Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Различают две основные части рулевого управле- ния: рулевой механизм и рулевой привод. Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, вал рулевого управления с кронштейном крепления и рулевое колесо. Редуктор, передаточное число которого 16,4, собран в картере 28, отлитом из алюминиевого сплава. Картер крепится к левому лонжерону 39 пала кузова тремя болтами. Червяк 50, напрессованный на вал 52, опирается на два шариковых радиально-упорных подшипника 51, за- зор в которых регулируется прокладками 41, рас- положенными под нижней крышкой 40. Правильность регулировки подшипников червяка проверяется ди- намометром по величине момента трения вала чер- вяка. Он должен быть в пределах 10-50 Нем (2-5 кгссм) в положении, когда ролик не входит в за- цепление с червяком (при сборке рулевого меха- низма). Выступающий из картера конец вала чер- вяка уплотнен сальником 53. На шлицах червяка при помощи стяжного болта закреплен карданный шарнир. Двухгребневой ролик 44 вращается на оси 42 в игольчатом или двухрядном шариковом под- шипнике. Ось ролика расположена в отверстиях вала 56 сошки, и концы ее после сборки раскле- паны с применением электроподогрева. Зацепление ролика с червяком происходит со смещением на 5, 5 мм, что позволяет регулировать зазор в зацеп- лении червячной пары. Вал сошки 56 установлен в двух бронзовых втулках 54, запрессованных в картер рулевого механизма. Конец вала 56 на вы- ходе из картера уплотнен сальником 55. Зазор в зацеплении ролика с червяком регулируется вин- том 47, головка которого расположена в Т-образ- ном пазе верхнего торца вала сошки 56. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устра- няется установкой пластины 45. В запасные части эти пластины поставляются толщиной от 1,95 до 2,20 мм. Регулировочный винт 47 ввернут в крыш- ку 49 и фиксируется от проворачивания фигурной шайбой 46 с усиком, входящим в паз винта, и контргайкой 48. Зазор между роликом и червяком устраняется при завертывании регулировочного винта 47 в крышку 49. При регулировке зазора сошка должна занимать среднее положение, что соответствует движению автомобиля по прямой (метки на валу червяка и на картере 28 должны совпадать). На нижнем конце вала сошки имеются конические шлицы, на которых в определенном по- ложении, при совмещении сдвоенного паза сошки- со сдвоенным шлицем вала, крепится гайкой сошка 2. Вал рулевого управления состоит из верхнего 11 и промежуточного 30 валов. Промежуточный вал имеет два карданных шарнира, одним из которых он соединяется с валом червяка, другим - с верхним валом рулевого управления. Чтобы пре- дотвратить перемещение промежуточного вала, на- ружные вилки шарниров стянуты болтами, которые проходят через кольцевые проточки валов. Опора- ми для верхнего вала И служат два игольчатых подшипника, расположенных в трубе кронштейна 10 крепления вала рулевого управления. На верхний конец вала 11 в строго определенном положении, которое обеспечивает сдвоенный паз в ступице колеса и сдвоенный шлиц на валу, устанавливает- ся рулевое колесо 34 и крепится гайкой. Гайка после затягивания моментом 50 Им (5 кгсм) кер- нится в одной точке. На верхней части трубы кронштейна 10 хомутом закреплен трехрычажный переключатель света фар, указателей поворота, стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла. Травмобезопасность рулевого управления обеспе- чивается особенностью крепления кронштейна вала рулевого управления и применением промежуточно- го вала с карданными шарнирами. Кронштейн 10 крепится четырьмя болтами к кронштейну кузова автомобиля. Передняя часть кронштейна 10 кре- пится через две фиксирующие пластины 31. Края этих пластин при определенной нагрузке сгибают- ся и проскакивают через прямоугольные отверстия кронштейна, т.е. происходит поворот кронштейна 10 относительно задних точек крепления за счет деформации кронштейна кузова. При этом, если происходит столкновение автомобиля с каким-либо препятствием, то верхняя часть рулевого вала и рулевое колесо перемещаются назад незначитель- но, а сила воздействия рулевого управления на туловище водителя резко умнеьшается, что обес- печивает безопасность водителя при аварийных ситуациях. Вал рулевого управления вместе с кронштейном 10 закрываются облицовочным кожухом 37, который состоит из верхней и нижней частей, скрепленных между собой винтами. Рулевой привод состоит из средней поперечной тяги 3, двух бо- ковых поперечных тяг 1, поворотных рычагов, ма- ятникового рычага 4 и сошки 2. Средняя тяга'3 цельная, на концах имеет шаровые шарниры, кото- рыми она соединяется с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга имеет два наконечника с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами. Вра- щением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. На- ружные наконечники боковых тяг 1 шаровыми шар- нирами соединены с поворотными рычагами, каждый из которых крепится болтами к поворотному кула- ку 7, внутренний наконечник правой боковой тяги соединен с маятниковым рычагом, а левой боковой тяги с сошкой. Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 59, сферическая головка кото- рого опирается на конусный вкладыш 58, изготов- ленный из пластмассы с высокими противозадирны- ми свойствами. Пружина 60, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 59, создает необхо- димый натяг в шаровом шарнире. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворот- ного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой. Шаровые шарниры при сборке заполняют смазкой ШРБ-4 и герметизируют с одной стороны заглушкой 61, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой - армированным за- щитным колпачком 57. Пополнение или замена смазки при эксплуатации не требуется. Кронштейн 12 маятникового рычага закреплен с внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с само- контрящимися гайками. В отверстии кронштейна 12 расположены две пластмассовые втулки 24, на ко- торых поворачивается ось маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба 22 насажена на лыски оси и поджата корончатой гай- кой. Нижняя шайба 25 поджата к втулке самоконт- рящейся гайкой. Этой же гайкой на оси неподвиж- но закреплен маятниковый рычаг 4. Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронш- тейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 23. При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24, а втулки смазываются этой же смазкой.

1. Боковая тяга;
2. Сошка;
3. Средняя тяга;
4. Маятниковый рычаг;
5. Регулировочная муфта:
6. Нижний шаровой шарнир подвески;
7. Поворотный кулак;
8. Верхний шаровой шарнир подвески;
9. Подшипник верхнего вала рулевого управления;
10. Кронштейн крепления вала рулевого управления;
11. Верхний вал рулевого управления;
12. Кронштейн маятникового рычага;
13. Правый лонжерон кузова;
14. Нижнее контактное кольцо:
15. Держатель нижнего контактного кольца;
16. Держатель включателя сигнала;
17. Верхнее контактное кольцо;
18. Пружина включателя сигнала:
19. Включатель звукового сигнала;
20. Облицовка крышки включателя сигнала;
21. Провод;
22. Верхняя шайба;
23. Уплотнитель;
24. Втулка оси маятникового рычага;
25. Нижняя шайба;
26. Пробка маслоналивного отверстия;
27. Защитный колпачок;
28. Картер рулевого механизма;
29. Уплотнитель вала рулевого управления;
30. Промежуточный вал рулевого управления:
31. фиксирующая пластина передка кузова;
32. Верхняя часть облицовочного кожуха;
33. Рычаг переключателя стеклоочистителя и смывателя:
34. Рулевое колесо:
35. Рычаг переключателя указателей поворота;
36. Рычаг переключателя света фар;
37. Нижняя часть облицовочного кожуха;
38. Стяжной болт вилки карданного шарнира:
39. Левый лонжерон пола кузова;
40. Нижняя крышка картера рулевого механизма;
41. Регулировочные прокладки;
42. Ось ролика вала сошки;
43. Упорная шайба ролика;
44. Ролик;
45. Пластина регулировочного винта;
46. Стопорная шайба;
47. Регулировочный винт;
48. Контргайка:
49. Верхняя крышка картера рулевого механизма:
50. Червяк;
51. Подшипник червяка;
52. Вал червяка;
53. Сальник вала червяка;
54. Втулка вала сошки:
55. Сальник вала сошки;
56. Вал сошки;
57. Защитный чехол шарового пальца;
58. Вкладыш шарового пальца;
59. Шаровой палец:
60. Пружина вкладыша:
61. Заглушка.