|
||||
Система охлаждения двигателя - жидкостная, зак-
рытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей
жидкости. Система заполняется охлаждающей жид-
костью Тосол Д-40 водным раствором антифриза
Тосол-А (концентрированный этиленгликоль с ан-
тикоррозионными и антивспенивающими присадками
плотностью 1,078-1,085 г/см*). В систему охлаж-
дения заправляется 10,7 л, включая систему
отопления салона кузова. Уровень жидкости в
расширительном бачке должен быть на 3-4 см выше
метки "MIN", проверяется на холодном двигателе
(при 15-20'С). Для контроля температуры охлаж-
дающей жидкости имеется датчик, установленный в
головке цилиндров, и указатель на щитке прибо-
ров. Система охлаждения включает: насос 20 ох-
лаждающей жидкости, рубашки охлаждения блока и
головки цилиндров, термостат 22, вентилятор,
радиатор, расширительный бачок 4, трубопроводы
и шланги. При работе двигателя жидкость, нагре-
тая в рубашках охлаждения, поступает через вы-
пускной патрубок по шлангам 2 и 23 в радиатор
или термостат в зависимости от положения клапа-
нов термостата. Далее охлажденная жидкость вса-
сывается насосом 20 и подается вновь в рубашки
охлаждения. Насос охлаждающей жидкости - цент-
робежного типа, приводится в действие от шкива
коленчатого вала клиновидным ремнем привода ге-
нератора. Корпус 45 и крышка 38 насоса отлиты
из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике
41, который стопорится винтом 43, установлен
валик 44. Подшипник 41 двухрядный, неразборный,
без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смаз-
кой Литол-24 при сборке и в дальнейшем не сма-
зывается. На валик с одной стороны напрессована
чугунная крыльчатка 46, а с другой - ступица 42
шкива привода насоса. Торец крыльчатки, сопри-
касающийся с уплотнительным кольцом, закален
токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплот-
нительное кольцо прижимается к крыльчатке пру-
жиной сальника через резиновую манжету. Сальник
40 неразборный, состоит из наружной латунной
обоймы, резиновой манжеты и пружины. Сальник
запрессован в крыш* 38 насоса. Насос приводится
в действие клиновидные ремнем 18. Вентилятор
представляет собой шестилопастнук крыльчатку
14, изготовленную из пластмассы, которая кре-
пится болтами к ступице 42 шкива привода насо-
са. Лопасти вентилятора имеют переменный по ра-
диусу угол установки и для уменьшения шума
переменные шаг по ступице. Для лучшей эффектив-
ности работы вентилятор находится в кожухе 17,
который крепится болтами к кронштейнам радиато-
ра. Радиатор и расширительный бачок. Радиатор
разборный, с пластмассовыми бачками 11 и 13, с
двумя рядами алюминиевых горизонтальных трубок
и алюминиевыми охлаждающими пластинами. Сердце-
вина 12 радиатора уплотняется с бачками резино-
выми прокладками. Для лучшей эффективности ох-
лаждения жидкости в трубки устанавливаются
турбулизаторы 15. Радиатор устанавливается на
резиновые опоры 16 и крепится болтами к передку
кузова. Заливная горловина радиатора закрывает-
ся пробкой 5 и соединяется шлангом с полупроз-
рачным пластмассовым расширительным бачком 4.
Пробка радиатора имеет впускной 9 и выпускной
10 (паровой) клапаны, через которые радиатор
соединяется с расширительным бачком. Впускной
клапан 9 не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1
мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жид-
кости в расширительный бачок при нагревании и
охлаждении двигателя. При закипании жидкости
или резком увеличении температуры из-за неболь-
шой пропускной способности впускной клапан не
успевает выпустить жидкость в расширительный
бачок и закрывается, разобщая систему охлажде-
ния с расширительным бачком. При увеличении
давления при нагревании до 50 кПа открывается
выпускной клапан 10, и часть охлаждающей жид-
кости перепускается в расширительный бачок.
Термостат и работа системы охлаждения. Термос-
тат системы охлаждения ускоряет прогрев двига-
теля и поддерживает необходимый тепловой режим
работы двигателя. При оптимальном тепловом ре-
жиме температура охлаждающей жидкости должна
быть в пределах 85-95-С. Величины температур,
поддерживаемые термостатом, указываются на его
донышке. Термостат 22 состоит из корпуса и
крышки, которые завальцованы вместе с седлом
основного клапан; 31. Термостат имеет три пат-
рубка: входной патрубок для впуска охлаждающей
жидкости от радиатора патрубок перепускного
шланга 23 для перепуска жид кости из головки
цилиндров в термостат и патрубок для подачи ох-
лаждающей жидкости в насос 20. Основной клапан
31 установлен на стакан термоэлемента, в кото-
ром завальцована резиновая вставка 29 В резино-
вой вставке находится стальной полированный
поршень, закрепленный на неподвижном держателе.
Между стенками и резиновой вставкой находите?
термочувствительный твердый наполнитель. Основ-
ное клапан 31 прижимается пружиной к седлу. На
клапане закреплены две стойки, на которых уста-
новлен перепускной клапан 33, поджимаемый пру-
жиной. Термостат, в зависимости от температуры
охлаждающей жидкости, автоматически включает
или отключает радиатор системы охлаждения и пе-
репускаем жидкость через радиатор или минуя
его. На холодном двигателе при температуре ох-
лаждающей жидкости ниже 80"С основной клапан
закрыт. перепускной открыт. При этом жидкость
циркулирует по шлангу 23 через перепускной кла-
пан 33 в насос 20, минуя радиатор (по малому
кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев
двигателя. Если температура жидкости повышается
выше 94"С, твердый наполнитель термостата рас-
ширяется, сжимает резиновую вставку 29 и выдав-
ливает поршень, перемещая основной клапан 31 до
полного открытия. Перепускной клапан 33 пол-
ностью закрывается. Жидкость в этом случае цир-
кулирует по большому кругу: из рубашек охлажде-
ния по шлангу 2 в радиатор и далее по шлангу 19
через основной клапан термостата поступает в
насос 20, которым вновь направляется в рубашки
охлаждения двигателя. В пределах температур 80-
94 С клапаны термостата находятся в промежуточ-
ных положениях, и охлаждающая жидкость циркули-
рует как по малому, так и по большому кругам.
Величина открытия основного клапана обеспечива-
ет постепенное подмешивание охлажденной в ради-
аторе жидкости, чем достигается наилучший теп-
ловой режим работы двигателя.
1. Датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска топлива; 2. Подводящий шланг радиатора; 3. Пробка бачка; 4. Расширительный бачок; 5. Пробка радиатора; 6. Шланг от радиатора к расширительному бачку; 7. Рубашка охлаждения: 8. Заливная горловина; 9. Впускной клапан пробки: 10. Выпускной (паровой) клапан пробки; 11. Левый бачок радиатора: 12. Сердцевина радиатора: 13. Правый бачок радиатора; 14. Крыльчатка вентилятора; 15. Турбулизатор: 16. Резиновая опора радиатора; 17. Кожух вентилятора; 18. Ремень вентилятора; 19. Отводящий шланг радиатора; 20. Насос охлаждающей жидкости; 21. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос: 22. Термостат; 23. Перепускной шланг термостата: 24. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя; 25. Шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора: 26. Шаланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора: 27. Шланг отвода жидкости от радиатора отопителя: 28. Шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 29. Резиновая вставка; 30. Входной патрубок (от радиатора); 31. Основной клапан: 32. Корпус термостата: 33. Перепускной клапан; 34. Патрубок перепускного шланга; 35. Патрубок подачи охлаждающей жидкости в насос; 36. Крышка термостата: 37. Поршень: 38. Крышка насоса: 39. Упорное уплотнительное кольцо сальника: 40. Сальник: 41. Подшипник валика насоса; 42. Ступица шкива ветилятора: 43. Стопорный винт; 44. Валик насоса: 45. Корпус насоса: 46. Крыльчатка насоса; 47. Приемный патрубок: 48. 1.Схема работы термостата: 49. А.Температура жидкости менее 80-С; 50. В.Температура жидкости от 80 до 94 С: 51. С.Температура жидкости более 94 С. |