|
||||
На автомобилях ВАЗ-21213 применяется электри-
ческий очиститель ветрового стекла с параллель-
ным движением щеток. Он состоит из рычажного
механизма, щеток с рычагами и моторедуктора 12.
Вращение кривошипа 13 тягой 14 преобразуется в
качание поводков 2 и 10, связанных тягой 1.
Частота качания рычагов составляет 50-70 двой-
ных ходов в минуту. Оси поводков вращаются каж-
дая в двух металлокерамических втулках 6, раз-
деленных войлочной вставкой 7. Втулки и войлок
пропитаны маслом. Тяги 1 и 14 соединяются с по-
водками и кривошипом сферическими шарнирами, в
которых находятся по два полусферических метал-
локерамических вкладыша 16, пропитанных маслом,
которым также заполнено и пространство между
вкладышами. Моторедуктор состоит из электродви-
гателя с возбуждением от постоянных магнитов и
червячного редуктора. Электродвигатель имеет
стальной корпус 40, внутри которого пружинными
держателями закреплены два постоянных магнита
36, образующие вместе с корпусом статор. Вал
якоря вращается в двух металлокерамических
втулках, закрепленных стальными обоймами одна в
корпусе, а другая в крышке 33. Вокруг втулок
помещены войлочные кольца 37, пропитанные мас-
лом. Осевое усилие, действующее на вал якоря от
червячной передачи, воспринимается текстолито-
вым подпятником 38, в который упирается задний
конец вала. Осевой свободный ход вала регулиру-
ется подбором шайб, устанавливаемых между кол-
лектором и передней втулкой вала якоря. Корпус
электродвигателя закрывается крышкой 33, являю-
щейся одновременно картером редуктора. Крышка
отлита из алюминиевого сплава и крепится к кор-
пусу двумя винтами. С внутренней стороны к
крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель
35 с двумя щетками, а с наружной (в картере ре-
дуктора) находится пластмассовая червячная шес-
терня 27 с кулачком. Шестерня напрессована на
ось 26, которая вращается в металлокерамической
втулке, запрессованной в крышку 33. Передаточ-
ное отношение редуктора составляет 51:1. Картер
редуктора закрывается пластмассовой панелью и
крышкой 31. В панели находятся контактные стой-
ки, к которым припаиваются провода и крепится
пружинная пластина 28 с контактами выключателя,
обеспечивающего остановку электродвигателя в
тот момент, когда щетки находятся в нижнем по-
ложении. Контакты пружинной пластины прижимают-
ся к стойке 30, соединенной с источником пита-
ния. Когда выступ кулачка шестерни находится
против пластины, он отжимает ее от стойки 30 и
прижимает к стойке 29, соединенной с "массой".
В очистителе устанавливается термобиметалличес-
кий предохранитель 46 многоразового действия,
который защищает цепь питания обмотки якоря
электродвигателя от перегрузок при заедании ме-
ханизма очистителя или примерзании щеток к
стеклу. Реле очистителя ветрового стекла. Для
получения прерывистой работы очистителя приме-
няется реле типа РС-514. Оно устанавливается
под панелью приборов с левой стороны. На сер-
дечнике в пластмассовом каркасе находится об-
мотка 22 сопротивлением 66 Ом. На пластмассовой
опоре 20 расположены две пары неподвижных кон-
тактов. Верхняя пара контактов является нор-
мально замкнутой. При срабатывании реле верхняя
пара контактов размыкается, а нижняя замыкает-
ся. Прерыватель состоит из биметаллической
пластинки 25 с обмоткой из нихромовой проволо-
ки. Работа очистителя Рычаг переключателя очис-
тителя расположен с правой стороны рулевой ко-
лонки и имеет три положения: "выключено" (рычаг
в верхнем положении), "прерывистая работа"
(среднее положение рычага) и "постоянная рабо-
та" (нижнее положение рычага). Включение очис-
тителя возможно только при включенном зажига-
нии. Постоянная работа очистителя. При
включении очистителя (когда пластина 28 замкну-
та с контактом 29) ток идет от источников пита-
ния по пути: зажим "30" генератора контакты
"30" и "87" реле 48 зажигания штекеры "2" и
"Б" блока предохранителей переключатель 50
очистителя по серому проводу до пластины 28
выключателя электродвигателя предохранитель 46
- обмотка якоря электродвигателя - "масса".
Электродвигатель работает с постоянной ско-
ростью и щетки касаются с частотой 50-60 циклов
в минуту. Когда электродвигатель начинает рабо-
тать, шестерня 27 поворачивается и пластина 28
замыкается с контактом 30. В этом случае ток
идет более коротким путем непосредственно от
блока предохранителей по оранжевому проводу к
контакту 30 выключателя электродвигателя, минуя
переключатель очистителя. Прерывистая работа
очистителя достигается с помощью реле РС-514.
которое включается при среднем положении рычага
переключателя 50. Как и в предыдущем случае ток
идет от зажима "30" генератора и тем же путем
течет до переключателя очистителя. Затем путь
тока следующий: переключатель очистителя крас-
ный провод обмотка электромагнита реле контакты
прерывателя реле - биметаллическая пластина
прерывателя желтый провод переключатель очисти-
теля "масса". Ток, протекающий по обмотке
электромагнита реле, вызывает притяжение якоря
к сердечнику и замыкаются нижние контакты реле
(на схеме верхние), а верхние размыкаются. Че-
рез замкнутые нижние контакты реле начинает
протекать ток, питающий обмотку якоря электрод-
вигателя. Одновременно протекает ток по обмотке
прерывателя реле. Этот ток разогревает обмотку
прерывателя. Биметаллическая пластинка от наг-
ревания выгибается, и контакты прерывателя раз-
мыкаются, отключая питание обмотки электромаг-
нита. Нижние контакты реле размыкаются, а
верхние (на схеме нижние) замыкаются, соединяя
с "массой" контакт 29 выключателя электродвига-
теля. Электродвигатель останавливается. Пос-
кольку ток теперь не протекает через обмотку
прерывателя, то она остывает вместе с биметал-
лической пластиной. Пластина принимает прежнюю
форму, и контакты прерывателя замыкаются, вклю-
чая питание обмотки электромагнита. Описанный
цикл повторяется вновь с частотой 9-17 раз в
минуту. За время одного цикла щетки совершают
один двойной ход и останавливаются в нижнем по-
ложении. Выключение очистителя происходит после
перевода рычага переключателя 50 в исходное по-
ложение. В этом случае ток к обмотке якоря
электродвигателя подается только от штекера
"Б" блока предохранителей по оранжевому проводу
через замкнутые контакты 28 и 30 концевого вык-
лючателя в электродвигателе. В тот момент, ког-
да щетки очистителя придут в нижнее положение,
выступ кулачка червячной шестерни редуктора ра-
зомкнет контакты 28 и 30 и отключит питание об-
мотки якоря. Якорь электродвигателя остановится
и щетки очистителя останутся в нижнем положе-
нии.
1. Промежуточная тяга; 2. Поводок левого рычага: 3. Внутренний уравнитель; 4. Наружный уравнитель; 5. Ось рычага; 6. Втулки; 7. Войлок; 8. Кронштейн поводка; 9. Рычаг щетки: 10. Поводок правого рычага: 11. Скоба; 12. Моторедуктор очистителя ветрового стекла; 13. Кривошип; 14. Шатунная тяга; 15. Распорная пружина; 16. Вкладыши; 17. Кожух реле; 18. Якорь реле; 19. Такопроводящая пластина; 20. Опора контактов; 21. Основание; 22. Обмотка реле: 23. Резистор; 24. Кронштейн прерывателя: 25. Биметаллическая пластина прерывателя; 26. Ось шестерни. 27. Шестерня редуктора; 28. Пружинная пластина; 29. Контактные стойки: 30. Смотри 29; 31. Крышка; 32. Вал якоря; 33. Крышка-картер редуктора: 34. Щетка: 35. Щеткодержатель; 36. Постоянный магнит; 37. Войлочное кольцо; 38. Подпятник; 39. Втулка: 40. Корпус; 41. Якорь электродвигателя: 42. Пластина крепления крышки: 43. Коллектор; 44. Электродвигатель смывателя ветрового стекла; 45. Электродвигатель очистителя ветрового стекла; 46. Термобиметаллический предохранитель; 47. Выключатель зажигания; 48. Реле зажигания; 49. Блок предохранителей; 50. Переключатель очистителя и смывателя ветрового стекла: 51. Реле очистителя; 52. А-Условная нумерация штекеров в колодках реле и электродвигателя очистителя; 53. В-Условная нумерация штекеров в колодке переключателя очистителя: 54. 1.Моторедуктор очистителя ветрового стекла; 55. 11.Реле РС-514 очистителя ветрового стекла: 56. III.Схема включения электродвигателей очистителя и смывателя ветрового стекла. |