Заглавная


2104/05
общий вид 2104
общий вид 2105
двигатель сбоку
двигатель перед
крив.-шат.мех.
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб 05 устр-во
карб 05 работа
карб 051 устр-во
карб 051 работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП-4 устр-во
КПП-4 работа
КПП-5 устр-во
КПП-5 работа
кардан
мост
подвеска перед
подвеска зад
амортизаторы
рулевое
тормоза
тормозная сист
её работа
сиденья
генератор
стартёр
зажигание
освещение
приборы
кузов
отопитель


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Пятиступенчатая коробка передач создана на базе четырехступенчатой коробки, поэтому схемы пере- дачи крутящего момента с первичного вала на вторичный на всех передачах переднего хода, за исключением пятой передачи и заднего хода, ана- логичны с четырехступенчатой коробкой передач. То есть крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление передается на первич- ный вал 1 и через шестерни 3 и 39 постоянного зацепления на промежуточный вал. Блок шестерен промежуточного вала имеет постоянное зацепление с шестернями 7, 8, 11 третьей, второй и первой передач вторичного вала. Поэтому они вращаются от промежуточного вала как при включенной, так и при выключенной передаче. Кроме того, вместе с промежуточным валом вращается блок 28 шесте- рен, от большого венца которого вращение пере- дается на шестерню 17 пятой передачи. Так как шестерни 7, 8, 11, 17 свободно посажены на вто- ричном валу 2, то при нейтральном положении ры- чага переключения передач ни одна из этих шес- терен не передает крутящий момент на вторичный вал. При трогании автомобиля с места и преодо- лении тяжелых участков дороги включается 1 пе- редача (см. схему перемещения рычага 16 перек- лючения передач). При этом скользящая муфта 9, входя в зацепление с зубчатым венцом синхрони- затора шестерни 11 первой передачи, соединяет ступицу 32 с шестерней 11. Крутящий момент от шестерни 11 через муфту 9 и ступицу 32 переда- ется на вторичный вал 2. Передаваемый крутящий момент увеличивается в соответствии с переда- точным числом первой передачи. При дальнейшем разгоне автомобиля переходят с первой передачи на вторую. В этом случае муфта 9 соединяет сту- пицу 32 с зубчатым венцом шестерни 8 второй пе- редачи, и крутящий момент от шестерни 8 через муфту 9 и ступицу 32 передается на вторичный вал. Величина крутящего момента несколько сни- жается и по сравнению с прямой передачей будет увеличена в 2,1 раза, скорость автомобиля уве- личивается. При переходе на третью передачу скользящая муфта 5 другого синхронизатора сое- диняет ступицу 37 с венцом шестерни 7. Крутящий момент передается от шестерни 7 через муфту 5 и ступицу 37 на вторичный вал 2. Величина крутя- щего момента несколько снижается, а скоробь увеличивается. При включении четвертой передачи муфта 5 входит в зацепление с зубчатым венцом 4 ведущего вала, т. е. соединяет напрямую первич- ный и вторичный валы коробки передач. В этом случае частота вращения первичного и вторичного валов будет одинаковой, и величина крутящего момента не изменяется. Эта передача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 14 соединяет ступицу 13 с зубчатым венцом шестерни 17. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления 3 и 39 на промежуточный вал. От него на блок 28 шестерен и от большого венца блока на ведомую шестерню 17 пятой передачи, затем через муфту 14 и ступицу 13 на вторичный вал 2. При этом величина крутящего момента будет мини- мальной, а скорость максимальной. Задняя пере- дача включается перемещением рычага переключе- ния передач вправо, затем нажатием на него вниз и перемещением назад по ходу автомобиля. При этом промежуточная шестерня 27 заднего хода входит в зацепление с малым венцом 26 блока шестерен и с венцом шестерни 12 заднего хода. При перемещении промежуточной шестерни 27 го- ловка штока нажимает на шарик штока включателя 25 и утапливает его. Цепь лампы света заднего хода замыкается, и сигнализирует белым цветом о включенной задней передаче. При включенной пе- редаче, когда вращается вторичный вал 2, проис- ходит передача вращения на ведущую шестерню 20 привода спидометра. От нее вращение передается на ведомую шестерню привода спидометра и через пару косозубых шестерен на валик привода троса спидометра; трос приводит в действие спидометр. Детали коробки передач смазываются трансмисси- онным маслом, которое заливается в количестве 1,55 л. При вращении валов и шестерен образует- ся масляный туман. Масло через радиальные от- верстия в ведомых шестернях 7, 8, 11 и 17 пос- тупает к посадочным пояскам вторичного вала, на которых расположены эти шестерни. За счет кана- вок на этих поясках образуется масляная пленка, не допускающая прямого контакта металлических поверхностей шестерен и вала. Герметичность картера коробки передач обеспечивается сальни- ками первичного и вторичного валов и уплотни- тельными прокладками, которые установлены между картером и нижней и задней крышками. Чтобы уменьшить напор масла на сальник вторичного ва- ла, на валу устанавливается маслоотражательная шайба 19. Осевые усилия, возникающие при пере- даче крутящего момента через косозубые шестер- ни, воспринимаются шариковыми подшипниками ва- лов, которые фиксируются в своих гнездах установочными кольцами (промежуточный подшипник вторичного вала стопорной пластиной), а на ва- лах пружинными шайбами и стопорными кольцами. Простая конструкция коробки передач, косозубые шестерни постоянного зацепления и синхронизато- ры обеспечивают долговечную и бесшумную работу коробки передач. Ее обслуживание сведено к ми- нимуму: проверке уровня и замене масла.

1. Первичный вал;
2. Вторичный вал;
3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала;
4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
5. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
6. Вилка включения III и IV передач;
7. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;
8. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи;
9. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач;
10. Вилка включения 1 и 11 передач;
11. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи;
12. Шестерня заднего пода;
13. Ступица муфты синхронизатора V передачи;
14. Скользящая муфта синхронизатора V передач;
15. Вилка включения V передачи и заднего хода;
16. Рычаг переключения передач;
17. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи;
18. Втулка шестерни V передачи;
19. Маслоотражательная шайба;
20. Ведущая шестерня привода спидометра;
21. Фланец эластичной муфты;
22. Шток вилки включения V передачи и заднего хода:
23. Шток вилки включения III и IV передач;
24. Шток вилки включения 1 и 11 передач;
25. Включатель фонаря заднего хода;
26. Шестерня заднего хода блока шестерен;
27. Промежуточная шестерня заднего хода;
28. Блок шестерен V передачи и заднего хода;
29. Ось промежуточной шестерни заднего хода;
30. Шестерня 1 передачи промежуточного вала;
31. Блокирующее кольцо синхронизатора 1 передачи;
32. Ступица муфты синхронизатора 1 и 11 передач;
33. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи;
34. Шестерня И передачи промежуточного вала;
35. Шестерня III передачи промежуточного вала;
36. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
37. Ступица муфты синхронизатора Ill и IV передач;
38. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи;
39. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала.