Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Для гашения колебаний кузова на подвесках уста- новлены гидравлические телескопические аморти- заторы двухстороннего действия, создающие соп- ротивление колебанию кузова как при ходе сжатия, так и при ходе отдачи. Амортизаторы пе- редней и задней подвесок отличаются размерами, способом крепления верхней части, параметрами рабочей характеристики, а также дроссельными дисками 15 клапана отдачи. Дроссельный диск 15 переднего амортизатора имеет два паза по наруж- ному диаметру, а дроссельный диск заднего амор- тизатора три. Однако основные детали переднего амортизатора такие же, как и у заднего, поэтому в дальнейшем будет рассматриваться только зад- ний амортизатор. Амортизатор состоит из следую- щих основных частей: резервуара 19 с проушиной 1, рабочего цилиндра 21, клапана сжатия и штока 20 в сборе с поршнем 10 и клапанами, направляю- щей втулки 23, гайки 29. уплотнителей и кожуха. Объемом для рабочей жидкости служит цилиндр 21 и резервуар 19, выполненные из трубы. В нижней части резервуара завальцовано дно, на которое опирается клапан сжатия. В верхней части резер- вуара нарезана резьба под гайку 29. Снаружи к дну резервуара приварена нижняя проушина (го- ловка) амортизатора. Клапан сжатия состоит из корпуса 2, дисков 3 и 4, тарелки 5, пружины 6 и обоймы 7. Корпус клапана сжатия металлокерами- ческий. В его верхней части проточено гнездо с фаской, перекрываемое дисками, которые поджима- ются к гнезду пружиной 6 через тарелку 5. Верх- ний конец пружины упирается в обойму 7, которая надевается на цилиндрический поясок корпуса клапана. Чтобы обеспечить проход жидкости из резервуара 19 в цилиндр 21 и обратно, в нижней части корпуса клапана выполнена цилиндрическая проточка и четыре вертикальных паза приблизи- тельно такой же глубины, как и проточка. Такие же пазы имеются и в верхней части корпуса кла- пана сжатия. Диски 3 клапана сжатия плоские, выполнены из стальной ленты толщиной 0,15 мм, имеют по центру отверстия для прохода жидкости. В центральном отверстии диска 4 имеется вырез, через который дросселируется жидкость при малой скорости перемещения поршня 10. У тарелки 5 в нижней центральной части имеется цилиндрический выступ, который перекрывает центральное отверс- тие дисков 3 и 4, но не закрывает дросселирую- щий вырез. В собранном виде между тарелкой 5 и диском 4 образуется зазор для прохода жидкости. С этой же целью по наружному диаметру тарелки выполнено четыре сквозных отверстия. Обойма 7 имеет отбортовку и цилиндрический поясок, на который плотно насаживается цилиндр 21, что обеспечивает необходимую герметичность между клапаном сжатия и цилиндром. На штампованной поверхности обоймы выполнены шесть боковых и одно центральное отверстия для прохода жидкос- ти. В цилиндре 21 установлен шток с поршнем 10, на котором смонтированы перепускной клапан и клапан отдачи. Поршень имеет вертикальные кана- лы, расположенные по двум окружностям; между собой каналы каждой окружности соединяются кольцевой проточкой. Каналы, расположенные бли- же к центру поршня, перекрываются снизу дисками 15 и 12 клапана отдачи, а сверху - дальше от центра тарелкой 16 перепускного клапана, поджи- маемой пружиной 17. Ход тарелки ограничивается упором пружины в тарелку 18. Поршень уплотнен в цилиндре кольцом 13. Диски клапана отдачи под- жимаются к нижней торцевой части поршня пружи- ной 9 через тарелку 1-1. При этом пружина под- жимает наружную часть дисков, а внутренняя часть дисков 15 и 12 плотно поджимается к порш- ню гайкой 8, навернутой на резьбовой конец што- ка. Для предохранения дисков клапана отдачи от повреждений и стабильной работы клапана между дисками и гайкой установлена шайба 14. Дрос- сельный диск 15 клапана отдачи по наружному ди- аметру имеет шесть вырезов для прохода жидкости при плавном ходе отдачи. Для направленного дви- жения штока 20 относительно цилиндра служит ме- таллокерамическая направляющая втулка 23, уста- новленная цилиндрическим пояском в калиброванном отверстии цилиндра. У втулки име- ется наклонный канал для слива рабочей жидкос- ти, прошедшей через зазор между штоком и нап- равляющей втулкой, обратно в резервуар. Сверху в гнезде втулки установлен сальник 26 из бензо- маслостойкой резины. Рабочие кромки сальника охватывают хромированную поверхность штока, препятствуя выходу жидкости из амортизатора. Сальник вместе с кольцом 24, которое уплотняет зазор между направляющей втулкой 23 и резервуа- ром 19, поджимается обоймой 25. Между обоймой и гайкой 29 установлены металлокерамическое за- щитное кольцо 28 и резиновая прокладка 27. За- щитное кольцо снимает со штока грязь при ходе сжатия. На гайке 29 имеются четыре отверстия под штифты ключа для разборки (сборки) аморти- затора. Работа амортизатора. Принцип действия амортизатора основан на создании повышенного сопротивления раскачиванию кузова за счет при- нудительного перетекания жидкости через малые проходные сечения в клапанах. Ход сжатия. При этом ходе, когда колеса автомобиля перемещаются вверх, амортизатор сжимается, т.е. поршень идет вниз и вытесняет из нижней части цилиндра жид- кость, часть которой, преодолевая сопротивление плоской пружины перепускного клапана, перетека- ет из подпоршневого пространства в надпоршне- вое. Вся вытесняемая жидкость таким путем прой- ти не может, так как вдвигаемый шток занимает часть освобождаемого поршнем объема, поэтому часть жидкости, отгибая внутренние края дисков клапана сжатия, перетекает из цилиндра в резер- вуар. При плавном ходе штока усилие от давления жидкости будет недостаточным, чтобы отжать внутренние края дисков от тарелки, и жидкость будет проходить в резервуар через вырез дрос- сельного диска 4. Ход отдачи. При этом ходе ко- леса автомобиля под действием упругих элементов подвески опускаются вниз, и амортизатор растя- гивается, т.е. поршень перемещается вверх. При этом над поршнем создается давление жидкости, а под поршнем - разрежение. Жидкость из надпорш- невого пространства, преодолевая сопротивление пружины, отгибает наружные края дисков клапана отдачи и перетекает в нижнюю часть цилиндра. Кроме того, за счет разрежения часть жидкости из резервуара, отгибая наружные края дисков клапана сжатия от корпуса клапана, заполняет нижнюю часть цилиндра. При малой скорости дви- жения поршня, когда давление жидкости будет не- достаточным, чтобы отжать диски клапана отдачи, жидкость через боковые вырезы дроссельного дис- ка 15 будет дросселироваться, создавая сопро- тивление ходу отдачи.

1. Нижняя проушина (головка);
2. Корпус клапана сжатия;
3. Диски клапана сжатия:
4. Дроссельный диск клапана сжатия;
5. Тарелка клапана сжатия;
6. Пружина клапана сжатия;
7. Обойма клапана сжатия;
8. Гайка клапана отдачи;
9. Пружина клапана отдачи;
10. Поршень амортизатора;
11. Тарелка клапана отдачи;
12. Диски клапана отдачи;
13. Кольцо поршня;
14. Шайба гайки клапана отдачи;
15. Дроссельный диск клапана отдачи;
16. Тарелка перепускного клапана;
17. Пружина перепускного клапана;
18. Ограничительная тарелка;
19. Резервуар;
20. Шток;
21. Цилиндр;
22. Кожух;
23. Направляющая втулка штока;
24. Уплотнительное кольцо резервуара;
25. Обойма сальника штока;
26. Сальник штока;
27. Прокладка защитного кольца штока;
28. Защитное кольцо штока;
29. Гайка резервуара;
30. Верхняя проушина амортизатора;
31. Гайка крепления верхнего амортизатора передней;
32. Пружинная шайба;
33. Шайба подушки крепления верхнего конца амортизатора;
34. Подушки амортизатора;
35. Распорная втулка;
36. Кожух амортизатора;
37. Буфер штока;
38. Резинометаллический шарнир амортизатора;
39. 1.Схема работы амортизатора;
40. 11.Ход сжатия;
41. III.Ход отдачи.