Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
На автомобиле ВАЗ-21213 применяется сухое, одно - дисковое сцепление с демпфером (гасителем крутильных колебаний) и центральной диафрагмой- ной нажимной пружиной. Сцепление предназначено: для временного разъединения трансмиссии и дви- гателя при включении, переключении и выключении передач; для плавного соединения трансмиссии и двигателя в начале движения автомобиля и при переключении передач. Сцепление состоит из двух основных частей: ведомой и ведущей. К ведомой части сцепления относится ведомый диск 4 в сбо- ре с фрикционными накладками 2 и демпфером (га- сителем крутильных колебаний). К ведущей части сцепления относится нажимной диск 10 в сборе с кожухом 12, диафрагменной нажимной пружиной 1 и упорным фланцем 21. Ведомая и ведущая части сцепления вместе с маховиком 11 размещены внут- ри алюминиевого картера 13. Картер сцепления передним торцам крепится на болтах к заднему торцу блока цилиндров и между ними установлена штампованная крышка картера сцепления. К задне- му торцу картера сцепления крепится на шпильках картер коробки передач. Ведомый диск сцепления состоит из диска 4 и ступицы 8, которая переме- щается по шлицам первичного вала 14 коробки пе- редач. Ведомый диск 4 выполнен из стали и имеет прорези, которые делят его на девять лепестков. Каждая фрикционная накладка 2 приклепана к ле- песткам ведомого диска девятью заклепками. Зак- лепки, удерживающие свою накладку, утопают в ней головками, а стержни заклепок расклепаны со стороны ведомого диска в специальных отверстиях противоположной накладки. При включенном сцеп- лении ведомый диск 4 зажат между маховиком 11 и нажимным диском 10 диафрагменной нажимной пру- жиной 1 и крутящий момент от маховика И переда- ется на фрикционные накладки 2, далее через демпфер (гаситель крутильных колебаний) к сту- пице 8 ведомого диска. Демпфер служит для сни- жения крутильных колебаний коленвала при пере- даче крутящего момента на коробку передач и для уменьшения пиковых напряжений в элементах трансмиссии, возникающих при резком изменении скоростного режима. Демпфер состоит из упругой муфты с шестью пружинами 9 и фрикционного эле- мента. Последний состоит из двух фрикционных колец 25, между поверхностями которых зажат фланец ступицы 8 и кольцевой пружинной шайбы 27, которая опирается на кольцо 26, сжимая фрикционные кольца 25 для обеспечения необходи- мого момента трения. Фрикционный элемент демп- фера имеет определенный момент трения, в ре- зультате которого исключаются резонансные колебания и часть поглощаемой энергии крутиль- ных колебаний превращается в тепловую. Демпфер- ные пружины 9 имеют неодинаковую жесткость трех типов и попарно расположены друг против друга. Установка пружин разных типов жесткости расши- ряет характеристику демпфера, как поглотителя крутильных колебаний, увеличивает рабочую зону действия демпфера. Фланец ступицы 8 имеет шесть прямоугольных окон для установки предварительно сжатых пружин 9 демпфера и три размещенных по окружности П -образных выреза для прохода зак- лепок-упоров 5 демпфера. Заклепки-упоры 5 сое- диняют диск 4 с передней 6 и задней 7 пластина- ми демпфера и являются ограничителями действия упругого элемента демпфера. При изменении пере- даваемого крутящего момента происходят угловые перемещения ведомого диска относительно его ступицы; направления этих перемещений взаимно противоположны, поэтому демпферные пружины, че- рез которые передается вращение, сжимаясь и разжимаясь, поглощают часть энергии крутильных колебаний. Чугунный нажимный диск 10 и диафраг- менная нажимная пружина 1 размещены в штампо- ванном стальном кожухе 12, закрепленном на ма- ховике 11 шестью болтами. Кожух сцепления центрируется относительно маховика тремя штиф- тами, расположенными через 120'. Нажимный диск 10 соединен с кожухом 12 тремя тангенциально расположенными стальными пластинами 15, которые работают при передаче крутящего момента от ма- ховика к нажимному диску на растяжение. Благо- даря упругим свойствам пластин 15 нажимный диск 10 может перемещаться в продольном направлении: к маховику при включении сцепления, от маховика при выключении сцепления. Нажимная пружина 1, изготовленная из листовой пружинной стали, соз- дает необходимое усилие, прижимающее ведомый диск. Два кольца 17 служат опорами для нажимной пружины 1, таким образом пружина имеет возмож- ность перегибаться относительно колец, которые закреплены на кожухе сцепления девятью ступен- чатыми заклепками 3. Три фиксатора 16 охватыва- ют нажимную пружину 1 и обеспечивают отход на- жимного диска вместе с нажимной пружиной при выключении сцепления. Внутренняя часть пружины 1 имеет лепестки, образованные радиальными про- резями. Лепестки пружины 1 работают как рычаги выключения сцепления, взаимодействуя с упорным фланцем 21, перемещающимся в осевом направлении под действием муфты 24 выключения сцепления. Упорный фланец 21 с фрикционным кольцом 19 пос- тоянно прижат к лепесткам нажимной пружины 1 соединительными пластинами 18. Сцепление выклю- чается под действием толкателя 30, упирающегося в вилку 31, которая поворачивается относительно шаровой опоры 28 и смещает муфту 24 выключения сцепления по направляющей втулке к маховику; подшипник 22 муфты 24 прижимается к фрикционно- му кольцу 19 упорного фланца 21 и вызывает пе- ремещение лепестков нажимной пружины 1. На упорные выступы муфты 24 опирается вилка 31 и прижимается к ним соединительной пружиной 23. Вилка 31 закрепляется на шаровой опоре 28 пру- жиной 29. Для предотвращения проникновения пыли и грязи в картер сцепления окно в картере, слу- жащее для прохода вилки, закрыто резиновым чех- лом.

1. Нажимная пружина:
2. Фрикционные накладки ведомого диска;
3. Заклепка нажимной пружины:
4. Ведомый диск;
5. Заклепка упор демпфера (гасителя крутильных колебаний);
6. Передняя пластина демпфера;
7. Задняя пластина демпфера;
8. Ступица ведомого диска;
9. Пружина демпфера;
10. Нажимный диск;
11. Маховик;
12. Кожух сцепления;
13. Картер сцепления;
14. Первичный вал коробки передач;
15. Пластина, соединяющая нажимный диск с кожухом сцепления;
16. Фиксатор нажимной пружины;
17. Кольцо опорное нажимной пружины:
18. Соединительная пластина упорного фланца и кожуха сцепления;
19. Фрикционное кольцо упорного фланца:
20. Заклепка соединительной пластины:
21. Упорный фланец нажимной пружины;
22. Подшипник выключения сцепления:
23. Соединительная пружина вилки и муфты подшипника выключения сцепления:
24. Муфта подшипника выключения сцепления;
25. Фрикционные кольца демпфера:
26. Опорное кольцо пружинной шайбы:
27. Пружинная шайба демпфера;
28. Шаровая опора вилки выключения сцепления:
29. Пружина вилки выключения сцепления:
30. Толкатель вилки выключения сцепления;
31. Вилка рыключения сцепления;
32. Рабочий цилиндр выключения сцепления;
33. Оттяжная пружина вилки выключения сцепления;
34. 1.Схема действия демпфера.