|
||||
Для управления сцеплением на автомобиле
ВАЗ-21213 применяется гидравлический привод с
подвесной педалью и сервопружиной на педали,
главным и рабочим гидравлическими цилиндрами,
соединенными трубопроводом. Гидравлический при-
вод сцепления обладает высоким коэффициентом
полезного действия, простотой технического обс-
луживания и обеспечивает плавное включение
сцепления, что снижает динамические нагрузки в
трансмиссии и повышает комфортность езды на ав-
томобиле. В гидравлической системе применяется
тормозная жидкость "Роса" в количестве 0,19 л.
Полный ход педали сцепления, намеренный по се-
редине площадки педали, составляет 140 мм, а
свободный - 25-35 мм. Педаль сцепления 40 уста-
новлена в кронштейне 6 педалей сцепления и тор-
моза на оси 10. На этой же оси крепится и пе-
даль тормоза 38, между педалями установлена
дистанционная втулка 8. Внутри ступицы педалей
установлены внутренние втулки -11 и пластмассо-
вые наружные втулки 9, которые в процессе экс-
плуатации не требуют смазки. Педаль сцепления
40 удерживается в исходном положении оттяжной
пружиной 37 и прижимается к ограничительному
винту 39 с резиновым буфером. С педалью шарнир-
но связан толкатель, сферический конец которого
соприкасается с поршнем 45 главного цилиндра 1.
Легкое соприкосновение толкателя с поршнем с
зазором 0,1-0,5 мм соответствует ходу педали 0,
4-2 мм и регулируется винтом 39. Данный зазор
позволяет при выключенном сцеплении поршню
главного цилиндра 1 под действием пружины 47
упереться в стопорное кольцо 44, т.е. занять
крайнее положение, при котором происходит сооб-
щение рабочей полости главного цилиндра 1 с
бачком 14 через перепускное отверстие. Сервоп-
ружина 13 соединяется с педалью 40 крючком 7;
назначение сервопружины - уменьшать усилие,
прикладываемое на педаль при выключении сцепле-
ния. Кронштейн 6 крепится к щитку передка кузо-
ва. К кронштейну 6 крепятся со стороны моторно-
го отсека главный цилиндр 1 привода выключения
сцепления и кронштейн 5 в сборе с вакуумным
усилителем 2 и главным цилиндром 3 привода тор-
мозов. Корпус 48 главного цилиндра привода вык-
лючения сцепления изготовлен из чугуна. Перед-
няя сторона корпуса закрыта пробкой 32 с медной
прокладкой, задняя сторона защищена от пыли и
грязи резиновым колпачком 26. Сверху в одном из
приливов корпуса 48 установлен штуцер 41 для
соединения главного цилиндра с бачком 14 при
помощи гибкого шланга; штуцер 41 уплотняется
прокладкой 43 и крепится стопорной шайбой 42. В
бачке 14 установлен резиновый отражатель 16
пробки 15. При понижении уровня жидкости давле-
ние воздуха над отражателем 16 устраняет возни-
кающее в бачке разрежение, одновременно отража-
тель 16 защищает жидкость от засорения. В
другом приливе корпуса 48 крепится металличес-
кая трубка, являющаяся частью трубопровода, со-
единяющего главный и рабочий цилиндры привода
выключения сцепления. Вторая часть трубопрово-
да, соединяющего главный и рабочий цилиндры,
выполнена из резинового гибкого шланга с метал-
лическими наконечниками. Внутри корпуса 48 рас-
положены поршни 45, 46 и пружина 47. Между
поршнями находится уплотнитель 24, такая конс-
трукция снижает радиальные нагрузки на поршень
46 при воздействии толкателя и позволяет пре-
дотвратить вытекание жидкости из цилиндра за
счет сжатия уплотнительного кольца 24 поршнями
45 и 46. За поршнем 46 расположена рабочая по-
лость цилиндра, на выходе соединенная трубопро-
водом с рабочим цилиндром привода выключения
сцепления и сообщающаяся с бачком 14 через пе-
репускное отверстие, штуцер 41 и шланг. В ка-
навке поршня 46 установлено еще одно уплотни-
тельное кольцо 24 переднее, которое уплотняет
рабочую полость цилиндра при выключении сцепле-
ния и выполняет роль клапана в главном цилиндре
при включении сцепления (отпускании педали).
При отпускании педали сцепления поршни 45 и 46
главного цилиндра перемещаются до упора в сто-
порное кольцо 44 под действием пружины 47. При
резком отпускании педали жидкость, возвращающа-
яся из рабочего цилиндра в главный, не успевает
заполнить пространство, освобождаемое поршнем
46, и в рабочей полости создается разрежение.
Под действием разрежения жидкость через впуск-
ное отверстие протекает в зазор в канавке по
заднему торцу переднего кольца 24 и далее через
отверстия в поршне протекает в рабочую полость.
Далее, по мере поступления жидкости из рабочего
цилиндра по трубопроводу, излишки жидкости вы-
тесняются из рабочей полости через перепускное
отверстие в бачок 14. Чугунный корпус 25 рабо-
чего цилиндра крепится двумя болтами к картеру
сцепления с левой стороны. Внутри корпуса 25
находятся поршень 28 с двумя уплотнительными
кольцами 24, переднее кольцо поджато пружиной
через опорную тарелку 29, что улучшает его кон-
такт с зеркалом цилиндра, и следовательно, уп-
лотнение цилиндра, особенно при отсутствии дав-
ления в системе, когда сцепление включено.
Пружина удерживается на поршне 28 опорной шай-
бой и стопорится кольцом 31. В поршне выполнено
осевое сверление и радиальные отверстия, через
которые передается давление жидкости на перед-
нее уплотни- тельное кольцо, тем самым кольцо
еще плотнее поджимается к зеркалу цилиндра. В
углубление поршня 28 упирается толкатель 27
вилки 34, постоянно поджатый оттяжной пружиной
вилки 34 выключения сцепления. Длина толкателя
регулируется гайкой 35 и контрится гайкой 36. В
переднюю часть корпуса 25 цилиндра ввернута
пробка 32, уплотненная прокладкой, в пробку 32
крепится наконечник резинового гибкого шланга,
через который жидкость поступает в рабочий ци-
линдр. В верхней части корпуса рабочего цилинд-
ра выполнен прилив, в который ввернут штуцер 23
для удаления воздуха из системы. Работа привода
выключения сцепления Для выключения сцепления
необходимо нажать на педаль 40, при этом толка-
тель продвигает вперед поршни 45 и 46, сжимая
пружину 47. Как только переднее уплотни- тель-
ное кольцо 24 перекроет перепускное отверстие,
в рабочей полости главного цилиндра создается
давление, и жидкость по трубопроводу проходит в
рабочий цилиндр, перемещая поршень 28 с толка-
телем 27. Усилие от толкателя 27 передается
вилке 34, которая, поворачиваясь относительно
шаровой опоры 33. перемещает муфту выключения
сцепления с подшипником 21 в сторону маховика.
Вначале выбирается зазор между подшипником 21 и
фрикционным кольцом упорного фланца нажимной
пружины 20. Этот зазор, соответствующий свобод-
ному ходу педали сцепления, должен быть 2 мм и
регулируется изменением длины толкателя 27 пу-
тем откручивания или закручивания гайки 35 при
ослабленной контргайке 36. Затем при дальнейшем
нажатии на педаль 40 сцепления происходит ее
рабочий ход, при котором совместно перемещаются
муфта выключения сцепления и упорный фланец на-
жимной пружины 20. При этом нажимная пружина
деформируется (поворачивается) относительно
опорных колец, и наружная кромка нажимной пру-
жины отводит за фиксаторы нажимной диск 19 от
ведомого диска 18. Сцепление выключается и пе-
редача крутящего момента от маховика к первич-
ному валу 22 коробки передач прекращается. При
включении сцепления все детали перемещаются в
обратной последовательности, и жидкость перете-
кает из рабочего цилиндра в главный цилиндр.
1. Главный цилиндр привода выключения сцепления; 2. Вакуумный усилитель; 3. Главный цилиндр привода тормозов: 4. Защитный чехол вакуумного усилителя: 5. Кронштейн вакуумного усилителя; 6. Кронштейн педалей сцепления и тормоза; 7. Крючок сервопружины; 8. Дистанционная втулка педалей; 9. Наружные втулки педалей: 10. Ось педалей; 11. Внутренняя втулка педали; 12. Оттяжная пружина педали тормоза; 13. Сервопружина; 14. Бачок главного цилиндра; 15. Пробка бачка; 16. Отражатель пробки; 17. Кожух сцепления; 18. Ведомый диск; 19. Нажимный диск; 20. Нажимная пружина; 21. Подшипник выключения сцепления; 22. Первичный вал коробки передач; 23. Штуцер для прокачки гидропривода сцепления: 24. Кольцо уплотнительное; 25. Корпус рабочего цилиндра привода выключения сцепления: 26. Защитный колпачок; 27. Толкатель вилки выключения сцепления: 28. Поршень: 29. Опорная тарелка пружины поршня: 30. Опорная шайба пружины; 31. Стопорное кольцо; 32. Пробка корпуса цилиндра: 33. Шаровая опора вилки выключения сцепления; 34. Вилка выключения сцепления: 35. Регулировочная гайка; 36. Контргайка; 37. Оттяжная пружина педали сцепления; 38. Педаль тормоза; 39. Ограничительный винт педали сцепления; 40. Педаль сцепления: 41. Штуцер; 42. Стопорная шайба; 43. Прокладка штуцера: 44. Стопорное кольцо: 45. Поршень толкателя; 46. Поршень главного цилиндра: 47. Возвратная пружина поршня: 48. Корпус главного цилиндра: 49. 1.Схема действия гидропривода сцепления (главный цилиндр условно показан в положении "сцепление выключено", а рабочий цилиндр в положении "сцепление включено"). |