|
||||
Генератор Г-221 переменного тока служит для пи-
тания потребителей электрической энергии и для
зарядки аккумуляторной батареи. Он представляет
собой трехфазную синхронную электрическую маши-
ну с электромагнитным возбуждением правого вра-
щения (со стороны привода). Для преобразования
переменного тока в постоянный в генератор
встроен выпрямитель на шести кремниевых диодах.
Максимальная сила тока отдачи генератора (при
14 В и 5000 об/мин) составляет 42 А. Генератор
установлен на двигателе с правой стороны и при-
водится во вращение клиновым ремнем от шкива
коленчатого вала. Через отверстия в ушках кры-
шек 1 и 23 генератор крепится болтом к кронш-
тейну двигателя и шпилькой к натяжной планке.
Чтобы при затяжке болта не обломились ушки кры-
шек, в отверстии крышки 1 имеется резиновая бу-
ферная втулка 32. Под действием усилия затяжки
поджимная стальная втулка (на рисунке она рас-
положена слева от буферной) смещается, выбирая
зазор между ушком и кронштейном крепления гене-
ратора, буферная втулка 32 сжимается между
стальными втулками и осевое усилие затяжки не
передается на ушко. Основные части генератора
это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23, отлитые
из алюминиевого сплава. Ротор состоит из вала
7, на рифленую поверхность которого напрессова-
на стальная втулка и стальные клювообразные по-
люсы 18 и 30 и образующие вместе с валом и
втулкой сердечник электромагнита. На втулке
между клювообразными полюсами в пластмассовом
каркасе помещена обмотка 25 ротора, называемая
обмоткой возбуждения. Концы обмотки выведены
через отверстия в полюсе 30 и припаяны к медным
контактным кольцам 4 и 5, установленным на
пластмассовой втулке. Ротор вращается в двух
шарикоподшипниках 6 и 22 закрытого типа. Смазка
закладывается в подшипники при их изготовлении
и пополнения при эксплуатации не требует. Внут-
ренняя обойма переднего подшипника 25 свободно
посажена на вал ротора и вместе с дистанционным
кольцом 21 зажата гайкой крепления шкива между
ступицей шкива и буртиком вала. Наружная обойма
этого подшипника запрессована в крышку и зак-
реплена между двумя стальными шайбами, стянуты-
ми четырьмя винтами. После затяжки гаек концы
винтов раскернивают, чтобы исключить самоотвин-
чивание гаек. Внутренняя обойма заднего подшип-
ника 6 напрессована на вал ротора, а наружная
входит в гнездо крышки 1 и поджимается резино-
вым кольцом. На валу ротора с помощью сегмент-
ной шпонки и гайки закреплен шкив 19 с крыль-
чаткой 17 вентилятора, служащего для охлаждения
выпрямителя и внутренних частей генератора.
Воздух засасывается в окна крышки 1. проходит
между статором и ротором и через окна крышки 23
крыльчаткой вентилятора выбрасывается наружу.
Между ступицей шкива и гайкой установлена пру-
жинная коническая шайба, обращенная выпуклой
стороной к гайке. Шкив и вентилятор изготовлены
из тонколистовой стали и соединены электросвар-
кой. Сердечник статора 27 набран из пластин
электротехнической стали толщиной 1 мм. В четы-
рех местах по наружной поверхности пластины со-
единены сваркой. На внутренней поверхности ста-
тора имеется 36 пазов полузакрытой формы,
изолированные картоном. В пазах уложена трех-
фазная обмотка статора, закрепленная от выпада-
ния клиньями 28, в качестве которых используют-
ся пластмассовые трубки. Каждая фазная обмотка
состоит из шести последовательно соединенных
катушек. Фазные обмотки соединены а звезду с
выводом нулевой точки на штекер 12 (без марки-
ровки). Этот вывод используется для подключения
реле контрольной лампы заряда аккумуляторной
батареи. Для повышения электрической прочности
и теплопроводности обмотки статор пропитан ла-
ком. На крышке -1 генератора винтом закреплен
щеткодержатель 13 со щетками 14 и 15. Через
щетки, изготовленные из меднографитовой смеси и
прижатые пружинами к контактным кольцам ротора,
подводится ток к обмотке возбуждения. Щетка 14
через пластину соединена с "массой" генератора,
а щетка 15 - со штекером "67". Детали выпрями-
теля также прикреплены к крышке 1 генератора.
Выпрямитель преобразовывает переменный ток, вы-
рабатываемый генератором, в постоянный, которым
питаются потребители электрической энергии ав-
томобиля. Выпрямитель собран по трехфазной мос-
товой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА-
20 - полупроводниковых приборов, пропускающих
ток только в одном направлении. Диоды находятся
в специальном выпрямительном блоке, состоящем
из двух алюминиевых держателей 38 и 40 с диода-
ми. С целью упрощения конструкции выпрямителя
три диода имеют на корпусе "плюс" выпрямленного
тока ("положительные" диоды). Они запрессованы
в держатель 38, соединенный с выводом "30" ге-
нератора. Другие три диода создают на корпусе
"минус" выпрямленного тока ("отрицательные" ди-
оды). Они запрессованы в соединенный с "мас-
сой" держатель 40 выпрямительного блока, соеди-
ненный с "массой". Диоды запрессованы в
алюминиевые держатели для того, чтобы обеспе-
чить эффективный отвод тепла от их корпуса к
держателям, которые для охлаждения продуваются
воздухом. В случае выхода диодов из строя их
нельзя заменять по отдельности надо заменять
целиком выпрямительный блок. На генераторах вы-
пуска до 1977 г. отрицательные диоды были зап-
рессованы в крышку 1, а положительные - в алю-
миниевый держатель, соединенный с выводом "30"
и прикрепленный вместо выпрямительного блока к
крышке 1. У этих генераторов можно было заме-
нять отдельные поврежденные отрицательные дио-
ды, аккуратно впрессовывая и запрессовывая их
на прессе. Если выходил из строя положительный
диод, то необходимо было заменять целиком дер-
жатель с положительными диодами. Работает гене-
ратор следующим образом. Когда ключ выключателя
зажигания находится в положении 1 (зажигание),
через обмотку возбуждения генератора проходит
электрический ток, создающий вокруг полюсов ро-
тора магнитный поток. При вращении ротора под
каждым зубцом статора проходит то южный, то се-
верный клювообразный полюс ротора и магнитный
поток, проходящий через обмотку статора, меня-
ется по величине и направлению. Этот переменна
магнитный поток создает в обмотке статора
электродвижущую силу. Клювообразная форма полю-
сов ротора подобрана таким образом, чтобы полу-
чить форму кривой электродвижущей силы, близкую
к синусоидальной.
1. Крышка генератора со стороны контактных колец; 2. Выпрямительный блок; 3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора; 4. Контактные кольца; 5. Контактные кольца; 6. Шарикоподшипник вала ротора со стороны контактных колец; 7. Вал ротора; 8. Изолирующая втулка; 9. Винт крепления щеткодержателя; 10. Плюсовой клеммовый болт (вывод "30"); 11. Изолирующая втулка контактного болта; 12. Штекер центрального вывода обмотки статора; 13. Щеткодержатель; 14. Отрицательная щетка; 15. Положительная щетка; 16. Шпилька для крепления генератора к натяжной планке; 17. Крыльчатка шкива; 18. Клювообразный полюсный наконечник ротора со стороны привода; 19. Шкив привода генератора; 20. Гайка крепления шкива; 21. Дистанционное кольцо подшипника; 22. Шарикоподшипник вала ротора со стороны привода; 23. Крышка генератора со стороны привода; 24. Каркас обмотки ротора; 25. Обмотка ротора; 26. Изоляция паза статора; 27. Статор; 28. Клин обмотки статора; 29. Обмотка статора; 30. Клювообразный полюсный наконечник ротора со стороны контактных колец; 31. Стяжной болт; 32. Буферная втулка; 33. Втулка; 34. Отрицательный диод; 35. Изолирующая пластина; 36. Провод фазного вывода обмотки статора; 37. Положительный диод; 38. Держатель положительных диодов; 39. Изолирующая втулка; 40. Держатель отрицательных диодов. |