Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Заглавная


2104/05
общий вид 2104
общий вид 2105
двигатель сбоку
двигатель перед
крив.-шат.мех.
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб 05 устр-во
карб 05 работа
карб 051 устр-во
карб 051 работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП-4 устр-во
КПП-4 работа
КПП-5 устр-во
КПП-5 работа
кардан
мост
подвеска перед
подвеска зад
амортизаторы
рулевое
тормоза
тормозная сист
её работа
сиденья
генератор
стартёр
зажигание
освещение
приборы
кузов
отопитель


В альбоме описана и наглядно по- казана конструкция легковых авто- мобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ2104. выпус- каемых Акционерным обществом "АВТОВАЗ".Модель ВАЗ-2105 предс- тавляет собой модернизацию извест- ной модели легкового автомобиля ВАЗ-21011. Модернизация была нап- равлена на придание автомобилю бо- лее современной внешности, на по- вышение его комфортабельности, активной и пассивной безопасности. экономичности с одновременным сни- жением воздействия автомобиля на окружающую среду Автомобили ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 отвечают всем требованиям по ) безопасности Ев- ропейской Экономической комиссии ООН. Компоновка (расположение уз- лов и агрегатов) автомобилей выпо- лиена по так называемой классичес- кой схеме, т.е. двигатель расположен спереди, а ведущими яв- ляются задние колеса. Двигатель максимально продвинут вперед, что обеспечивает оптимальное распреде- ление массы по осям, а следова- тельно, хорошую устойчивость авто- мобиля на дороге. Такое расположение двигателя позволяет иметь просторный салон для пасса- жиров при заданной колесной базе. Хорошая комфортабельность автомо- билей, которая также является од- ним из факторов безопасности, дос- тигнута за счет легкости и удобства управления, хорошей об- зорности с места водителя, малой шум Насти в салоне, минимальным влиянием колебаний и вибраций ку- зова и эффективной вентиляцией са- лона. Кроме того. форма и мягкость сидений, возможность регулировки их расположения и угла наклона спинки. а также удобное размещение органов управления улучшают усло- вия работы водителя и снижают его утомляемость. Повышает комфорта- бельность автомобилей (особенно при езде по дорогам с плохим пок- рытием) и тот фактор, что салон расположен внутри базы. т.е. в зо- не наилучшей плавности хода. Авто- мобили, оснащенные буксирным уст- ройством, могут быть использованы для работы с прицепом, имеющим тя- гово-сцепное устройство шарового типа. Допустимая полная масса бук- сируемого прицепа с тормозами сос- тавляет 750 кг. а прицепа без тор- мозов 500 кг. Двигатель Двигатель 6. установленный на автомобилях, четырехтактный. карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Примене- ние зубчатого ремня в приводе распределительного вала и хорошо заглушенный воздушный фильтр за- метно снизили шумНасть работы дви- гателя. Система смазки двигателя комбинированная: под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов и вала привода вспомогательных агрегатов, разбрызгиванием - цилиндры и меха- низм газораспределения. Система вентиляции картера закрытого типа. В системе имеются маслоотделитель и пламегаситель. Система питания двигателя включает воздушный фильтр 5 с терморегулятором. двух- камерный карбюратор с падающим по- током. диафрагменный топливный на- сос 29 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный бак Карбюратор "Озон", снабженный системой эконо- майзера принудительного холостого хода с электронным управлением. и распределитель зажигания с центро- бежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания обеспечивают снижение расхода топлива и меньшую токсичность отработавших газов. Система охлаждения двигателя жид- костная, закрытого типа, с полуп- розрачным (для визуального контро- ля уровня жидкости) расширительным бачком. Привод центробежного насо- са и вентилятора осуществляется клиновым ремнем от шкива коленча- того вала. Система охлаждения име- ет термостат, предназначенный для ускорения прогрева и автоматичес- кого обеспечения теплового режима двигателя. Система выпуска газов выполнена с двумя последовательно расположенными глушителями. Трансмиссия К трансмиссии автомобиля относятся сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Она служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим задним колесам автомо- биля. Сцепление. На автомобилях установлено од- нодисковое сухое сцепление с диафрагменной на- жимной пружиной, с гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для уп- равления сцеплением служит ножная педаль с сер- вопружиной и гидравлический привод выключения с бачком для жидкости, установленным на щите пе- редка автомобиля. Коробка передач 22 имеет че- тыре передачи для движения вперед (пять пеоедач в вариантном исполнении) и одну передачу для заднего хода. Все передачи переднего хода снаб- жены синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединя- емых деталей. Оптимальный подбор передаточных чисел обеспечивает автомобилю уверенное трога- ние с места, хороший разгон и высокую экономич- ность. Рычаг переключения передач находится на полу кузова. Карданная передача 17, состоящая из двух валов с промежуточной опорой и снабжен- ная двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и резиновой муфтой, передает крутя- щий момент от коробки передач к главной переда- че. Передний карданный вал соединен с ведомым валом коробки передач через резиновую эластич- ную муфту и фланец, перемещающийся вдоль кар- данного вала на шлицах. Задний карданный вал соединен через фланец с шестерней главной пере- дачи. Промежуточная упругая опора с шариковым подшипником поддерживает среднюю часть кардан- ной передач и поглощает ее вибрацию. Главная передача гипоидная, состоящая из пары коничес- ких зубчатых колес со спиральными зубьями, оси вращения которых перекрещиваются. Крутящий мо- мент от ведомого зубчатого колеса на полуоси передается через конический дифференциал с дву- мя сателлитами. Дифференциал позволяет ведущим колесам автомобиля (левому и правому) вращаться с неодинаковой скоростью при движении на пово- ротах. Рулевое управление Рулевое управление состоит из рулевого механиз- ма и рулевого привода, передающего усилие от водителя к управляемым колесам. Рулевое колесо через рулевой механизм и привод поворачивает передние колеса, изменяя тем самым направление движения автомобиля. Картер червячного редуктора рулевого механизма прикреплен с внутренней стороны отсека двигате- ля к левому лонжерону кузова, с противоположной стороны к правому лонжерону прикреплен кронш- тейн маятникового рычага. Рулевой привод вклю- чает в себя два рычага рулевой трапеции. сошку, маятниковый рычаг и три тяги: одну среднюю и две крайние. Средняя тяга цельная, имеет на концах шаровые шарниры для соединения с маятни- ковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой разрезными регулировоч- ными муфтами, которыми изменяют длину боковых тяг и регулируют схождение колес. Регулировоч- ные муфты фиксируются на тягах стяжными хомута- ми. Каждая крайняя тяга имеет на концах шаровые шарниры для соединения с рычагами или рулевой сошкой. Ходовая часть Ходовую часть автомобиля составляют узлы подвески передних и задних ко- лес с амортизаторами и стабилизатором попереч- ной устойчивости в передней подвеске, ступицы колес и колеса с шинами. Подвеска передних ко- лес независимая, рычажно-пружинная, с витыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия для гашения колебаний кузова на упру- гих элементах подвески, снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя буферами сжа- тия, ограничивающими ход подвески. Штампованные верхние и нижние рычаги подвески шарнирно сое- динены с кованой поворотной цапфой. Два шаровых шарнира помещены в корпусах и прикреплены к ры- чагам болтами с гайками. При помощи резиноме- таллических шарниров, оси, болтов и гаек нижний рычаг соединен с поперечиной передней подвески, закрепленной на продольных балках (лонжеронах) кузова. Верхние рычаги при помощи аналогичных резинометаллических шарниров и оси соединены с несущей частью кузова. Витые цилиндрические пружины подвески помещены между нижними рычага- ми и опорами стоек брызговиков. Торсионный ста- билизатор поперечной устойчивости, уменьшающий боковой наклон кузова на повороте и снижающий поперечные раскачивания кузова, соединен с ку- зовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабили- затора. Гидравлические амортизаторы, располо- женные внутри пружин, в нижней части имеют про- ушину для крепления к нижнему рычагу, а в верхней шток с резьбовым концом для крепления к кузову. Ступица переднего колеса вращается на двух роликовых конических подшипниках, установ- ленных на цапфе. Подвеска задних колес состоит из двух цилиндрических витых пружин 14 с телес- копическими амортизаторами 15 двустороннего действия, четырех продольных и одной поперечных штанг. двух буферов сжатия, расположенных по концам 6алки заднего моста, и одного централь- ного. расположенного в середине. Амортизаторы задней подвески установлены вне пружин и кре- пятся сверху к кузову, а снизу к концам балки заднего моста через конические резиновые втул- ки. Прикрепленные к полу кузова над балкой зад- него моста резиновые буфера предназначены для смягчения возможных ударов балки заднего моста, которые могут произойти при езде по неблагоуст- роенным дорогам. Буфер над передней горловиной картера главной передачи ограничивает ход кар- тера вверх, предотвращая задевание карданного вала за пол кузова. Колеса автомобиля дисковые, штампованные, со съемными декоративными колпа- ками. На колеса монтируются шины радиального типа с камерами. Передние колеса крепят четырь- мя болтами к фланцам ступицы, задние - к флан- цам полуосей. Колеса с шинами в сборе баланси- руют статически и динамически. Дисбаланс устраняют при помощи грузиков, укрепляемых на ободе колеса. Тормоза Рабочая тормозная система имеет гидравлический привод к колесным механиз- мам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом, установленным на полу между передними сиденьями; действует толь- ко на задние колеса. Эта система имеет механи- ческий тросовый привод. Передние тормоза 27 дисковые, состоят из диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охваты- вающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суп- порта находятся колесные гидравлические цилинд- ры с поршнями, передающими усилие на колодки с фрикционными накладками. Задние тормоза 13 ба- рабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от одного главного цилиндра с двумя поршнями или от рычага механического привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится чугунное рабочее кольцо. Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две не- зависимые полости с двумя поршнями. Две незави- симые системы введены для безопасности: в слу- чае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждение трубопровода) вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних тормозов регулятор давления уменьшает вероят- ность блокировки задних колес при торможении. Применение вакуумного усилителя обеспечивает высокую эффективность торможения при ограничен- ном усилии на педаль. Разрежение воздуха для работы усилителя берется из впускной трубы дви- гателя. Поэтому усилитель действует только при работающем двигателе. Электрооборудование Электропроводка автомобилей выполнена по одноп- роводной схеме с номинальным напряжением 12 В, причем отрицательный полюс источников тока сое- динен с массой. Все реле и плавкие предохрани- тели размещены в монтажном блоке, на крышку ко- торого нанесены символы, указывающие назначение реле, номера предохранителей и защищаемые ими цепи. Это дает большое удобство для визуальной проверки состояния предохранителей. Источниками тока в системе являются генератор переменного тока типа Г-222 или 37.3701 с встроенным полуп- роводниковым выпрямителем и электронным регуля- тором напряжения и свинцовая аккумуляторная ба- тарея типа 6СТ-55П. Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 или 35.3708 с элект- ромагнитным тяговым реле и роликовой обгонной муфтой. Впервые в отечественном автомобилестро- ении на автомобиле ВАЗ-2105 применены прямоу- гольные блок-фары, в которых объединены все функции дальний и ближний свет, габаритные огни и указатели поворота. Галогенные лампы, сущест- венно улучшили светотехнические характеристики фар. В задних фонарях сблокированы габаритные и противотуманные огни, сигналы торможения, ука- затели поворота, фонари заднего хода. Автомоби- ли оборудованы щитком приборов, с установленным спидометром со счетчиками пройденного пути, указателем температуры жидкости в системе ох- лаждения двигателя и указателем уровня топлива в баке. Кроме того, в приборах имеются конт- рольные лампы различных систем, размещенные как на самих приборах, так и отдельном блоке конт- рольных ламп. Приборы снабжены стеклами, не да- ющими бликов. Кузов Кузов автомобилей ВАЗ-2105 типа "седан", а ВАЗ-2104 типа "универсал", цельнометаллический, несущей конструкции, т.е. такой, к которому крепится силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцепле- нием) и все остальные узлы и механизмы автомо- биля. Узкие стойки ветрового стекла, отсутствие в поле зрения водителя блестящих поверхностей, значительные размеры зеркал заднего вида, боль- шие размеры зоны очистки ветрового стекла стек- лоочистителем, эффективное действие смывателей переднего стекла на высокой скорости и эффек- тивное устранение запотевания стекол системой вентиляции и отопления кузова обеспечивают на автомобилях хорошую обзорность, а следователь- но, безопасные условия вождения. Для устранения ослепления водителя светом фар сзади идущих ав- томобилей применено внутреннее зеркало заднего вида с положениями "день" и "ночь". Ветровое стекло типа триплекс, состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, даже при растрескивании остается прозрач- ным. Заднее и боковые стекла безопасные, зака- ленные. Передние и задние двери с передней на- веской, имеют безопасные стекла. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой. Замок задней двери имеет блокировку. Дверь запирается изнутри кнопкой. Запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Капот, открывающийся в сторону движения автомо- биля, навешен на кузов по переднему краю и зак- реплен сзади в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В ба- гажнике размещается запасное колесо 12, домк- рат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее си- денье неподвижное, цельное. Особенности уст- ройства автомобиля ВАЗ - 2104 В отличие от ав- томобиля ВАЗ-2105 с кузовом типа "седан" автомобиль ВАЗ-2104 имеет кузов типа "универ- сал" с четырьмя боковыми дверьми и одной зад- ней. Этот автомобиль обладает такими же досто- инствами автомобилей с кузовом "седан", как комфортабельность, скорость, экономичность, и в то же время приспособлен для перевозки доста- точно крупных грузов, не помещающихся в обычном легковом автомобиле. Зверь задка одностворчато- го типа с верхним расположением петель и с не- подвижным стеклом служит для доступа в багажное отделение. В открытом поднятом положении дверь удерживается специальным телескопическим газо- наполненным упором. При закрывании дверь удер- живается замком, расположенным в нижней части двери- Открывается дверь нажатием на кнопку замка, встроенную в наружную ручку. Запирание двери снаружи осуществляется через замочную скважину кнопки тем же самым ключом, что и за- пирание передних боковых дверей. Задние боковые двери имеют рамку и стекла измененной формы, а в боковине за задней дверью расположено непод- вижное стекло. Для удобства размещения перево- зимых вещей запасное колесо 14. инструмент, принадлежности и топливный бак 16 располагаются пол полом багажного отделения. Ниша запасного колеса закрывается крышкой, закрепляемой винтом с барашком. Площадь пола и объем багажного от- деления могут быть дополнительно увеличены из- менением положения подушки и спинки заднего си- денья. При необходимости подушка 22 заднего сиденья устанавливается вертикально вращением на петлях до упора в спинки передних сидений. Металлический поддон подушки при этом ограничи- вает багажное отделение и удерживает груз от перемещения вперед. Спинка 18 заднего сиденья, повернутая относительно петель в горизонтальное положение, увеличивает площадь пола. Упоры спинки при этом устанавливаются своими концами в соответствующие гнезда на поддоне подушки. Для укладывания спинки в горизонтальное положе- ние необходимо предварительно последовательным нажатием на рукоятки крючков фиксаторов освобо- дить верхнюю часть спинки. Конструкция заднего сиденья отвечает требованиям безопасности. Пет- ли подушки и спинки, а также механизм фиксации спинки сконструированы таким образом, чтобы вы- держать перегрузки при дорожно-транспортном происшествии. Ходовая часть отличается тем, что в задней подвеске установлены пружины, выдержи- вающие повышенные нагрузки. Электрооборудование автомобиля несколько отличается от электрообо- рудования автомобилей ВАЗ-2105 следующим: для освещения задней части салона установлен плафон с встроенным выключателем: изменены форма и расположение задних фонарей: в вариантном ис- полнении может быть установлен стеклоочиститель и смыватель заднего стекла, а также электроо- богрев стекла задней двери.

1. Боковые сопла системы вентиляции и отопления.
2. Ручка стеклоподъемника.
3. Ручка открывания двери.
4. Подголовник переднего сиденья.
5. Кнопки блокировки замков дверей.
6. Подлокотник.
7. Пепельница.
8. Петля спинки заднего сиденья.
9. Очиститель заднего стекла.
10. Газонаполненный упор задней двери.
11. Задняя дверь.
12. Фонари освещения номерного знака.
13. Задний фонарь.
14. Запасное колесо.
15. Фиксатор замка задней двери.
16. Топливный бак.
17. Спинка заднего сиденья в нормальном положении.
18. Спинка заднего сиденья в откинутом положении.
19. Упор спинки заднего сиденья.
20. Скоба фиксатора спинки заднего сиденья.
21. Подушка заднего сиденья в нормальном положении.
22. Подушка заднего сиденья в откинутом положении.
23. Переднее сиденье.
24. Рукоятка для регулировки наклона спинки сиденья.
25. Антенна радиоприемника.
26. Боковой указатель поворота.