|
||||
Тормозная система автомобиля по своему назначе-
нию и выполняемым функциям разделяется на рабо-
чую, запасную и стояночную. Рабочая тормозная
система обеспечивает регулирование скорости ав-
томобиля и его остановку с необходимой эффек-
тивностью, запасная остановку автомобиля с не-
обходимой эффективностью при выходе из строя
рабочей тормозной системы, а стояночная служит
для удержания стоящего автомобиля. Ее можно ис-
пользовать и как аварийную при выходе из строя
рабочей или запасной тормозных систем. Рабочая
тормозная система имеет двухконтурный раздель-
ный гидравлический привод на тормозные механиз-
мы передних и задних колес, что значительно по-
вышает безопасность движения автомобиля. При
отказе одного из контуров другой используется в
качестве запасной тормозной системы, т. е. она
является частью рабочей тормозной системы. При-
вод тормозов Гидравлический привод включает в
себя тормозную педаль 50, вакуумный усилитель
51, главный цилиндр 2 гидропривода тормозов,
бачок 7, регулятор 19 давления задних тормозов,
колесные (рабочие) цилиндры тормозных механиз-
мов, трубопроводы и шланги. Педаль 15 тормоза
подвешена к кронштейну 4 совместно с педалью
сцепления при помощи оси 8. В ступице педали
установлены разрезные пластмассовые втулки 9,
через которые проходит внутренняя металлическая
втулка 5. Относительно этой втулки поворачива-
ется педаль тормоза. Педаль шарнирно соединена
с толкателем вакуумного усилителя и в исходное
положение возвращается усилием оттяжной пружи-
ны. В этом положении упор педали упирается в
буфер выключателя 49 стоп-сигнала. Вакуумный
усилитель уменьшает усилие, прикладываемое к
педали тормоза при торможении. Он крепится к
пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза
на четырех шпильках гайками. Между вакуумным
усилителем и пластиной кронштейна установлена
резиновая изолирующая прокладка. Между корпусом
77 и крышкой 64 корпуса вакуумного усилителя
зажат наружный поясок резиновой диафрагмы 63,
разделяющий усилитель на вакуумную и атмосфер-
ную полости. Вакуумная полость через шланг 6 с
наконечником и клапаном 58 соединяется с впуск-
ной трубой двигателя. Для герметизации соедине-
ния наконечник 6 соединен с вакуумным усилите-
лем через резиновый фланец. Внутри вакуумного
усилителя расположен пластмассовый корпус 65
клапана, хвостовик которого на выходе из корпу-
са вакуумного усилителя герметизирован уплотни-
телем 72. Он установлен в гнезде корпуса усили-
теля и поджат к отбортовке гнезда дистанционным
кольцом, которое запирается стопорным кольцом.
Для защиты подвижного хвостовика корпуса клапа-
на от загрязнения на отбортованную часть корпу-
са усилителя и на хвостовик корпуса клапана на-
дет гофрированнный защитный чехол 74 В корпусе
65 клапана размещены: буфер 66, поршень 71 с
толкателем 76. резиновый клапан 73, пружины с
опорными чашками и воздушный фильтр 75.
В выточку поршня 71 заходит упорная пластина
70, другой конец которой упирается в поясок ди-
афрагмы 63. что предотвращает ее выпадание.
Пластина 70 фиксирует в корпусе 65 поршень в
сборе с толкателем 76 и клапаном 73. В буфер 66
упирается в шток 61 привода поршня главного ци-
линдра. На выходе из корпуса вакуумного усили-
теля шток обжат уплотнителем 60. который поджи-
мается обоймой 59 к гнезду корпуса усилителя. В
торцевое отверстие штока ввернут болт 78, кото-
рым регулируется выход штока из корпуса усили-
теля (1.05-1,25 мм) Шаровая головка толкателя
76 обжата в гнезде поршня. Резиновый клапан 73
собран на толкателе. Подвижная головка клапана,
усиленная металлической шайбой, поджата пружи-
ной через опорную чашку к заднему торцу поршня
(при полном растормаживании). Для подвижной го-
ловки клапана в корпусе 65 имеется седло. Не-
подвижный буртик клапана 73 поджат пружиной че-
рез опорную чашку к внутренней стенке
хвостовика корпуса клапана, создавая надежное
уплотнение. Для очистки атмосферного воздуха в
хвостовике корпуса клапана установлен поролоно-
вый воздушный фильтр 75. Корпус 65 клапана пос-
тоянно отжимается пружиной 62 в сторону крышки
64. Между собой корпус 77 и крышка усилителя
соединены за счет ввода выступов крышки во впа-
дины корпуса и дальнейшего поворота крышки до
завода ее краев под выступы корпуса. Разъем
крышки и корпуса усилителя уплотнен буртом ре-
зиновой диафрагмы 63, зажатым между ними. В
корпусе усилителя крепится через резиновый фла-
нец пластмассовый наконечник шланга 6, в кото-
ром вмонтирован вакуумный клапан 58, предотвра-
щающий попадание горючей смеси в вакуумную
полость усилителя. Главный цилиндр 2 гидропри-
вода тормозов крепится на двух шпильках к ваку-
умному усилителю. Сверху в его корпусе выполне-
ны три резьбовых отверстия для штуцеров
трубопроводов, отводящих жидкость в контуры
привода передних и задних тормозов, и два гнез-
да, в которых крепятся стопорными шайбами шту-
церы, соединенные шлангами с бачком гидроприво-
да тормозов. Внутреннее цилиндрическое
отверстие цилиндра обработано с большой точ-
ностью и высокой чистотой поверхности. С одной
стороны полость цилиндра закрыта резьбовой
пробкой 86. В цилиндре последовательно установ-
лены два поршня, один из которых приводит в
действие задние тормоза, другой - передние.
Между пробкой и поршнем 82, а также между порш-
нями 82 и 79 установлены возвратные пружины 80,
под действием которых они возвращаются в исход-
ное положение при растормаживании. При этом ход
поршней в цилиндре ограничен винтами 83, хвос-
товики которых заходят в продольные пазы порш-
ней. Поршень 82 привода задних тормозов уплот-
нен в цилиндре двумя кольцами 84. Переднее
кольцо пружиной 85 поджато к торцевой поверх-
ности канавки. Другой конец пружины упирается в
тарелку 52. Заднее кольцо поджато к торцу порш-
ня пружиной 80 через шайбу 81 Поршень 79 приво-
да передних тормозов имеет аналогичное уплотне-
ние, только заднее кольцо расположено в канавке
поршня и имеет другую форму. На обоих поршнях
свободно надеты распорные кольца 56. В исходном
положении поршня распорное кольцо, упираясь в
стопорный винт, отводит уплотнительное кольцо
от торца канавки. При этом через образовавшийся
зазор рабочая полость цилиндра сообщается с
бачком гидропривода тормозов. Канавка переднего
уплотнительного кольца через радиальное отверс-
тие и осевой канал в поршне сообщается с рабо-
чей полостью цилиндра. Поэтому, когда в рабочей
полости увеличивается давление жидкости, уплот-
нительное кольцо плотнее прижимается к зеркалу
цилиндра. Последовательное расположение поршней
в цилиндре обеспечивает раздельный привод пе-
редних и задних тормозов. Бачок гидроцилиндра
двухсекционный, изготовлен из полупрозрачной
пластмассы, что обеспечивает визуальный конт-
роль за уровнем жидкости. В нижней части корпу-
са бачка имеется два наконечника для подсоеди-
нения шлангов. На заливную горловину бачка
навернута крышка 12, которая поджимает корпус
10 клеммного устройства и отражатель 14 к торцу
горловины. В корпусе 10 смонтировано устройство
для контроля уровня жидкости в бачке. Оно сос-
тоит из поплавка 15, на штоке которого располо-
жен подвижный контакт 9, и неподвижного контак-
та 8, закрепленного в пластмассовом корпусе 10.
При понижении уровня жидкости поплавок опуска-
ется, контакты замыкают цепь контрольной лампы,
и она загорается. В центральном отверстии кор-
пуса клеммного устройства установлен толкатель
11, при нажатии на который проверяется работос-
пособность цепи контрольной лампы при полном
уровне жидкости в бачке. Регулятор давления 19
включен в привод задних тормозов для того, что-
бы не допускать повышения давления в этом кон-
туре при уменьшении нагрузки на заднюю ось ко-
лес. Иначе возможна блокировка задних колес и
их юз. Регулятор давления крепится двумя болта-
ми с пружинными шайбами к кронштенйу кузова,
причем одно отверстие в кронштейне выполнено
овальным, что позволяет регулировать положение
регулятора давления. В действие регулятор дав-
ления приводится торсионным рычагом 20, который
крепится к кузову обоймой 32 через резиновую
опорную втулку 33. Длинное плечо рычага 31 при-
вода регулятора давления соединено шарнирно че-
рез стойку 13 с балкой заднего моста, а корот-
кое плечо проходит через отверстие оси 29 и
заходит в вырез нижней части поршня 28 регуля-
тора давления. Это плечо передает на поршень
колебательное движение балки заднего моста. В
корпус регулятора давления ввернуты штуцеры
двух трубопроводов: нижнего для подвода жидкос-
ти от главного цилиндра, верхнего для подачи
жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов.
Поршень 28 регулятора давления на выходе из
корпуса уплотнен кольцом 27, расположенным в
металлической обойме. Это кольцо поджато к ниж-
ней части корпуса пружиной 26. Верхний конец
пружины упирается в плавающую тарелку 24 и че-
рез нее в заплечики поршня. Пружина стремится
поджать поршень до упора его в пробку 21. кото-
рая ввернута в корпус регулятора давления. Под
пробку установлена уплотнительная прокладка.
Втулка 22 свободно надета на головку поршня.
Она ограничивает подъем уплотнителя 23 вверх к
головке поршня. Шланг высокого давления трехс-
лойный Внутренняя 69 и наружная 67 оболочки
шланга резиновые, между ними размещена нитяная
оболочка 68. При эксплуатации автомобиля не до-
пускаются трещины и другие повреждения на на-
ружной оболочке шланга.
1. Диск тормоза. 2. Главный цилиндр гидропривода тормозов. 3. Трубопровод контура привода передних тормозов. 4. Защитный кожух переднего тормозного механизма. 5. Суппорт переднего тормоза. 6. Наконечник с трубопроводом. 7. Бачок главного цилиндра. 8. Неподвижный контакт. 9. Подвижный контакт. 10. Корпус клеммного устройства. 11. Толкатель для проверки исправности устройства контроля уровня жидкости. 12. Крышка бачка. 13. Корпус контактного устройства. 14. Отражатель. 15. Поплавок. 16. Трубопровод контура привода задних тормозов. 17. Фланец заднего наконечника оболочки троса. 18. Колесный цилиндр заднего тормоза. 19. Рогуля гор давления задних тормозов. 20. Рычаг привода регулятора давления. 21. Пробка корпуса регулятора давления. 22. Втулка. 23. уплотнитель головки поршня. 24. Тарелка пружины. 25. Корпус регулятора давления. 26. Пружина. 27. Уплатнительное кольцо поршня. 28. Поршень регулятора давления. 29. Ось рычага. 30. Пластина рычага. 31. Колодка тормозного механизма. 32. Рычаг ручного привода колодок. 33. Стойка рычага привода регулятора давления. 34. Кронштейн крепления оболочки троса. 35. Задний трос. 36. Контргайка. 37. Регулировочная гайка. 38. Втулка. 39. Направляющая заднего троса. 40. Направляющий ролик. 41. Передний трос. 42. Возвратный рычаг привода стояночного тормоза. 43. Кронштейн рычага привода стояночного тормоза. 44. Защелка рычага. 45. Упор включателя контрольной лампы стояночного тормоза. 46. Тяга защелки рычага. 47. Рычаг привода стояночного тормоза. 48. Кнопка рычага привода стояночного тормоза. 49. Выключатель стоп - сигнала. 50. Педаль тормоза. 51. Вакуумный усилитель. 52. Тарелка пружины уплотнительного кольца. 53. Штуцер. 54. Стопорная шайба. 55. Уплотнительная прокладка. 56. Распорное кольцо. 57. Корпус вакуумного клапана. 58. Вакуумный клапан. 59. Обойма уплотнителя штока. 60. Уплотнитель штока. 61. Шток. 62. Возвратная пружина корпуса клапана. 63. Диафрагма. 64. Крышка корпуса вакуумного усилителя. 65. Корпус клапана вакуумного усилителя. 66. Буфер штока. 67. Наружная оболочка шланга. 68. Нитяная оболочка. 69. Внутренняя оболочка. 70. Упорная пластина поршня. 71. Поршень клапана. 72. Уплотнитель крышки корпуса вакуумного усилителя. 73. Клапан вакуумного усилителя. 74. Защитный чехол корпуса клапана. 75. Воздушный фильтр. 76. Толкатель клапана вакуумного усилителя. 77. Возвратная пружина клапана. 78. Пружина клапана. 79. Корпус вакуумного усилителя. 80. Регулировочный болт. 81. Поршень привода передних тормозов. 82. Возвратная пружина поршня. 83. Упорная шайба. 84. Поршень привода задних тормозов. 85. Ограничительный винт поршня. 86. Уплотнительное кольцо. 87. Пружина уплотнительного кольца. 88. Пробка корпуса главного цилиндра. 89. Бачок главного цилиндра. 90. Регулятор давления. 91. Схема привода тормозов. 92. IV-Главный цилиндр и вакуумный усилитель. |