Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Тормозные механизмы колес создают непосредс- твенное сопротивление движению автомобиля, воз- действуя на задние и передние колеса через тор- мозные барабаны или диски. Тормозной механизм переднего колеса в сборе крепится на поворотном кулаке 2. Он состоит из направляющей 1 колодок, "плавающего" суппорта 4, двух тормозных колодок 13 и тормозного диска 16. Направляющая колодок закреплена вместе с передним защитным кожухом 3 двумя болтами на фланце поворотного кулака 2. Болты крепления направляющей удерживаются от проворачивания отгибанием лепестков защитного кожуха 3 на грани болтов. Направляющая колодок отлита из вы- сокопрочного чугуна и имеет про- дольный паз, через который проходит тормозной диск 16 и два боковых проема, в которых разме- щены тормозные колодки 13. К направляющей коло- док шарнирно на осях 17 крепятся два прижимных рычага 14. В осях прижимных рычагов с внутрен- ней стороны колеса установлены шплинты. На длинное плечо прижимного рычага действуют две пружины 21, установленные в сверлениях направ- ляющей 1 колодок. Суппорт 4 переднего тормозно- го механизма представляет собой П-образную ско- бу, отлитую из высоко- прочного чугуна. В суппорте имеется паз, в который запрессован блок цилиндров 12. От смещения вдоль паза блок удерживается подпружиненным фиксатором 19, ко- торый вместе с пружиной 20 установлен в гнезде блока цилиндров, а конусной частью заходит в гнездо суппорта. В верхней и нижней частях суп- порт имеет направляющие скосы, которые зажаты между направляющей 1 колодок и прижимными рыча- гами 14. Опорой для суппорта являются тормозные колодки, радиус которых равен радиусу опорной поверхности суппорта. Такое крепление позволяет суппорту "плавать", т.е. при торможении переме- щаться вдоль направляющих скосов прижимных ры- чагов 14 и направляющей 1 колодок. Отлитый из алюминиевого сплава блок цилиндров состоит из трех цилиндров, из которых два нижних соединены между собой каналом и входят в контур привода передних тормозов, а верхний цилиндр - в контур привода задних тормозов. Первый контур условно назовем первичным, а второй вторичным. Так как в оба контура входят цилиндры переднего тормо- за, то в случае нарушения герметичности любого контура будут продолжать действовать более эф- фективные передние тормозные механизмы колес. В каждом цилиндре установлен стальной полый пор- шень 7, наружная поверхность которого хромиро- вана. В канавке цилиндра расположено уплотни- тельное кольцо 8, которое не только уплотняет зазор между поршнем и цилиндром, но и обеспечи- вает автоматическое регулирование зазора между диском и тормозными колодками, о чем будет ска- зано при описании работы тормозного механизма. Полость цилиндра со стороны тормозной колодки защищена резиновым колпачком И, наружная кромка которого входит в выточку цилиндра, а внутрен- няя охватывает хвостовик поршня. Для удаления воздуха из первичного контура и передней ветви вторичного контура в блок цилиндров ввернуты два штуцера 6, которые закрыты резиновыми кол- пачками. Тормозной диск 16, отлитый из серого чугуна, крепится пятью болтами к ступице перед- него колеса. Болты крепления запрессованы в от- верстия фланца ступицы. На этих же болтах кре- пится диск переднего колеса. Рабочая поверхность тормозного диска, проходящая через продольный паз направляющей колодок, расположе- на между тормозными колодками 13. При торможе- нии давление, возникающее в гидравлическом при- воде, через поршни 7 перемещает внутреннюю тормозную колодку относительно направляющей 1 колодок и суппорта и прижимает ее к тормозному диску. Одновременно давление жидкости, действуя на днище блока цилиндров 12, перемещает блок цилиндров вместе с суппортом 4 по скосам нап- равляющей 1 и прижимных рычагов 14. При этом суппорт перемещает наружную колодку относитель- но направляющей и прижимает ее к тормозному диску. Так как давление жидкости на поршни и на днище блока цилиндров одинаково, то обе тормоз- ные колодки прижимаются к диску с одинаковым усилием. Тормозной механизм заднего колеса смонтирован на опорном щите 51, который крепит- ся к фланцу балки заднего моста. В нижней части щита двумя заклепками 45 крепится пакет плас- тин, из которых пластина 47 служит опорой для тормозных колодок, а накладки 44 ограничивают боковое смещение нижних частей колодок. В верх- ней части щита крепится двумя болтами колесный тормозной цилиндр 34. Тормозная жидкость подво- дится в цилиндр через штуцер 32, воздух из при- вода тормозного механизма удаляется через шту- цер 33. С обеих сторон в цилиндр вставлены поршни 25 сборе с уплотнителями 26 и деталями автоматического устройства для регулирования зазора в тормозном механизме. Основным элемен- том автоматического устройства является разрез- ное упорное кольцо 30, расположенное между бур- тиком упорного винта 31 и двумя сухарями 29 с зазором 1.4...1.6 мм. Упорные кольца установле- ны в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 350 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 37 и 46 тормозных колодок. К торцевой поверхности поршня через опорную чашку 27 поджимается пружиной 28 уплотнитель 26. С наружной стороны в поршни запрессованы упоры 24, в пазы которых заходят верхние концы тор- мозных колодок. Полость колесного цилиндра уп- лотнена резиновым колпачком 35. При оптимальном зазоре между колодками и барабаном поршни 25 в колесном цилиндре перемещаются на расстояние, равное зазору между буртиком упорного винта 31 и буртиком упорного кольца (1.4...1.6 мм). При этом колодки прижимаются к тормозному барабану, создавая необходимый тормозной момент, а упор- ные кольца 30 остаются на своих местах. При из- носе колодок указанный зазор выбирается пол- ностью и буртик упорного винта упирается в буртик упорного кольца, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на расстоя- ние, равное износу накладок. При прекращении торможения поршни усилием стяжных пружин 37 и 46 сдвигаются до упора сухарей 29 в буртик упорного винта 31. Таким образом автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодка- ми и барабаном. Для фиксации от осевого смеще- ния средней части колодок на стойки 40 установ- лены пружины, поджимающие среднюю часть колодок к щиту 51. На тормозном механизме заднего коле- са расположен ряд деталей ручного привода тор- мозных колодок. Эти детали относятся к стояноч- ной тормозной системе. На ребре задней тормозной колодки 53 шарнирно на оси 23 крепит- ся разжимной рычаг 22 ручного привода колодок. Нижний конец рычага связан с наконечником 50 заднего троса 48 стояночного тормоза. В рычаг 22 упирается одним концом распорная планка 39. Другой конец планки упирается в ребро передней тормозной колодки. На распорной планке располо- жены резиновые подушки 38. которые служат опо- рой для верхней стяжной пружины 37.

1. Направляющая колодок;
2. Поворотный кулак;
3. Защитный кожух;
4. Суппорт;
5. Тормозные шланги;
6. Штуцер для удаления воздуха;
7. Поршень колесного цилиндра переднего тормоза;
8. Уплотнительное кольцо поршня;
9. Наконечник шланга;
10. Перепускной болт штуцера шланга;
11. Защитный колпачок поршня;
12. Блок цилиндров;
13. Тормозные колодки;
14. Прижимной рычаг суппорта:
15. Защитный кожух переднего тормоза;
16. Тормозной диск;
17. Ось прижимного рычага;
18. Уплотнительные прокладки;
19. Фиксатор;
20. Пружина фиксатора;
21. Пружина прижимного рычага;
22. Разжимной рычаг ручного привода колодок:
23. Ось разжимного рычага;
24. Упор колодки;
25. Поршень колесного цилиндра;
26. Уплотнитель:
27. Опорная чашка;
28. Пружина;
29. Сухари;
30. Упорное кольцо;
31. Упорный винт;
32. Штуцер для подвода тормозной жидкости;
33. Штуцер для прокачки привода задних тормозов;
34. Колесный цилиндр заднего тормоза;
35. Защитный колпачок колесного цилиндра;
36. Передняя тормозная колодка;
37. Верхняя стяжная пружина;
38. Опорная подушка;
39. Распорная планка тормозных колодок:
40. Опорная стойка колодки;
41. Маслоотражатель подшипника полуоси;
42. Наконечник оболочки заднего троса;
43. Накладка тормозной колодки;
44. Накладки опоры колодок;
45. Заклепка крепления опоры колодок;
46. Нижняя стяжная пружина колодок;
47. Опора тормозных колодок;
48. Задний трос стояночного тормоза;
49. Оттяжная пружина троса;
50. Наконечник заднего троса;
51. Щит заднего тормоза;
52. Направляющая пластина троса;
53. Задняя тормозная колодка;
54. Держатель болтов;
55. Опорные тарелки пружины;
56. Пружина стойки.