Главная

2101/02
Общий вид 2101
Общий вид 2102
двигатель (бок)
двигатель (перед)
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб устро-во
карб работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП
его работа
кардан
задний мост
подвеска перед
подвеска зад
тормоза
их привод
их работа
амортизаторы
рулевое
отопитель, омыватель
зажигание
генератор
регулятор напряжения
стартер
кузов
сиденья,двери


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Генератор Г-221 переменного тока служит для пи- тания потребителей электрической энергии и для зарядки аккумуляторной батареи. Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую маши- ну с электромагнитным возбуждением правого вра- щения (со стороны привода). Для преобразования переменного тока в постоянный в генератор встроен выпрямитель на шести кремниевых диодах. Максимальная сила тока отдачи генератора (при 14 В и 5000 об/мин) составляет 42 А. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и при- водится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Через отверстия в ушках кры- шек 1 и 23 генератор крепится болтом к кронш- тейну двигателя и шпилькой к натяжной планке. Чтобы при затяжке болта не обломились ушки кры- шек, в отверстии крышки 1 имеется резиновая бу- ферная втулка 32. Под действием усилия затяжки поджимная стальная втулка (на рисунке она рас- положена слева от буферной) смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном крепления гене- ратора, буферная втулка 32 сжимается между стальными втулками и осевое усилие затяжки не передается на ушко. Основные части генератора это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23, отлитые из алюминиевого сплава. Ротор состоит из вала 7, на рифленую поверхность которого напрессова- на стальная втулка и стальные клювообразные по- люсы 18 и 30 и образующие вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. На втулке между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к медным контактным кольцам 4 и 5, установленным на пластмассовой втулке. Ротор вращается в двух шарикоподшипниках 6 и 22 закрытого типа. Смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внут- ренняя обойма переднего подшипника 25 свободно посажена на вал ротора и вместе с дистанционным кольцом 21 зажата гайкой крепления шкива между ступицей шкива и буртиком вала. Наружная обойма этого подшипника запрессована в крышку и зак- реплена между двумя стальными шайбами, стянуты- ми четырьмя винтами. После затяжки гаек концы винтов раскернивают, чтобы исключить самоотвин- чивание гаек. Внутренняя обойма заднего подшип- ника 6 напрессована на вал ротора, а наружная входит в гнездо крышки 1 и поджимается резино- вым кольцом. На валу ротора с помощью сегмент- ной шпонки и гайки закреплен шкив 19 с крыль- чаткой 17 вентилятора, служащего для охлаждения выпрямителя и внутренних частей генератора. Воздух засасывается в окна крышки 1. проходит между статором и ротором и через окна крышки 23 крыльчаткой вентилятора выбрасывается наружу. Между ступицей шкива и гайкой установлена пру- жинная коническая шайба, обращенная выпуклой стороной к гайке. Шкив и вентилятор изготовлены из тонколистовой стали и соединены электросвар- кой. Сердечник статора 27 набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм. В четы- рех местах по наружной поверхности пластины со- единены сваркой. На внутренней поверхности ста- тора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированные картоном. В пазах уложена трех- фазная обмотка статора, закрепленная от выпада- ния клиньями 28, в качестве которых используют- ся пластмассовые трубки. Каждая фазная обмотка состоит из шести последовательно соединенных катушек. Фазные обмотки соединены а звезду с выводом нулевой точки на штекер 12 (без марки- ровки). Этот вывод используется для подключения реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Для повышения электрической прочности и теплопроводности обмотки статор пропитан ла- ком. На крышке -1 генератора винтом закреплен щеткодержатель 13 со щетками 14 и 15. Через щетки, изготовленные из меднографитовой смеси и прижатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке возбуждения. Щетка 14 через пластину соединена с "массой" генератора, а щетка 15 - со штекером "67". Детали выпрями- теля также прикреплены к крышке 1 генератора. Выпрямитель преобразовывает переменный ток, вы- рабатываемый генератором, в постоянный, которым питаются потребители электрической энергии ав- томобиля. Выпрямитель собран по трехфазной мос- товой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА- 20 - полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке, состоящем из двух алюминиевых держателей 38 и 40 с диода- ми. С целью упрощения конструкции выпрямителя три диода имеют на корпусе "плюс" выпрямленного тока ("положительные" диоды). Они запрессованы в держатель 38, соединенный с выводом "30" ге- нератора. Другие три диода создают на корпусе "минус" выпрямленного тока ("отрицательные" ди- оды). Они запрессованы в соединенный с "мас- сой" держатель 40 выпрямительного блока, соеди- ненный с "массой". Диоды запрессованы в алюминиевые держатели для того, чтобы обеспе- чить эффективный отвод тепла от их корпуса к держателям, которые для охлаждения продуваются воздухом. В случае выхода диодов из строя их нельзя заменять по отдельности надо заменять целиком выпрямительный блок. На генераторах вы- пуска до 1977 г. отрицательные диоды были зап- рессованы в крышку 1, а положительные - в алю- миниевый держатель, соединенный с выводом "30" и прикрепленный вместо выпрямительного блока к крышке 1. У этих генераторов можно было заме- нять отдельные поврежденные отрицательные дио- ды, аккуратно впрессовывая и запрессовывая их на прессе. Если выходил из строя положительный диод, то необходимо было заменять целиком дер- жатель с положительными диодами. Работает гене- ратор следующим образом. Когда ключ выключателя зажигания находится в положении 1 (зажигание), через обмотку возбуждения генератора проходит электрический ток, создающий вокруг полюсов ро- тора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статора проходит то южный, то се- верный клювообразный полюс ротора и магнитный поток, проходящий через обмотку статора, меня- ется по величине и направлению. Этот переменна магнитный поток создает в обмотке статора электродвижущую силу. Клювообразная форма полю- сов ротора подобрана таким образом, чтобы полу- чить форму кривой электродвижущей силы, близкую к синусоидальной.

1. Крышка генератора со стороны контактных колец;
2. Выпрямительный блок;
3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора;
4. Контактные кольца;
5. Контактные кольца;
6. Шарикоподшипник вала ротора со стороны контактных колец;
7. Вал ротора;
8. Изолирующая втулка;
9. Винт крепления щеткодержателя;
10. Плюсовой клеммовый болт (вывод "30");
11. Изолирующая втулка контактного болта;
12. Штекер центрального вывода обмотки статора;
13. Щеткодержатель;
14. Отрицательная щетка;
15. Положительная щетка;
16. Шпилька для крепления генератора к натяжной планке;
17. Крыльчатка шкива;
18. Клювообразный полюсный наконечник ротора со стороны привода;
19. Шкив привода генератора;
20. Гайка крепления шкива;
21. Дистанционное кольцо подшипника;
22. Шарикоподшипник вала ротора со стороны привода;
23. Крышка генератора со стороны привода;
24. Каркас обмотки ротора;
25. Обмотка ротора;
26. Изоляция паза статора;
27. Статор;
28. Клин обмотки статора;
29. Обмотка статора;
30. Клювообразный полюсный наконечник ротора со стороны контактных колец;
31. Стяжной болт;
32. Буферная втулка;
33. Втулка;
34. Отрицательный диод;
35. Изолирующая пластина;
36. Провод фазного вывода обмотки статора;
37. Положительный диод;
38. Держатель положительных диодов;
39. Изолирующая втулка;
40. Держатель отрицательных диодов.