|
||||
Принцип работы шестеренчатой коробки передач
основан на изменении зацепления тех пар шесте-
рен, которые участвуют в передаче крутящего мо-
мента от первичного вала 1 на вторичный вал 2.
Это достигается перемещением скользящих муфт 6,
14 и 19 синхронизаторов или промежуточной шес-
терни 32 заднего хода при помощи привода перек-
лючения передач. При этом изменяются передаточ-
ные числа, а значит и величина передаваемого
крутящего момента. На прямой IV передаче крутя-
щий момент, передаваемый на ведущие колеса ав-
томобиля, практически равен крутящему моменту
на коленчатом валу двигателя. На 1 передаче мо-
мент увеличивается в 3,67 раза, на 11 передаче
в 2,10 раза, на III передаче в 1,36 раза, при
включении задней передачи в 3,53 раза, а при
включении пятой передачи момент уменьшается в
0,82 раза. Разберем схемы передачи крутящего
момента при включении различных передач. При
включении 1 передачи муфта 14 синхронизатора
соединяет малый венец шестерни 16 со ступицей
38. При этом крутящий момент через шестерню 16,
муфту 14 и ступицу 38 передается на ведомый вал
2. Когда включена вторая передача, то муфта 14
соединяет зубчатый венец синхронизатора шестер-
ни 13 со ступицей 38, и крутящий момент на вто-
ричный вал будет передаваться через муфту 14 и
ступицу 38. Аналогично происходит передача кру-
тящего момента при включении третьей передачи,
только через зубчатый венец шестерни Когда
включена четвертая передача, то муфта 6 синхро-
низатора соединяет зубчатый венец 4 первичного
вала 1 со ступицей 42 синхронизатора, и крутя-
щий момент передается непосредственно с первич-
ного вала 1 на вторичный вал 2. Поэтому эта пе-
редача называется прямой. При включении пятой
передачи скользящая муфта 19 соединяет ступицу
18 с большим венцом шестерни 22. Крутящий мо-
мент передается от первичного вала 1 через шес-
терни 3 и 43 постоянного зацепления на промежу-
точный вал, от него на блок 34 шестерен и от
большого венца блока на шестерню 22 пятой пере-
дачи, а затем через муфту 19 и ступицу 18 на
вторичный вал. Для включения задней передачи
рычаг переключения передач передвигают вправо,
затем утапливают вниз, чтобы выступ рычага пе-
реключения передач не уперся в лепесток блоки-
рующей скобы, и перемещают назад. При этом шток
через вилку 20, перемещая промежуточную шестер-
ню 32 заднего хода, вводит ее в зацепление с
шестернями 17 и 31. Крутящий момент передается
на вторичный вал через три шестерни: 31, 32 и
17. Поэтому вторичный вал будет вращаться в
другую сторону. При включении передачи заднего
хода шток 27 вилки заднего хода нажимает на
шток переключателя заднего хода, и в нем замы-
кается цепь лампы фонаря заднего хода. Белый
цвет фонаря сигнализирует о включенной задней
передаче. Все передачи переднего хода синхрони-
зированы. Принцип действия синхронизатора при
включении III передачи показан на схемах 1, И,
III. В нейтральном положении (схема 1) блокиру-
ющие кольца 5 и 9 прижаты пружинами к стопорным
кольцам 8. Между коническими поверхностями бло-
кирующих колец и муфты 6 имеется зазор, а зубья
блокирующих колец находятся во впадинах зубча-
тых венцов 4 и 12 синхронизаторов. Крутящий мо-
мент от зубчатого венца 12 через блокирующее
кольцо 9 не передается. В начале включения III
передачи (схема И) скользящая муфта 6, переме-
щаясь по шлицам ступицы 42, прижимается своим
конусом к конической поверхности блокирующего
кольца 9. Между коническими поверхностями воз-
никает трение, вследствие которого блокирующее
кольцо проворачивается на небольшой угол (ок-
ружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые
скосы зубьев блокирующего кольца упираются в
боковые скосы зубьев венца 12, и дальнейшее
проворачивание кольца прекращается. Одновремен-
но создается сопротивление дальнейшему осевому
перемещению муфты 6. Это будет продолжаться до
тех пор, пока не выравнятся скорости вращения
вторичного и промежуточного валов коробки пере-
дач. Уравнивание скоростей вращения валов про-
исходит за счет трения между блокирующим коль-
цом и муфтой синхронизатора 6. При полном
включении III передачи (схема III). когда ско-
рости вращения выравнятся, сила трения между
коническими поверхностями муфты 6 и кольца 9, а
также между скосами блокирующего кольца и венца
12, уменьшится, и блокирующее кольцо, скользя
по скосам зубьев венца 12, переместится вместе
с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При
этом муфта 6 соединит шестерню III передачи со
ступицей 42, и произойдет безударное включение
III передачи. Замковое устройство работает сле-
дующим образом: при включении, например, задней
передачи шток 76 (см. рис. 12), перемещаясь,
выдавливает из своего гнезда прилегающий сухарь
77, который входит в гнездо штока 74 и одновре-
менно через средний сухарь прижимает другой бо-
ковой сухарь к гнезду штока 73. Таким образом,
штоки 73 и 74 будут зафиксированы в нейтральном
положении. Аналогично происходит запирание двух
каких-либо других штоков при включении любой
другой передачи. Детали коробки передач смазы-
ваются трансмиссионным маслом ТАД-17и, которое
заливается в картер через отверстие, закрывае-
мое пробкой 54; вместимость коробки передач
1.55 л. Чтобы не допустить преждевременного вы-
хода из строя коробки передач, следует регуляр-
но, через каждые 10000 км пробега, проверять и,
при необходимости доливать масло, а также про-
верять визуально отсутствие течи масла. В про-
цессе работы коробки передач масло от воздейс-
твия температуры, передающих нагрузок и
окисления "стареет", поэтому его следует заме-
нять через каждые 60000 км пробега.
1. Первичный вал; 2. Вторичный вал, 3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 5. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 7. Вилка включения III и IV передач; 8. Стопорное кольцо синхронизатора; 9. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи; 10. Пружина синхронизатора; 11. Упорная шайба пружины синхронизатора; 12. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 13. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 11 передачи; 14. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач; 15. Вилка включения 1 и 11 передач; 16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи; 17. Шестерня заднего хода; 18. Ступица муфты синхронизатора V передачи; 19. Скользящая муфта синхронизатора V передачи; 20. Вилка включения V передачи и заднего хода; 21. Рычаг переключения передач; 22. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи; 23. Маслоотражательная шайба; 24. Втулка шестерни V передачи; 25. Распорная втулка; 26. Фланец эластичной муфты; 27. Шток вилки включения V передачи и заднего хода; 28. Шток вилки включения III и IV передач; 29. Шток вилки включения 1 и 11 передач; 30. Включатель фонаря заднего хода; 31. Шестерня заднего хода; 32. Промежуточная шестерня заднего хода; 33. Заглушка; 34. Блок шестерен V передачи и заднего хода; 35. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 36. Шестерня 1 передачи промежуточного вала; 37. Блокирующее кольцо синхронизатора 1 передачи; 38. Ступица муфты синхронизатора 1 и 11 передач; 39. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи; 40. Шестенрня 11 передачи промежуточного вала; 41. Шестерня III передачи промежуточного вала; 42. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 43. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 44. Стопорное кольцо: 45. Тарельчатая пружина; 46. 1.Нейтральное положение; 47. 11.Начало включения 111 передачи; 48. III.Полное включение III передачи. |