|
||||
Система охлаждения двигателя жидкостная, закры-
того типа, с принудительной циркуляцией жидкос-
ти. Вместимость системы 9,85 л, включая систему
отопления салона кузова. Система охлаждения
состоит из следующих элементов: насоса 36 ох-
лаждающей жидкости, радиатора, расширительного
бачка 8, трубопроводов и шлангов, вентилятора
19, рубашек охлаждения блока и головки блока
цилиндров. При работе двигателя жидкость, наг-
ретая в рубашках охлаждения, поступает через
выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиа-
тор или термостат в зависимости от положения
клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость
всасывается насосом 36 и подается вновь в ру-
башки охлаждения. В системе охлаждения исполь-
зуется специальная жидкость ТОСОЛ А-40 - водный
раствор антифриза Тосол-А (концентрированного
этиленгликоля с антикоррозионными и антивспени-
вающими присадками плотностью 1,12-1,14 г/см*).
ТОСОЛ А-40 голубого цвета плотностью
1,078-1,085 г/см*, имеет температуру замерзания
минус 40 С. Проверка уровня охлаждающей жидкос-
ти осуществляется на холодном двигателе (при
температуре плюс 15-20 С) по уровню жидкости в
расширительном бачке 8, который должен быть на
3- 4 мм выше метки "MIN". Плотность жидкости
проверяется ареометром при техническом обслужи-
вании автомобиля. При повышении плотности жид-
кости и пониженном уровне доливается дистилли-
рованная вода. При нормальной плотности
доливается жидкость той марки, которая находит-
ся в системе охлаждения. При пониженной плот-
ности охлаждающей жидкости и необходимости экс-
плуатации автомобиля в холодное время года
жидкость заменяется новой. Для контроля темпе-
ратуры охлаждающей жидкости имеется датчик, ус-
тановленный в головке цилиндров, и указатель на
щитке приборов. При нормальном температурном
режиме работы двигателя стрелка указателя стоит
у начала красного поля шкалы в пределах 80-100
С. Переход стрелки в красную зону указывает на
повышенный тепловой режим двигателя, который
может быть вызван неполадками в системе охлаж-
дения (ослабление ремня привода насоса, недос-
таточное количество охлаждающей жидкости или
неисправности термостата), а также тяжелыми до-
рожными условиями. Слив жидкости из системы
осуществляется через сливные отверстия, закры-
ваемые пробками: одна в левом углу нижнего бач-
ка 33 радиатора, другая в блоке цилиндров слева
по ходу движения автомобиля. К системе охлажде-
ния подключен отопитель салона автомобиля. Наг-
ретая жидкость из головки цилиндров поступает
по шлангу 4 через кран радиатора отопителя, а
по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа,
приводится в действие от шкива коленчатого вала
клиновым ремнем привода генератора. Насос кре-
пится к блоку цилиндров с правой стороны через
уплотнительную прокладку болтами с моментом за-
тяжки 22-27 Им (2.2-2.7 кгсм). Корпус 30 и
крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава.
В крышке в подшипнике 24, который стопорится
винтом 28. установлен валик 27. Подшипник 24
двухрядный. неразборный, без внутренней обоймы.
Подшипник заполнен смазкой при сборке и в даль-
найцом не смазывается. На валик 27 с одной сто-
роны напрессована крыльчатка 31, а с другой -
ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыль-
чатки. соприкасающийся с уплотнительным коль-
цом, закален токами высокой частоты на глубину
3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к
крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29.
Сальник неразборный, состоит из наружной латун-
ной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины.
Сальник запрессован в крышку 25 насоса. Корпус
насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в
сторону блока цилиндров для подачи насосом ох-
лаждающей жидкости. При нормальном натяжении
клинового ремня привода насоса прогиб ремня под
усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в переделах
10-15 мм. Вентилятор Вентилятор 19 представляет
четырехлопастную крыльчатку, изготовленную из
пластмассы, которая крепится болтами к ступице
26 шкива привода насоса. Лопасти вентилятора
имеют переменный по радиусу угол установки и
для уменьшения шума переменный шаг по ступице.
Для лучшей эффективности работы вентилятор на-
ходится в кожухе 18. который крепится болтами к
кронштейнам радиатора. Радиатор и расширитель-
ный бачок. Радиатор с верхним 14 и нижним 33
бачками, с двумя рядами латунных вертикальных
трубок 16 и лужеными охлаждающими пластинами 17
крепится четырьмя болтами к передку кузова и
опирается на резиновые опоры 21. Заливная гор-
ловина 15 радиатора закрывается пробкой И и со-
единяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмас-
совым расширительным бачком 8. Пробка радиатора
имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через
которые радиатор соединяется шлангом с расшири-
тельным бачком. Впускной клапан не прижат к
прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск
и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный
бачок при нагревании и охлаждении двигателя.
При закипании жидкости или резком увеличении
температуры из-за небольшой пропускной способ-
ности впускной клапан не успевает выпустить
жидкость в расширительный бачок и закрывается,
разобщая систему охлаждения с расширительным
бачком. При увеличении давления при нагревании
жидкости до 50 кПа открывается выпускной клапан
12. и часть охлаждающей жидкости отводится в
расширительный бачок. Расширительный бачок зак-
рыт пробкой, которая имеет резиновый клапан,
срабатывающий при давлении, близком к атмосфер-
ному. С 1988 года на двигатели автомобилей ВАЗ-
2105, -2104 стали устанавливать радиаторы с
алюминиевыми сердцевинами, изготовленными из
двух рядов горизонтальных круглых алюминиевых
трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. Ради-
атор двухходовой с пластмассовыми бачками и
патрубками для подсоединения шлангов. Один из
бачков имеет перегородку. Радиатор разборный,
сердцевина крепится к бачкам через уплотни-
тельные резиновые прокладки. Для повышения эф-
фективности охлаждения жидкости алюминиевые ох-
лаждающие пластины штампуются с насечкой, а в
часть трубок вставляются пластмассовые турбули-
заторы в виде штопоров. Все это обеспечивает
турбулентное движение воздуха и жидкости в
трубках. Необходимо помнить, что не рекоменду-
ется с алюминиевыми радиаторами использование
воды в системе охлаждения в качестве охлаждаю-
щей жидкости, чтобы исключить коррозию алюмини-
евых трубок. Термостат и работа системы охлаж-
дения Термостат системы охлаждения ускоряет
прогрев двигателя и поддерживает необходимый
тепловой режим работы двигателя. При оптималь-
ном тепловом режиме температура охлаждающей
жидкости должна быть 85- 95 "С. Термостат 38
состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые за-
вальцованы вместе с седлом основного клапана
41. Термостат имеет входной патрубок 40 для
впуска охлажденной жидкости от радиатора, пат-
рубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска
жидкости из головки цилиндров в термостат и
патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в
насос 36. Основной клапан установлен в.стакан
термоэлемента, в котором завальцована резиновая
вставка 39. В резиновой вставке находится
стальной полированный поршень 47, закрепленный
на неподвижном держателе. Между стенками и ре-
зиновой вставкой помещен термочувствительный
твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижи-
мается пружиной к седлу. На клапане закреплены
две стойки, на которых установлен перепускной
клапан 42. поджимаемый пружиной. Термостат в
зависимости от температуры охлаждающей жидкости
автоматически включает или отключает радиатор
системы охлаждения и перепускает жидкость через
радиатор или минуя его. На холодном двигателе
при температуре охлаждающей жидкости ниже 80 С
основной клапан закрыт, перепускной открыт. При
этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через пе-
репускной клапан 42 в насос 36, минуя радиатор
(по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый
прогрев двигателя. Если температура жидкости
повышается выше 94 С. термочувствительный на-
полнитель термостата расширяется, сжимает рези-
новую вставку 39 и выдавливает поршень 47, пе-
ремещая основной клапан 41 до полного открытия.
Перепускной клапан 42 полностью закрывается.
Жидкость в этом случае циркулирует по большому
кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в ра-
диатор и далее по шлангу 34 через основной кла-
пан поступает в насос, которым вновь направля-
ется в рубашку охлаждения. В пределах
температур 80-94 С клапаны термостата находятся
в промежуточных положениях, и охлаждающая жид-
кость циркулирует по малому и большому кругам.
Величина открытия основного клапана обеспечива-
ет постепенное подмешивание охлажденной в ради-
аторе жидкости, чем достигается наилучший теп-
ловой режим работы двигателя. Температура
начала открытия основного клапана термостата
должна находится в пределах 77-86 С, ход клапа-
на не менее 6 мм. Проверку начала открытия ос-
новного клапана выполняют в баке с водой. На-
чальная температура воды должна быть 73-75UC.
Температуру воды постепенно увеличивают на 1 С
в минуту. За температуру начала открытия клапа-
на принимают температуру, при которой ход ос-
новного клапана составит 0,1 мм. Простейшую
проверку работы термостата можно провести на
ощупь непосредственно на автомобиле. При исп-
равном термостате после пуска холодного двига-
теля нижний бачок радиатора начинает нагревать-
ся, когда стрелка указателя температуры
жидкости на щитке приборов находится примерно
на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что
соответствует температуре охлаждающей жидкости
80-95 "С.
1. Трубна отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости. 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы. 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя. 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя. 5. Перепускной шланг термостата. 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения. 7. Подводящий шланг радиатора. 8. Расширительный бачок. 9. Пробка бачка. 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку. 11. Пробка радиатора. 12. Выпускной (паровой) клапан пробки. 13. Впускной клапан пробки. 14. Верхний бачок радиатора. 15. Заливная горловина радиатора. 16. Трубка радиатора. 17. Охлаждающие пластины радиатора. 18. Кожух вентилятора. 19. Вентилятор. 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости. 21. Резиновая опора. 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости. 23. Обойма сальника. 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости. 25. Крышка насоса. 26. Ступица шкива вентилятора. 27. Валик насоса. 28. Стопорный винт. 29. Манжета сальника. 30. Корпус насоса. 31. Крыльчатка насоса. 32. Приемный патрубок насоса. 33. Нижний бачок радиатора . 34. Отводящий шланг радиатора. 35. Ремень радиатора. 36. Насос охлаждающей жидкости. 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос. 38. Термостат. 39. Резиновая вставка. 40. Входной патрубок (от радиатора). 41. Основной клапан. 42. Перепускной клапан. 43. Корпус термостата. 44. Патрубок перепускного шланга. 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос. 46. Крышка термостата. 47. Поршень рабочего элемента. 48. 1.Схема работы термостата. 49. 11.Температура жидкости меньше 80 С. 50. 111.Температура жидкости 80- 94 С . 51. IV.Температура жидкости больше 94 "С . |