Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
На автомобилях ВАЗ-21213 применяется электри- ческий очиститель ветрового стекла с параллель- ным движением щеток. Он состоит из рычажного механизма, щеток с рычагами и моторедуктора 12. Вращение кривошипа 13 тягой 14 преобразуется в качание поводков 2 и 10, связанных тягой 1. Частота качания рычагов составляет 50-70 двой- ных ходов в минуту. Оси поводков вращаются каж- дая в двух металлокерамических втулках 6, раз- деленных войлочной вставкой 7. Втулки и войлок пропитаны маслом. Тяги 1 и 14 соединяются с по- водками и кривошипом сферическими шарнирами, в которых находятся по два полусферических метал- локерамических вкладыша 16, пропитанных маслом, которым также заполнено и пространство между вкладышами. Моторедуктор состоит из электродви- гателя с возбуждением от постоянных магнитов и червячного редуктора. Электродвигатель имеет стальной корпус 40, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных магнита 36, образующие вместе с корпусом статор. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, закрепленных стальными обоймами одна в корпусе, а другая в крышке 33. Вокруг втулок помещены войлочные кольца 37, пропитанные мас- лом. Осевое усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается текстолито- вым подпятником 38, в который упирается задний конец вала. Осевой свободный ход вала регулиру- ется подбором шайб, устанавливаемых между кол- лектором и передней втулкой вала якоря. Корпус электродвигателя закрывается крышкой 33, являю- щейся одновременно картером редуктора. Крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к кор- пусу двумя винтами. С внутренней стороны к крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель 35 с двумя щетками, а с наружной (в картере ре- дуктора) находится пластмассовая червячная шес- терня 27 с кулачком. Шестерня напрессована на ось 26, которая вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 33. Передаточ- ное отношение редуктора составляет 51:1. Картер редуктора закрывается пластмассовой панелью и крышкой 31. В панели находятся контактные стой- ки, к которым припаиваются провода и крепится пружинная пластина 28 с контактами выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки находятся в нижнем по- ложении. Контакты пружинной пластины прижимают- ся к стойке 30, соединенной с источником пита- ния. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он отжимает ее от стойки 30 и прижимает к стойке 29, соединенной с "массой". В очистителе устанавливается термобиметалличес- кий предохранитель 46 многоразового действия, который защищает цепь питания обмотки якоря электродвигателя от перегрузок при заедании ме- ханизма очистителя или примерзании щеток к стеклу. Реле очистителя ветрового стекла. Для получения прерывистой работы очистителя приме- няется реле типа РС-514. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны. На сер- дечнике в пластмассовом каркасе находится об- мотка 22 сопротивлением 66 Ом. На пластмассовой опоре 20 расположены две пары неподвижных кон- тактов. Верхняя пара контактов является нор- мально замкнутой. При срабатывании реле верхняя пара контактов размыкается, а нижняя замыкает- ся. Прерыватель состоит из биметаллической пластинки 25 с обмоткой из нихромовой проволо- ки. Работа очистителя Рычаг переключателя очис- тителя расположен с правой стороны рулевой ко- лонки и имеет три положения: "выключено" (рычаг в верхнем положении), "прерывистая работа" (среднее положение рычага) и "постоянная рабо- та" (нижнее положение рычага). Включение очис- тителя возможно только при включенном зажига- нии. Постоянная работа очистителя. При включении очистителя (когда пластина 28 замкну- та с контактом 29) ток идет от источников пита- ния по пути: зажим "30" генератора контакты "30" и "87" реле 48 зажигания штекеры "2" и "Б" блока предохранителей переключатель 50 очистителя по серому проводу до пластины 28 выключателя электродвигателя предохранитель 46 - обмотка якоря электродвигателя - "масса". Электродвигатель работает с постоянной ско- ростью и щетки касаются с частотой 50-60 циклов в минуту. Когда электродвигатель начинает рабо- тать, шестерня 27 поворачивается и пластина 28 замыкается с контактом 30. В этом случае ток идет более коротким путем непосредственно от блока предохранителей по оранжевому проводу к контакту 30 выключателя электродвигателя, минуя переключатель очистителя. Прерывистая работа очистителя достигается с помощью реле РС-514. которое включается при среднем положении рычага переключателя 50. Как и в предыдущем случае ток идет от зажима "30" генератора и тем же путем течет до переключателя очистителя. Затем путь тока следующий: переключатель очистителя крас- ный провод обмотка электромагнита реле контакты прерывателя реле - биметаллическая пластина прерывателя желтый провод переключатель очисти- теля "масса". Ток, протекающий по обмотке электромагнита реле, вызывает притяжение якоря к сердечнику и замыкаются нижние контакты реле (на схеме верхние), а верхние размыкаются. Че- рез замкнутые нижние контакты реле начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электрод- вигателя. Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя реле. Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластинка от наг- ревания выгибается, и контакты прерывателя раз- мыкаются, отключая питание обмотки электромаг- нита. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние (на схеме нижние) замыкаются, соединяя с "массой" контакт 29 выключателя электродвига- теля. Электродвигатель останавливается. Пос- кольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметал- лической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму, и контакты прерывателя замыкаются, вклю- чая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9-17 раз в минуту. За время одного цикла щетки совершают один двойной ход и останавливаются в нижнем по- ложении. Выключение очистителя происходит после перевода рычага переключателя 50 в исходное по- ложение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается только от штекера "Б" блока предохранителей по оранжевому проводу через замкнутые контакты 28 и 30 концевого вык- лючателя в электродвигателе. В тот момент, ког- да щетки очистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора ра- зомкнет контакты 28 и 30 и отключит питание об- мотки якоря. Якорь электродвигателя остановится и щетки очистителя останутся в нижнем положе- нии.

1. Промежуточная тяга;
2. Поводок левого рычага:
3. Внутренний уравнитель;
4. Наружный уравнитель;
5. Ось рычага;
6. Втулки;
7. Войлок;
8. Кронштейн поводка;
9. Рычаг щетки:
10. Поводок правого рычага:
11. Скоба;
12. Моторедуктор очистителя ветрового стекла;
13. Кривошип;
14. Шатунная тяга;
15. Распорная пружина;
16. Вкладыши;
17. Кожух реле;
18. Якорь реле;
19. Такопроводящая пластина;
20. Опора контактов;
21. Основание;
22. Обмотка реле:
23. Резистор;
24. Кронштейн прерывателя:
25. Биметаллическая пластина прерывателя;
26. Ось шестерни.
27. Шестерня редуктора;
28. Пружинная пластина;
29. Контактные стойки:
30. Смотри 29;
31. Крышка;
32. Вал якоря;
33. Крышка-картер редуктора:
34. Щетка:
35. Щеткодержатель;
36. Постоянный магнит;
37. Войлочное кольцо;
38. Подпятник;
39. Втулка:
40. Корпус;
41. Якорь электродвигателя:
42. Пластина крепления крышки:
43. Коллектор;
44. Электродвигатель смывателя ветрового стекла;
45. Электродвигатель очистителя ветрового стекла;
46. Термобиметаллический предохранитель;
47. Выключатель зажигания;
48. Реле зажигания;
49. Блок предохранителей;
50. Переключатель очистителя и смывателя ветрового стекла:
51. Реле очистителя;
52. А-Условная нумерация штекеров в колодках реле и электродвигателя очистителя;
53. В-Условная нумерация штекеров в колодке переключателя очистителя:
54. 1.Моторедуктор очистителя ветрового стекла;
55. 11.Реле РС-514 очистителя ветрового стекла:
56. III.Схема включения электродвигателей очистителя и смывателя ветрового стекла.