Главная

2101/02
Общий вид 2101
Общий вид 2102
двигатель (бок)
двигатель (перед)
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб устро-во
карб работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП
его работа
кардан
задний мост
подвеска перед
подвеска зад
тормоза
их привод
их работа
амортизаторы
рулевое
отопитель, омыватель
зажигание
генератор
регулятор напряжения
стартер
кузов
сиденья,двери


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Принцип работы шестеренчатой коробки передач основан на изменении зацепления тех пар шесте- рен, которые участвуют в передаче крутящего мо- мента от первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением скользящих муфт 6 и 13 синхронизаторов или промежуточной шестерни 27 заднего хода при помощи рычага переключения передач. При этом изменяются передаточные числа шестерен, а значит и величина передаваемого крутящего момента. На прямой четвертой передаче крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля, практически равен крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. На первой переда- че момент увеличивается в 3,75 раза, на второй в 2,30 раза, на третьей в 1,49 раза, а при включении задней передачи в 3,87 раза. При нейтральном положении рычага переключения пере- дач крутящий момент на вторичный вал не переда- ется. Но так как двигатель работает и сцепление включено, то вращение от первичного вала 1 пе- редается на промежуточный вал через шестерни 3 и 40 постоянного зацепления. От шестерен 31, 35 и 36 промежуточного вала вращение передается на шестерни 14, 10 и 9 вторичного вала. Так как эти шестерни с валом 2 непосредственно не свя- заны, то они будут свободно вращаться на вто- ричном валу. Соединение этих шестерен с валом 2 осуществляется через синхронизаторы. При вклю- чении первой передачи усилие от рычага переклю- чения передач через шток и вилку И передается на скользящую муфту 13. Перемещаясь по шлицам своей ступицы 12, муфта входит в зацепление с прямозубым венцом шестерни 14. Таким образом, муфта синхронизатора соединит между собой сту- пицу 12 и шестерню 14. А так как ступица 12 жестко связана с валом 2, то крутящий момент от шестерни 14 через муфту 13 передается на ступи- цу 12 и от нее на вторичный вал коробки пере- дач. При включении второй передачи муфта 13 со- единим ступицу 12 с прямозубым венцом шестерни 10, и крутящий момент передается от шестерни 10 на ступиц 12 и на вторичный вал. Третья и чет- вертая передачи включаются другим синхронизато- ром. При включении третьей передачи крутящий момент от первичного вала через шестерни 36 и 9 передается через муфту 6 на ступицу 38 и затем на вторичный вал. Четвертая передача называется прямой, так как крутящий момент передается не- посредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 2, минуя шестерни промежуточного вала. В этом случае муфта 6 соединяет между собой зуб- чатый венец 5 первичного вала со ступицей 38. Частота вращения обоих валов будет одинаковой, а величина крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса, не изменится. При включении задней передачи усилие от рычага пе- реключения передач через шток 20 и вилку 19 пе- редается на промежуточную шестерню 27. Переме- щаясь на оси 26, она соединит между собой шестерни 25 и 15 заднего хода, и крутящий мо- мент передается от первичного вала через шес- терни 5 и 40 на промежуточный вал и далее через шестерни 25, 27 и 15 на вторичный вал. При этом последний будет вращаться в обратном направле- нии, обеспечивая обратное вращение ведущих ко- лес автомобиля. Как видно из схемы работы ко- робки передач, все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхрониза- тора при включении третьей передачи показан на схемах 1, 11, III. При нейтральном положении рычага переключения передач (см. схему 1) между скользящей муфтой 6 и блокирующими кольцами 37 имеется зазор. Блокирующие кольца прижаты пру- жинами 42 к стопорным кольцам 46. В этом поло- жении зубья блокирующих колец находятся во впа- динах зубчатых венцов 5 и 9. Вследствие зазора между муфтой 6 и блокирующими кольцами 37 кру- тящий момент от зубчатого венца 9 через блоки- рующее кольцо не передается. В начальный момент включения третьей передачи (см. схему 11) скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам сту- пицы 38, прижимается к конической поверхности блокирующего кольца. Между коническими поверх- ностями муфты и кольца возникает полусухое тре- ние, вследствие которого блокирующее кольцо за- тормаживается и проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упира- ются в боковые скосы зубьев венца 9, и дальней- шее проворачивание блокирующего кольца прекра- щается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это происходит до тех пор, пока не уравняются час- тоты вращений вторичного и промежуточного ва- лов. Как только наступит такой момент, уменьша- ется сила трения между коническими поверхностями муфты и кольца. Под действием осевого усилия, передаваемого от штока на скользящую муфту синхронизатора, блокирующее кольцо начинает скользить по скосам зубьев вен- ца 9 и вместе с муфтой перемещается вдоль зубь- ев венца. Таким образом, муфта соединяет между собой ступицу 38 и зубчатый венец 9. Происходит полное включение третьей передачи (см. схему НИ. В этом положении муфта синхронизатора вмес- те со штоком удерживается шариковым фиксатором. Подобранные передаточные числа обеспечивают ин- тенсивный разгон, высокую среднюю скорость ав- томобиля и экономичную работу двигателя. А ко- созубые шестерни постоянного зацепления обеспечивают бесшумную и долговечную работу ко- робки передач

1. Первичный вал:
2. Вторичный вал;
3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала;
4. Сапун;
5. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
7. Вилка переключения III и IV передач;
8. Картер коробки передач;
9. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;
10. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи;
11. Вилка переключения 1 и 11 передач;
12. Ступица муфты синхронизатора 1 и 11 передач;
13. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач;
14. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1 передачи;
15. Шестерня заднего хода;
16. Рычаг переключения передач;
17. Ведущая шестерня привода спидометра;
18. Фланец эластичной муфты;
19. Вилка включения заднего хода;
20. Шток вилки включения заднего хода;
21. Шток вилки включения III и IV передач;
22. Шток вилки включения 1 и 11 передач;
23. Ограничительный винт включения 1 и 11 передач;
24. Промежуточный вал;
25. Шестерня заднего хода промежуточного вала;
26. Ось промежуточной шестерни заднего хода;
27. Промежуточная шестерня заднего хода;
28. Ведомая шестерня привода спидометра;
29. Задняя крышка коробки передач;
30. Втулка шестерни 1 передачи;
31. Шестерня 1 передачи промежуточного вала;
32. Блокирующее кольцо синхронизатора 1 передачи;
33. Пробка сливного отверстия;
34. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи;
35. Шестерня передачи промежуточного вала;
36. Шестерня III передачи промежуточного вала;
37. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
38. Ступица синхронизатора III и IV передач;
39. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи;
40. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
41. Картер сцепления;
42. Пружина блокирующего кольца синхронизатора;
43. Упорная шайба пружины;
44. Тарельчатая пружина;
45. Стопорное кольцо ступицы синхронизатора;
46. Стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора;
47. Нейтральное положение;
48. 11.Начало включения третьей передачи;
49. Полное включение третьей передачи.