|
||||
Различают две основные части рулевого управле-
ния: рулевой механизм и рулевой привод. Рулевой
механизм включает в себя червячный редуктор,
вал рулевого управления с кронштейном крепления
и рулевое колесо. Редуктор, передаточное число
которого 16,4, собран в картере 28, отлитом из
алюминиевого сплава. Картер крепится к левому
лонжерону 39 пала кузова тремя болтами. Червяк
50, напрессованный на вал 52, опирается на два
шариковых радиально-упорных подшипника 51, за-
зор в которых регулируется прокладками 41, рас-
положенными под нижней крышкой 40. Правильность
регулировки подшипников червяка проверяется ди-
намометром по величине момента трения вала чер-
вяка. Он должен быть в пределах 10-50 Нем (2-5
кгссм) в положении, когда ролик не входит в за-
цепление с червяком (при сборке рулевого меха-
низма). Выступающий из картера конец вала чер-
вяка уплотнен сальником 53. На шлицах червяка
при помощи стяжного болта закреплен карданный
шарнир. Двухгребневой ролик 44 вращается на оси
42 в игольчатом или двухрядном шариковом под-
шипнике. Ось ролика расположена в отверстиях
вала 56 сошки, и концы ее после сборки раскле-
паны с применением электроподогрева. Зацепление
ролика с червяком происходит со смещением на 5,
5 мм, что позволяет регулировать зазор в зацеп-
лении червячной пары. Вал сошки 56 установлен в
двух бронзовых втулках 54, запрессованных в
картер рулевого механизма. Конец вала 56 на вы-
ходе из картера уплотнен сальником 55. Зазор в
зацеплении ролика с червяком регулируется вин-
том 47, головка которого расположена в Т-образ-
ном пазе верхнего торца вала сошки 56. Осевой
зазор между головкой винта и пазом вала устра-
няется установкой пластины 45. В запасные части
эти пластины поставляются толщиной от 1,95 до
2,20 мм. Регулировочный винт 47 ввернут в крыш-
ку 49 и фиксируется от проворачивания фигурной
шайбой 46 с усиком, входящим в паз винта, и
контргайкой 48. Зазор между роликом и червяком
устраняется при завертывании регулировочного
винта 47 в крышку 49. При регулировке зазора
сошка должна занимать среднее положение, что
соответствует движению автомобиля по прямой
(метки на валу червяка и на картере 28 должны
совпадать). На нижнем конце вала сошки имеются
конические шлицы, на которых в определенном по-
ложении, при совмещении сдвоенного паза сошки-
со сдвоенным шлицем вала, крепится гайкой сошка
2. Вал рулевого управления состоит из верхнего
11 и промежуточного 30 валов. Промежуточный вал
имеет два карданных шарнира, одним из которых
он соединяется с валом червяка, другим - с
верхним валом рулевого управления. Чтобы пре-
дотвратить перемещение промежуточного вала, на-
ружные вилки шарниров стянуты болтами, которые
проходят через кольцевые проточки валов. Опора-
ми для верхнего вала И служат два игольчатых
подшипника, расположенных в трубе кронштейна 10
крепления вала рулевого управления. На верхний
конец вала 11 в строго определенном положении,
которое обеспечивает сдвоенный паз в ступице
колеса и сдвоенный шлиц на валу, устанавливает-
ся рулевое колесо 34 и крепится гайкой. Гайка
после затягивания моментом 50 Им (5 кгсм) кер-
нится в одной точке. На верхней части трубы
кронштейна 10 хомутом закреплен трехрычажный
переключатель света фар, указателей поворота,
стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла.
Травмобезопасность рулевого управления обеспе-
чивается особенностью крепления кронштейна вала
рулевого управления и применением промежуточно-
го вала с карданными шарнирами. Кронштейн 10
крепится четырьмя болтами к кронштейну кузова
автомобиля. Передняя часть кронштейна 10 кре-
пится через две фиксирующие пластины 31. Края
этих пластин при определенной нагрузке сгибают-
ся и проскакивают через прямоугольные отверстия
кронштейна, т.е. происходит поворот кронштейна
10 относительно задних точек крепления за счет
деформации кронштейна кузова. При этом, если
происходит столкновение автомобиля с каким-либо
препятствием, то верхняя часть рулевого вала и
рулевое колесо перемещаются назад незначитель-
но, а сила воздействия рулевого управления на
туловище водителя резко умнеьшается, что обес-
печивает безопасность водителя при аварийных
ситуациях. Вал рулевого управления вместе с
кронштейном 10 закрываются облицовочным кожухом
37, который состоит из верхней и нижней частей,
скрепленных между собой винтами. Рулевой привод
состоит из средней поперечной тяги 3, двух бо-
ковых поперечных тяг 1, поворотных рычагов, ма-
ятникового рычага 4 и сошки 2. Средняя тяга'3
цельная, на концах имеет шаровые шарниры, кото-
рыми она соединяется с маятниковым рычагом и
рулевой сошкой. Каждая боковая тяга имеет два
наконечника с резьбой, соединенных между собой
регулировочной муфтой 5. Муфта фиксируется на
наконечниках тяги двумя стяжными хомутами. Вра-
щением муфты 5 изменяется длина боковой тяги
при регулировке схождения передних колес. На-
ружные наконечники боковых тяг 1 шаровыми шар-
нирами соединены с поворотными рычагами, каждый
из которых крепится болтами к поворотному кула-
ку 7, внутренний наконечник правой боковой тяги
соединен с маятниковым рычагом, а левой боковой
тяги с сошкой. Шаровой шарнир тяги состоит из
стального пальца 59, сферическая головка кото-
рого опирается на конусный вкладыш 58, изготов-
ленный из пластмассы с высокими противозадирны-
ми свойствами. Пружина 60, поджимая вкладыш к
сферической головке пальца 59, создает необхо-
димый натяг в шаровом шарнире. Конусная часть
пальца заходит в коническое отверстие поворот-
ного рычага (сошки или маятникового рычага) и
крепится корончатой гайкой. Шаровые шарниры при
сборке заполняют смазкой ШРБ-4 и герметизируют
с одной стороны заглушкой 61, завальцованной в
наконечнике тяги, а с другой - армированным за-
щитным колпачком 57. Пополнение или замена
смазки при эксплуатации не требуется. Кронштейн
12 маятникового рычага закреплен с внутренней
стороны правого лонжерона двумя болтами с само-
контрящимися гайками. В отверстии кронштейна 12
расположены две пластмассовые втулки 24, на ко-
торых поворачивается ось маятникового рычага. К
торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба 22
насажена на лыски оси и поджата корончатой гай-
кой. Нижняя шайба 25 поджата к втулке самоконт-
рящейся гайкой. Этой же гайкой на оси неподвиж-
но закреплен маятниковый рычаг 4. Между
торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронш-
тейна маятникового рычага установлены резиновые
уплотнительные кольца 23. При сборке полость
между втулками заполняется смазкой Литол-24, а
втулки смазываются этой же смазкой.
1. Боковая тяга; 2. Сошка; 3. Средняя тяга; 4. Маятниковый рычаг; 5. Регулировочная муфта: 6. Нижний шаровой шарнир подвески; 7. Поворотный кулак; 8. Верхний шаровой шарнир подвески; 9. Подшипник верхнего вала рулевого управления; 10. Кронштейн крепления вала рулевого управления; 11. Верхний вал рулевого управления; 12. Кронштейн маятникового рычага; 13. Правый лонжерон кузова; 14. Нижнее контактное кольцо: 15. Держатель нижнего контактного кольца; 16. Держатель включателя сигнала; 17. Верхнее контактное кольцо; 18. Пружина включателя сигнала: 19. Включатель звукового сигнала; 20. Облицовка крышки включателя сигнала; 21. Провод; 22. Верхняя шайба; 23. Уплотнитель; 24. Втулка оси маятникового рычага; 25. Нижняя шайба; 26. Пробка маслоналивного отверстия; 27. Защитный колпачок; 28. Картер рулевого механизма; 29. Уплотнитель вала рулевого управления; 30. Промежуточный вал рулевого управления: 31. фиксирующая пластина передка кузова; 32. Верхняя часть облицовочного кожуха; 33. Рычаг переключателя стеклоочистителя и смывателя: 34. Рулевое колесо: 35. Рычаг переключателя указателей поворота; 36. Рычаг переключателя света фар; 37. Нижняя часть облицовочного кожуха; 38. Стяжной болт вилки карданного шарнира: 39. Левый лонжерон пола кузова; 40. Нижняя крышка картера рулевого механизма; 41. Регулировочные прокладки; 42. Ось ролика вала сошки; 43. Упорная шайба ролика; 44. Ролик; 45. Пластина регулировочного винта; 46. Стопорная шайба; 47. Регулировочный винт; 48. Контргайка: 49. Верхняя крышка картера рулевого механизма: 50. Червяк; 51. Подшипник червяка; 52. Вал червяка; 53. Сальник вала червяка; 54. Втулка вала сошки: 55. Сальник вала сошки; 56. Вал сошки; 57. Защитный чехол шарового пальца; 58. Вкладыш шарового пальца; 59. Шаровой палец: 60. Пружина вкладыша: 61. Заглушка. |