Заглавная


2104/05
общий вид 2104
общий вид 2105
двигатель сбоку
двигатель перед
крив.-шат.мех.
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб 05 устр-во
карб 05 работа
карб 051 устр-во
карб 051 работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП-4 устр-во
КПП-4 работа
КПП-5 устр-во
КПП-5 работа
кардан
мост
подвеска перед
подвеска зад
амортизаторы
рулевое
тормоза
тормозная сист
её работа
сиденья
генератор
стартёр
зажигание
освещение
приборы
кузов
отопитель


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 устанавлива- ют кислотную аккумуляторную батарею 6СТ-55, ко- торая служит для питания потребителей авто- моёиля электрическим током при неработающем двигателе, а также для пуска двигателя. Батарея состоит из шести последовательно соединенных элементов напряжением по 2 ВКаждый элемент раз- мещен в отдельном отсеке корпуса и состоит из положительных и отрицательных пластин, разде- ленных пластмассовыми микропористыми сепарато- рами. В отсеки заливается электролит, состоящий из раствора серной кислоты в дистиллированной воде. Нормальный уровень электролита в элемен- тах должен быть на 5-10 мм выше предохранитель- ного щитка или верхнего края сепараторов. Если в заливном отверстии имеется глубокая горлови- на, то уровень электролита должен доходить до ее нижнего края. При этом отчетливо виден ме- ниск в нижнем отверстии горловины. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи при 2j5 C должна быть 1,28 г/см' для умеренного климата и 1,22 г/см'' для тропичес- кого. На автомобилях могут устанавливаться ак- кумуляторные батареи, изготовленные на различ- ных заводах (в том числе и импортные), поэтому они могут иметь различные конструктивные отли- чия, касающиеся в основном конструкции корпуса, но характеристики их одинаковы. Генератор Тех- ническая характеристика Номинальное напряжение, Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и час- тоте вращения ротора 5000 мин*). А45 Пределы регулируемого напряжения, В 14,1 +0.5 Направле- ние вращения правое Максимальная частота враще- ния якоря, мин 13000 Передаточное отношение двигатель генератор : 2,04 Масса генератора без шкива. кг4.2 На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 устанавливается генератор переменного тока типа Г222. Он служит для питания потребителей авто- мобиля электрическим током и для зарядки акку- муляторной батареи. С -1988 г. стал применяться генератор 37.3701 (от автомобилей ВАЗ-2108). Устройство его такое же, как и генератора Г-222, а отличается он только данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и вып- рямительным едоком, в котором установлено до- полнительно три диода для питания обмотки воз- буждения ротора. Максимальный ток отдачи этого генератора равен 55 А Выбор генератора перемен- ного тока объясняется тем, что он имеет ряд серьезных преимуществ перед генераторами посто- янного тока. В первую очередь это то, что он развивает напряжение, достаточное для заряда аккумуляторной батареи при значительно меньших оборотах, чем генератор постоянного тока. Да- лее, генератор переменного тока имеет меньший вес и габариты, чем равный по мощности генера- тор постоянного тока. У генератора постоянного тока с коллекторных пластин через щетки снима- ется весь ток нагрузки, в то время как у гене- ратора переменного тока коллектор отсутствует и в обмотку якоря через контактные кольца и щетки подводится лишь небольшой по величине ток воз- буждения генератора. Поэтому износ щеток и кон- тактных колец невелик, и срок службы генератора переменного тока значительно дольше. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и приводится во вращение клинаременной передачей от шкива коленчатого вала. Через от- верстия в ушках крышек 23 генератор крепится болтом к литому чугунному кронштейну на двига- теле и шпилькой к натяжной планке. Чтобы при затяжке болта не обломились ушки крышек, в от- верстии ушка крышки имеется резиновая буферная втулка 32. Под действием усилия затяжки болта поджимная втулка (слева на рисунке) смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном генера- тора, буферная втулка 32 сжимается между сталь- ными втулками и поэтому усилие затяжки не пере- дается на ушко. Натяжение ремня привода генератора должно быть таким, чтобы прогиб рем- ня под усилием 10 кгс между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости равнялся 10 - 15 мм, или 12 - 17 мм между шкивами насоса охлаж- дающей жидкости и коленчатого вала. Слабое на- тяжение ремня приводит к перегреву двигателя из -за недостаточной эффективности работы вентиля- тора и насоса охлаждающей жидкости, а сильное к повышенному износу подшипников генератора и на- соса. Основные части генератора - это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23, отлитые из алюминие- вого сплава. Ротор состоит из вала 8, на рифле- ную поверхность которого напрессованы стальная втулка и стальные клювообразные полюса 18 и 30, образующие вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. Между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 воз- буждения ротора. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к выводам кон- тактных колец 4 и 5. Контактные кольца установ- лены на пластмассовой втулке, имеющей стальную ступицу. Между клювообразным полюсом и контакт- ными кольцами находится пластмассовая шайба, изолирующая выводы обмотки возбуждения. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках закрыто- го типа. Смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внутренняя обойма переднего подшип- ника 22 свободно посажена на вал ротора и вмес- те с дистанционным кольцом 21 зажата между сту- пицей шкива и буртиком вала гайкой крепления шкива. Наружная обойма подшипника 22 запрессо- вана в крышку и зажата между двумя шайбами, стянутыми четырьмя винтами. Концы винтов рас- кернены для исключения самоотворачивания. Внут- ренняя обойма заднего подшипника 6 напрессована на вал ротора. Наружная обойма поджимается ре- зиновым кольцом. На валу ротора на сегментной шпонке установлены шкив 19 с вентилятором для охлаждения выпрямителя и внутренних частей ге- нератора, изготовленные из листовой стали и со- единенные электросваркой. Статор набран из пластин электротехнической стали, толщиной 1 мм. Пластины соединены электросваркой. На внут- ренней стороне статора имеется 36 пазов полу- закрытой формы, изолированные лаком или элект- роизоляционным картоном. В пазы уложена трехфазная обмотка, закрепленная от выпадания деревянными клиньями или пластмассовыми трубка- ми. Каждая фазная обмотка состоит из шести ка- тушек. Фазные обмотки соединены в звезду с вы- водом (штекер И) нулевой точки. Этот вывод маркировки не имеет. К нему подключается реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи (если оно есть на автомобиле) На задней крышке генератора винтами закреплены регулятор 13 нап- ряжения и щеткодержатель 14 со щетками 9 и 15. Через щетки, прижатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке воз- буждения. Одна из щеток соединена с выводом "В" регулятора напряженимя, а другая с выводом "Ш" Детали выпрямителя также прикреплены к зад- ней крышке генератора. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА-20 - полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке типа БПВб-50. Блок состоит из двух алюми- ниевых держателей 38 и 41 с диодами, скреплен- ных заклепками. С целью упрощения деталей креп- ления выпрямителя три диода имеют на корпусе "плюс" выпрямленного тока ("положительные" дио- ды), а три диода "минус" выпрямленного тока ("отрицательные" диоды) Положительные диоды маркируются на корпусе красной краской. а отри- цательные - синей. Отрицательные диоды, имеющие в схеме выпрямителя общин вывод на "массу", запрессованы в держатель 41 выпрямительного блока. Положительные диоды в схеме выпрямителя имеют вывод, соединенный с болтом "30" генера- тора. и запрессованы в держатель 38 выпрями- тельного блока. Диоды запрессованы для того. чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от корпусов диодов к держателям выпрямительного блока, которые дня охлаждения продуваются воз- духом. Выпрямительный блок крепится к крышке тремя болтами 3. изолированными вместе с держа- телем положительных диодов от крышки пластмас- совыми втулками. Гайками этих болтов одновре- менно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. К держателю 38 присоединен зажим "30" генератора (болт 16), являющийся выводом "плюс" выпрямителя. Выводом "минус" является масса генератора. Генератор имеет встроенный малогабаритный микроэлектронныи регулятор 13 напряжения типа Я-1126. Он представляет собой неразборную и нерегулируемую конструкцию. Неп- рерывно и автоматически регулируя ток, протека- ющий по обмотке возбуждения генератора, регуля- тор поддерживает напряжение на выходе генератора на уровне 13,6-14,6 В независимо от тока нагрузки и частоты вращения ротора. При включении зажигания замыкаются контакты "15" и "ЗОЛ" выключателя зажигания и через них подает- ся напряжение от аккумуляторной батареи на вы- вод "Б" регулятора напряжения. Регулятор отпи- рается и через обмотку ротора (обмотку возбуждения) начинает протекать ток, замыкаю- щийся по пути- "плюс"аккумуляторной батареи за- жим "30" генератора вывод "В" регулятора обмот- ка возбуждения - вывод,"**'' регулятора - масса "минус" аккумуляторной батареи. На автомобилях с реле зажигания (на схеме не показано) контак- тами выключателя зажигания замыкается цепь пи- тания реле. Оно срабатывает и через замкнутые контакты реле зажигания подается напряжение от аккумуляторной батареи на вывод "Б" регулятора напряжения. Переменное напряжение и ток, инду- цированные в обмотке статора, выпрямляются вып- рямительным блоком и для питания потребителей используется уже выпрямленный постоянный ток, снимаемый с зажима '30" генератора. При увели- чении частоты вращения ротора генератора. когда напряжение на выходе генератора превысит 13,6-14,6 6. регулятор напряжения запирается и не пропускает ток в обмотку возбуждения генера- тора Это приводит к резкому уменьшению напряже- ния генератора и регулятор напряжения отпирает- ся. Напряжение снова повышается и описанный процесс повторяется с частотой 25-250 раз в се- кунду. Напряжение генератора на выходе выпрями- теля с такой же частотой то повышается, то по- нижается. Благодаря высокой частоте отпирания и запирания регулятора. колебания напряжения не- заметны и практически можно считать его посто- янным, поддерживаемым на уровне 13,6-14,6 В. До 1984 г. на автомобилях ВАЗ-210ё устанавливалось реле 45 для включения контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Это реле типа РС-702 имело нормально замкнутые контакты, которые размыкались при напряжении на обмотке 5,3-10.4 В Обмотка реле находилась под действием выпрям- ленного фазного напряжения генератора. Если это напряжение было ниже указанного выше предела, то через замкнутые контакты реле протекал тон, питающий контрольную лампу в комбинации прибо- ров и она горела, сигнализируя о том, что все потребители питаются от аккумуляторной батареи. т.е. генератор неисправен. С 1985 г. реле не устанавливается и напряжение генератора контро- лируется только по вольтметру, который имеется в комбинации приборов. Схема включения генера- тора 37.3701 имеет свои особенности. С этим ге- нератором должна применяться комбинация прибо- ров, у которой один конец контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи соединен с "плю- сом" питания (оранжевый провод), а второй конец соединен с выводом "61" генератора коричневым проводом с белой полоской. После включения за- жигания напряжение к штекеру "61" (соединен с выводом "В" регулятора напряжения) подается че- рез контрольную лампу и она горит. После пуска двигателя у исправного генератора напряжение на выводах "30" и "61" должно быть одинаковым и контрольная лампа должна гаснуть.

1. Крышка генератора со стороны контактных колец.
2. Выпрямительный блок.
3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора.
4. Контактные кольца.
5. Смотри 4.
6. Задний шариковый подшипник вала ротора.
7. Конденсатор для уменьшения уровня радиопомех.
8. Вал ротора.
9. Щетка, соединенная с выводом ''ш" регулятора напряжения.
10. Плюсовой клеммовый болт (вывод "ЗО").
11. Штекер центрального вывода обмотки статора.
12. Кожух регулятора напряжения и щеткодержателя.
13. Регулятор напряжения.
14. Щеткодержатель.
15. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора напряжения.
16. Шпилька для крепления планки натяжного устройства.
17. Крыльчатка шкива.
18. Передний клювообразный полюсный наконечник ротора.
19. Шкив привода генератора.
20. Гайка крепления шкива.
21. Дистанционное кольцо.
22. Передний шариковый подшипник вала ротора.
23. Крышка генератора со стороны привода .
24. Каркас обмотки ротора.
25. Обмотка ротора.
26. Изоляция паза статора.
27. Статор.
28. Клин проводов статора.
29. Обмотка статора.
30. Задний клювообразный полюсный наконечник ротора.
31. Стяжной болт генератора.
32. Буферная втулка.
33. Втулка.
34. Диод выпрямителя с обратной полярностью ("отрицательный' )
35. Изолирующая пластина.
36. Фазный вывод обмотки статора.
37. Диод выпрямителя с нормальной полярностью ("положительный’’)
38. Держатель положи тельных диодов.
39. Изоляционные втулки.
40. Провод центрального вывода обмотки статора.
41. Держатель отрицательных диодов
42. Аккумуляторная батарея.
43. Генератор.
44. Монтажный блок .
45. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батарейке.
46. Вольтметр.
47. Выключатель зажигания.
48. Комбинация приборов с контрольной лампой заряда аккумуляторной батареи.