|
||||
Принцип работы шестеренчатой коробки передач
основан на изменении зацепления тех пар шесте-
рен, которые участвуют в передаче крутящего мо-
мента от первичного вала 1 на вторичный вал 2.
Это достигается перемещением скользящих муфт 6
и 13 синхронизаторов или промежуточной шестерни
27 заднего хода при помощи рычага переключения
передач. При этом изменяются передаточные числа
шестерен, а значит и величина передаваемого
крутящего момента. На прямой четвертой передаче
крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса
автомобиля, практически равен крутящему моменту
на коленчатом валу двигателя. На первой переда-
че момент увеличивается в 3,75 раза, на второй
в 2,30 раза, на третьей в 1,49 раза, а при
включении задней передачи в 3,87 раза. При
нейтральном положении рычага переключения пере-
дач крутящий момент на вторичный вал не переда-
ется. Но так как двигатель работает и сцепление
включено, то вращение от первичного вала 1 пе-
редается на промежуточный вал через шестерни 3
и 40 постоянного зацепления. От шестерен 31, 35
и 36 промежуточного вала вращение передается на
шестерни 14, 10 и 9 вторичного вала. Так как
эти шестерни с валом 2 непосредственно не свя-
заны, то они будут свободно вращаться на вто-
ричном валу. Соединение этих шестерен с валом 2
осуществляется через синхронизаторы. При вклю-
чении первой передачи усилие от рычага переклю-
чения передач через шток и вилку И передается
на скользящую муфту 13. Перемещаясь по шлицам
своей ступицы 12, муфта входит в зацепление с
прямозубым венцом шестерни 14. Таким образом,
муфта синхронизатора соединит между собой сту-
пицу 12 и шестерню 14. А так как ступица 12
жестко связана с валом 2, то крутящий момент от
шестерни 14 через муфту 13 передается на ступи-
цу 12 и от нее на вторичный вал коробки пере-
дач. При включении второй передачи муфта 13 со-
единим ступицу 12 с прямозубым венцом шестерни
10, и крутящий момент передается от шестерни 10
на ступиц 12 и на вторичный вал. Третья и чет-
вертая передачи включаются другим синхронизато-
ром. При включении третьей передачи крутящий
момент от первичного вала через шестерни 36 и 9
передается через муфту 6 на ступицу 38 и затем
на вторичный вал. Четвертая передача называется
прямой, так как крутящий момент передается не-
посредственно с первичного вала 1 на вторичный
вал 2, минуя шестерни промежуточного вала. В
этом случае муфта 6 соединяет между собой зуб-
чатый венец 5 первичного вала со ступицей 38.
Частота вращения обоих валов будет одинаковой,
а величина крутящего момента, передаваемого от
двигателя на ведущие колеса, не изменится. При
включении задней передачи усилие от рычага пе-
реключения передач через шток 20 и вилку 19 пе-
редается на промежуточную шестерню 27. Переме-
щаясь на оси 26, она соединит между собой
шестерни 25 и 15 заднего хода, и крутящий мо-
мент передается от первичного вала через шес-
терни 5 и 40 на промежуточный вал и далее через
шестерни 25, 27 и 15 на вторичный вал. При этом
последний будет вращаться в обратном направле-
нии, обеспечивая обратное вращение ведущих ко-
лес автомобиля. Как видно из схемы работы ко-
робки передач, все передачи переднего хода
синхронизированы. Принцип действия синхрониза-
тора при включении третьей передачи показан на
схемах 1, 11, III. При нейтральном положении
рычага переключения передач (см. схему 1) между
скользящей муфтой 6 и блокирующими кольцами 37
имеется зазор. Блокирующие кольца прижаты пру-
жинами 42 к стопорным кольцам 46. В этом поло-
жении зубья блокирующих колец находятся во впа-
динах зубчатых венцов 5 и 9. Вследствие зазора
между муфтой 6 и блокирующими кольцами 37 кру-
тящий момент от зубчатого венца 9 через блоки-
рующее кольцо не передается. В начальный момент
включения третьей передачи (см. схему 11)
скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам сту-
пицы 38, прижимается к конической поверхности
блокирующего кольца. Между коническими поверх-
ностями муфты и кольца возникает полусухое тре-
ние, вследствие которого блокирующее кольцо за-
тормаживается и проворачивается на небольшой
угол (окружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом
боковые скосы зубьев блокирующего кольца упира-
ются в боковые скосы зубьев венца 9, и дальней-
шее проворачивание блокирующего кольца прекра-
щается. Одновременно создается сопротивление
дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это
происходит до тех пор, пока не уравняются час-
тоты вращений вторичного и промежуточного ва-
лов. Как только наступит такой момент, уменьша-
ется сила трения между коническими
поверхностями муфты и кольца. Под действием
осевого усилия, передаваемого от штока на
скользящую муфту синхронизатора, блокирующее
кольцо начинает скользить по скосам зубьев вен-
ца 9 и вместе с муфтой перемещается вдоль зубь-
ев венца. Таким образом, муфта соединяет между
собой ступицу 38 и зубчатый венец 9. Происходит
полное включение третьей передачи (см. схему
НИ. В этом положении муфта синхронизатора вмес-
те со штоком удерживается шариковым фиксатором.
Подобранные передаточные числа обеспечивают ин-
тенсивный разгон, высокую среднюю скорость ав-
томобиля и экономичную работу двигателя. А ко-
созубые шестерни постоянного зацепления
обеспечивают бесшумную и долговечную работу ко-
робки передач
1. Первичный вал: 2. Вторичный вал; 3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 4. Сапун; 5. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 7. Вилка переключения III и IV передач; 8. Картер коробки передач; 9. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 10. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи; 11. Вилка переключения 1 и 11 передач; 12. Ступица муфты синхронизатора 1 и 11 передач; 13. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач; 14. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи; 15. Шестерня заднего хода; 16. Рычаг переключения передач; 17. Ведущая шестерня привода спидометра; 18. Фланец эластичной муфты; 19. Вилка включения заднего хода; 20. Шток вилки включения заднего хода; 21. Шток вилки включения III и IV передач; 22. Шток вилки включения 1 и 11 передач; 23. Ограничительный винт включения 1 и 11 передач; 24. Промежуточный вал; 25. Шестерня заднего хода промежуточного вала; 26. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 27. Промежуточная шестерня заднего хода; 28. Ведомая шестерня привода спидометра; 29. Задняя крышка коробки передач; 30. Втулка шестерни 1 передачи; 31. Шестерня 1 передачи промежуточного вала; 32. Блокирующее кольцо синхронизатора 1 передачи; 33. Пробка сливного отверстия; 34. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи; 35. Шестерня передачи промежуточного вала; 36. Шестерня III передачи промежуточного вала; 37. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи; 38. Ступица синхронизатора III и IV передач; 39. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 40. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 41. Картер сцепления; 42. Пружина блокирующего кольца синхронизатора; 43. Упорная шайба пружины; 44. Тарельчатая пружина; 45. Стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 46. Стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора; 47. Нейтральное положение; 48. 11.Начало включения третьей передачи; 49. Полное включение третьей передачи. |