|
||||
Система смазки комбинированная: под давлением и
разбрызгиванием. Под давлением смазываются ко-
ренные и шатунные подшипники, опоры распредели-
тельного вала, подшипники вала привода масляно-
го насоса и распределителя зажигания, кулачки
распределительного вала и втулка шестерни при-
вода масляного насоса и распределителя зажига-
ния. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызги-
ваемым движущимися деталями, смазываются стенки
цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, порш-
невые пальцы в бобышках поршня, цепь привода
механизма газораспределения, опоры рычагов при-
вода клапанов, а также стержни клапанов в их
направляющих втулках. Вместимость системы смаз-
ки 3,75 л. В систему смазки входят: масляный
насос 18, приемный патрубок с фильтрующей сет-
кой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопо-
точный масляный фильтр, установленный на левой
передней стороне двигателя, редукционный клапан
давления масла, встроенный в приемный патрубок,
электрический датчик 10 недостаточного давления
масла. Датчик недостаточного давления масла со-
единен с сигнальной лампой на щитке приборов,
которая загорается при падении давления масла
до 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см*). При работе
двигателя с исправной системой смазки лампа
должна гаснуть (если двигатель не перегрет).
Циркуляция масла при работе двигателя происхо-
дит следующим образом. Масляный насос 18, при-
водимый в действие парой шестерен со спиральны-
ми зубьями, засасывает масло из картера 13
через фильтрующую сетку маслоприемного патрубка
и подает его по каналу 19 в полнопоточный
фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 20 по-
падает в магистральный масляный канал 9, прохо-
дящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по
каналам 23 и 11, просверленным в блоке цилинд-
ров, проникает к коренным подшипникам коленча-
того вала и переднему подшипнику валика 24 при-
вода масляного насоса и распределителя
зажигания. К центральной опоре распределитель-
ного вала масло подводится по каналам 7, прос-
верленным в блоке цилиндров, в головке и в кор-
пусе подшипников распределительного вала.
Масло, подошедшее к центральной опоре распреде-
лительного вала через канавку в опорной шейке,
попадает в центральный канал распределительного
вала, а из канала через отверстия в кулачках и
в опорных шейках - к кулачкам, рычагам и опорам
вала. Масло от первого подшипника валика 24
привода масляного насоса и распределителя зажи-
гания поступает ко второму подшипнику по кана-
лу, просверленному в самом валике. К втулке
шестерни привода масляного насоса и распредели-
теля зажигания масло подводится по отдельному
каналу 21 из полости блока перед масляным филь-
тром. Остальные детали смазываются разбрызгива-
нием и самотеком. Цепь механизма газораспреде-
ления смазывается маслом, которое выходит из
передней опоры распределительного вала и перед-
ней втулки вала привода масляного насоса и
распределителя зажигания, и затем разбрызгива-
ется через радиальные каналы 1 на звездочках
указанных валов. Для того чтобы при работе дви-
гателя на любом режиме обеспечить необходимое
давление масла в магистрали, а также чтобы ком-
пенсировать увеличивающийся при износе двигате-
ля расход масла, масляный насос имеет избыточ-
ную производительность. Для предотвращения
повышения давления масла сверх допустимого в
системе установлен редукционный клапан, пере-
пускающий избыточное масло в маслоприемник.
Масляный насос шестеренчатого типа, установлен
внутри картера и крепится к блоку цилиндров
двумя болтами. Ведущая шестерня насоса непод-
вижно закреплена на валике, а ведомая шестерня
свободно вращается на оси, запрессованной в
корпусе. В корпус маслоприемного патрубка
встроен редукционный клапан. Давление, при ко-
тором срабатывав? редукционный клапан, обеспе-
чивается пружиной соответствующей упругости,
установленной на заводе. Это давление не регу-
лируется. Масляный фильтр навернут на штуцер и
прижат к кольцевому буртику на блоке и уплотня-
ется прокладкой. Масло поступает в фильтр через
отверстие и, пройдя фильтрующий элемент 16, вы-
ходит в магистральный масляный канал 9 блока
через центральное отверстие и штуцер крепления.
Фильтр имеет противодренажный клапан 17, пре-
дотвращающий отекание масла из системы при ос-
тановке двигателя, и перепускной клапан 15,
срабатывающий при засорении фильтрующего эле-
мента. Система вентиляции картера двигателя. Во
время работы двигателя через зазоры в картер
проникает некоторое количество отработавших га-
зов. Для удаления из картера газов и паров бен-
зина, что увеличивает срок службы масла и повы-
шает долговечность двигателя, служит
принудительная вентиляция картера, осуществляе-
мая отсосом газов из картера во впускную трубу
двигателя. Картерные газы отсасываются по шлан-
гам 31 и 32 в задроссельное устройство карбюра-
тора и в карбюратор через коллектор 29 вытяжной
вентиляции. При малой частоте вращения коленча-
того вала разрежение на входе в карбюратор нез-
начительное (дроссельные заслонки закрыты), и
основная масса газов отсасывается по шлангу 31
в задроссельное пространство карбюратора. Когда
дроссельная заслонка 27 приоткрыта или открыта
полностью, основная масса картерных газов будет
отсасываться по шлангу 32 в вытяжной коллектор
29 и в карбюратор, минуя фильтрующий элемент
воздушного фильтра. При этом через шланг 31.
ввиду малого отверстия патрубка карбюратора,
будет проходить незначительная часть картерных
газов.
1. Отверстие в звездочке для смазывания цепи; 2. Магистральный канал в распределительном валу; 3. Канал в кулачке распределительного вала; 4. Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 5. Маслоналивная горловина; 6. Канал в опорной шейке распределительного вала; 7. Наклонный канал в головке цилиндров: 8. Канал подвода масла к газораспределительному механизму; 9. Главная масляная магистраль в блоке цилиндров: 10. Датчик сигнальной лампы *достаточного давления масла; 11. Канал подачи масла к коренному подшипнику: 12. Канал подачи масла к шатунному подшипнику; 13. Масляный картер: 14. Масляный фильтр; 15. Перепускной клапан; 16. Картонный фильтрующий элемент; 17. Противодренажный клапан; 18. Масляный насос; 19. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 20. Канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 21. Канал подачи масла ко втулке шестерни привода масляного насоса; 22. Передний сальник коленчатого вала; 23. Канал подачи масла к коренному подшипнику и к валику привода масляного 24. насоса: 25. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 26. Впускная труба; 27. Дроссельная заслонка второй камеры карбюратора; 28. Дроссельная заслонка первой камеры карбюратора: 29. Воздушный фильтр; 30. Коллектор вытяжной вентиляции; 31. Пламегаситель; 32. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 33. Вытяжной шланг; 34. Указатель уровня масла; 35. Крышка маслоотделителя; 36. Маслоотделитель; 37. Сливная трубка; 38. 1.Схема вентиляции картера двигателя. |