|
||||
На автомобилях ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 в основном
применяется классическая система зажигания
(схема IV). На ВАЗ-21065 может быть установлена
бесконтактная система зажигания (схема VI). Ка-
тушка зажигания. В классической системе зажига-
ния применяются катушки зажигания Б117А, а в
бесконтактной - 27.3705, различающиеся данными
обмоток и некоторыми деталями. Катушка предс-
тавляет собой трансформатор с двумя обмотками:
первичной 4 и вторичной 5, и служит для преоб-
разования тока низкого напряжения (12 В) в ток
высокого напряжения (11- 20кВ) для пробоя воз-
душного зазора между электродами свечей зажига-
ния. Свечи зажигания устанавливаются типа
А-17ДВ для классической системы зажигания и
А17ДВ-10 для бесконтактной, или аналогичные им
свечи зарубежного производства. Конструкция
свечей неразборная, традиционная. Зазор между
электродами свечей составляет 0,5-0.6 мм для А-
17ДВ и 0,7-0,8 мм для А-17ДВ-10. Выключатель
зажигания установлен на кронштейне вала рулево-
го управления, состоит из корпуса с замком и
противоугонным устройством и контактной части.
Принцип действия устройства заключается в том,
что после вынимания из замка ключа, установлен-
ного в положение III (Стоянка), запорный стер-
жень замка выдвигается, входит в паз вала руля
и блокирует его. Электронный коммутатор приме-
няется в бесконтактной системе зажигания для
прерывания тока в первичной цепи катушки зажи-
гания по сигналам бесконтактного датчика. Могут
применяться взаимозаменяемые коммутаторы раз-
личных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2 или
PZE4020. Величина импульсов тока составляет 8-9
А. Предусмотрено автоматическое отключение тока
через катушку зажигания через 2-5 сек при нера-
ботающем двигателе, но включенном зажигании.
Распределитель зажигания 30.3706 служит для
прерывания тока в цепи низкого напряжения ка-
тушки зажигания и распределения импульсов высо-
кого напряжения по свечам зажигания. Распреде-
литель зажигания установлен в левой передней
части двигателя и приводится во вращение от
винтовой зубчатой шестерни 27 (см. рис. 4).
Прерыватель состоит из кулачка 51 с четырьмя
выступами и стойки 54 с контактами, которые ку-
лачок размыкает при вращении. К верхнему концу
втулки кулачка припаяна опорная пластина 38
центробежного регулятора опережения зажигания с
грузиками 49. Сбоку к корпусу распределителя
прикреплен вакуумный регулятор, состоящий из
корпуса 31 с крышкой 33, между которыми зажата
гибкая диафрагма 32. К диафрагме крепится тяга
36, связанная с подвижной пластиной 56 прерыва-
теля. Распределитель состоит из ротора 39 и
электродов, установленных в пластмассовой крыш-
ке 41. На роторе приклепаны центральный 44 и
наружный 46 контакты ротора, между которыми в
углублении находится помехоподавительный резис-
тор 45. В центральный контакт ротора упирается
подпружиненный угольный электрод 43. Датчик
распределения зажигания 37.3706 применяется в
бесконтактной системе зажигания. От распредели-
теля зажигания 30.3706 он отличается только
тем, что вместо прерывателя на подвижной плас-
тине установлен бесконтактный датчик, а к опор-
ной пластине 38 снизу прикреплен цилиндрический
стальной экран с четырьмя прорезями. Бескон-
тактный датчик работает на основе эффекта Холла
и состоит из полупроводниковой пластинки с ин-
тегральной микросхемой и постоянного магнита.
Между ними имеется зазор, через который прохо-
дит стальной экран. Когда в зазоре находится
тело экрана, то магнитные силовые линии замыка-
ются через экран и на пластинку не действуют.
Если же в зазоре находится прорезь экрана, то
на пластинку полупроводника действуют магнитное
поле и с нее снимается разность потенциалов.
Микросхема, встроенная в датчик, преобразует
эту разность потенциалов в импульсы напряжения.
Работа системы зажигания. При работе двигателя
прерыватель прерывает ток в первичной обмотке
катушки зажигания. В этот момент магнитное поле
в катушке зажигания резко сжимается и, пересе-
кая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС поряд-
ка 12-24 кв. Ток высокого напряжения идет к
центральной клемме распределителя зажигания,
затем через контакты ротора к боковому электро-
ду и далее к свече зажигания, создавая искровой
разряд между ее электродами. Конденсатор 57
служит для гашения ЭДС самоиндукции в первичной
обмотке катушки зажигания и для уменьшения иск-
рения между контактами прерывателя. Если бы не
было конденсатора, то ЭДС во вторичной обмотке
не превышала бы 4000-5000 В. Для получения мак-
симальной мощности двигателя необходимо воспла-
менять горючую смесь несколько ранее прихода
поршня в ВМТ, чтобы сгорание закончилось при
повороте коленчатого вала на 10-15 после ВМТ.
Каждой частоте вращения коленчатого вала необ-
ходим свой угол опережения зажигания. Так при
750- 800 об/мин начальный угол опережения зажи-
гания составляет 3-5 . С увеличением частоты
вращения угол опережения зажигания должен уве-
личиваться, и эту задачу выполняет центробежный
регулятор опережения зажигания. При увеличении
частоты вращения грузики 49 под действием цент-
робежных сил расходятся и поворачивают опорную
пластину 38 вместе с кулачком 51 прерывателя на
угол А в направлении вращения валика. Выступы
кулачка раньше размыкают контакты прерывателя и
опережение зажигания увеличивается. Вакуумный
регулятор изменяет опережение зажигания в зави-
симости от нагрузки на двигатель. При небольших
нагрузках содержание остаточных газов в горючей
смеси высокое, смесь горит медленнее, ее надо
поджигать раньше и наоборот. На диафрагму регу-
лятора действует разрежение, отбираемое из зоны
над дроссельной заслонкой первой камеры карбю-
ратора. При небольших открытиях дроссельной
заслонки (малая нагрузка) под действием разре-
жения диафрагма 32 оттягивается и тягой 36 по-
ворачивает подвижную пластину 52 прерывателя
против направления вращения валика. Опережение
зажигания увеличивается. По мере дальнейшего
открытия дроссельной заслонки (увеличение наг-
рузки) разрежение уменьшается и пружина отжима-
ет диафрагму в исходное положение. Бесконтакт-
ная система зажигания работает также, как и
классическая, только вместо прерывателя ток в
цепи первичной обмотки катушки зажигания преры-
вает коммутатор по сигналам бесконтактного дат-
чика в датчике-распределителе зажигания.
1. Изолятор; 2. Корпус катушки зажигания; 3. Изоляционная бумага обмоток; 4. Первичная обмотка; 5. Вторичная обмотка; 6. Изоляционная трубка первичной обмотки; 7. Клемма вывода конца первичной обмотки: 8. Контактный винт; 9. Клемма высокого напряжения; 10. Крышка; 11. Клемма "+E" вывода начала первичной и конца вторичной обмоток; 12. Пружина центральной клеммы; 13. Каркас вторичной обмотки: 14. Наружная изоляция первичной обмотки; 15. Скоба крепления; 16. Наружный магнитопровод; 17. Сердечник; 18. Контактная гайка; 19. Изолятор свечи зажигания: 20. Стержень; 21. Корпус свечи; 22. Уплотнительное кольцо; 23. Теплоотводящая шайба; 24. Центральный электрод; 25. Боковой электрод свечи зажигания; 26. Валик распределителя зажигания; 27. Маслоотражательная муфта валика; 28. Шайба: 29. Провод подвода тока и распределителю; 30. Запорная пружина крышки; 31. Корпус вакуумного регулятора; 32. Диафрагма; 33. Крышка вакуумного регулятора; 34. Гайка; 35. Пружина вакуумного регулятора; 36. Тяга вакуумного регулятора; 37. Смазочный фитиль (фильц) кулачка; 38. Опорная пластина регулятора опережения зажигания; 39. Ротор распределителя зажигания: 40. Боковой электрод с клеммой; 41. Крышка распределителя зажигания; 42. Центральный электрод с клеммой; 43. Уголек центрального электрода; 44. Центральный контакт ротора; 45. Резистор 5-6 ком для подавления радиопомех; 46. Наружный контакт ротора; 47. Пружина регулятора опережения зажигания; 48. Пластина центробежного регулятора; 49. Грузик регулятора опережения зажигания; 50. Изоляционная втулка; 51. Кулачок прерывателя; 52. Изоляционная колодка рычажка: 53. Рычажок прерывателя; 54. Стойка с контактами прерывателя; 55. Контакты прерывателя; 56. Подвижная пластина прерывателя; 57. Конденсатор 0,20-0,25 мкФ; 58. Корпус распределителя зажигания; 59. Подшипник подвижной пластины прерывателя; 60. Корпус масленки; 61. Винт клеммового зажима; 62. Стопорная пластина подшипника: 63. Распределитель зажигания; 64. Свечи зажигания; 65. Выключатель зажигания; 66. Катушка зажигания; 67. Генератор; 68. Аккумуляторная батарея; 69. Датчик-распределитель зажигания; 70. Коммутатор; 71. Угол опережения зажигания; 72. К источникам питания: 73. 1.Катушка зажигания; 74. 11.Свеча зажигания; 75. III.Распределитель зажигания; 76. IV.Схема классической системы зажигания; 77. V.Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания. 78. VI.Схема бесконтактной системы зажигания. |