|
||||
Фары На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 уста-
навливаются две блок-фары (правая и левая).
объединяющие в себе фары. указатели поворота и
габаритные огни. Блок-фары могут быть установ-
лены как отечественного производства, так и
производства ЧССР. Они имеют одинаковые размеры
и характеристики, но несколько отличаются конс-
трукцией. Ниже описаны блок-фары производства
ЧССР Конструкция блок-фар обеспечивает ассимет-
ричный пучок ближнего света, отвечающий требо-
ваниям правил ЕЭК ООН (Европейской экономичес-
кой комиссии Организации Объединенных Наций).
Каждая блок-фара крепится к передку кузова че-
тырьмя винтами, которые заворачиваются в специ-
альные пластмассовые держатели, надеваемые на
кромки гнезда блок-фары. Ближний и дальний свет
фар включается переключателем 52, расположенным
на рулевой колонке, при включенном выключателе
наружного освещения 50. Кроме того, оттягивая
на себя длинный рычаг переключателя 52, можно
получить кратковременное включение дальнего
света фар как при включенном, так и при выклю-
ченном выключателе наружного освещения. Это
обеспечивается тем, что напряжение на контакты
световой сигнализации переключателя 52 подается
непосредственно от штекера "1ХТ" выключателя 51
зажигания, минуя выключатель наружного освеще-
ния 50. Чтобы не повредились контакты переклю-
чателя 52, фары включаются через дополнительные
реле 47 и 48 типа 112.3747, расположенные в
монтажном блоке 46. Блок-фара имеет пластмассо-
вый черный корпус 14, к которому спереди специ-
альным клеем приклеен стеклянный рассеиватель .
Сзади корпус закрыт съемным пластмассовым кожу-
хом 11. Таким образом, внутренняя полость блок-
фары изолирована от попадания пыли и влаги. В
корпусе 14 установлен рефлектор 15 с лампой 2
фары и лампой 4 габаритного огня. Провода от
ламп 2 и 4 подведены к штепсельной колодке, ус-
тановленной на задней стороне корпуса блок-фа-
ры. С внешней стороны блок-фары имеется парабо-
лическое гнездо, в которое вставляется патрон с
лампой 8 бокового указателя поворота. Это гнез-
до закрыто пластмассовым оранжевым рассеивате-
лем 7. Рефлектор 15 фары - стальной прямоуголь-
ный. Его отражающая поверхность имеет форму
параболоида большого диаметра, ограниченного
сверху и снизу горизонтальными плоскостями. Па-
раболоид концентрирует отраженные лучи света в
пучок, направляя его вдоль своей оси, если нить
лампы находится в фокусе параболоида. Благодаря
увеличенному горизонтальному диаметру прямоу-
гольный рефлектор обеспечивает большие углы
рассеивания светового потока в горизонтальном
направлении. Поэтому при ближнем свете лучше
освещается правая сторона дороги и уменьшается
световой поток в направлении глаз водителей
встречного транспорта, что повышает безопас-
ность движения. Для создания зеркальной поверх-
ности отражающая поверхность рефлектора покрыта
лаком, а затем тонким слоем алюминия Такое пок-
рытие отражает до 90 /о падающего на него све-
та. Рассеиватель выполнен из бесцветного стекла
с высокой степенью прозрачности. Его наружная
поверхность гладкая. а на внутренней поверхнос-
ти имеется система призм и линз, разворачиваю-
щих части светового пучка в горизонтальном нап-
равлении и концентрирующих световой поток в
наиболее ответственных точках дороги. С тыльной
стороны в рефлектор вставляется лампа 32. Лампа
галогенная. т.е. в ее колбе находятся пары йо-
да. Галогенные лампы обладают повышенной свето-
вой отдачей и почти в 2 раза большим сроком
службы. чем обычные лампы. Кроме того. световая
отдача галогенных ламп не снижается с течением
времени, так как у них отсутствует осаждение
вольфрама на внутренних стенках колбы лампы и
она не затемняется. Поскольку лампа нагревается
до высоких температур, надо следить за тем,
чтобы наружные поверхности колбы лампы были
всегда чистыми. Особенно необходимо избегать
жировых следов от пальцев. Для этого рекоменду-
ется надевать перчатки при замене лампы и обез-
жиривать стекло лампы спиртом, иначе колба лам-
пы быстро потемнеет, и лампа выйдет из строя.
Процесс, происходящий в галогенной лампе, зак-
лючается в следующем. Пары йода соприкасаются с
вольфрамом, осажденным на стенках лампы, и об-
разуется йодистый вольфрам. Это соединение не-
устойчиво при высоких температурах и, попадая в
зону раскаленной нити, разлагается на йод и
вольфрам, который осаждается на нить, а йод пе-
ремещается к стенкам колбы. Таким образом. у
включенной лампы происходит постоянный перенос
вольфрама со стенок на нить. Поэтому нить мед-
леннее утоньшается, а стенки колбы остаются
чистыми. Лампа 2 имеет две вольфрамовые нити:
одну (55 Вт) для ближнего света и другую (60
Вт) для дальнего. Нить дальнего света находится
в фокусе рефлектора и поэтому лучи дальнего
света концентрируются в узкий пучок, направлен-
ный почти параллельно дороге и хорошо освещаю-
щий ее на максимальном расстоянии от автомоби-
ля. Нить ближнего света выведена вперед из
фокуса рефлектора и закрыта снизу специальным
металлическим экраном. Это сделано с целью ог-
раничить распространение света вверх. Если нап-
равить пучок ближнего света на стенку, то пятно
света будет иметь форму эллипса со срезанной
верхней половиной. Верхняя граница освещенного
участка в левой части пятна будет проходить
точно по горизонтальной оси эллипса, а в правой
части по линии, исходящей вверх из центра эл-
липса под углом 15 к его горизонтальной оси.
Такая форма пучка света обеспечивает хорошее
освещение дороги перед автомобилем (особенно ее
правой стороны и обочины) и уменьшает возмож-
ность ослепления водителей встречного транспор-
та. В рефлекторе перед лампой устанавливается
экран 3. Он задерживает прямой свет, исходящий
от нитей лампы, и обеспечивает более четкую
границу пучка ближнего света- На фланце лампы
предусмотрены выступы, которые входят в соот-
ветствующие пазы рефлектораПоэтому лампа уста-
навливается в рефлекторе в строго определенном
положенииНаправление пучка света фары можно ме-
нять в горизонтальном направлении винтом 12, а
в вертикальном направлении - винтом 10. При
вращении винта 12 кронштейном 13 перемещается
вперед или назад левый край рефлектора, и он
поворачивается относительно упора 6. При враще-
нии винта 10 рефлектор поворачивается относи-
тельно упора 6 и кронштейна 13 (т.е. относи-
тельно горизонтальной оси). Пружина 5 постоянно
оттягивает правый нижний край рефлектора назад.
На корпусе блок-фары имеется гнездо 9 для при-
соединения наконечника гидрокорректора фар, ко-
торый может быть установлен на некоторых авто-
мобилях. Гидрокорректор позволяет с места
водителя перемещать в вертикальном направлении
пучки света фар. Такая корректировка желатель-
на, когда при изменении загрузки автомобиля
поднимается или опускается его передок, а сле-
довательно, изменяется и направление световых
пучков фар. Боковые указатели поворота. Боковые
указатели поворота 19.3726 крепятся к передним
крыльям автомобиля двумя эластичными держателя-
ми 18. отлитыми заодно целое с корпусом. Под
указатель устанавливается уплотнитель из поли-
винилхлорида. Корпус 14 указателя пластмассо-
вый. К корпусу ультразвуковой сваркой приварен
также пластмассовый оранжевый рассеиватель 1.
Держатель 19 штекеров с патроном лампы вставля-
ется J в корпус с тыльной стороны указателя. В
указатель устанавливается лампа 17 типа А12-4.
Плафон. Для освещения салона на автомобилях ВАЗ
-2105 и ВАЗ-2104 устанавливается плафон типа
15.3714. Плафон крепится к крыше автомобиля
двумя самонарезающими винтами. В плафоне уста-
навливается лампа АС12-5.
Плафон имеет пластмассовый корпус 14 и проз-
рачный пластмассовый рассеиватель. на котором
установлен выключатель 24 1 и штекер 20 с кон-
тактом для крепления лампы. Напряжение подво-
дится к штекеру 20. Штекер 23 соединен непос-
редственно с "массой", а штекер 25 с массой
через выключатели в стойках дверей. При откры-
вании дверей эти выключатели замыкают штекер 25
на "массу", и лампа загорается. При закрытых
дверях лампу можно включить выключателем плафо-
на. Фонари освещения номерного знака. Фонари
освещения номерного знака типа 12.3747 устанав-
ливаются в задней части крышки багажника и кре-
пятся к ней двумя винтами. Они одновременно ос-
вещают и багажник при поднятой его крышке.
Фонарь имеет пластмассовые корпус 14 и рассеи-
ватель который крепится к корпусу с помощью
пружинящего выступа на корпусе. В корпусе уста-
новлены два держателя-штекера 26 для установки
лампы и присоединения проводов. Задние фонари.
Задние фонари служат для обозначения габаритов
автомобиля в ночное время, для указания поворо-
та, сигнализации торможения и для сигнализации
при движении автомобиля задним ходом. Задние
фонари разделяются на правые и левые. Левый фо-
нарь является зеркальным отражением правого.
Фонари крепятся к наружной панели задка автомо-
биля четырьмя винтами. Этими же винтами притя-
гивается и рассеиватель к корпусу фонаря. Кор-
пус 14 фонаря изготовлен из металлизированной
пластмассы и разделен перегородками на четыре
камеры. С внешней стороны автомобиля у фонаря
имеется две камеры. В нижней камере находится
лампа AI2-21-3 указателя поворота, а в верхней
- установлены лампы 27 и 28. Лампа 28 типа AI2-
4 предназначена для габаритного света, а лампа
AI2-21-3 -для противотуманного света. В средней
нижней части фонаря находится камера света зад-
него хода с лампой AI2-21-3. Рассеиватель
пластмассовый трехцветный- красный в зоне камер
сигнала торможения и габаритного света, оранже-
вый в зоне камеры указателя поворота и бесцвет-
ный в зоне камеры света заднего хода- В средней
верхней части к рассеивателю приварен ультраз-
вуковой сваркой катафот 30 - прибор светосиг-
нального типа, отражающий падающий на него
свет. Подкапотная лампа. Подкапотная лампа типа
ПД-526 служит для освещения отсека двигателя.
Лампа крепится болтом к коробке воздухозаборни-
ка. расположенного перед ветровым окном. В
гнезде корпуса находится лампа А12-5. для заме-
ны которой необходимо слегка нажать на кнопку
33. Лампа имеет цельный пластмассовый корпус
14, на фланец которого надевается пластмассовый
экран 39- Напряжение подводится к штекеру 35.
На болт 34, головка которого залита в корпусе,
надевается пружинный контакт, соединяющий цент-
ральный контакт лампы с "массой" автомобиля-
Кнопка 33 пустотелая, пластмассовая- Внутри
кнопки находится возвратная пружина, нижней
частью опирающаяся на штифт 37, запрессованный
в корпус- На нижней части кнопки установлена
контактная шайба 36. замыкающая штекер 35 с цо-
колем лампы. Лампа освещения вещевого ящика-
Лампа типа ЛВ-211 устанавливается в левой верх-
ней части вещевого ящика и крепится винтом к
панели приборов- Лампа имеет кронштейн 42 креп-
ления, к которому приварена направляющая кнопки
33- К концу пластмассовой кнопки 33 приклепан
корпус 14, в который вставляется патрон 19 с
миниатюрной лампочкой АМН12-3- Чтобы ее заме-
нить, необходимо вынуть патрон с лампочкой из
корпуса 14- Напряжение к лампочке подводится
через штекер 35. а ее цоколь через патрон 19.
корпус 14 и направляющую 41 замыкается на "мас-
совый" провод, наконечник которого зажимается
винтом крепления лампы Закрытая крышка вещевого
ящика, надавливая на кнопку, отжимает корпус 14
от направляющей 41, разрывает цепь соединения с
"массой" и лампочка гаснет.
1. Рассеиватель. 2. Лампа AKn2-60+55 фары. 3. Экран лампы. 4. Лампа А12-4 габаритного света. 5. Оттяжная пружина. 6. Упор. 7. Рассеиватель указателя поворота. 8. Лампа AI2-21-3 указателя поворота. 9. Гнездо для присоединения гидрокорректора фар. 10. Бинт для регулирования пучка света фары в вертикальном направлении. 11. Кожух. 12. Винт для регулирования пучка света фары в горизонтальном направлении. 13. Кронштеин 14. Корпус. 15. Рефлектор. 16. Клей для приклеивания и герметизации рассеивателя. 17. Лампа А12-4 18. Держатель. 19. Держатель штекеров с патроном лампы. 20. Стоика-штекер для подвода напряжения и крепления лампы. 21. Лампа АС12-5. 22. Стойка лампы. 23. Штекер для соединения с массой. 24. Выключатель. 25. Штекер для соединения с выключателями. расположенными в стойках дверей. 26. Штекеры- держатели лампы. 27. Лампа AI2-21-3 противотуманного света. 28. Лампа А12-4 габаритного света. 29. Печатная плата. 30. Катафот . 31. Лампа AI2-21-3 сигнала торможения. 32. Держатель печатной платы. 33. Кнопка. 34. Болт крепления лампы. 35. Штекер для подвода напряжения. 36. Контактная шайба. 37. Опорный штифт пружины. 38. Лампа А12-5. 39. Экран. 40. Лампа АМН12-3. 41. Направляющая кнопки. 42. Кронштейн крепления лампы. 43. Блок-фары. 44. Аккумуляторная батарея. 45. Генератор. 46. Монтажный блок. 47. Репе включения дальнего света фар. 48. Реле включения ближнего света фар. 49. Спидометр с контрольной лампой дальнего света фар. 50. Выключатель наружного освещения. 51. Выключатель зажигания. 52. Переключатель света фар. 53. 1.Блок-фара . 54. 11.Боковой указатель поворота. 55. III.Задний фонарь . 56. IV.ГТпафон освещения салона . 57. V.Фонарь освещения номерного знака . 58. \/!.Подкапотная лампа . 59. VII.Лампа освещения вещевого ящика. 60. VIII.Электрическая схема включения фар . |