|
||||
Педали сцепления и тормоза подвешены к кронш-
тейну 4 на одной оси 8, выполненной в виде бол-
та. Под его головку установлена упорная шайба,
а на его конец навертывается гайка с пружинной
шайбой. В ступицах педалей установлены наружные
пластмассовые втулки 9. Поворот педалей проис-
ходит на внутренних металлических втулках 5,
надетых на ось. Между педалью тормоза и щекой
кронштейна установлена дистанционная пластмас-
совая втулка 7. Педаль сцепления шарнирно сое-
динена с толкателем 20 и пластиной 19 оттяжной
пружины. Они удерживаются на пальце шплинтом.
Оттяжная пружина 16 удерживает педаль сцепления
в исходном положении, при котором педаль упира-
ется в колпачок ограничителя 17 хода педали.
Другой конец толкателя входит в гнездо поршня
29 главного цилиндра. Ограничителем хода педали
регулируют зазор между полусферическим концом
толкателя и поршнем 29. К верхнему концу педали
приварен кронштейн, в вырез которого заходит
крючок 6; другой конец крючка соединен с сер-
вопружиной И. Сервопружина стремится повернуть
верхнюю часть педали в сторону выключения сцеп-
ления, чем значительно снижает усилие, прикла-
дываемое к педали сцепления. Главный цилиндр 1
привода выключения сцепления крепится на двух
шпильках к торцевой пластине кронштейна педа-
лей. К этой же пластине крепятся вакуумный уси-
литель 3 с главным цилиндром 2 привода тормо-
зов. В полости главного цилиндра установлены
два поршня 24 и 29 и возвратная пружина 23. Она
упирается одним концом в пробку 21, другим - в
буртик поршня 24 и служит для возвращения порш-
ней в исходное положение. За счет установки
двух поршней уменьшаются радиальные нагрузки на
поршень 24 при воздействии толкателя 20 на пор-
шень 29, а также улучшается уплотнение поршней,
так как между ними сжимается уплотнительное
кольцо 28. Поршень главного цилиндра уплотнен
резиновым кольцом, которое расположено в канав-
ке поршня и создает герметичность в рабочей по-
лости цилиндра. Чтобы по мере возрастания дав-
ления в рабочей полости одновременно улучшалось
уплотнение поршня, в его хвостовике выполнен
осевой канал, соединяющийся с радиальными от-
верстиями, которые выходят в канавку уплотни-
тельного кольца. Когда дав пение в рабочей по-
лости цилиндра возрастает, то по/- его
воздействием уплотнительное кольцо распирается
по радиусу, т. е. плотнее прилегает к зеркалу
цилиндра. Одновременно уплотнительное кольцо
являете? клапаном, через который полость ци-
линдра сообщается с бачком 14. Это происходит
при крайнем заднем положении "поршней, когда
уплотнительное кольцо н6 перекрывает компенса-
ционное отверстие в корпусе цилиндра. Все дета-
ли удерживаются в полости цилиндра стопорным
кольцом 30. Защитный колпачок 31 предохраняет
полость цилиндра от загрязнения. В отверстиях
корпуса цилиндра закреплены трубопровод, отво-
дящий жидкость от главного цилиндра к рабочему,
и штуцер 26, соединенный шлангом с бачком гид-
ропривода. Штуцер 26 в гнезде корпуса уплотнен
резиновой прокладкой 27 и крепится стопорной
шайбой 25. Рабочий цилиндр 32 (см. рис. 13)
привода выключения сцепления крепится двумя
болтами к картеру 13 сцепления. Верхний болт
одновременно крепит пластину оттяжной пружины
33, которая возвращает в исходное положение
вилку выключения сцепления. В корпусе цилиндра
расположен поршень 43 (см. рис. 14) с двумя уп-
лотнительными кольцами. Заднее кольцо 28 уста-
новлено в канавке поршня, переднее постоянно
поджимается через опорную тарелку 44 пружиной
45 к торцевой поверхности поршня. Другой конец
пружины упирается в опорную шайбу 46, которая
удерживается на хвостовике поршня стопорным
кольцом. Рабочая полость цилиндра через осевой
канал и радиальные отверстия сообщается с ка-
навкой уплотнительного кольца, что обеспечивает
более плотное прилегание кольца к зеркалу ци-
линдра при выключении сцепления, когда в рабо-
чей полости создается давление жидкости. В кор-
пус ввернута пробка 39, в отверстие которой
ввернут наконечник шланга. В прилив корпуса
ввернут штуцер 40 для прокачки привода сцепле-
ния. Бачок 14 закреплен на кронштейне щитка пе-
редка кузова. Он изготовлен из полупрозрачной
пластмассы, что облегчает проверку уровня жид-
кости в нем. Пробка 12 бачка имеет гофрирован-
ный резиновый отражатель 13, который предохра-
няет полость бачка от загрязнения и является
успокоителем жидкости. Кроме того, отражатель
не допускает непосредственного контакт; жидкос-
ти с воздухом, что увеличивает срок ее службы
Полость бачка соединена с атмосферой через от-
верстие в пробке. При понижении уровня жидкости
в бачке давление воздуха над отражателем устра-
няет разрежение, возникающее в бачке. В нижней
части бачке имеется штуцер, на котором закреп-
лен шланг для подвода жидкости в полость глав-
ного цилиндра. Когда сцепление включено, и во-
дитель не воздействует на педаль сцепления, то
между подшипником выключения сцепления и нак-
ладкой упорного фланца имеется зазор, равный 1,
5-2 мм. Нажимная пружина 35 за счет своей упру-
гости давит на кольцевой выступ нажимного диска
и прижимает его к ведомому диску 33. который
прижимается к поверхности маховика. За счет сил
трения между дисками крутящий момент передается
через узлы трансмиссии на ведущие колеса авто-
мобиля. При выключении сцепления усилие от пе-
дали через толкатель передается на поршни 29 и
24, которые, перемещаясь, создают давление, и
жидкость через трубку и шланг поступает в по-
лость рабочего цилиндра, создавая давление на
поршень 43. Поршень через толкатель и регулиро-
вочную гайку 49 передает усилие на вилку 48.
Поворачиваясь на шаровой опоре 47. вилка пере-
мещает муфту подшипника 37 выключения сцепле-
ния. Первоначально выбирается зазор между под-
шипником и фрикционным кольцом упорного фланца.
На этом заканчивается свободный ход педали
сцепления, равный 25-35 мм. При дальнейшем ходе
педали упорный фланец давит на лепестки нажим-
ной пружины, которая, прогибаясь на опорных
кольцах, оттягивает через фиксаторы 51 нажимный
диск 34 от ведомого диска 33, после чего пере-
дача крутящего момента на первичный вал коробки
передач прекращается. При отпускании педали
сцепления детали главного и рабочего цилиндров
и сама педаль возвращаются в исходное положение
под действием возвратных пружин. Давление в
системе привода падает, и нажимный диск под
действием упругости нажимной пружины прижимает
ведомый диск к поверхности маховика.
1. Главный цилиндр привода выключения сцепления; 2. Главный цилиндр привода тормозов; 3. Вакуумный усилитель; 4. Кронштейн педалей сцепления и тормоза; 5. Внутренние втулки педалей сцепления и тормоза; 6. Крючок сервопружины; 7. Дистанционная втулка; 8. Ось педалей; 9. Наружные втулки педалей сцепления и тормоза; 10. Оттяжная пружина педали тормоза: 11. Сервопружина: 12. Пробка бачка; 13. Отражатель пробки; 14. Бачок главного цилиндра; 15. Педаль тормоза; 16. Оттяжная пружина педали сцепления; 17. Ограничительный винт хода педали сцепления; 18. Педаль сцепления; 19. Пластина оттяжной пружины педали сцепления; 20. Толкатель: 21. Пробка корпуса главного цилиндра; 22. Корпус главного цилиндра; 23. Пружина поршня; 24. Поршень главного цилиндра; 25. Стопорная шайба: 26. Штуцер; 27. Прокладка штуцера; 28. Уплотнитель: 29. Поршень толкателя: 30. Стопорное кольцо; 31. Защитный колпачок; 32. Маховик; 33. Ведомый диск; 34. Нажимной диск; 35. Нажимная пружина; 36. Кожух сцепления; 37. Подшипник выключения сцепления; 38. Первичный вал коробки передач; 39. Пробка корпуса рабочего цилиндра; 40. Штуцер; 41. Корпус рабочего цилиндра; 42. Толкатель вилки выключения сцепления; 43. Поршень; 44. Опорная тарелка пружины поршня; 45. Пружина; 46. Опорная шайба пружины; 47. Шаровая опора вилки выключения сцепления; 48. Вилка выключения сцепления; 49. Регулировочная гайка; 50. Контргайка; 51. Фиксатор нажимной пружины; 52. Схема действия гидропривода сцепления. |