|
||||
Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221
мощностью 1,3 кВт, с электромагнитным включени-
ем шестерни привода, с роликовой обгонной муф-
той и дистанционным управлением. С 1986 г. на
автомобилях устанавливается взаимозаменяемый
стартер 35.3708 с двухобмоточным тяговым реле и
торцевым коллектором. Стартер СТ-221 представ-
ляет собой четырехшеточный, четырехполюсный
электродвигатель постоянного тока со смешанным
возбуждением и состоит из корпуса 41 с обмотка-
ми возбуждения, якоря с приводом, двух крышек
11 и 28 и тягового электромагнитного реле.
Крышки и корпус стянуты в единое целое двумя
шпильками, ввернутыми в крышку И. Внутри сталь-
ного корпуса закреплены винтами четыре полюса
40. На полюсы надеты катушки обмотки. Корпус
вместе с полюсами и катушками образует статор
стартера. Две катушки обмотки статора являются
сериесными, т.е. соединены с обмоткой якоря
последовательно, а две другие шунтовыми, присо-
единенными параллельно обмотке якоря. Поэтому
возбуждение стартера и называется смешанным.
Оно обеспечивает сравнительно низкую частоту
вращения якоря на холостом ходу без нагрузки,
что уменьшает износ втулок подшипников вала
якоря, облегчает условия работы обгонной муфты
и предотвращает разнос якоря. Якорь стартера
состоит из вала 37, сердечника с обмоткой 42 из
медной ленты и коллектора 33, выполненного в
виде пластмассовой втулки с залитыми в ней мед-
ными пластинами. Вал якоря вращается в двух ме-
таллокерамических втулках 38, запрессованых в
крышки стартера и пропитанных маслом. Осевой
свободный ход вала якоря регулируется подбором
шайб 54 и должен быть в пределах 0,07-0.7 мм (у
стартера 35.3708 - не более 0,5 мм). На перед-
нем конце вала якоря установлен привод старте-
ра, состоящий из роликовой обгонной муфты и
шестерни 1. Назначение обгонной муфты - переда-
вать крутящий момент от вала якоря стартера к
венцу маховика при пуске двигателя, а после
пуска, работая в режиме обгона, не допускать
передачи крутящего момента от маховика на
якорь. Иначе может произойти выброс обмотки
якоря из пазов сердечника из-за "разноса" -
чрезмерно высокой частоты вращения якоря махо-
виком работающего двигателя. Обгонная муфта
состоит из наружного кольца 5 с роликами 3 и
внутреннего кольца, объединенного с шестерней 1
привода. Наружное кольцо имеет три паза с от-
верстиями, в которых находятся стальные ролики
с пружинами, плунжерами и направляющими стерж-
нями. Лазь для роликов - с переменной шириной.
В широкой част* паза ролики могут свободно вра-
щаться, а в узкой - заклиниваются между наруж-
ным и внутренним кольцами. Электромагнитное тя-
говое реле стартера служит для ввода шестерни
привода в зацепление с венцом маховика и для
замыкания цепи питания обмоток якоря и статора.
Магнитную систему реле образуют фланцы 15 и 20,
ярмо (окружающее обмотку) и сердечник 19, зап-
рессованный во фланец 20. На каркасе из латун-
ной трубки и пластмассовых щек намотана катушка
реле. На стартерах выпуска 1981 г. имеется две
обмотки: удерживающая и втягивающая. Обе обмот-
ки намотаны в одну сторону. Начала обмоток при-
паяны к штекеру "50". Конец удэрживающей обмот-
ки приварен к фланцу 20 реле (т.е. соединен с
"массой"), а конец втягивающей обмотки соединен
с нижним контактным болтом 27 реле. Стартер
35.3708 отличается от стартера СТ-221 примене-
нием торцевого коллектора и обмотками статора.
Торцевой коллектор выполнен в виде пластмассо-
вого диска с залитыми в нем медными пластинами.
Такой коллектор способствует более стабильной и
длительной работе щеточного контакта, уменьша-
ется расход меди, и снижается масса стартера.
Обмотка статора состоит из трех сериесных и од-
ной шунтовой катушки, что позволило увеличить
крутящий момент якоря. В остальном конструкция
стартера 35.3708 такая же, как у стартера
СТ-221. Работа стартера. При повороте ключа в
положение И ("Стартер") замыкаются контакты
"30" и "50" выключателя зажигания, и через об-
мотки тягового реле начинает протекать ток. Под
действием этого тока возникает магнитное усилие
около 10-12 кгс, втягивающее якорь реле до соп-
рикосновения с сердечником 19. При этом кон-
тактная пластина замыкает контакты 25 и 27. У
стартера с двухобмоточным тяговым реле при за-
мыкании контактных болтов втягивающая обмотка
обесточивается, так как оба ее конца оказывают-
ся со единенными с "плюсом" аккумуляторной ба-
тареи. Поскольку якорь уже втянут в реле, то
для удержания якоря в этом положении требуется
сравнительно небольшой магнитный поток, который
и обеспечивает одна удерживающая обмотка. Пе-
редвигаясь, якорь реле через рычаг 9 перемешаем
обгонную муфту с шестерней. Ступица обгонной
муфты, проворачиваясь на винтовых шлицах вала
якоря стартера, поворачивает также и шестерню
1, что облегчает ее ввод в зацепление с венцом
маховика. Кроме того, фаски на боковых кромках
зубьев шестерни н венца маховика, а также бу-
ферная пружина, передающая усилие от рычага 9
ступице 47 муфты, облегчают ввод шестерни в за-
цепление и смягчают удар шестерни в венец махо-
вика. Через замкнутые контакты реле идет ток
питания статора и якоря. Якорь стартера начина-
ет вращаться вместе со ступицей 47 и наружным
кольцом обгонной муфты. Поскольку ролики муфты
смещены пружинами в узкую часть паза наружного
кольца, а шестерня тормозится венцом маховика,
то ролики заклиниваются между кольцами обгонной
муфты, и крутящий момент от вала якоря переда-
ется через муфту и шестерню к венцу маховика.
После пуска двигателя частота вращения шестерни
начинает превышать частоту вращения якоря стар-
тера. Внутреннее кольцо обгонной муфты (объеди-
ненное с шестерней) увлекает ролики в широкую
часть паза наружного кольца 5, сжимая пружины
плунжеров. В этой части паза ролики свободно
вращаются, не заклиниваясь, и крутящий момент
от маховика двигателя не передается на вал яко-
ря стартера. После возвращения ключа в положе-
ние 1 ("Зажигание") цепь питания обмоток тяго-
вого реле размыкается. Якорь реле под действием
пружины 12 возвращается в исходное положение,
размыкая контакты 25 и 27 и возвращая обгонную
муфту с шестерней в исходное положение. Пружина
12 через рычаг, диск 44 и ограничитель 43 давит
на якорь в сторону крышки 28. Стальной тормоз-
ной диск 31 вала якоря упирается в тормозной
диск 30 крышки, и якорь быстро прекращает вра-
щение. У стартера 35.3708 торможение якоря про-
исходит за счет трения щеток о коллектор.
1. Шестерня привода; 2. Упорное полукольцо обгонной муфты; 3. Ролик обгонной муфты; 4. Центрирующее кольцо обгонной муфты; 5. Наружное кольцо обгонной муфты; 6. Кожух обгонной муфты; 7. Ось рычага привода включения шестерни стартера; 8. Уплотнительная заглушка крышки стартера; 9. Рычаг привода включения шестерни стартера; 10. Тяга якоря реле; 11. Крышка стартера со стороны привода; 12. Возвратная пружина якоря реле; 13. Якорь реле стартера; 14. Скользящая втулка; 15. Передний фланец реле; 16. Обмотка реле; 17. Стержень якоря; 18. Скользящая втулка стержня якоря; 19. Сердечник реле; 20. Фланец сердечника; 21. Щека каркаса обмотки реле; 22. Пружина стержня якоря; 23. Стяжной болт реле стартера; 24. Контактная пластина; 25. Верхний контактный болт; 26. Крышка реле; 27. Нижний контактный болт; 28. Крышка стартера со стороны коллектора; 29. Внутренняя изолирующая пластина положительного щеткодержателя; 30. Тормозной диск крышки; 31. Тормозной диск вала якоря; 32. Клемма щетки стартера; 33. Коллектор; 34. Пружина щетки: 35. Щеткодержатель; 36. Щетка стартера; 37. Вал якоря; 38. Втулка крышки стартера; 39. Шунтовая катушка обмотки статора; 40. Полюс статора; 41. Корпус стартера: 42. Обмотка якоря; 43. Ограничитель хода выключения шестерни: 44. Ограничительный диск хода шестерни; 45. Поводковое кольцо; 46. Центрирующий диск; 47. Ступица обгонной муфты; 48. Буферная пружина; 49. Вкладыш ступицы обгонной муфты; 50. Втулка шестерни привода; 51. Ограничительное кольцо хода шестерни; 52. Стопорное кольцо; 53. Упорная шайба вала якоря; 54. Регулировочная шайба осевого свободного хода; 55. 1.Схема работы обгонной муфты; 56. 11.Схема включения стартера. |