Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Принцип работы шестеренчатой коробки передач основан на изменении зацепления тех пар шесте- рен, которые участвуют в передаче крутящего мо- мента от первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением скользящих муфт 6, 14 и 19 синхронизаторов или промежуточной шес- терни 32 заднего хода при помощи привода перек- лючения передач. При этом изменяются передаточ- ные числа, а значит и величина передаваемого крутящего момента. На прямой IV передаче крутя- щий момент, передаваемый на ведущие колеса ав- томобиля, практически равен крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. На 1 передаче мо- мент увеличивается в 3,67 раза, на 11 передаче в 2,10 раза, на III передаче в 1,36 раза, при включении задней передачи в 3,53 раза, а при включении пятой передачи момент уменьшается в 0,82 раза. Разберем схемы передачи крутящего момента при включении различных передач. При включении 1 передачи муфта 14 синхронизатора соединяет малый венец шестерни 16 со ступицей 38. При этом крутящий момент через шестерню 16, муфту 14 и ступицу 38 передается на ведомый вал 2. Когда включена вторая передача, то муфта 14 соединяет зубчатый венец синхронизатора шестер- ни 13 со ступицей 38, и крутящий момент на вто- ричный вал будет передаваться через муфту 14 и ступицу 38. Аналогично происходит передача кру- тящего момента при включении третьей передачи, только через зубчатый венец шестерни Когда включена четвертая передача, то муфта 6 синхро- низатора соединяет зубчатый венец 4 первичного вала 1 со ступицей 42 синхронизатора, и крутя- щий момент передается непосредственно с первич- ного вала 1 на вторичный вал 2. Поэтому эта пе- редача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 19 соединяет ступицу 18 с большим венцом шестерни 22. Крутящий мо- мент передается от первичного вала 1 через шес- терни 3 и 43 постоянного зацепления на промежу- точный вал, от него на блок 34 шестерен и от большого венца блока на шестерню 22 пятой пере- дачи, а затем через муфту 19 и ступицу 18 на вторичный вал. Для включения задней передачи рычаг переключения передач передвигают вправо, затем утапливают вниз, чтобы выступ рычага пе- реключения передач не уперся в лепесток блоки- рующей скобы, и перемещают назад. При этом шток через вилку 20, перемещая промежуточную шестер- ню 32 заднего хода, вводит ее в зацепление с шестернями 17 и 31. Крутящий момент передается на вторичный вал через три шестерни: 31, 32 и 17. Поэтому вторичный вал будет вращаться в другую сторону. При включении передачи заднего хода шток 27 вилки заднего хода нажимает на шток переключателя заднего хода, и в нем замы- кается цепь лампы фонаря заднего хода. Белый цвет фонаря сигнализирует о включенной задней передаче. Все передачи переднего хода синхрони- зированы. Принцип действия синхронизатора при включении III передачи показан на схемах 1, И, III. В нейтральном положении (схема 1) блокиру- ющие кольца 5 и 9 прижаты пружинами к стопорным кольцам 8. Между коническими поверхностями бло- кирующих колец и муфты 6 имеется зазор, а зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубча- тых венцов 4 и 12 синхронизаторов. Крутящий мо- мент от зубчатого венца 12 через блокирующее кольцо 9 не передается. В начале включения III передачи (схема И) скользящая муфта 6, переме- щаясь по шлицам ступицы 42, прижимается своим конусом к конической поверхности блокирующего кольца 9. Между коническими поверхностями воз- никает трение, вследствие которого блокирующее кольцо проворачивается на небольшой угол (ок- ружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 12, и дальнейшее проворачивание кольца прекращается. Одновремен- но создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это будет продолжаться до тех пор, пока не выравнятся скорости вращения вторичного и промежуточного валов коробки пере- дач. Уравнивание скоростей вращения валов про- исходит за счет трения между блокирующим коль- цом и муфтой синхронизатора 6. При полном включении III передачи (схема III). когда ско- рости вращения выравнятся, сила трения между коническими поверхностями муфты 6 и кольца 9, а также между скосами блокирующего кольца и венца 12, уменьшится, и блокирующее кольцо, скользя по скосам зубьев венца 12, переместится вместе с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При этом муфта 6 соединит шестерню III передачи со ступицей 42, и произойдет безударное включение III передачи. Замковое устройство работает сле- дующим образом: при включении, например, задней передачи шток 76 (см. рис. 12), перемещаясь, выдавливает из своего гнезда прилегающий сухарь 77, который входит в гнездо штока 74 и одновре- менно через средний сухарь прижимает другой бо- ковой сухарь к гнезду штока 73. Таким образом, штоки 73 и 74 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух каких-либо других штоков при включении любой другой передачи. Детали коробки передач смазы- ваются трансмиссионным маслом ТАД-17и, которое заливается в картер через отверстие, закрывае- мое пробкой 54; вместимость коробки передач 1.55 л. Чтобы не допустить преждевременного вы- хода из строя коробки передач, следует регуляр- но, через каждые 10000 км пробега, проверять и, при необходимости доливать масло, а также про- верять визуально отсутствие течи масла. В про- цессе работы коробки передач масло от воздейс- твия температуры, передающих нагрузок и окисления "стареет", поэтому его следует заме- нять через каждые 60000 км пробега.

1. Первичный вал;
2. Вторичный вал,
3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала;
4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
5. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи;
6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
7. Вилка включения III и IV передач;
8. Стопорное кольцо синхронизатора;
9. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
10. Пружина синхронизатора;
11. Упорная шайба пружины синхронизатора;
12. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;
13. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 11 передачи;
14. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач;
15. Вилка включения 1 и 11 передач;
16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи;
17. Шестерня заднего хода;
18. Ступица муфты синхронизатора V передачи;
19. Скользящая муфта синхронизатора V передачи;
20. Вилка включения V передачи и заднего хода;
21. Рычаг переключения передач;
22. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи;
23. Маслоотражательная шайба;
24. Втулка шестерни V передачи;
25. Распорная втулка;
26. Фланец эластичной муфты;
27. Шток вилки включения V передачи и заднего хода;
28. Шток вилки включения III и IV передач;
29. Шток вилки включения 1 и 11 передач;
30. Включатель фонаря заднего хода;
31. Шестерня заднего хода;
32. Промежуточная шестерня заднего хода;
33. Заглушка;
34. Блок шестерен V передачи и заднего хода;
35. Ось промежуточной шестерни заднего хода;
36. Шестерня 1 передачи промежуточного вала;
37. Блокирующее кольцо синхронизатора 1 передачи;
38. Ступица муфты синхронизатора 1 и 11 передач;
39. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи;
40. Шестенрня 11 передачи промежуточного вала;
41. Шестерня III передачи промежуточного вала;
42. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач;
43. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
44. Стопорное кольцо:
45. Тарельчатая пружина;
46. 1.Нейтральное положение;
47. 11.Начало включения 111 передачи;
48. III.Полное включение III передачи.