|
||||
Для гашения колебаний кузова на подвесках уста-
новлены гидравлические телескопические аморти-
заторы двухстороннего действия, создающие соп-
ротивление колебанию кузова как при ходе
сжатия, так и при ходе отдачи. Амортизаторы пе-
редней и задней подвесок отличаются размерами,
способом крепления верхней части, параметрами
рабочей характеристики, а также дроссельными
дисками 15 клапана отдачи. Дроссельный диск 15
переднего амортизатора имеет два паза по наруж-
ному диаметру, а дроссельный диск заднего амор-
тизатора три. Однако основные детали переднего
амортизатора такие же, как и у заднего, поэтому
в дальнейшем будет рассматриваться только зад-
ний амортизатор. Амортизатор состоит из следую-
щих основных частей: резервуара 19 с проушиной
1, рабочего цилиндра 21, клапана сжатия и штока
20 в сборе с поршнем 10 и клапанами, направляю-
щей втулки 23, гайки 29. уплотнителей и кожуха.
Объемом для рабочей жидкости служит цилиндр 21
и резервуар 19, выполненные из трубы. В нижней
части резервуара завальцовано дно, на которое
опирается клапан сжатия. В верхней части резер-
вуара нарезана резьба под гайку 29. Снаружи к
дну резервуара приварена нижняя проушина (го-
ловка) амортизатора. Клапан сжатия состоит из
корпуса 2, дисков 3 и 4, тарелки 5, пружины 6 и
обоймы 7. Корпус клапана сжатия металлокерами-
ческий. В его верхней части проточено гнездо с
фаской, перекрываемое дисками, которые поджима-
ются к гнезду пружиной 6 через тарелку 5. Верх-
ний конец пружины упирается в обойму 7, которая
надевается на цилиндрический поясок корпуса
клапана. Чтобы обеспечить проход жидкости из
резервуара 19 в цилиндр 21 и обратно, в нижней
части корпуса клапана выполнена цилиндрическая
проточка и четыре вертикальных паза приблизи-
тельно такой же глубины, как и проточка. Такие
же пазы имеются и в верхней части корпуса кла-
пана сжатия. Диски 3 клапана сжатия плоские,
выполнены из стальной ленты толщиной 0,15 мм,
имеют по центру отверстия для прохода жидкости.
В центральном отверстии диска 4 имеется вырез,
через который дросселируется жидкость при малой
скорости перемещения поршня 10. У тарелки 5 в
нижней центральной части имеется цилиндрический
выступ, который перекрывает центральное отверс-
тие дисков 3 и 4, но не закрывает дросселирую-
щий вырез. В собранном виде между тарелкой 5 и
диском 4 образуется зазор для прохода жидкости.
С этой же целью по наружному диаметру тарелки
выполнено четыре сквозных отверстия. Обойма 7
имеет отбортовку и цилиндрический поясок, на
который плотно насаживается цилиндр 21, что
обеспечивает необходимую герметичность между
клапаном сжатия и цилиндром. На штампованной
поверхности обоймы выполнены шесть боковых и
одно центральное отверстия для прохода жидкос-
ти. В цилиндре 21 установлен шток с поршнем 10,
на котором смонтированы перепускной клапан и
клапан отдачи. Поршень имеет вертикальные кана-
лы, расположенные по двум окружностям; между
собой каналы каждой окружности соединяются
кольцевой проточкой. Каналы, расположенные бли-
же к центру поршня, перекрываются снизу дисками
15 и 12 клапана отдачи, а сверху - дальше от
центра тарелкой 16 перепускного клапана, поджи-
маемой пружиной 17. Ход тарелки ограничивается
упором пружины в тарелку 18. Поршень уплотнен в
цилиндре кольцом 13. Диски клапана отдачи под-
жимаются к нижней торцевой части поршня пружи-
ной 9 через тарелку 1-1. При этом пружина под-
жимает наружную часть дисков, а внутренняя
часть дисков 15 и 12 плотно поджимается к порш-
ню гайкой 8, навернутой на резьбовой конец што-
ка. Для предохранения дисков клапана отдачи от
повреждений и стабильной работы клапана между
дисками и гайкой установлена шайба 14. Дрос-
сельный диск 15 клапана отдачи по наружному ди-
аметру имеет шесть вырезов для прохода жидкости
при плавном ходе отдачи. Для направленного дви-
жения штока 20 относительно цилиндра служит ме-
таллокерамическая направляющая втулка 23, уста-
новленная цилиндрическим пояском в
калиброванном отверстии цилиндра. У втулки име-
ется наклонный канал для слива рабочей жидкос-
ти, прошедшей через зазор между штоком и нап-
равляющей втулкой, обратно в резервуар. Сверху
в гнезде втулки установлен сальник 26 из бензо-
маслостойкой резины. Рабочие кромки сальника
охватывают хромированную поверхность штока,
препятствуя выходу жидкости из амортизатора.
Сальник вместе с кольцом 24, которое уплотняет
зазор между направляющей втулкой 23 и резервуа-
ром 19, поджимается обоймой 25. Между обоймой и
гайкой 29 установлены металлокерамическое за-
щитное кольцо 28 и резиновая прокладка 27. За-
щитное кольцо снимает со штока грязь при ходе
сжатия. На гайке 29 имеются четыре отверстия
под штифты ключа для разборки (сборки) аморти-
затора. Работа амортизатора. Принцип действия
амортизатора основан на создании повышенного
сопротивления раскачиванию кузова за счет при-
нудительного перетекания жидкости через малые
проходные сечения в клапанах. Ход сжатия. При
этом ходе, когда колеса автомобиля перемещаются
вверх, амортизатор сжимается, т.е. поршень идет
вниз и вытесняет из нижней части цилиндра жид-
кость, часть которой, преодолевая сопротивление
плоской пружины перепускного клапана, перетека-
ет из подпоршневого пространства в надпоршне-
вое. Вся вытесняемая жидкость таким путем прой-
ти не может, так как вдвигаемый шток занимает
часть освобождаемого поршнем объема, поэтому
часть жидкости, отгибая внутренние края дисков
клапана сжатия, перетекает из цилиндра в резер-
вуар. При плавном ходе штока усилие от давления
жидкости будет недостаточным, чтобы отжать
внутренние края дисков от тарелки, и жидкость
будет проходить в резервуар через вырез дрос-
сельного диска 4. Ход отдачи. При этом ходе ко-
леса автомобиля под действием упругих элементов
подвески опускаются вниз, и амортизатор растя-
гивается, т.е. поршень перемещается вверх. При
этом над поршнем создается давление жидкости, а
под поршнем - разрежение. Жидкость из надпорш-
невого пространства, преодолевая сопротивление
пружины, отгибает наружные края дисков клапана
отдачи и перетекает в нижнюю часть цилиндра.
Кроме того, за счет разрежения часть жидкости
из резервуара, отгибая наружные края дисков
клапана сжатия от корпуса клапана, заполняет
нижнюю часть цилиндра. При малой скорости дви-
жения поршня, когда давление жидкости будет не-
достаточным, чтобы отжать диски клапана отдачи,
жидкость через боковые вырезы дроссельного дис-
ка 15 будет дросселироваться, создавая сопро-
тивление ходу отдачи.
1. Нижняя проушина (головка); 2. Корпус клапана сжатия; 3. Диски клапана сжатия: 4. Дроссельный диск клапана сжатия; 5. Тарелка клапана сжатия; 6. Пружина клапана сжатия; 7. Обойма клапана сжатия; 8. Гайка клапана отдачи; 9. Пружина клапана отдачи; 10. Поршень амортизатора; 11. Тарелка клапана отдачи; 12. Диски клапана отдачи; 13. Кольцо поршня; 14. Шайба гайки клапана отдачи; 15. Дроссельный диск клапана отдачи; 16. Тарелка перепускного клапана; 17. Пружина перепускного клапана; 18. Ограничительная тарелка; 19. Резервуар; 20. Шток; 21. Цилиндр; 22. Кожух; 23. Направляющая втулка штока; 24. Уплотнительное кольцо резервуара; 25. Обойма сальника штока; 26. Сальник штока; 27. Прокладка защитного кольца штока; 28. Защитное кольцо штока; 29. Гайка резервуара; 30. Верхняя проушина амортизатора; 31. Гайка крепления верхнего амортизатора передней; 32. Пружинная шайба; 33. Шайба подушки крепления верхнего конца амортизатора; 34. Подушки амортизатора; 35. Распорная втулка; 36. Кожух амортизатора; 37. Буфер штока; 38. Резинометаллический шарнир амортизатора; 39. 1.Схема работы амортизатора; 40. 11.Ход сжатия; 41. III.Ход отдачи. |