|
||||
На автомобилях ВАЗ-21213 применяется бескон-
тактная электронная система зажигания высокой
энергии. Она состоит из следующих основных уз-
лов: датчика-распределителя зажигания, коммута-
тора, свечей зажигания, катушки зажигания, вык-
лючателя зажигания и проводов высокого
напряжения. Датчик-распределитель зажигания
применяется типа 3810.3706 и служит для выдачи
управляющих импульсов низкого напряжения на
коммутатор и для распределения импульсов высо-
кого напряжения по свечам зажигания. Он уста-
новлен в левой передней части двигателя и при-
водится во вращение от винтовой зубчатой
шестерни 21 (см.рис. 3). Валик 21 вращается в
металлокерамической втулке, запрессованной в
корпусе 42. Смазка к втулке подводится по фити-
лю от масленки 43. На валике расположены детали
центробежного регулятора зажигания: ведущая
пластина 37 и опорная пластина 28 с грузиками
38. Ведущая пластина закреплена на валике, а
опорная - вместе с экраном 39 составляет единый
узел с втулкой, надетой на валик. Втулка в не-
больших пределах может поворачиваться на вали-
ке. Бесконтактный датчик 41 закреплен на плас-
тине 40 и действует на основе эффекта Холла,
который заключается в возникновении поперечного
электрического поля в пластинке полупроводника
при действии на нее магнитного поля. Датчик
состоит из полупроводниковой пластинки 1 с ин-
тегральной микросхемой и постоянного магнита 2
с магнитопроводом. Между пластинкой и магнитом
имеется зазор, в котором находится стальной эк-
ран 39 с четырьмя прорезями. Когда через зазор
датчика проходит тело экрана (см.схе- му IV),
то магнитные силовые линии замыкаются через эк-
ран и на пластинку не действуют. Поэтому раз-
ность потенциалов в пластинке не возникает. Ес-
ли же в зазоре находится прорезь экрана, то на
пластинку полупроводника действует магнитное
поле, и с нее снимается разность потенциалов.
Интегральная микросхема, встроенная в датчик.
преобразует разность потенциалов, возникающую
на пластинке, в импульсы напряжения отрицатель-
ной полярности. Таким образом, когда тело экра-
на находится а зазоре датчика, то на его выходе
имеется напряжение Llrnax, примерно на 3 В
меньшее напряжения питания. Если же через зазор
датчика проходит прорезь экрана, то напряжение
Umln на выходе датчика близко к нулю (им более
0,4 В). Коммутатор. Электронный коммутатор 48
служи? для прерывания тока в первичной цепи ка-
тушки зажигания по сигналам бесконтактного дат-
чика. Могут применяться взаимозаменяемые комму-
гаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52.
ВАТ10.2, НТ1903 или PZE4020. Для прерывания то-
ка служит специальный мощный высоковольтный
транзистор. В схеме коммутатора имеется уст-
ройство для автоматического регулирования пери-
ода 1 накопления тока 1 в катушке зажигания в
зависимости от частоты вращения коленчатого ва-
ла. Величина импульсов тока 1 составляет 8-9 А.
Кроме того, предусмотрено автоматическое отклю-
чение тока через катушку зажигания при нерабо-
тающем двигателе, но включенном зажигании. Че-
рез 2-5 сек после остановки двигателя выходной
транзистор запирается, не создавая при этом ис-
кры на свечах зажигания. Свечи зажигания приме-
няются либо отечественные типа А-17ДВ-10 или
FE65PR производства Словении, или им подобные.
Эти свечи имеют встроенный помехоподавительный
резистор величиной 4-10 ком. Конструкция свечей
традиционная. Зазор между электродами свечей
составляет 0,7-0,8 мм. Выключатель зажигания
установлен на кронштейне с левой стороны руле-
вой колонки и закреплен двумя винтами. Он сос-
тоит из корпуса с замком и противоугонным уст-
ройством и контактной части. Принцип действия
противоугонного устройства заключается в том,
что после вынимания из замка ключа, установлен-
ного в положение III (Стоянка), запорный стер-
жень замка выдвигается, входит в паз вала руля
и блокирует вал. Ключ из замка можно вынуть
только в положении III. Катушка зажигания типа
27.3705 с разомкнутым магнитопроводом, гермети-
зированная, маслонаполненная. Она предназначена
для преобразования тока низкого напряжения (12
В) в ток высокого напряжения (20-25 кВ) для
пробоя воздушного зазора между электродами све-
чей зажигания. Представляет собой трансформатор
с двумя обмотками: первичной 6 и вторичной 5.
Работа системы зажигания. При работе двигателя
бесконтактный датчик выдает импульсы напряжения
на штекер "6" коммутатора, а тот преобразует их
в импульсы тока 1 в первичной обмотке катушки
зажигания. В момент прерывания тока магнитное
поле в катушке зажигания резко сжимается и, пе-
ресекая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС
порядка 22-25 кв. Ток высокого напряжения идет
к центральной клеме 32 дагчика-распределителя
зажигания. затем через контакты ротора 29 к бо-
ковому электроду 30 и клеме к свече зажигания,
создавая искровой заряд между ее электродами.
Чтобы получить максимальную мощность двигателя,
необходимо воспламенять горючую смесь несколько
ранее прихода поршня в ВМТ и каждой частоте
вращения коленчатого вала двигателя необходим
свой угол опережения зажигания. Так, при
750-800 об/мин начальный угол опережения зажи-
гания составляет 1*1". С увеличением частоты
вращения угол опережения зажигания должен уве-
личиваться, а с уменьшением частоты уменьшать-
ся. Эту задачу выполняет центробежный регулятор
опережения зажигания. При увеличении частоты
вращения валика датчика- распределителя грузики
38 под действием центробежных сил расходятся и
поворачивают опорную пластину 28 вместе с экра-
ном 39 на угол А. Теперь прорезь экрана раньше
на угол А проходит через зазор датчика, и он
раньше выдает импульс, т.е. опережение зажига-
ния увеличивается. При уменьшении частоты вра-
щения валика центробежные силы, действующие на
грузики, уменьшаются, и пружины поворачивают
опорную пластину 28 с экраном 39 против направ-
ления вращения валика, т.е. опережение зажига-
ния уменьшается. Вакуумный регулятор изменяет
опережение зажигания в зависимости от нагрузки
на двигатель. При небольших нагрузках содержа-
ние остаточных газов в горючей смеси высокое,
поэтому смесь сгорает медленнее и ее надо под-
жигать раньше и наоборот. На диафрагму 24 ваку-
умного регулятора действует разрежение, отбира-
емое из зоны над дроссельной заслонкой первой
камеры карбюратора. При небольших открытиях
дроссельной заслонки (малая нагрузка) под дейс-
твием разрежения, диафрагма 24 оттягивается и
тягой 27 поворачивает опорную пластину 40 дат-
чика против направления вращения валика. Опере-
жение зажигания увеличивается. По мере дальней-
шего открытия дроссельной заслонки (увеличение
нагрузки) разрежение уменьшается, и пружина от-
жимает диафрагму в исходное положение. Опорная
пластина датчика поворачивается в направлении
вращения валика и опережение зажигания уменьша-
ется.
1. Полупроводниковая пластина с интегральной микросхемой; 2. Постоянный магнит; 3. Изолятор; 4. Корпус катушки зажигания: 5. Вторичная обмотка; 6. Первичная обмотка; 7. Наружный магнитопровод; 8. Клемма "К" вывода конца первичной обмотки: 9. Крышка: 10. Клемма высокого напряжения: 11. Клемма "Б" вывода начала первичной и конца вторичной обмоток: 12. Сердечник; 13. Контактная гайка; 14. Изолятор свечи. 15. Стержень: 16. Корпус свечи; 17. Уплотнительное кольцо: 18. Теплоогводящая шайба: 19. Центральный электрод: 20. Боковой электрод; 21. Валик датчика-распределителя зажигания; 22. Маслоотражательная муфта вала; 23. Штепсельный разъем; 24. Диафрагма: 25. Крышка вакуумного регулятора: 26. Корпус вакуумного регулятора; 27. Тяга вакуумного регулятора: 28. Опорная пластина регулятора опережения зажигания. 29. Ротор распределителя зажигания; 30. Боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания: 31. Крышка распредолителя заживания: 32. Центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания: 33. Уголек центральною электрода: 34. Центральный контакт ротора: 35. Резистор 1000 Ом для подавления радиопомех: 36. Наружный контакт ротора: 37. Ведущая пластина центробежною регулятора: 38. Грузик регулятора опережения зажигания: 39. Экран; 40. Опорная пластина бесконтактного датчика: 41. Бесконтактный датчик: 42. Корпус датчика-распределителя зажигания; 43. Корпус масленки; 44. Стопорная пластина подшипника: 45. Подшипник опорной пластины бесконтактного датчика: 46. Свечи зажигания; 47. Катушка зажигания: 48. Коммутатор: 49. Реле зажигания 113.3747-10: 50. Выключатель зажигания; 51. 1.Характнеристика вакуумного рогулятора опережения зажигания: 52. А-угол опережения зажигания. град; 53. Р-разрежение. гПа (мм рт.ст.); 54. 11.Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания: 55. А-гоюл опережения зажигания, град: n частота вращения валика распределителя зажигания, мин ': 56. III.Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания. 57. А-угол опережения зажигания; 58. IV.Схема работы бесконтактного датчика: 59. В-импульсы напряжения OJ) на выходе датчика; 60. С-импульсы тока (1) в первичной обмотке катушки зажигания: 61. t-время накопления тока: 62. V.Схема системы зажигания. |