|
||||
Пятиступенчатая коробка передач создана на базе
четырехступенчатой коробки, поэтому схемы пере-
дачи крутящего момента с первичного вала на
вторичный на всех передачах переднего хода, за
исключением пятой передачи и заднего хода, ана-
логичны с четырехступенчатой коробкой передач.
То есть крутящий момент от коленчатого вала
двигателя через сцепление передается на первич-
ный вал 1 и через шестерни 3 и 39 постоянного
зацепления на промежуточный вал. Блок шестерен
промежуточного вала имеет постоянное зацепление
с шестернями 7, 8, 11 третьей, второй и первой
передач вторичного вала. Поэтому они вращаются
от промежуточного вала как при включенной, так
и при выключенной передаче. Кроме того, вместе
с промежуточным валом вращается блок 28 шесте-
рен, от большого венца которого вращение пере-
дается на шестерню 17 пятой передачи. Так как
шестерни 7, 8, 11, 17 свободно посажены на вто-
ричном валу 2, то при нейтральном положении ры-
чага переключения передач ни одна из этих шес-
терен не передает крутящий момент на вторичный
вал. При трогании автомобиля с места и преодо-
лении тяжелых участков дороги включается 1 пе-
редача (см. схему перемещения рычага 16 перек-
лючения передач). При этом скользящая муфта 9,
входя в зацепление с зубчатым венцом синхрони-
затора шестерни 11 первой передачи, соединяет
ступицу 32 с шестерней 11. Крутящий момент от
шестерни 11 через муфту 9 и ступицу 32 переда-
ется на вторичный вал 2. Передаваемый крутящий
момент увеличивается в соответствии с переда-
точным числом первой передачи. При дальнейшем
разгоне автомобиля переходят с первой передачи
на вторую. В этом случае муфта 9 соединяет сту-
пицу 32 с зубчатым венцом шестерни 8 второй пе-
редачи, и крутящий момент от шестерни 8 через
муфту 9 и ступицу 32 передается на вторичный
вал. Величина крутящего момента несколько сни-
жается и по сравнению с прямой передачей будет
увеличена в 2,1 раза, скорость автомобиля уве-
личивается. При переходе на третью передачу
скользящая муфта 5 другого синхронизатора сое-
диняет ступицу 37 с венцом шестерни 7. Крутящий
момент передается от шестерни 7 через муфту 5 и
ступицу 37 на вторичный вал 2. Величина крутя-
щего момента несколько снижается, а скоробь
увеличивается. При включении четвертой передачи
муфта 5 входит в зацепление с зубчатым венцом 4
ведущего вала, т. е. соединяет напрямую первич-
ный и вторичный валы коробки передач. В этом
случае частота вращения первичного и вторичного
валов будет одинаковой, и величина крутящего
момента не изменяется. Эта передача называется
прямой. При включении пятой передачи скользящая
муфта 14 соединяет ступицу 13 с зубчатым венцом
шестерни 17. Крутящий момент будет передаваться
от первичного вала 1 через шестерни постоянного
зацепления 3 и 39 на промежуточный вал. От него
на блок 28 шестерен и от большого венца блока
на ведомую шестерню 17 пятой передачи, затем
через муфту 14 и ступицу 13 на вторичный вал 2.
При этом величина крутящего момента будет мини-
мальной, а скорость максимальной. Задняя пере-
дача включается перемещением рычага переключе-
ния передач вправо, затем нажатием на него вниз
и перемещением назад по ходу автомобиля. При
этом промежуточная шестерня 27 заднего хода
входит в зацепление с малым венцом 26 блока
шестерен и с венцом шестерни 12 заднего хода.
При перемещении промежуточной шестерни 27 го-
ловка штока нажимает на шарик штока включателя
25 и утапливает его. Цепь лампы света заднего
хода замыкается, и сигнализирует белым цветом о
включенной задней передаче. При включенной пе-
редаче, когда вращается вторичный вал 2, проис-
ходит передача вращения на ведущую шестерню 20
привода спидометра. От нее вращение передается
на ведомую шестерню привода спидометра и через
пару косозубых шестерен на валик привода троса
спидометра; трос приводит в действие спидометр.
Детали коробки передач смазываются трансмисси-
онным маслом, которое заливается в количестве
1,55 л. При вращении валов и шестерен образует-
ся масляный туман. Масло через радиальные от-
верстия в ведомых шестернях 7, 8, 11 и 17 пос-
тупает к посадочным пояскам вторичного вала, на
которых расположены эти шестерни. За счет кана-
вок на этих поясках образуется масляная пленка,
не допускающая прямого контакта металлических
поверхностей шестерен и вала. Герметичность
картера коробки передач обеспечивается сальни-
ками первичного и вторичного валов и уплотни-
тельными прокладками, которые установлены между
картером и нижней и задней крышками. Чтобы
уменьшить напор масла на сальник вторичного ва-
ла, на валу устанавливается маслоотражательная
шайба 19. Осевые усилия, возникающие при пере-
даче крутящего момента через косозубые шестер-
ни, воспринимаются шариковыми подшипниками ва-
лов, которые фиксируются в своих гнездах
установочными кольцами (промежуточный подшипник
вторичного вала стопорной пластиной), а на ва-
лах пружинными шайбами и стопорными кольцами.
Простая конструкция коробки передач, косозубые
шестерни постоянного зацепления и синхронизато-
ры обеспечивают долговечную и бесшумную работу
коробки передач. Ее обслуживание сведено к ми-
нимуму: проверке уровня и замене масла.
1. Первичный вал; 2. Вторичный вал; 3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 5. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 6. Вилка включения III и IV передач; 7. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 8. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи; 9. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач; 10. Вилка включения 1 и 11 передач; 11. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи; 12. Шестерня заднего пода; 13. Ступица муфты синхронизатора V передачи; 14. Скользящая муфта синхронизатора V передач; 15. Вилка включения V передачи и заднего хода; 16. Рычаг переключения передач; 17. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи; 18. Втулка шестерни V передачи; 19. Маслоотражательная шайба; 20. Ведущая шестерня привода спидометра; 21. Фланец эластичной муфты; 22. Шток вилки включения V передачи и заднего хода: 23. Шток вилки включения III и IV передач; 24. Шток вилки включения 1 и 11 передач; 25. Включатель фонаря заднего хода; 26. Шестерня заднего хода блока шестерен; 27. Промежуточная шестерня заднего хода; 28. Блок шестерен V передачи и заднего хода; 29. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 30. Шестерня 1 передачи промежуточного вала; 31. Блокирующее кольцо синхронизатора 1 передачи; 32. Ступица муфты синхронизатора 1 и 11 передач; 33. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи; 34. Шестерня И передачи промежуточного вала; 35. Шестерня III передачи промежуточного вала; 36. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи; 37. Ступица муфты синхронизатора Ill и IV передач; 38. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 39. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала. |