Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Для управления сцеплением на автомобиле ВАЗ-21213 применяется гидравлический привод с подвесной педалью и сервопружиной на педали, главным и рабочим гидравлическими цилиндрами, соединенными трубопроводом. Гидравлический при- вод сцепления обладает высоким коэффициентом полезного действия, простотой технического обс- луживания и обеспечивает плавное включение сцепления, что снижает динамические нагрузки в трансмиссии и повышает комфортность езды на ав- томобиле. В гидравлической системе применяется тормозная жидкость "Роса" в количестве 0,19 л. Полный ход педали сцепления, намеренный по се- редине площадки педали, составляет 140 мм, а свободный - 25-35 мм. Педаль сцепления 40 уста- новлена в кронштейне 6 педалей сцепления и тор- моза на оси 10. На этой же оси крепится и пе- даль тормоза 38, между педалями установлена дистанционная втулка 8. Внутри ступицы педалей установлены внутренние втулки -11 и пластмассо- вые наружные втулки 9, которые в процессе экс- плуатации не требуют смазки. Педаль сцепления 40 удерживается в исходном положении оттяжной пружиной 37 и прижимается к ограничительному винту 39 с резиновым буфером. С педалью шарнир- но связан толкатель, сферический конец которого соприкасается с поршнем 45 главного цилиндра 1. Легкое соприкосновение толкателя с поршнем с зазором 0,1-0,5 мм соответствует ходу педали 0, 4-2 мм и регулируется винтом 39. Данный зазор позволяет при выключенном сцеплении поршню главного цилиндра 1 под действием пружины 47 упереться в стопорное кольцо 44, т.е. занять крайнее положение, при котором происходит сооб- щение рабочей полости главного цилиндра 1 с бачком 14 через перепускное отверстие. Сервоп- ружина 13 соединяется с педалью 40 крючком 7; назначение сервопружины - уменьшать усилие, прикладываемое на педаль при выключении сцепле- ния. Кронштейн 6 крепится к щитку передка кузо- ва. К кронштейну 6 крепятся со стороны моторно- го отсека главный цилиндр 1 привода выключения сцепления и кронштейн 5 в сборе с вакуумным усилителем 2 и главным цилиндром 3 привода тор- мозов. Корпус 48 главного цилиндра привода вык- лючения сцепления изготовлен из чугуна. Перед- няя сторона корпуса закрыта пробкой 32 с медной прокладкой, задняя сторона защищена от пыли и грязи резиновым колпачком 26. Сверху в одном из приливов корпуса 48 установлен штуцер 41 для соединения главного цилиндра с бачком 14 при помощи гибкого шланга; штуцер 41 уплотняется прокладкой 43 и крепится стопорной шайбой 42. В бачке 14 установлен резиновый отражатель 16 пробки 15. При понижении уровня жидкости давле- ние воздуха над отражателем 16 устраняет возни- кающее в бачке разрежение, одновременно отража- тель 16 защищает жидкость от засорения. В другом приливе корпуса 48 крепится металличес- кая трубка, являющаяся частью трубопровода, со- единяющего главный и рабочий цилиндры привода выключения сцепления. Вторая часть трубопрово- да, соединяющего главный и рабочий цилиндры, выполнена из резинового гибкого шланга с метал- лическими наконечниками. Внутри корпуса 48 рас- положены поршни 45, 46 и пружина 47. Между поршнями находится уплотнитель 24, такая конс- трукция снижает радиальные нагрузки на поршень 46 при воздействии толкателя и позволяет пре- дотвратить вытекание жидкости из цилиндра за счет сжатия уплотнительного кольца 24 поршнями 45 и 46. За поршнем 46 расположена рабочая по- лость цилиндра, на выходе соединенная трубопро- водом с рабочим цилиндром привода выключения сцепления и сообщающаяся с бачком 14 через пе- репускное отверстие, штуцер 41 и шланг. В ка- навке поршня 46 установлено еще одно уплотни- тельное кольцо 24 переднее, которое уплотняет рабочую полость цилиндра при выключении сцепле- ния и выполняет роль клапана в главном цилиндре при включении сцепления (отпускании педали). При отпускании педали сцепления поршни 45 и 46 главного цилиндра перемещаются до упора в сто- порное кольцо 44 под действием пружины 47. При резком отпускании педали жидкость, возвращающа- яся из рабочего цилиндра в главный, не успевает заполнить пространство, освобождаемое поршнем 46, и в рабочей полости создается разрежение. Под действием разрежения жидкость через впуск- ное отверстие протекает в зазор в канавке по заднему торцу переднего кольца 24 и далее через отверстия в поршне протекает в рабочую полость. Далее, по мере поступления жидкости из рабочего цилиндра по трубопроводу, излишки жидкости вы- тесняются из рабочей полости через перепускное отверстие в бачок 14. Чугунный корпус 25 рабо- чего цилиндра крепится двумя болтами к картеру сцепления с левой стороны. Внутри корпуса 25 находятся поршень 28 с двумя уплотнительными кольцами 24, переднее кольцо поджато пружиной через опорную тарелку 29, что улучшает его кон- такт с зеркалом цилиндра, и следовательно, уп- лотнение цилиндра, особенно при отсутствии дав- ления в системе, когда сцепление включено. Пружина удерживается на поршне 28 опорной шай- бой и стопорится кольцом 31. В поршне выполнено осевое сверление и радиальные отверстия, через которые передается давление жидкости на перед- нее уплотни- тельное кольцо, тем самым кольцо еще плотнее поджимается к зеркалу цилиндра. В углубление поршня 28 упирается толкатель 27 вилки 34, постоянно поджатый оттяжной пружиной вилки 34 выключения сцепления. Длина толкателя регулируется гайкой 35 и контрится гайкой 36. В переднюю часть корпуса 25 цилиндра ввернута пробка 32, уплотненная прокладкой, в пробку 32 крепится наконечник резинового гибкого шланга, через который жидкость поступает в рабочий ци- линдр. В верхней части корпуса рабочего цилинд- ра выполнен прилив, в который ввернут штуцер 23 для удаления воздуха из системы. Работа привода выключения сцепления Для выключения сцепления необходимо нажать на педаль 40, при этом толка- тель продвигает вперед поршни 45 и 46, сжимая пружину 47. Как только переднее уплотни- тель- ное кольцо 24 перекроет перепускное отверстие, в рабочей полости главного цилиндра создается давление, и жидкость по трубопроводу проходит в рабочий цилиндр, перемещая поршень 28 с толка- телем 27. Усилие от толкателя 27 передается вилке 34, которая, поворачиваясь относительно шаровой опоры 33. перемещает муфту выключения сцепления с подшипником 21 в сторону маховика. Вначале выбирается зазор между подшипником 21 и фрикционным кольцом упорного фланца нажимной пружины 20. Этот зазор, соответствующий свобод- ному ходу педали сцепления, должен быть 2 мм и регулируется изменением длины толкателя 27 пу- тем откручивания или закручивания гайки 35 при ослабленной контргайке 36. Затем при дальнейшем нажатии на педаль 40 сцепления происходит ее рабочий ход, при котором совместно перемещаются муфта выключения сцепления и упорный фланец на- жимной пружины 20. При этом нажимная пружина деформируется (поворачивается) относительно опорных колец, и наружная кромка нажимной пру- жины отводит за фиксаторы нажимной диск 19 от ведомого диска 18. Сцепление выключается и пе- редача крутящего момента от маховика к первич- ному валу 22 коробки передач прекращается. При включении сцепления все детали перемещаются в обратной последовательности, и жидкость перете- кает из рабочего цилиндра в главный цилиндр.

1. Главный цилиндр привода выключения сцепления;
2. Вакуумный усилитель;
3. Главный цилиндр привода тормозов:
4. Защитный чехол вакуумного усилителя:
5. Кронштейн вакуумного усилителя;
6. Кронштейн педалей сцепления и тормоза;
7. Крючок сервопружины;
8. Дистанционная втулка педалей;
9. Наружные втулки педалей:
10. Ось педалей;
11. Внутренняя втулка педали;
12. Оттяжная пружина педали тормоза;
13. Сервопружина;
14. Бачок главного цилиндра;
15. Пробка бачка;
16. Отражатель пробки;
17. Кожух сцепления;
18. Ведомый диск;
19. Нажимный диск;
20. Нажимная пружина;
21. Подшипник выключения сцепления;
22. Первичный вал коробки передач;
23. Штуцер для прокачки гидропривода сцепления:
24. Кольцо уплотнительное;
25. Корпус рабочего цилиндра привода выключения сцепления:
26. Защитный колпачок;
27. Толкатель вилки выключения сцепления:
28. Поршень:
29. Опорная тарелка пружины поршня:
30. Опорная шайба пружины;
31. Стопорное кольцо;
32. Пробка корпуса цилиндра:
33. Шаровая опора вилки выключения сцепления;
34. Вилка выключения сцепления:
35. Регулировочная гайка;
36. Контргайка;
37. Оттяжная пружина педали сцепления;
38. Педаль тормоза;
39. Ограничительный винт педали сцепления;
40. Педаль сцепления:
41. Штуцер;
42. Стопорная шайба;
43. Прокладка штуцера:
44. Стопорное кольцо:
45. Поршень толкателя;
46. Поршень главного цилиндра:
47. Возвратная пружина поршня:
48. Корпус главного цилиндра:
49. 1.Схема действия гидропривода сцепления (главный цилиндр условно показан в положении "сцепление выключено", а рабочий цилиндр в положении "сцепление включено").