Заглавная
Ссылки

Нива
авторы
общий вид
двигатель(сбоку)
двигатель(перед)
питание
охлаждение
отопитель
смазка двигателя
питание/выхлоп
инжектор(устр-во)
инжектор(работа)
карбюратор
его работа
КПП 5
её работа
раздатка
её работа
рулевое
сцепление
его привод
передний мост
задний мост
перед. подвеска
задняя подвеска
ШРУС, кардан
амортизаторы
тормоза
тормозная сист.
зажигание
генератор
стартёр
стеклоочиститель
кузов
сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Пятиступенчатая коробка передач состоит из трех валов: первичного 1, промежуточного 55 и вто- ричного 18 с шестернями и синхронизаторами, оси 47 с промежуточной шестерней 48 заднего хода и механизма выборки и переключения передач. Валы и шестерни коробки передач размещены в литом алюминиевом картере 6 и в задней крышке. Пер- вичный вал 1 вращается в двух шариковых подшип- никах, один из которых расположен в торце ко- ленчатого вала двигателя, другой - в передней стенке картера коробки передач. Задний подшип- ник 61 удерживается на валу стопорным кольцом 62 и пружинной тарельчатой шайбой, установлен- ной между внутренним кольцом подшипника и сто- порным кольцом. В канавке наружного кольца под- шипника 61 расположено установочное кольцо 5, которое зажимается между передней стенкой ко- робки и картером сцепления. Между передней крышкой 2 и наружным кольцом подшипника 61 ус- тановлена пружинная тарельчатая шайба 4. Такая фиксация заднего подшипника удерживает вал от осевого перемещения. На передней части первич- ного вала нарезаны шлицы, которыми он соединя- ется с ведомым диском сцепления. Вместе с валом 1 изготовлена косозубая шестерня 60, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 56 промежуточного вала. Прямозубый венец 10 синхронизатора четвертой передачи припаян медью к первичному валу 1. С этим венцом соединяется муфта И при включении IV передачи. Промежуточ- ный вал 55 представляет собой блок четырех шес- терен, который опирается передним концом на двухрядный шариковый подшипник 57, а задним концом - на роликовый подшипник 49. На шлицах промежуточного вала крепится стяжным болтом блок 46 шестерен пятой передачи и заднего хода. Задний конец блока опирается на роликовый ци- линдрический подшипник 45. расположенный в гнезде задней крышки. Вторичный вал 18 вращает- ся в трех роликовых подшипниках. Передний игольчатый подшипник 8 расположен в гнезде пер- вичного вала. Промежуточный подшипник 21 распо- ложен в задней стенке картера коробки передач. Его фиксирует в гнезде стопорная пластина 22, которая крепится к задней стенке картера винта- ми. Между пластиной и картером зажато устано- вочное кольцо промежуточного подшипника. На ва- лу подшипник зажат втулкой 20 и шестерней заднего хода, которая крепится на валу одной шпонкой вместе со ступицей муфты синхронизатора пятой передачи. За ступицей расположена упорная шайба и втулка, на которой вращается ведомая шестерня пятой передачи. Между втулкой этой шестерни и распорной втулкой 43 зажата маслоот- ражательная шайба 44. Задний конец вторичного вала установлен на роликовом цилиндрическом подшипнике 42 и на выходе из крышки уплотняется сальником 41. На шлицах вала крепится фланец 37 эластичной муфты. Все детали, расположенные на вторичном валу, поджимаются гайкой 38. На ци- линдрическом пояске гайки расположен резиновый уплотнитель 39, а на конце вала находится цент- рирующее кольцо 40. На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 16 и 17 третьей и второй передач. Шестерня 19 первой передачи вращается на стальной термообработан- ной втулке 20, надетой на вал. Каждая из этих шесте- реи имеет по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 55, а прямозубые венцы сое- диняются при включении передач с муфтами 11 и 51 синхронизаторов и через них и ступицы синх- ронизаторов передают крутящий момент на вторич- ный вал. Ведомая шестерня пятой передачи нахо- дится в постоянном зацеплении с большим венцом блока 46 шестерен. С малым венцом блока входит в зацепление промежуточная шестерня 48 при включении передачи заднего хода. На двух пояс- ках вторичного вала нарезаны по три глубоких паза, в которые входят выступы ступиц скользя- щих муфт синхронизаторов, что обеспечивает их жесткое соединение с валом. Синхронизатор 111 и IV передач состоит из ступицы 12, скользящей муфты 11, двух блокирующих колец 14, пружин 15 и венцов синхронизаторов III и IV передач. Одно блокирующее кольцо синхронизатора соединяется внутренним венцом с прямозубым венцом шестерни 16 III передачи. Это кольцо удерживается на венце шестерни стопорным кольцом 13. Между бло- кирующим кольцом и опорной шайбой шестерни ус- тановлена пружина 15, которая поджимает блоки- рующее кольцо 14 к стопорному кольцу 13. Другое кольцо синхронизатора таким же образом соединя- ется с венцом 10 синхронизатора IV передачи первичного вала коробки передач. Каждое блоки- рующее кольцо имеет коническую поверхность с мелкой резьбой, к которой прижимается при вклю- чении передачи конусная часть скользящей муфты 11. В момент соприкосновения муфты с кольцом масляная пленка на резьбе кольца разрывается, что повышает силы трения между кольцом и муф- той. Скользящая муфта 11 внутри имеет шлицы, а снаружи кольцевую проточку для вилки переключе- ния передач. Муфта расположена на шлицах ступи- цы 12, которая имеет жесткую связь с вторичным валом. При включении III или IV передачи сколь- зящая муфта, перемещаясь по шлицам ступицы 12, входит в зацепление с малым венцом шестерни 16 III передачи или с венцом 10 первичного вала и соединяет их через ступицу 12 с вторичным валом 18. При этом крутящий момент от первичного вала 1 или шестерни 16 передается на вторичный вал через детали синхронизатора. Аналогичное уст- ройство имеют синхронизаторы 1, И и V передач. Промежуточная шестерня 48 заднего хода вращает- ся на неподвижной оси 47 на металлокерамической втулке. Ось крепится к перегородке картера гай- кой с тарельчатой пружинной шайбой. Другой ко- нец оси установлен в гнезде задней крышки. Ры- чаг 26 переключения передач имеет опорный шар, который поджимается к поверхности шаровой опоры 34 пружиной 25. Она фиксируется на рычаге сто- порным кольцом 71 с опорной шайбой 70. Сверху к шаровой опоре этой же пружиной прижимается сфе- рическая шайба 33. От проворачивания рычаг пе- реключения передач удерживается штифтом, кото- рый заходит в отверстие опоры. В привод переключения передач введен механизм выбора пе- редач, который блокирует случайное включение передачи заднего хода при включении пятой пере- дачи. Он состоит из направляющей пластины 36 рычага, верхней и нижней шайб 64, корпуса 35, блокировочной скобы 63 заднего хода. Перечис- ленные детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к гнезду зад- ней крышки коробки передач. В пазах направляю- щей пластины 36 установлены подпружиненные нап- равляющие планки, между которыми зажат нижний конец рычага переключения передач. Под действи- ем пружин направляющих планок рычаг переключе- ния передач устанавливается в нейтральное поло- жение.

1. Первичный вал;
2. Передняя крышка коробки передач с направляющей втулкой муфты подшипника выключения сцепления;
3. Сальник первичного вала;
4. Пружинная шайба;
5. Установочное кольцо подшипника;
6. Картер коробки передач;
7. Сапун:
8. Игольчатый подшипник вторичного вала;
9. Упорная шайба пружины синхронизатора;
10. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
11. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
12. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач;
13. Стопорное кольцо синхронизатора;
14. Блокирующее кольцо синхронизатора:
15. Пружина синхронизатора;
16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи:
17. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи;
18. Вторичный вал;
19. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи;
20. Втулка шестерни 1 передачи;
21. Промежуточный подшипник вторичного вала;
22. Стопорная пластина промежуточного подшипника;
23. Фланец;
24. Защитный чехол;
25. Пружина:
26. Рычаг переключения передач:
27. Стержень рычага переключения передач;
28. Упругая подушка демпфера;
29. Резиновая подушка демпфера;
30. Распорная втулка демпфера;
31. Запорная втулка демпфера;
32. Манжета;
33. Сферическая шайба;
34. Шаровая опора рычага;
35. Корпус рычага переключения передач;
36. Направляющая пластина;
37. Фланец эластичной муфты карданной передачи;
38. Гайка;
39. Уплотнитель центрирующего кольца;
40. Центрирующее кольцо;
41. Сальник заднего подшипника вторичного вала;
42. Задний подшипник вторичного вала;
43. Распорная втулка:
44. Масло- отражательная шайба;
45. Подшипник блока шестерен;
46. Блок шестерен V передачи и заднего хода.
47. Ось промежуточной шестерни заднего хода:
48. Промежуточная шестерня заднего хода;
49. Задний подшипник промежуточного вала;
50. Шестерня 1 передачи промежуточного вала;
51. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач.
52. Шестерня И передачи промежуточного вала;
53. Шестерня III передачи промежуточного вала;
54. Пробка заливного и контрольного отверстия.
55. Промежуточный вал;
56. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
57. Передний подшипник промежуточного вала;
58. Зажимная шайба подшипника промежуточного вала;
59. Болт зажимной шайбы;
60. Шестерня постоянного зацепления первичного вала;
61. Задний подшипник первичного вала;
62. Стопорное кольцо;
63. . Блокировочная скоба заднего хода;
64. Шайбы направляющей пластины;
65. Направляющая планка;
66. Крышка фиксаторов;
67. Пружина фиксатора;
68. Фиксатор;
69. Вилка включения V передачи;
70. Упорная шайба;
71. Стопорное кольцо;
72. Вилка переключения III и IV передач;
73. Шток вилки включения 1 и 11 передач;
74. Шток вилки включения III и IV передач;
75. Вилка .включения 1 и 11 передач;
76. Шток вилки включения V передачи и заднего хода:
77. Блокировочные сухари.