорта являются тормозные
колодки, радиус которых равен радиусу опорной
поверхности суппорта. Такое крепление позволяет
суппорту "плавать", т.е. при торможении переме-
щаться вдоль направляющих скосов прижимных ры-
чагов 14 и направляющей 1 колодок. Отлитый из
алюминиевого сплава блок цилиндров состоит из
трех цилиндров, из которых два нижних соединены
между собой каналом и входят в контур привода
передних тормозов, а верхний цилиндр - в контур
привода задних тормозов. Первый контур условно
назовем первичным, а второй вторичным. Так как
в оба контура входят цилиндры переднего тормо-
за, то в случае нарушения герметичности любого
контура будут продолжать действовать более эф-
фективные передние тормозные механизмы колес. В
каждом цилиндре установлен стальной полый пор-
шень 7, наружная поверхность которого хромиро-
вана. В канавке цилиндра расположено уплотни-
тельное кольцо 8, которое не только уплотняет
зазор между поршнем и цилиндром, но и обеспечи-
вает автоматическое регулирование зазора между
диском и тормозными колодками, о чем будет ска-
зано при описании работы тормозного механизма.
Полость цилиндра со стороны тормозной колодки
защищена резиновым колпачком И, наружная кромка
которого входит в выточку цилиндра, а внутрен-
няя охватывает хвостовик поршня. Для удаления
воздуха из первичного контура и передней ветви
вторичного контура в блок цилиндров ввернуты
два штуцера 6, которые закрыты резиновыми кол-
пачками. Тормозной диск 16, отлитый из серого
чугуна, крепится пятью болтами к ступице перед-
него колеса. Болты крепления запрессованы в от-
верстия фланца ступицы. На этих же болтах кре-
пится диск переднего колеса. Рабочая
поверхность тормозного диска, проходящая через
продольный паз направляющей колодок, расположе-
на между тормозными колодками 13. При торможе-
нии давление, возникающее в гидравлическом при-
воде, через поршни 7 перемещает внутреннюю
тормозную колодку относительно направляющей 1
колодок и суппорта и прижимает ее к тормозному
диску. Одновременно давление жидкости, действуя
на днище блока цилиндров 12, перемещает блок
цилиндров вместе с суппортом 4 по скосам нап-
равляющей 1 и прижимных рычагов 14. При этом
суппорт перемещает наружную колодку относитель-
но направляющей и прижимает ее к тормозному
диску. Так как давление жидкости на поршни и на
днище блока цилиндров одинаково, то обе тормоз-
ные колодки прижимаются к диску с одинаковым
усилием. Тормозной механизм заднего колеса
смонтирован на опорном щите 51, который крепит-
ся к фланцу балки заднего моста. В нижней части
щита двумя заклепками 45 крепится пакет плас-
тин, из которых пластина 47 служит опорой для
тормозных колодок, а накладки 44 ограничивают
боковое смещение нижних частей колодок. В верх-
ней части щита крепится двумя болтами колесный
тормозной цилиндр 34. Тормозная жидкость подво-
дится в цилиндр через штуцер 32, воздух из при-
вода тормозного механизма удаляется через шту-
цер 33. С обеих сторон в цилиндр вставлены
поршни 25 сборе с уплотнителями 26 и деталями
автоматического устройства для регулирования
зазора в тормозном механизме. Основным элемен-
том автоматического устройства является разрез-
ное упорное кольцо 30, расположенное между бур-
тиком упорного винта 31 и двумя сухарями 29 с
зазором 1.4...1.6 мм. Упорные кольца установле-
ны в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие
сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 350
Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от
стяжных пружин 37 и 46 тормозных колодок. К
торцевой поверхности поршня через опорную чашку
27 поджимается пружиной 28 уплотнитель 26. С
наружной стороны в поршни запрессованы упоры
24, в пазы которых заходят верхние концы тор-
мозных колодок. Полость колесного цилиндра уп-
лотнена резиновым колпачком 35. При оптимальном
зазоре между колодками и барабаном поршни 25 в
колесном цилиндре перемещаются на расстояние,
равное зазору между буртиком упорного винта 31
и буртиком упорного кольца (1.4...1.6 мм). При
этом колодки прижимаются к тормозному барабану,
создавая необходимый тормозной момент, а упор-
ные кольца 30 остаются на своих местах. При из-
носе колодок указанный зазор выбирается пол-
ностью и буртик упорного винта упирается в
буртик упорного кольца, вследствие чего упорное
кольцо сдвигается вслед за поршнем на расстоя-
ние, равное износу накладок. При прекращении
торможения поршни усилием стяжных пружин 37 и
46 сдвигаются до упора сухарей 29 в буртик
упорного винта 31. Таким образом автоматически
поддерживается оптимальный зазор между колодка-
ми и барабаном. Для фиксации от осевого смеще-
ния средней части колодок на стойки 40 установ-
лены пружины, поджимающие среднюю часть колодок
к щиту 51. На тормозном механизме заднего коле-
са расположен ряд деталей ручного привода тор-
мозных колодок. Эти детали относятся к стояноч-
ной тормозной системе. На ребре задней
тормозной колодки 53 шарнирно на оси 23 крепит-
ся разжимной рычаг 22 ручного привода колодок.
Нижний конец рычага связан с наконечником 50
заднего троса 48 стояночного тормоза. В рычаг
22 упирается одним концом распорная планка 39.
Другой конец планки упирается в ребро передней
тормозной колодки. На распорной планке располо-
жены резиновые подушки 38. которые служат опо-
рой для верхней стяжной пружины 37.
1. Направляющая колодок; 2. Поворотный кулак; 3. Защитный кожух; 4. Суппорт; 5. Тормозные шланги; 6. Штуцер для удаления воздуха; 7. Поршень колесного цилиндра переднего тормоза; 8. Уплотнительное кольцо поршня; 9. Наконечник шланга; 10. Перепускной болт штуцера шланга; 11. Защитный колпачок поршня; 12. Блок цилиндров; 13. Тормозные колодки; 14. Прижимной рычаг суппорта: 15. Защитный кожух переднего тормоза; 16. Тормозной диск; 17. Ось прижимного рычага; 18. Уплотнительные прокладки; 19. Фиксатор; 20. Пружина фиксатора; 21. Пружина прижимного рычага; 22. Разжимной рычаг ручного привода колодок: 23. Ось разжимного рычага; 24. Упор колодки; 25. Поршень колесного цилиндра; 26. Уплотнитель: 27. Опорная чашка; 28. Пружина; 29. Сухари; 30. Упорное кольцо; 31. Упорный винт; 32. Штуцер для подвода тормозной жидкости; 33. Штуцер для прокачки привода задних тормозов; 34. Колесный цилиндр заднего тормоза; 35. Защитный колпачок колесного цилиндра; 36. Передняя тормозная колодка; 37. Верхняя стяжная пружина; 38. Опорная подушка; 39. Распорная планка тормозных колодок: 40. Опорная стойка колодки; 41. Маслоотражатель подшипника полуоси; 42. Наконечник оболочки заднего троса; 43. Накладка тормозной колодки; 44. Накладки опоры колодок; 45. Заклепка крепления опоры колодок; 46. Нижняя стяжная пружина колодок; 47. Опора тормозных колодок; 48. Задний трос стояночного тормоза; 49. Оттяжная пружина троса; 50. Наконечник заднего троса; 51. Щит заднего тормоза; 52. Направляющая пластина троса; 53. Задняя тормозная колодка; 54. Держатель болтов; 55. Опорные тарелки пружины; 56. Пружина стойки. |