|
||||
Вентиляция, отопление и обдув ветрового стекла
осуществляется воздухом, всасываемым снаружи.
Отопление салона обеспечивается воздухом, по-
догреваемым в радиаторе 3 отопителя, который
включен в систему охлаждения двигателя. Воздух
отопления (на схеме работы отопителя показан
стрелками) поступает через решетку капота авто-
мобиля в коробку воздухопритока, расположенную
под капотом в задней части передка кузова. От
попадания задымленного воздуха из моторного от-
сека коробка воздухопритока герметизируется ре-
зиновым уплотнителем, поджимаемым к внутренней
панели капота. Воздух в коробке резко меняет
направление движения и поступает через люк,
закрываемый крышкой 7 воздухопритока. в кожух 4
радиатора отопителя. При этом дождевая вода от-
деляется от воздуха и стекает из коробки возду-
хопритока по пластмассовой трубке через мотор-
ный отсек наружу. Крышкой 7 воздухопритока
регулируют количество воздуха, поступающего в
салон через радиатор отопителя. Пластмассовый
кожух 4 радиатора крепится на четырех шпильках
к усилителю щитка передка под коробкой возду-
хопритока, доступ к которому возможен под па-
нелью приборов. Кожух радиатора с коробкой воз-
духопритока герметизируются уплотнительной
прокладкой. В кожухе 4 установлен радиатор 3
отопителя и герметизирован по периметру резино-
вой прокладкой. Правый бачок радиатора разделен
резиновой перегородкой на две полости. К бачку
болтами крепится отводящая труба 6 и кран 29 с
подводящей трубой 5. Концы труб выходят в мо-
торный отсек через щиток передка и соединяются
шлангами с системой охлаждения двигателя. Выход
труб в моторный отсек герметизируется резиновым
уплотнителем, который крепится к щитку передка
двумя болтами. Воздух из радиатора 3 поступает
в направляющий кожух и кожух 16 вентилятора.
Направляющий кожух установлен между кожухами
радиатора и вентилятора. Крепление осуществля-
ется пружинными скобами к кожуху радиатора. В
центре пластмассового направляющего кожуха с
помощью пружинных скоб на двух эластичных по-
душках установлен электродвигатель 2 с крыль-
чаткой 30 вентилятора. На внутренней стенке ко-
жуха крепится дополнительное сопротивление
(резистор) 31, подключение и отключение которо-
го в цепь электродвигателя производится трехпо-
зиционным переключателем на панели приборов.
Дополнительный резистор обеспечивает малую и
большую скорости вращения вентилятора. Из кожу-
ха вентилятора воздух поднимается через окно
направляющего кожуха в воздухопровод И и далее
через трубы 9 и поворотные дефлекторы 8 подает-
ся на ветровое стекло или непосредственно в са-
лон на пассажиров. Трубы дефлектора с воздухоп-
роводом уплотнены резиновыми уплотнителями 10.
Снизу кожуха вентилятора на скобах шарнирно ус-
тановлена воздухораспределительная крышка 1,
при открывании которой воздух направляется к
ногам пассажиров. При этом количество воздуха,
поступающего к дефлекторам, уменьшается. Управ-
ление отопителем осуществляется переключателем
электродвигателя вентилятора, поворотными деф-
лекторами и двумя рукоятками рычагов 14 и 13
управления крышкой воздухопритока и краном ото-
пителя. Верхняя рукоятка 13 управления краном
отопителя соединена гибкой тягой 32 с рычагом
крана и регулирует количество охлаждающей жид-
кости, поступающей из системы охлаждения в ра-
диатор отопителя. Нижняя рукоятка 14 соединена
гибкой тягой 28 с рычагом крышки 7 воздухопри-
тока и регулирует количество свежего воздуха,
поступающего в отопитель. Для облегчения запо-
минания положения рукояток управления на панели
приборов слева имеются символы в виде треуголь-
ников, вершины которых указывают, что крышка
воздухопритока и кран закрыты. Вентиляция сало-
на осуществляется через опускные и поворотные
стекла дверей и через дефлекторы. Дополнитель-
ный приток свежего воздуха может быть обеспечен
открыванием крышки воздухопритока (при отведен-
ной вправо рукоятке управления крышкой) и опус-
канием воздухораспределительной крышки 1. Пово-
ротными дефлекторами 8 можно направить
воздушный поток на пассажиров. При небольшой
скорости движения автомобиля количество приточ-
ного воздуха можно увеличить, включив одну из
скоростей вентилятора. Для предохранения от за-
потевания ветрового стекла осенью и весной хо-
лодный воздух направляют на ветровое стекло,
переведя нижнюю рукоятку вправо, закрыв возду-
хораспределительную крышку 1 и повернув дефлек-
торы, чтобы струя воздуха распределялась как
можно больше на площадь стекла. Если необходимо
подогреть поступающий воздух, то верхнюю руко-
ятку переводят частично вправо, тем самым регу-
лируя поступление жидкости в радиатор. Для пре-
дотвращения замерзания ветрового стекла в
холодную погоду рукоятками открывают кран ото-
пителя и крышку воздухопритока. Направление
теплого воздуха регулируют дефлекторами. Для
поступления теплого воздуха в нижнюю часть са-
лона (к ногам пассажиров) открывают воздухо-
распределительную крышку 1. В очень холодную
погоду температура воздуха может быть в салоне
повышена включением одной из скоростей электро-
вентилятора и установкой крышки 7 воздухоприто-
ка в положение частичного открывания. В этих
условиях рекомендуется приоткрывать поворотные
стекла дверей, чтобы исключить застой холодного
воздуха и ускорить его прогрев во всем салоне.
При необходимости быстрого прогрева ветрового
стекла закрывают воздухораспределительную крыш-
ку, а рукоятку управления краном переводят до
отказа вправо. Теплый воздух дефлекторами нап-
равляют только на ветровое стекло. При темпера-
туре окружающего воздуха минус 25 С полностью
включенный отопитель обеспечивает среднюю тем-
пературу в салоне плюс 25 С. а в зоне ног води-
теля и пассажиров плюс 30 С. Запрещается вклю-
чать электровентилятор при закрытой крышке
воздухопритока и открытом кране отопителя. Омы-
ватель ветрового стекла Омыватель совместно со
стеклоочистителем обеспечивает очистку ветрово-
го стекла в любых условиях эксплуатации автомо-
биля без его остановки. Струя жидкости смывате-
ля смачивает ветровое стекло и облегчает
движение щеток стеклоочистителя при очищении
стекла от грязи и пыли. Омыватель состоит из
насоса, емкости (бачка 26). трубок и жиклеров,
подающих жидкость на стекло. До 1980 г. на ав-
томобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 применялись руч-
ные насосы смывателя, а на ВАЗ-21011 - ножные.
С 1980 г. на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 ручной насос
заменили ножным, а на ВАЗ-21011 стали устанав-
ливать насос с электроприводом. Такой же насос
устанавливается и на автомобилях ВАЗ-21013. В
альбоме показан насос с ножным приводом. Бачок
омывателя должен быть достаточно большим, чтобы
обеспечить многоразовое пользование смывателем.
На автомобилях ВАЗ2101 и ВАЗ-2102 первоначально
устанавливали бачки вместимостью 0.75 л, а за-
тем он был заменен бачком вместимостью 1 л. Та-
кой же бачок устанавливался до 1980 г. и на ав-
томобили ВАЗ-21011. Этот бачок изготавливался
из полупрозрачной поливинилхлоридной пленки и
имеет пластмассовую горловину, которая закрыта
алюминиевой крышкой. Сквозь крышку пропущена
трубка 25 подачи жидкости с сетчатым фильтром
на конце. Бачок 26 крепится на двух крючках к
брызговику левого переднего колеса. На автомо-
били ВАЗ-21013, а с 1980 г. и на ВАЗ-21011 ус-
танавливают двухлитровый бачок. Бачок имеет две
горловины. Одна из них заливная, а на другой
установлена крышка с электродвигателем и насо-
сом. От насоса жидкость подается к жиклерам 22
и через прорези в распылителях 20 брызгается на
стекло. Жиклеры состоят из корпуса 19 и распы-
лителя 20 с крепежным винтом 21 и прокладками.
Жиклеры установлены в отверстиях панели рамы
ветрового окна с помощью эластичных пластмассо-
вых втулок 18, надеваемых на корпус жиклера.
Струя жидкости должна брызгать в верхнюю зону
сектора, описываемого щеткой. Регулировка нап-
равления струи осуществляется поворотом корпуса
жиклера в пластмассовой втулке и поворотом рас-
пылителя 20 после ослабления крепежного винта
21. Для смывателя применяется смесь специальной
жидкости НИИСС- 4 или "Автоочиститель-1 сте-
кол" (25-33 /о) с водой. Летом допускается при-
менять только одну чистую воду без жидкости.
1. Воздухораспределительная крышки: 2. Электродвигатель: 3. Радиатор; 4. Кожух радиатора; 5. Подводящая труба; 6. Отводящая труба; 7. Крышка воздухопритока. 8. Левый поворачиваемый дефлектор. направляющий воздушный поток на ветровое стекло или в салон автомобиля; 9. Труба дефлектора; 10. Уплотнитель воздухопровода: 11. Воздухопровод; 12. Панель приборов: 13. Рукоятка рычага управления краном отопителя; 14. Рукоятка рычага управления крышкой воздухопритока: 15. Пружинная скоба крепления электродвигателя; 16. Кожух вентилятора: 17. Трубка подачи жидкости; 18. Втулка; 19. Корпус жиклера со штуцером; 20. Распылитель; 21. Винт; 22. Жиклеры смывателя ветрового стекла: 23. Трубка подачи жидкости от насоса; 24. Насос; 25. Трубка забора жидкости из бачка смывателя; 26. Бачок для жидкости; 27. Тройник; 28. Гибкая тяга крышки воздухопритока; 29. Кран отопигеля; 30. Крыльчатка вентилятора; 31. Дополнительный резистор; 32. Гибкая тяга крана отопителя; 33. Кронштейн рычагов управления; 34. Шток: 35. Направляющая штока: 36. Держатель подвижных контактов: 37. Колодка с контактами: 38. Направляющая держателя; 39. Диафрагма; 40. Корпус насоса; 41. Кожух; 42. Выпускной клапан; 43. Впускной клапан; 44. Крышка; 45. Штекеры контактов; 46. Чехол; 47. Кнопка: 48. 1. Схема работы отопителя; 49. 11. Жиклер омывателя; 50. III. Насос смывателя. |