Заглавная


2104/05
общий вид 2104
общий вид 2105
двигатель сбоку
двигатель перед
крив.-шат.мех.
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб 05 устр-во
карб 05 работа
карб 051 устр-во
карб 051 работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП-4 устр-во
КПП-4 работа
КПП-5 устр-во
КПП-5 работа
кардан
мост
подвеска перед
подвеска зад
амортизаторы
рулевое
тормоза
тормозная сист
её работа
сиденья
генератор
стартёр
зажигание
освещение
приборы
кузов
отопитель


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
На автомобиле применяется травмобезопасное ру- левое управление с промежуточным карданным ва- лом. В рулевом управлении различают рулевой ме- ханизм и рулевой привод. Через рулевой механизм осуществляется передача усилия от водителя к рулевому приводу, а рулевой привод передает усилие на управляемые колеса. Рулевой механизм состоит из червячного редуктора, рулевого коле- са 40, составного вала рулевого управления и деталей его крепления. Червячный редуктор (пе- редаточное число 16,4) расположен в алюминиевом картере 34, который крепится к левому лонжерону кузова тремя болтами с самоконтрящимися гайка- ми. Два отверстия под болты крепления картера имеют овальную форму для обеспечения правильной установки рулевого механизма. При такой уста- новке угол между валом 58 червяка и горизон- талью не должен превышать 32 , а зазор между валом 58 и педалью тормоза должен быть не менее 5 мм. В картере 34 на двух радиально-упорных подшипниках 57 установлен червяк 56. Подшипники не имеют внутренних колец. Их роль выполняют беговые дорожки, выполненные на торцах червяка. Зазор в подшипниках червяка регулируется прок- ладками 47, установленными под нижней крышкой. На выходе из картера вал червяка уплотнен саль- ником 59. На шлицевой части вала червяка выпол- нена кольцевая проточка для стяжного болта вил- ки карданного шарнира. В зацеплении с червяком находится двухгребневой ролик 50, который вра- щается на оси 48 на двухрядном шариковом под- шипнике 49. Концы оси после ее запрессовки в отверстие вала 62 расклепаны с применением электро- подогрева, т е. это соединение неразъ- емное. Вал сошки своей цилиндрической шлифован- ной частью установлен в двух бронзовых втулках 60 и на выходе из картера уплотнен сальником 61. На конические шлицы нижнего вала сошки на- езжена в одном определенном положении сошка 2, при совмещении сдвоенного шлица на валу со сдвоенной впадиной в отверстии сошки. Зацепле- ние червячной пары выполнено со смещением осей ролика и червяка на 5,5 мм, что позволяет регу- лировать беззазорное зацепление ролика с червя- ком по мере их износа. Это обеспечивается осе- вым смещением вала сошки при помощи регулировочного винта 55. Головка винта заходит в Т-образный вырез вала сошки вместе с пласти- ной 52. которая обеспечивает нужную посадку го- ловки винта. Регулировочный винт 55 ввернут в верхнюю крышку 51. зафиксирован от проворачива- ния шайбой и затянут контргайкой. При заворачи- вании регулировочного винта в крышку вал сошки опускается, и выбирается зазор в зацеплении ро- лика с червяком. Для определения точности регу- лировки зазора в подшипниках червяка и в зацеп- лении ролика с червяком пользуются динамометром, который измеряет момент сопротив- ления (трения) проворачиванию. При этом сначала замеряют момент трения вала червяка без уста- новки вала сошки. Он должен быть в пределах 20- 50 Нем (2-5 кгссм). Подбором толщины регулиро- вочных прокладок 47 устанавливают нужный зазор (момент трения) в подшипниках червяка. Затем после установки вала сошки и регулировки зазора в зацеплении проверяют момент трения червяка. который должен быть равен 90-120 Нем (9-12 кгссм) при повороте вала червяка на 30 как вле- во, так и вправо от среднего положения и снижа- ется плавно до 70 Н см (7 кгссм) при повороте от угла 30 до упора. На верхнем торце картера 34 рулевого механизма и на валу 58 червяка вы- полнены метки (риски) 35. при совмещении кото- рых ролик 50 устанавливается в среднее положе- ние, а управляемые колеса обеспечивают прямолинейное движение автомобиля. При таком положении спица рулевого колеса должна распола- гаться горизонтально. Это говорит о правильном соединении вала червяка с промежуточным валом. Детали червячного редуктора смазываются маслом ТАД-17и, которое заливается через отверстие, закрываемое пробкой 33, заправочная вместимость 0.215 л. Рулевое колесо изготовлено из пласт- массы, армированной стальным каркасом. В ступи- це 28 рулевого колеса нарезаны шлицы со сдвоен- ной впадиной, а на верхнем валу 24 сдвоенные шлицы, что обеспечивает соединение колеса с ва- лом только в одном положении. Рулевое колесо крепится на валу 24 гайкой, которая после за- тяжки раскернена в одной точке. Снизу к ступице 28 крепится пластмассовый держатель 29 нижнего контактного кольца 27, по которому скользит контакт переключателя. Этот контакт проводами соединяется с обмоткой реле включателя звуково- го сигнала. К ступице рулевого колеса винтами присоединен держатель 26 включателя сигнала. Он изолирован от "массы". Нижнее контактное кольцо 27 соединяется с проводами 30, наконечники 25 которых вмонтированы во включатель 32 звукового сигнала. Между включателем 32 и спицей установ- лены пружины 31. При нажатии на включатель 32 наконечники 25 проводов замыкают на "массу" нижнее контактное кольцо, то есть обмотку реле включения звукового сигнала. При отпускании включателя под действием пружин 31 контакты размыкаются. В целях безопасности водителя вал рулевого управления выполнен составным. Он сос- тоит из верхнего 24 и промежуточного 36 валов с карданными шарнирами. Верхний вал вращается на двух игольчатых подшипниках 22 с резиновыми втулками. Подшипники завальцованы в трубе 23 кронштейна 43. Ближе к нижней опоре на валу 24 приварено кольцо с пазом противоугонного уст- ройства. Промежуточный вал по концам имеет два неразборных карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Вилки шарниров паса- жены на валу 58 червяка и верхнего вала 24 и зафиксированы стяжными болтами. Кронштейн 43 крепится к кронштейну панели кузова четырьмя болтами. при- чем головки двух нижних болтов ввертываются в приварные гайки кронштейна панели и в момент максимального затягивания скручиваются. Под нижние болты установлены фиксирующие пластины 37. жесткость которых рассчитана на определен- ную нагрузку. Верхние болты приварные и кронш- тейн 43 крепится к ним гайками с фигурными и пружинными шайбами. При столкновении автомобиля с препятствием нагрузка на болты крепления кронштейна 43 увеличивается и под ее воздейс- твием концы пластин 37 деформируются. При этом кронштейн 43 проскакивает через передние болты крепления, поворачиваясь относительно верхних болтов крепления, вследствие чего рулевое коле- со уходит из зоны грудной клетки водителя, что уменьшает вероятность тяжелого травмирования. Вал рулевого управления закрыт облицовочным ко- жухом 38. состоящим из верхней и нижней частей, соединенных между собой винтами. Рулевой привод включает в себе: сошку 2, среднюю 8 и боковые тяги 1, маятниковый рычаг 9, поворотные рычаги 15. Указанные детали связаны между собой шаро- выми шарнирами. Сошка соединена со средней и боковой тягами. Она имеет упор, ограничивающий угол поворота передних колес. Средняя тяга 8 цельная, на концах имеет гнезда для размещения деталей шаровых шарниров. Боковые тяги 1 сос- тавные. Каждая из них состоит из двух наконеч- ников, соединенных между собой резьбовой регу- лировочной муфтой 10. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами 16. При такой конструкции боковых тяг возможно из- менение их длины, что необходимо для регулиро- вания схождения управляемых колес. Наружные на- конечники боковых тяг шарнирно соединены с поворотными рычагами 15, которые крепятся бол- тами к поворотным кулакам. Внутренний наконеч- ник правой боковой тяги соединен шарнирно с ма- ятниковым рычагом, а наконечник левой боковой тяги с сошкой. Все шаровые шарниры однотипны. Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 5, сферическая головка которого опирается на конусный разрезной вкладыш 6, изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойс- твами. Коническая пружина 4, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 5, автоматически поддерживает беззазорное соединение между ними. Снизу в гнезде наконечника завальцована шайба 3. являющаяся опорой для пружины Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворот- ного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой, зафиксированной шплинтом. Шаровые шарниры при сборке заполняют- ся смазкой ШРБ-4 и герметизируются: снизу опор- ной шайбой 3, сверху армированным защитным чех- лом 7. Пополнение или замена смазки при эксплуатации автомобиля не требуется. Если за- щитные чехлы в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы послед- них не ограничен. При исправном шарнире нако- нечник тяги должен иметь осевое перемещение от- носительно пальца на 1-1,5 мм и не должен иметь ощутимого биения. Кронштейн маятникового рычага крепится с внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Кронштейн отлит из алюминиевого сплава. В его сквозной проточке расположены две пластмассовые втулки 19, на которых поворачивается ось 21 ма- ятникового рычага. К торцам втулок поджаты шай- бы. Верхняя шайба наезжена на лыски оси и под- жата корончатой гайкой моментом, который обеспечивает поворот рычага с усилием 10-20 Н (1-2 кгс). приложенным на его конце. Нижняя шайба поджата к втулке самоконтрящейся гайкой моментом 106 Нм (10 тем). Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг 9. Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронш- тейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 20. При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24. Этой же смазкой смазываются сами втулки. При исправном рулевом управлении свободный ход ру- левого колеса не должен превышать 5 (18-20 мм по ободу колеса), а усилие поворота колеса при повороте на гладкой плите не более 250 Н (25 кгс).

1. Боковая тяга рулевого привода.
2. Сошка.
3. Опорная шайба пружины вкладыша шарового пальца.
4. Пружина вкладыша шарового пальца.
5. Шаровой палец.
6. Вкладыш шарового пальца.
7. Защитный чехол шарового пальца.
8. Средняя тяга рулевого привода.
9.  Маятниковый рычаг.
10. Регулировочная муфта боковой тяги.
11. Нижняя шаровая опора передней подвески.
12. Нижний рычаг передней подвески .
13. Правый поворотный кулак.
14. Верхний рычаг передней подвески.
15. Рычаг правого поворотного кулака.
16. Стяжные хомуты регулировочной муфты.
17. Кронштейн маятникового рычага.
18. Правый лонжерон пола кузова.
19. Втулка оси маятникового рычага.
20. Уплотнительное кольцо втулки.
21. Ось маятникового рычага.
22. Игольчатый подшипник верхнего вала.
23. Труба кронштейна крепления вала рулевого управления.
24. Верхний вал рулевого управления.
25. Наконечник провода.
26. Держатель включателя сигнала.
27. Нижнее контактное кольцо.
28. Ступица колеса.
29. Держатель нижнего контактного кольца.
30. Провод от нижнего контактного кольца.
31. Пружина включателя сигнала.
32. Включатель звукового сигнала.
33. Пробка маслоналивного отверстия .
34. Картер рулевого механизма.
35. Метки для установки ролика (сошки) в среднее положение.
36. Промежуточный вал рулевого управления.
37. Фиксирующая пластина передка кронштейна.
38. Облицовочный кожух вала рулевого управления.
39. Рычаг переключателя стеклоочистителя и смывателя.
40. Рулевое колесо.
41. Рычаг переключателя указателей поворота.
42. Рычаг переключателя света фар.
43. Кронштейн крепления вала рулевого упарвления.
44. Уплотнитель вала рулевого управления.
45. Левый лонжерон попа кузова.
46. Нижняя крышка картера рулевого механизма.
47. Регулировочные прокладки.
48. Ось ролика вала сошки.
49. Шариковый подшипник ролика.
50. Ролик.
51. Верхняя крышка картера рулевого механизма.
52. Пластина регулировочного винта.
53. Стопорная шайба.
54. Контргайка.
55. Регулировочный винт.
56. Червяк.
57. Подшипники червяка.
58. Вал червяка.
59. Сальник вал червяка.
60. Втулка вала червяка.
61. Сальник вала сошки.
62. Вал сошки .