|
||||
На автомобиле ВАЗ-21213 применяется сухое, одно
- дисковое сцепление с демпфером (гасителем
крутильных колебаний) и центральной диафрагмой-
ной нажимной пружиной. Сцепление предназначено:
для временного разъединения трансмиссии и дви-
гателя при включении, переключении и выключении
передач; для плавного соединения трансмиссии и
двигателя в начале движения автомобиля и при
переключении передач. Сцепление состоит из двух
основных частей: ведомой и ведущей. К ведомой
части сцепления относится ведомый диск 4 в сбо-
ре с фрикционными накладками 2 и демпфером (га-
сителем крутильных колебаний). К ведущей части
сцепления относится нажимной диск 10 в сборе с
кожухом 12, диафрагменной нажимной пружиной 1 и
упорным фланцем 21. Ведомая и ведущая части
сцепления вместе с маховиком 11 размещены внут-
ри алюминиевого картера 13. Картер сцепления
передним торцам крепится на болтах к заднему
торцу блока цилиндров и между ними установлена
штампованная крышка картера сцепления. К задне-
му торцу картера сцепления крепится на шпильках
картер коробки передач. Ведомый диск сцепления
состоит из диска 4 и ступицы 8, которая переме-
щается по шлицам первичного вала 14 коробки пе-
редач. Ведомый диск 4 выполнен из стали и имеет
прорези, которые делят его на девять лепестков.
Каждая фрикционная накладка 2 приклепана к ле-
песткам ведомого диска девятью заклепками. Зак-
лепки, удерживающие свою накладку, утопают в
ней головками, а стержни заклепок расклепаны со
стороны ведомого диска в специальных отверстиях
противоположной накладки. При включенном сцеп-
лении ведомый диск 4 зажат между маховиком 11 и
нажимным диском 10 диафрагменной нажимной пру-
жиной 1 и крутящий момент от маховика И переда-
ется на фрикционные накладки 2, далее через
демпфер (гаситель крутильных колебаний) к сту-
пице 8 ведомого диска. Демпфер служит для сни-
жения крутильных колебаний коленвала при пере-
даче крутящего момента на коробку передач и для
уменьшения пиковых напряжений в элементах
трансмиссии, возникающих при резком изменении
скоростного режима. Демпфер состоит из упругой
муфты с шестью пружинами 9 и фрикционного эле-
мента. Последний состоит из двух фрикционных
колец 25, между поверхностями которых зажат
фланец ступицы 8 и кольцевой пружинной шайбы
27, которая опирается на кольцо 26, сжимая
фрикционные кольца 25 для обеспечения необходи-
мого момента трения. Фрикционный элемент демп-
фера имеет определенный момент трения, в ре-
зультате которого исключаются резонансные
колебания и часть поглощаемой энергии крутиль-
ных колебаний превращается в тепловую. Демпфер-
ные пружины 9 имеют неодинаковую жесткость трех
типов и попарно расположены друг против друга.
Установка пружин разных типов жесткости расши-
ряет характеристику демпфера, как поглотителя
крутильных колебаний, увеличивает рабочую зону
действия демпфера. Фланец ступицы 8 имеет шесть
прямоугольных окон для установки предварительно
сжатых пружин 9 демпфера и три размещенных по
окружности П -образных выреза для прохода зак-
лепок-упоров 5 демпфера. Заклепки-упоры 5 сое-
диняют диск 4 с передней 6 и задней 7 пластина-
ми демпфера и являются ограничителями действия
упругого элемента демпфера. При изменении пере-
даваемого крутящего момента происходят угловые
перемещения ведомого диска относительно его
ступицы; направления этих перемещений взаимно
противоположны, поэтому демпферные пружины, че-
рез которые передается вращение, сжимаясь и
разжимаясь, поглощают часть энергии крутильных
колебаний. Чугунный нажимный диск 10 и диафраг-
менная нажимная пружина 1 размещены в штампо-
ванном стальном кожухе 12, закрепленном на ма-
ховике 11 шестью болтами. Кожух сцепления
центрируется относительно маховика тремя штиф-
тами, расположенными через 120'. Нажимный диск
10 соединен с кожухом 12 тремя тангенциально
расположенными стальными пластинами 15, которые
работают при передаче крутящего момента от ма-
ховика к нажимному диску на растяжение. Благо-
даря упругим свойствам пластин 15 нажимный диск
10 может перемещаться в продольном направлении:
к маховику при включении сцепления, от маховика
при выключении сцепления. Нажимная пружина 1,
изготовленная из листовой пружинной стали, соз-
дает необходимое усилие, прижимающее ведомый
диск. Два кольца 17 служат опорами для нажимной
пружины 1, таким образом пружина имеет возмож-
ность перегибаться относительно колец, которые
закреплены на кожухе сцепления девятью ступен-
чатыми заклепками 3. Три фиксатора 16 охватыва-
ют нажимную пружину 1 и обеспечивают отход на-
жимного диска вместе с нажимной пружиной при
выключении сцепления. Внутренняя часть пружины
1 имеет лепестки, образованные радиальными про-
резями. Лепестки пружины 1 работают как рычаги
выключения сцепления, взаимодействуя с упорным
фланцем 21, перемещающимся в осевом направлении
под действием муфты 24 выключения сцепления.
Упорный фланец 21 с фрикционным кольцом 19 пос-
тоянно прижат к лепесткам нажимной пружины 1
соединительными пластинами 18. Сцепление выклю-
чается под действием толкателя 30, упирающегося
в вилку 31, которая поворачивается относительно
шаровой опоры 28 и смещает муфту 24 выключения
сцепления по направляющей втулке к маховику;
подшипник 22 муфты 24 прижимается к фрикционно-
му кольцу 19 упорного фланца 21 и вызывает пе-
ремещение лепестков нажимной пружины 1. На
упорные выступы муфты 24 опирается вилка 31 и
прижимается к ним соединительной пружиной 23.
Вилка 31 закрепляется на шаровой опоре 28 пру-
жиной 29. Для предотвращения проникновения пыли
и грязи в картер сцепления окно в картере, слу-
жащее для прохода вилки, закрыто резиновым чех-
лом.
1. Нажимная пружина: 2. Фрикционные накладки ведомого диска; 3. Заклепка нажимной пружины: 4. Ведомый диск; 5. Заклепка упор демпфера (гасителя крутильных колебаний); 6. Передняя пластина демпфера; 7. Задняя пластина демпфера; 8. Ступица ведомого диска; 9. Пружина демпфера; 10. Нажимный диск; 11. Маховик; 12. Кожух сцепления; 13. Картер сцепления; 14. Первичный вал коробки передач; 15. Пластина, соединяющая нажимный диск с кожухом сцепления; 16. Фиксатор нажимной пружины; 17. Кольцо опорное нажимной пружины: 18. Соединительная пластина упорного фланца и кожуха сцепления; 19. Фрикционное кольцо упорного фланца: 20. Заклепка соединительной пластины: 21. Упорный фланец нажимной пружины; 22. Подшипник выключения сцепления: 23. Соединительная пружина вилки и муфты подшипника выключения сцепления: 24. Муфта подшипника выключения сцепления; 25. Фрикционные кольца демпфера: 26. Опорное кольцо пружинной шайбы: 27. Пружинная шайба демпфера; 28. Шаровая опора вилки выключения сцепления: 29. Пружина вилки выключения сцепления: 30. Толкатель вилки выключения сцепления; 31. Вилка рыключения сцепления; 32. Рабочий цилиндр выключения сцепления; 33. Оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 34. 1.Схема действия демпфера. |