|
||||
На автомобилях ВАЗ-21213 применяется трехфазный
генератор переменного тока типа 37.3701 со
встроенным выпрямительным блоком и микроэлект-
ронным регулятором напряжения. Он служит для
питания потребителей автомобиля электрическим
током и для зарядки аккумуляторной батареи.
Максимальная сила тока отдачи генератора (при
13 В и 5000 об/мин) составляет 55 А, а пределы
регулируемого напряжения 14,1+0,5 В. Основные
части генератора это ротор, статор 25, крышка 1
с выпрямительным блоком 28, крышка 17 с подшип-
ником 22, шкив с вентилятором 18 и щеткодержа-
тель с регулятором напряжения 14. Крышки и ста-
тор стянуты в единое целое четырьмя стяжными
болтами, 29. Для предохранения внутренних по-
лостей генератора от грязи крышка 1 закрыта за-
щитным кожухом 2. Воздух для охлаждения генера-
тора берется из верхней зоны моторного отсека и
по воздухозаборнику 10 подается к патрубку за-
щитного кожуха. Ротор представляет собой враща-
ющийся электромагнит. Стальные клювообразные
полюсные наконечники 19 и 27 и втулка 23, нап-
рессованные на вал ротора, образуют сердечник
электромагнита. Между полюсными наконечниками в
пластмассовом каркасе находится обмотка 24 ро-
тора, называемая обмоткой возбуждения. Ток в
обмотку подводится через медные контактные
кольца 4, к которым припаяны выводы обмотки.
Вал ротора вращается в двух шариковых подшипни-
ках 5 и 22, установленных в крышках 1 и 17.
Подшипники закрытого типа. Смазки, заложенной в
них при изготовлении, достаточно на весь срок
службы генератора. Внутренняя обойма переднего
подшипника 22 свободно посажена на вал ротора и
вместе с дистанционным кольцом 21 зажата между
ступицей шкива и буртиком вала гайкой крепления
шкива. Наружная обойма этого подшипника запрес-
сована в крышку 17 и зажата между двумя шайба-
ми, стянутыми четырьмя винтами. Концы винтов
раскернены. Внутренняя обойма заднего подшипни-
ка 5 напрессована на вал ротора, а его наружная
обойма поджимается резиновым кольцом, помещен-
ным в канавку крышки. Статор генератора состоит
из сердечника с обмоткой 26. Сердечник набран
из пластин электротехнической стали, соединен-
ных в четырех местах электросваркой. В пазах
сердечника уложена трехфазная обмотка статора,
концы которой соединены в звезду без вывода ну-
левой точки. Выпрямитель, преобразующий пере-
менный ток генератора в постоянный, выполнен в
виде выпрямительного блока 28. Он представляет
собой два алюминиевых держателя с запрессован-
ными в них шестью диодами типа ВА-20 - полупро-
водниковыми приборами, пропускающими ток только
в одном направлении. Для упрощения конструкции
выпрямителя применены диоды разной полярности
"положительные" и "отрицательные". У положи-
тельных диодов на корпусе создается "плюс" вып-
рямленного напряжения, а у отрицательных "ми-
нус". Положительные диоды запрессованы в
держатель 37 выпрямительного блока, а отрица-
тельные - в держатель 34. Выпрямительный блок
крепится к крышке 1 тремя болтами 3, изолиро-
ванными вместе с держателем положительных дио-
дов от крышки пластмассовыми втулками. Гайками
этих болтов одновременно зажимаются выводы дио-
дов и обмотки статора. К держателю 37 присоеди-
нен зажим "30" генератора (болт 9), являющийся
выводом "плюс" выпрямителя. Выводом "минус" яв-
ляется масса генератора. На держателе 37 выпря-
мительного блока установлены также и три допол-
нительных диода 40. Напряжение, снимаемое с
этих диодов, идет для питания обмотки возбужде-
ния 24. Напряжение генератора регулируется бес-
контактным микроэлектронным регулятором напря-
жения 14, закрепленным винтом на крышке 1. Это
неразборный и нерегулируемый узел. Замыкание
или размыкание цепи питания обмотки возбуждения
генератора происходит за счет открытия или зак-
рытия мощного выходного транзистора в регулято-
ре в зависимости от величины управляющего нап-
ряжения на входе "Б" регулятора. В паз
регулятора напряжения вставлен пластмассовый
щеткодержатель с двумя щетками 13 и 15, через
которые питается обмотка возбуждения генерато-
ра. Щетка 13 соединена с выводом "В" регулятора
напряжения, а щетка 15 с выводом "Ш". Этот вы-
вод находится на внутренней стороне регулятора
и не маркируется на его корпусе. Работа генера-
тора. При включении зажигания замыкаются кон-
такты "30/1" и "15" выключателя зажигания, за-
тем контакты "30" и "87" реле 46 зажигания и
через обмотку возбуждения генератора начинает
протекать ток, замыкающийся по пути: "плюс" ак-
кумуляторной батареи зажим "30" генератора кон-
такты "30" и "87" реле зажигания блок 48 пре-
дохранителей дополнительный резистор 43 в
комбинации приборов - вывод "61" генератора вы-
вод "В" регулятора напряжения обмотка возбужде-
ния вывод "Ш", выходной транзистор регулятора
напряжения масса. Протекающий по обмотке воз-
буждения ток создает вокруг полюсов ротора маг-
нитный поток. При вращении ротора под каждым
зубцом статора проходит то южный, то северный
полюс ротора. Поэтому магнитный поток, проходя-
щий через зубцы статора, меняется по величине и
направлению. Этот переменный магнитный поток
пересекает витки обмотки статора и создает в
ней электродвижущую силу. Переменное напряжение
и ток, индуцированные в обмотке статора, вып-
рямляются выпрямительным блоком и для питания
потребителей используется уже выпрямленный пос-
тоянный ток, снимаемый с зажима "30" генерато-
ра. Одновременно с общего вывода дополнительных
диодов 40 снимается выпрямленное напряжение для
питания обмотки возбуждения генератора. С уве-
личением частоты вращения ротора напряжение ге-
нератора повышается. Когда оно начинает превы-
шать уровень 13,6-14,6 В, то выходной
транзистор в регуляторе напряжения 12 запирает-
ся, и ток через обмотку возбуждения прерывает-
ся. Напряжение генератора падает, транзистор в
регуляторе отпирается и снова пропускает ток
через обмотку возбуждения. Описанный процесс
запирания и отпирания регулятора происходит с
высокой частотой. Поэтому колебания напряжения
на выходе генератора незаметны и практически
можно считать его постоянным, поддерживаемым на
уровне 13,6-14,6 В. Напряжение в бортовой сети
автомобиля контролируется электронным вольтмет-
ром 44 со светодиодом. Когда напряжение в нор-
ме, светодиод вольтметра не светится. Если оно
выше нормы светодиод мигает, а если пониженное
светится постоянно. При включении зажигания
светодиод должен светиться, а после пуска дви-
гателя гаснуть, если генератор исправен. С се-
редины 1996 г. в комбинации приборов вместо
вольтметра устанавливается контрольная лампа.
Она загорается, когда напряжение генератора ни-
же напряжения аккумуляторной батареи.
1. Крышка генератора со стороны контактных колец; 2. Защитный кожух; 3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора; 4. Контактные кольца; 5. Шариковый подшипник вала якоря со стороны контактных колец: 6. Вал ротора; 7. Конденсатор 2.2 мкФ ±20 /о; 8. Провод общего вывода дополнительных диодов; 9. Удлинитель клеммового болта (вывод "30" генератора для подключения потребителей); 10. Воздухозаборник; 11. Провод вывода "6-1" генератора: 12. Провод вывода "Б" регулятора напряжения; 13. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора напряжения: 14. Регулятор напряжения: 15. Щетка. соединенная с выводом "Ш" регулятора напряжения; 16. Шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 17. Крышка генератора со стороны привода; 18. Крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора: 19. Полюсный наконечник ротора со стороны привода; 20. Шайбы крепления подшипника: 21. Дистанционное кольцо; 22. Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 23. Стальная втулка; 24. Обмотка ротора (обмотка возбуждения); 25. Статор; 26. Обмотка статора; 27. Полюсный наконечник ротора со стороны контактных колец; 28. Выпрямительный блок: 29. Стяжной болт генератора; 30. Буферная втулка; 31. Втулка; 32. Поджимная втулка; 33. Отрицательный вентиль, имеющий на корпусе "минус" выпрямленного тока; 34. Держатель отрицательных вентилей; 35. Фазный вывод обмотки статора; 36. Положительный вентиль, имеющий на корпусе "плюс" выпрямленного тока; 37. Держатель положительных вентилей; 38. Щеткодержатель: 39. Вывод "61" (общий вывод дополнительных диодов). 40. Дополнительный диод (для питания обмотки возбуждения), 41. Генератор. 42. Комбинация приборов; 43. Резистор 330-360 Ом. 5 Вт; 44. Вольтметр: 45. Стабилизатор напряжения в тахометре: 46. Реле зажигания: 47. Выключатель зажигания; 48. Основной блок предохранителей; 49. Аккумуляторная батарея. |