|
||||
Пятиступенчатая коробка передач состоит из трех
валов: первичного 1, промежуточного 55 и вто-
ричного 18 с шестернями и синхронизаторами, оси
47 с промежуточной шестерней 48 заднего хода и
механизма выборки и переключения передач. Валы
и шестерни коробки передач размещены в литом
алюминиевом картере 6 и в задней крышке. Пер-
вичный вал 1 вращается в двух шариковых подшип-
никах, один из которых расположен в торце ко-
ленчатого вала двигателя, другой - в передней
стенке картера коробки передач. Задний подшип-
ник 61 удерживается на валу стопорным кольцом
62 и пружинной тарельчатой шайбой, установлен-
ной между внутренним кольцом подшипника и сто-
порным кольцом. В канавке наружного кольца под-
шипника 61 расположено установочное кольцо 5,
которое зажимается между передней стенкой ко-
робки и картером сцепления. Между передней
крышкой 2 и наружным кольцом подшипника 61 ус-
тановлена пружинная тарельчатая шайба 4. Такая
фиксация заднего подшипника удерживает вал от
осевого перемещения. На передней части первич-
ного вала нарезаны шлицы, которыми он соединя-
ется с ведомым диском сцепления. Вместе с валом
1 изготовлена косозубая шестерня 60, которая
находится в постоянном зацеплении с шестерней
56 промежуточного вала. Прямозубый венец 10
синхронизатора четвертой передачи припаян медью
к первичному валу 1. С этим венцом соединяется
муфта И при включении IV передачи. Промежуточ-
ный вал 55 представляет собой блок четырех шес-
терен, который опирается передним концом на
двухрядный шариковый подшипник 57, а задним
концом - на роликовый подшипник 49. На шлицах
промежуточного вала крепится стяжным болтом
блок 46 шестерен пятой передачи и заднего хода.
Задний конец блока опирается на роликовый ци-
линдрический подшипник 45. расположенный в
гнезде задней крышки. Вторичный вал 18 вращает-
ся в трех роликовых подшипниках. Передний
игольчатый подшипник 8 расположен в гнезде пер-
вичного вала. Промежуточный подшипник 21 распо-
ложен в задней стенке картера коробки передач.
Его фиксирует в гнезде стопорная пластина 22,
которая крепится к задней стенке картера винта-
ми. Между пластиной и картером зажато устано-
вочное кольцо промежуточного подшипника. На ва-
лу подшипник зажат втулкой 20 и шестерней
заднего хода, которая крепится на валу одной
шпонкой вместе со ступицей муфты синхронизатора
пятой передачи. За ступицей расположена упорная
шайба и втулка, на которой вращается ведомая
шестерня пятой передачи. Между втулкой этой
шестерни и распорной втулкой 43 зажата маслоот-
ражательная шайба 44. Задний конец вторичного
вала установлен на роликовом цилиндрическом
подшипнике 42 и на выходе из крышки уплотняется
сальником 41. На шлицах вала крепится фланец 37
эластичной муфты. Все детали, расположенные на
вторичном валу, поджимаются гайкой 38. На ци-
линдрическом пояске гайки расположен резиновый
уплотнитель 39, а на конце вала находится цент-
рирующее кольцо 40. На термообработанных шейках
вторичного вала вращаются шестерни 16 и 17
третьей и второй передач. Шестерня 19 первой
передачи вращается на стальной термообработан-
ной втулке 20, надетой на вал. Каждая из этих
шесте- реи имеет по два венца. Косозубые венцы
находятся в постоянном зацеплении с шестернями
промежуточного вала 55, а прямозубые венцы сое-
диняются при включении передач с муфтами 11 и
51 синхронизаторов и через них и ступицы синх-
ронизаторов передают крутящий момент на вторич-
ный вал. Ведомая шестерня пятой передачи нахо-
дится в постоянном зацеплении с большим венцом
блока 46 шестерен. С малым венцом блока входит
в зацепление промежуточная шестерня 48 при
включении передачи заднего хода. На двух пояс-
ках вторичного вала нарезаны по три глубоких
паза, в которые входят выступы ступиц скользя-
щих муфт синхронизаторов, что обеспечивает их
жесткое соединение с валом. Синхронизатор 111 и
IV передач состоит из ступицы 12, скользящей
муфты 11, двух блокирующих колец 14, пружин 15
и венцов синхронизаторов III и IV передач. Одно
блокирующее кольцо синхронизатора соединяется
внутренним венцом с прямозубым венцом шестерни
16 III передачи. Это кольцо удерживается на
венце шестерни стопорным кольцом 13. Между бло-
кирующим кольцом и опорной шайбой шестерни ус-
тановлена пружина 15, которая поджимает блоки-
рующее кольцо 14 к стопорному кольцу 13. Другое
кольцо синхронизатора таким же образом соединя-
ется с венцом 10 синхронизатора IV передачи
первичного вала коробки передач. Каждое блоки-
рующее кольцо имеет коническую поверхность с
мелкой резьбой, к которой прижимается при вклю-
чении передачи конусная часть скользящей муфты
11. В момент соприкосновения муфты с кольцом
масляная пленка на резьбе кольца разрывается,
что повышает силы трения между кольцом и муф-
той. Скользящая муфта 11 внутри имеет шлицы, а
снаружи кольцевую проточку для вилки переключе-
ния передач. Муфта расположена на шлицах ступи-
цы 12, которая имеет жесткую связь с вторичным
валом. При включении III или IV передачи сколь-
зящая муфта, перемещаясь по шлицам ступицы 12,
входит в зацепление с малым венцом шестерни 16
III передачи или с венцом 10 первичного вала и
соединяет их через ступицу 12 с вторичным валом
18. При этом крутящий момент от первичного вала
1 или шестерни 16 передается на вторичный вал
через детали синхронизатора. Аналогичное уст-
ройство имеют синхронизаторы 1, И и V передач.
Промежуточная шестерня 48 заднего хода вращает-
ся на неподвижной оси 47 на металлокерамической
втулке. Ось крепится к перегородке картера гай-
кой с тарельчатой пружинной шайбой. Другой ко-
нец оси установлен в гнезде задней крышки. Ры-
чаг 26 переключения передач имеет опорный шар,
который поджимается к поверхности шаровой опоры
34 пружиной 25. Она фиксируется на рычаге сто-
порным кольцом 71 с опорной шайбой 70. Сверху к
шаровой опоре этой же пружиной прижимается сфе-
рическая шайба 33. От проворачивания рычаг пе-
реключения передач удерживается штифтом, кото-
рый заходит в отверстие опоры. В привод
переключения передач введен механизм выбора пе-
редач, который блокирует случайное включение
передачи заднего хода при включении пятой пере-
дачи. Он состоит из направляющей пластины 36
рычага, верхней и нижней шайб 64, корпуса 35,
блокировочной скобы 63 заднего хода. Перечис-
ленные детали стянуты тремя болтами, которыми
механизм выбора передач крепится к гнезду зад-
ней крышки коробки передач. В пазах направляю-
щей пластины 36 установлены подпружиненные нап-
равляющие планки, между которыми зажат нижний
конец рычага переключения передач. Под действи-
ем пружин направляющих планок рычаг переключе-
ния передач устанавливается в нейтральное поло-
жение.
1. Первичный вал; 2. Передняя крышка коробки передач с направляющей втулкой муфты подшипника выключения сцепления; 3. Сальник первичного вала; 4. Пружинная шайба; 5. Установочное кольцо подшипника; 6. Картер коробки передач; 7. Сапун: 8. Игольчатый подшипник вторичного вала; 9. Упорная шайба пружины синхронизатора; 10. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 11. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 12. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13. Стопорное кольцо синхронизатора; 14. Блокирующее кольцо синхронизатора: 15. Пружина синхронизатора; 16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи: 17. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи; 18. Вторичный вал; 19. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи; 20. Втулка шестерни 1 передачи; 21. Промежуточный подшипник вторичного вала; 22. Стопорная пластина промежуточного подшипника; 23. Фланец; 24. Защитный чехол; 25. Пружина: 26. Рычаг переключения передач: 27. Стержень рычага переключения передач; 28. Упругая подушка демпфера; 29. Резиновая подушка демпфера; 30. Распорная втулка демпфера; 31. Запорная втулка демпфера; 32. Манжета; 33. Сферическая шайба; 34. Шаровая опора рычага; 35. Корпус рычага переключения передач; 36. Направляющая пластина; 37. Фланец эластичной муфты карданной передачи; 38. Гайка; 39. Уплотнитель центрирующего кольца; 40. Центрирующее кольцо; 41. Сальник заднего подшипника вторичного вала; 42. Задний подшипник вторичного вала; 43. Распорная втулка: 44. Масло- отражательная шайба; 45. Подшипник блока шестерен; 46. Блок шестерен V передачи и заднего хода. 47. Ось промежуточной шестерни заднего хода: 48. Промежуточная шестерня заднего хода; 49. Задний подшипник промежуточного вала; 50. Шестерня 1 передачи промежуточного вала; 51. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач. 52. Шестерня И передачи промежуточного вала; 53. Шестерня III передачи промежуточного вала; 54. Пробка заливного и контрольного отверстия. 55. Промежуточный вал; 56. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 57. Передний подшипник промежуточного вала; 58. Зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 59. Болт зажимной шайбы; 60. Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 61. Задний подшипник первичного вала; 62. Стопорное кольцо; 63. . Блокировочная скоба заднего хода; 64. Шайбы направляющей пластины; 65. Направляющая планка; 66. Крышка фиксаторов; 67. Пружина фиксатора; 68. Фиксатор; 69. Вилка включения V передачи; 70. Упорная шайба; 71. Стопорное кольцо; 72. Вилка переключения III и IV передач; 73. Шток вилки включения 1 и 11 передач; 74. Шток вилки включения III и IV передач; 75. Вилка .включения 1 и 11 передач; 76. Шток вилки включения V передачи и заднего хода: 77. Блокировочные сухари. |