|
||||
На автомобилях ВАЗ-2113 для пуска двигателя
применяется стартер 35.3708 мощностью 1,3 кВт,
с электромагнитным включением шестерни привода,
с роликовой обгонной муфтой и дистанционным уп-
равлением. Он представляет собой четырехшеточ-
ный, четырехполюсный электродвигатель постоян-
ного тока со смешанным возбуждением и состоит
из корпуса 35 с обмотками возбуждения, якоря с
приводом, двух крышек 2' и 4 и тягового элект-
ромагнитного реле. Крышки и корпус стянуты в
единое целое двумя болтами, ввернутыми в крышку
2. Внутри стального корпуса закреплены винтами
четыре стальных полюса 34. На полюсы надеты ка-
тушки обмотки. Корпус вместе с полюсами и ка-
тушками образует статор стартера. Три катушки
обмотки статора являются сериесными, т.е. сое-
динены с обмоткой якоря последовательно, а одна
шунтовая, присоединенными параллельно обмотке
якоря. Поэтому возбуждение стартера и называет-
ся смешанным. Оно обеспечивает сравнительно
низкую частоту вращения якоря на холостом ходу
без нагрузки, что уменьшает износ втулок под-
шипников вала якоря, облегчает условия работы
обгонной муфты и предотвращает разнос якоря.
Якорь стартера состоит из вала 1, сердечника с
обмоткой из медной ленты и коллектора 32. Вал
якоря вращается в двух металлокерамических
втулках 2 и 26, запрессованных в крышки старте-
ра и пропитанных маслом. Осевой свободный ход
вала якоря регулируется подбором шайб 27 и дол-
жен быть не более 0,5 мм. Особенностью стартера
является торцевой коллектор 32. Он выполнен в
виде пластмассового диска с залитыми в нем мед-
ными пластинами. Такой коллектор способствует
более стабильной и длительной работе щеточного
контакта, уменьшается расход меди, снижается
длина и масса стартера. На переднем конце вала
якоря установлен привод стартера, состоящий из
роликовой обгонной муфты и шестерни 4. Назначе-
ние обгонной муфты - передавать крутящий момент
от вала якоря стартера к венцу маховика при
пуске двигателя, а после пуска, работая в режи-
ме обгона, не допускать передачи крутящего мо-
мента от маховика на якорь. Иначе может прои-
зойти выброс обмотки якоря из пазов сердечника
из-за "разноса" чрезмерно высокой частоты вра-
щения якоря маховиком работающего двигателя.
Обгонная муфта состоит из наружного кольца с
роликами 6 и внутреннего кольца, объединенного
с шестерней 4 привода. Наружное кольцо имеет
три паза с отверстиями, в которых находятся
стальные ролики с пружинами, плунжерами и нап-
равляющими стержнями. Пазы для роликов с пере-
менной шириной. В широкой части паза ролики мо-
гут свободно вращаться, а в узкой заклиниваются
между наружным и внутренним кольцами. Электро-
магнитное тяговое реле стартера служит для вво-
да шестерни привода в зацепление с венцом махо-
вика и для замыкания цепи питания обмоток якоря
и статора. Магнитную систему реле образуют
фланцы 15 и 20, ярмо (окружающее обмотку) и
сердечник 19, запрессованный во фланец 20. На
каркасе из латунной трубки и пластмассовых щек
намотана катушка реле с двумя обмотками: удер-
живающей 16 и втягивающей 17. Обе обмотки намо-
таны в одну сторону. Начала обмоток припаяны к
штекеру "50". Конец удерживающей обмотки прива-
рен к фланцу 20 реле (т.е. соединен с "мас-
сой"), а конец втягивающей обмотки соединен с
нижним контактным болтом 23 реле. Работа стар-
тера. Стартер включается с помощью вспомога-
тельного реле 45 типа 113.3747- 10. При поворо-
те ключа в положение 11 ("Стартер") замыкаются
контакты "30" и "50" выключателя зажигания и
подается напряжение на обмотку вспомогательного
реле. Оно срабатывает и через его замкнутые
контакты идет ток в обмотки тягового реле стар-
тера. Под действием этого тока возникает маг-
нитное усилие около 10 -12 кгс, втягивающее
якорь реле до соприкосновения с сердечником 19.
При этом контактная пластина 21 замыкает кон-
тактные болты 23. Размеры штока 18 подобраны
так, что замыкание контактных болтов происходит
еще до соприкосновения якоря с сердечником и
при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина
контактной пластины, сильнее прижимая ее к кон-
тактным болтам. При замыкании контактных болтов
втягивающая обмотка 17 обесточивается, так как
оба ее конца оказываются соединенными с "плю-
сом" аккумуляторной батареи. Поскольку якорь
уже втянут в реле, то для удержания якоря в
этом положении требуется небольшой магнитный
поток, который и обеспечивает одна удерживающая
обмотка 16. Передвигаясь, якорь реле через ры-
чаг 11 перемещает обгонную муфту с шестерней.
Ступица обгонной муфты, проворачиваясь на вин-
товых шлицах вала якоря стартера, поворачивает
также и шестерню 4, что облегчает ее ввод в за-
цепление с венцом маховика. Кроме того, фаски
на боковых кромках зубьев шестерни и венца ма-
ховика, а также буферная пружина, передающая
усилие от рычага 11 ступице 39 муфты, облегчает
ввод шестерни в зацепление и смягчают удар шес-
терни в венец маховика. Через замкнутые контак-
ты реле идет ток питания статора и якоря. Якорь
стартера начинает вращаться вместе со ступицей
39 и наружным кольцом обгонной муфты. Поскольку
ролики муфты смещены пружинами в узкую часть
паза наружного кольца, а шестерня тормозится
венцом маховика, то ролики заклиниваются между
кольцами обгонной муфты, и крутящий момент от
вала якоря передается через муфту и шестерню к
венцу маховика. После пуска двигателя частота
вращения шестерни превышает частоту вращения
якоря стартера. Внутреннее кольцо обгонной муф-
ты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в
широкую часть паза наружного кольца, сжимая
пружины плунжеров. В этой части паза ролики
свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий
момент от маховика двигателя не передается на
вал якоря. При выключении стартера контакты
вспомогательного реле 45 размыкаются, и ток пи-
тания обмоток тягового реле стартера идет по
следующему пути: "плюс" аккумуляторной батареи
- замкнутые контакты тягового реле втягивающая
17, а затем удерживающая 16 обмотки тягового
реле "масса". Так как направление тока в витках
обмоток противоположное, то магнитные потоки,
создаваемые обмотками, компенсируют друг друга,
и сердечник реле быстро размагничивается. Якорь
реле пружинами отжимается в исходное положение,
и контакты реле размыкаются, отключая питание
обмоток якоря и статора стартера. Одновременно
якорь тягового реле рычагом 11 передвигает муф-
ту свободного хода назад и выводит шестерню из
зацепления с венцом маховика. Якорь стартера
тормозится силами трения щеток о коллектор, и
он быстро останавливается.
1. Вал якоря; 2. Втулка крышки стартера; 3. Ограничительное кольцо хода шестерни; 4. Шестерня привода с внутренним кольцом обгонной муфты; 5. Упорное полукольцо; 6. Ролик обгонной муфты; 7. Кожух обгонной муфты; 8. Ось рычага привода; 9. Заглушка; 10. Тяга якоря реле; 11. Рычаг привода; 12. Крышка со стороны привода; 13. Возвратная пружина якоря реле; 14. Якорь реле стартера; 15. Передний фланец реле: 16. Удерживающая обмотка реле; 17. Втягивающая обмотка реле: 18. Стержень якоря; 19. Сердечник реле; 20. Фланец сердечника; 21. Контактная пластина; 22. Крышка реле; 23. Контактные болты реле; 24. Крышка со стороны коллектора; 25. Щеткодержатель положительной щетки; 26. Втулка крышки стартера; 27. Регулировочная шайба осевого свободного хода якоря; 28. Стопорная шайба; 29. Стяжной болт; 30. Кожух; 31. Вывод сериесных катушек обмотки статора; 32. Торцевой коллектор; 33. Сериесная катушка обмотки статора; 34. Полюс статора; 35. Корпус стартера; 36. Сердечник якоря; 37. Ограничительный диск: 38. Поводковое кольцо; 39. Ступица с наружным кольцом обгонной муфты; 40. Вкладыш ступицы; 41. Выключатель зажигания; 42. Генератор; 43. Аккумуляторная батарея; 44. Стартер; 45. Реле включения стартера; 46. Направляющий стержень; 47. Плунжер; 48. 1.Схема работы обгонной муфты; |