Главная

2101/02
Общий вид 2101
Общий вид 2102
двигатель (бок)
двигатель (перед)
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб устро-во
карб работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП
его работа
кардан
задний мост
подвеска перед
подвеска зад
тормоза
их привод
их работа
амортизаторы
рулевое
отопитель, омыватель
зажигание
генератор
регулятор напряжения
стартер
кузов
сиденья,двери


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Регулятор напряжения Техническая характеристика Регулируемое напряжение при 50 С, В на второй ступени 140.3 на первой ступени ниже, чем на второй на 0,7 В Термокомпенсиеующий резистор 19 Ом. 6 Вт Дополнительный резистор 5,5 Ом. 25 Вт Для регулирования напряжения в бортовой сети автомобиля применяется вибрационный двухступен- чатый регулятор напряжения типа РР-380. Он ус- тановлен в отсеке двигателя на верхней части брызговика левого колеса. Напряжение, вырабаты- ваемое генератором в основном зависит от часто- ты вращения ротора генератора. Поскольку гене- ратор приводится от двигателя, работающего на различных скоростных режимах, то частота враще- ния ротора, а следовательно, и напряжение гене- ратора тоже могут изменяться в значительных пределах. Если не принять защитных мер, то при высокой частоте вращения *<тора генератора нап- ряжение в бортовой сети автомобиля может 6ыть значительно выше номинального, что приведет к повроедению всех гепребителей электроэнергии. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную работу электрооборудования и необходимый режим зарядки аккумуляторной батареи, применяют регулятор напряжения. Он поддерживает напряжение, выраба- тываемое генератором, на постоянном уровне (13- 14 В) в широком диапазоне частот вращения рото- ра генератора. В запасные части поступает еще бесконтактный электронный регулятор напряжения типа 121.3702. Он может устанамиваться вместо регулятора РР-380 без какихлибо переделок в схеме электрооборудования автомобиля. Регулятор 121.3702 поддерживает напряжение на уровне 13,4 -14,6 В в широком диапазоне частот вращения ро- тора генератора и при температурах от -40 до +80 С. Регулятор напряжения представляет собой электромагнитное реле. Как у каждого реле тако- го типа, у него есть магнитная система, состоя- щая из цилиндрического сердечника и Uобразного ярма 9, катушка с обмоткой 6 на пластмассовом каркасе, якорь 7 с подвижным контактом и две стойки 4 и 5 с неподвижными контактами. Стойки прикреплены к ярму винтом с гайкой и изолирова- ны от нero и между собой пластмассовыми прок- ладками. Пазы в стойках позволяют передвигать их верх и вниз при регулировке регулятора. Верхний и нижний контакты якоря в сочетании с контактами стоек образуют две пары контактов - верхнюю и нижнюю. Пружиной якорь прижат к кон- такту верхней стойки, т.е. верхняя пара контак- тов является нормально замкнутой. Подгибая ниж- ний кронштейн пружины, можно изменять ее натяжение и этим регулировать величину напряже- ния, при котором будет размыкаться верхняя пара контактов. Размыканием и замыканием верхней па- ры контактов обеспечивается первая ступень ре- гулирования, а замыканием и размыканием нижней пары контактов - вторая ступень регулирования. Ярмо с сердечником установлены на стальном штампованном основании 10 на пластмассовой прокладка. Под основанием на изоляционной прок- ладке находятся термокомпенсирующий 1 и два включенных параллельно дополнительных резистора 2 с общим сопротивлением 5.5 Ом. Резисторы на- мотаны нихромовой проволокой на шнуре из стек- ловолокна, пропитанном кремнийорганическим ла- ком. Нижняя изоляционная прокладка является одновременно корпусом штепсельного разъема, в котором находятся штекеры '15" и "87". Дроссель 3 служит для уменьшения искрения между верхней парой контактов при работе регулятора. Он представляет собой катушку из медного проводам намотанного на пластмассовом каркасе. В катушку вставлен стальной сердечник, который одновре- менно является проводником тока от штекера "15" к стоике 5. Для бесперебойной работы регу- лятора необходимо, чтобы его внутренняя полость была надежно изолирована от окружающей среды. попадание под крышку влаги и различных веществ приводит к загрязнение пригоранию контактов и нарушению нормальной работы регулятора. Поэтому сверху регулятор плотно закрыт стальной крышкой 8 с прокладкой из полиуретана. а применяемые в нем материалы проверены на отсутствие газовыде- ления. Реле контрольной лампы заряда аккумуля- торной батареи Техническая характеристика Нап- ряжение размыкания контактов', В .--.----.5.310,4 Напряжение замыкания контак- тов', В Сопротивление обмотки при 20 С. Ом g&* При*25+5 С. Реле 20 типа РС-702 предназначено для включения контрольной пампы в комбинации приборов. когда напряжение генератора недоста- точно для заряда аккумуляторной батареи. Реле установлено в моторном отсеке на верхней части брызговика правого колеса. Реле состоит из яр- ма, стального сердечника с обмоткой, якоря и стойки с неподвижным контактом. Ярмо с сердеч- ником и стойка установлены на гетянаксовом ос- новании. Якорь крепится к полке ярма с помощью пружинной стальной пластины, которой контакт якоря прижимается к контакту стойки, и поэтому контакты репе являются нормально замкнутыми. Работа системы генератора В работе системы ге- нератора можно выделить три режима: работа при малой средней и высокой частоте вращения ротора генератора. 1 режим. Это режим пуска двигателя, когда он еще не работает или прокручивается стартером с малой частотой вращения коленчатого вала. В этом случае генератор или еще не разви- вает напряжение или оно меньше напряжения акку- муляторной батареи, и все потребители питаются от аккумуляторной батареи. На этом режиме после включения зажигания в цепи обмотки возбуждения генератора протекает ток, замыкающийся по пути: "плюс" аккумуляторной батареи - зажим "Зб" ге- нератора - контакты "30/1" и 'IS' выключателя зажигания 17 - предохранитель "10' - штекер '15', сердечник дросселя 3. замкнутые верхние контакты, якорь, ярмо. штекер регулятора - ште- кер "67' генератора - обмотка возбуждения гене- ратора - 'масса" - "минус" аккумуляторной бата- реи. Протекающий по обмотке возбуждения ток создает магмитный поток, который при вращении ротора генератора пересекает витки обмотки ста- тора генератора и создает в них электродвижущую силу. Одновременно через обмотку 6 регулятора напряжения протекает ток, замыкающийся по пути: от "плюса" аккумуляторном батареи до штекера "15" регуляторы напряжения, как описано выше, а затем термокомпенсирующий резистор 1 обмотка регулятора - "масса' - "минус" аккумуляторной батареи. 1Этот ток создает магнитное притяжение якоря регулятора к сердечнику, но еще не нас- только сильное, чтобы притянуть якорь к сердеч- нику и разомкнуть верхнюю пару контактов регу- лятора напряжения. После включении зажигания загорается контрольная лампа 19 заряда аккуму- ляторной батареи. Ток, питающий ее, замыкается по пути: "плюс" аккумуляторной батареи - кон- такты "30/1" и "15" выключателя зажигания - предохранитель "9" - штекер "87". нормально замкнутые контакты, ярмо, штекер "30/51" реле 20 - контрольная лампа 19 - "масса" - "минус* аккумуляторной батареи. Лампа f9 горит, сигна- лизируя о том. что все потребители питаются от аккумуляторной батареи. И режим. После пуска двигателя выпрямленное напряжение генератора превышает напряжение аккумуляторной батареи. Обмотка возбуждения генератора и обмотка регу- лятора напряжения питаются от генератора. При этом ток идет не от клеммы "плюс" аккумулятор- ной батареи, а от зажима "30" генератора и за- мыкается через "массу" на выпрямитель генерато- ра. Аккумуляторная батарея заряжается. Под действием выпрямленного фазного напряжения че- рез обмотку реле 20 протекает ток замыкающийся по пути: зажим "30' генератора - контакты "30/1" и '15" выключателя зажигания - предохра- нитель ''9" - штоке* '86", обмотка, штекер "85" реле - штекер вывода нулевой точки обмотки статора генератора (штекер без маркировки) вып- рямитель генератора. Когда выпрямленное фазное напряжение достигает 5.3- 5,7 В, якорь реле притягивается к сердечнику, контакты реле раз- мыкаются и лампа гаснет, сигнализируя о том, что выпрямленное напряжение генератора стало больше напряжения аккумуляторной батареи и что генератор начал заряжать батарею и питать пот- ребителей. При возрастании частоты вращения ро- тора генератора напряжение увеличивается и, когда оно достигнет 13,2-14.3 В, вступает в действие первая ступень регулирования на первой паре контактов регулятора напряжения. Сила тока через обмотку регулятора возрастает настолько, что магнитное усилие преодолевает натяжение пружины и якорь 7 притягивается к сердечнику. При этом верхняя пара контактов размыкается, в цепь обмотки возбуждения включаются дополни- тельные резисторы 2. и ток через обмотку воз- буждения замыкается по пути: зажим "30" генера- тора - контакты "ЗОЛ" и "15" выключателя зажигания предохранитель "10" штекер "15' регу- лятора. дроссель 3, дополнительные резисторы 2, штекер "67" регулятора - обмотка возбуждения генератора. Включение дополнительных резисторов в цепь обмотки возбуждения уменьшает силу тока в ней, а это приводит к снижению электродвижу- щей силы в обмотке статора генератора и напря- жение генератора падает. Соответственно умень- шается сила тока через обмотку регулятора и Магнитное притяжение якоря к сердечнику. Пружи- на оттягивает якорь в исходное положение, верх- ние контакты регулятора замыкаются, напряжение генератора повышается, и описанный цикл повто- ряется. Ь момент размыкания верхней пары кон- тактов в связи с уменьшением силы тока через обмотку возбуждения в ней индуктируется ЭДС са- моиндукции. которая стремится поддержать умень- шающийся ток и вызывает искрение между размыка- ющимися контактами Но при размыкании контактов в цепь обмотки возбуждения включается дроссель 3. Нарастающий ток в обмотке дросселя создает вокруг сердечника нарастающий магнитный поток. Он пересекает витки дросселя и индуктирует в них ЭДС самоиндукции, направленную навстречу ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения. Число витков дросселя подобрано так, что обе ЭДС при- мерно равны, взаимно компенсируют друг друга, и поэтому искрообразование между контактами зна- чительно уменьшается. Замыкание и размыкание верхней пары контактов происходит с частотой 25 -250 раз в секунду, и напряжение генератора на выходе выпрямителя с такой же частотой то повы- шается, то понижается. Благодаря высокой часто- те размыкания и замыкания контактов, колебания напряжения незаметно, и можно считать его прак- тически постоянным, поддерживаемым на уровне 13 -14 В. С дальнейшим увеличением частоты враще- ния ротора генератора время разомкнутого состо- яния контактов увеличивается, а время замкнуто- го состояния уменьшается. Благодаря этому среднее напряжение на выходе выпрямителя гене- ратора повышается незначительно. III режим. Мри высокой частоте вращения ротора генератора пер- вая ступень регулирования (на верхней паре кон- тактов) уже не обеспечивает поддержания напря- жения на уровне 14 В, так как дополнительные резисторы имеют сравнительно малую величину сопротивления (5,5 Ом). Напряжение генератора повышается до 13,9-14,5 В, и якорь притягивает- ся к сердечнику до замыкания нижней пары кон- тактов. При этом оба конца обмотки возбуждения оказываются замкнутыми на "массу" следующим об- разом: "масса*, обмотка возбуждения - штекер "67" генератора - штекер "67", ярмо, якорь, замкнутая нижняя пара контактов, "масса" регу- лятора. Ток в обмотке возбуждения резко падает до нуля, и напряжение генератора также резко уменьшается. Это приводит к уменьшению силы то- ка в обмотке регулятора и снижению магнитного притяжения якоря к сердечнику. Пружина оттяги- вает якорь от сердечника, нижние контакты раз- мыкаются, и описанный процесс повторяется снова с частотой 8*100 раз в секунду. Температурная компенсация. При работе двигателя температура регулятора повышается как от нагрева его обмот- ки и резисторов, так и от увеличения температу- ры в моторном отсеке. Следовательно, возрастает сопротивление медного провода обмотки регулято- ра. уменьшается протекающий по ней ток и требу- ется большее напряжение, чтобы разомкнуть верх- ние контакты и замкнуть нижние. Чтобы регупируемое напряжение не изменялось при коле- баниях температуры окружающей среды и регулято- ра, в нем предусмотрено два вида температурной компенсации. Первый - это включение последова- тельно с обмоткой 6 термокомпенсационного ре- зистора . выполненного из нихрома с малым тем- пературным коэффициентом сопротивления Таким образом, сопротивление в цепи обмотки регулято- ра складывается из сопротивления обмотки (8,7 Ом) и термокомпенсирующего резистора (19 Ом) и составляет в сумме 27,* Ом. При нагревании ре- гулятора от 20 до 80 С сопротивление обмотки возрастает с 8,7 до 10,8 Ом, т.е. на 26 /о, а резистора увеличивается с 19 до 19.3 Ом, т.е. на 1,8 /о. Суммарное же сопротивление в цепи обмотки увеличивается с 27,7 до 30,1 Ом, т.е. только на 8.7 /о. В таком же процентном отноше- нии будет возрастать и регулируемое напряжение, (следовательно, включение термокомпенсирующего резистора позволяет уменьшить изменение сопро- тивления в цепи обмотки регулятора с 26 /о (без резистора 1) до 8.7 /о (с резистором 1), но полностью не устраняет повышения напряжения. Поэтому в регуляторе предусмотрен еще и второй вид температурной компенсации - якорь прикреп- лен к ярму с помощью биметаллической пластинки, состоящей из двух сваренных между собой пластин из разных сплавов. Один сплав обладает низким температурным коэффициентом линейного расшире- ния и образует пассивную сторону биметалличес- кой пластинки. Активную часть пластинки образу- ет сплав с большим коэффициентом линейного расширения. Пассивной стороной биметаллическая пластинка обращена вниз, к сердечнику регулято- ра. При нагревании пластинка стремится изог- нуться в сторону сердечника и создает сипу, противодействующую пружине, оттягивающей якорь от сердечника. Чем больше температура, тем больше противояеиствие пружине. тем при меньшей силе тока в обмотке регулятора якорь может при- тянуться к сердечнику. Этим устраняется повыше- ние напряжения из-за увеличения сопротивления обмотки, и величина регулируемого напряжения сохраняется постоянной независимо от температу- ры регулятора. Работа регулятора напряжения 121 3702 состоит в отключении обмотки овится выше 13.4- 14,6 В. и включении ее, если напряжение падает ниже этого предела. Это обеспечивается за счет запирания и отпирания мощного транзис- тора в схеме регулятора. Отключение и включение обмотки происходит с высокой частотой, и поэто- му колебаний напряжения генератора практически незаметно.

1. Термокомгюнмруюший резистор;
2. Дополнительные резисторы:
3. Дроссель:
4. Стойка с нижним контактом регулягора напряжения,
5. Стойка г. верхним контактом регулятора напряжения:
6. Пилотка регулятора напряжения;
7. Якорь регулятора напряжения;
8. Крышка регулятора напряжения;
9. Ярмо регулятора напряжения:
10. Основание регулятора напряжения;
11. Аккумуляторная батарея;
12. Выпрямитель генератора;
13. Генератор;
14. Обмотка статора генератора:
15. Обмотка ротора генератора;
16. Регулятор напряжения:
17. Выключатель зажигания;
18. Блок предохранителей;
19. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи:
20. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
21. 1. Регулятор напряжения РР-380;
22. 11. Работа при малой частоте вращения ротора генератора;
23. III. Работа при средней и высокой частоте вращения ротора генератора.