|
||||
Система охлаждения двигателя жидкостная, закры-
того типа, с принудительной циркуляцией жидкос-
ти. Вместимость системы 9,85 л, включая систему
отопления салона кузова. Система охлаждения
состоит из следующих элементов: насоса 36 ох-
лаждающей жидкости, радиатора, расширительного
бачка 8. трубопроводов и шлангов. вентилятора
19, рубашек охлаждения блока и головки блока
цилиндров. При работе двигателя жидкость, наг-
ретая в рубашках охлаждения, поступает через
выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиа-
тор или термостат в зависимости от положения
клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость
всасывается насосом 36 и подается вновь в ру-
башки охлаждения. В системе охлаждения исполь-
зуется специальная жидкость Тосол А-40 - водный
раствор антифриза Тосол-А (концентрированного
этиленгликоля с антикоррозионными и антивспени-
вающими присадками плотностью 1,12- 1,14
г/см*), Тосол А-40 голубого цвета плотностью 1,
078- 1,085 г/см", имеет температуру замерзания
минус 40 "С. Проверка уровня охлаждающей жид-
кости осуществляется на холодном двигателе (при
температуре плюс 15- 20 С) по уровню жидкости в
расширительном бачке 8, который должен быть на
3-4 мм выше метки "MIN". Плотность жидкости
проверяется ареометром при техническом обслужи-
вании автомобиля. При повышении плотности жид-
кости и пониженном уровне доливается дистилли-
рованная вода. При нормальной плотности
доливается жидкость той марки, которая находит-
ся в системе охлаждения. При пониженной плот-
ности охлаждающей жидкости и необходимости экс-
плуатации автомобиля в холодное время года
жидкость заменяется новой. Для контроля темпе-
ратуры охлаждающей жидкости имеется датчик, ус-
тановленный в головке цилиндров, и указатель в
комбинации приборов. При нормальном температур-
ном режиме работы двигателя стрелка указателя
стоит у начала красного поля шкалы в пределах
80- 100 С. Переход стрелки в красную зону ука-
зывает на повышенный тепловой режим двигателя,
который может быть вызван неполадками в системе
охлаящения (ослабление ремня привода насоса,
недостаточное количество охлаждающей жидкости,
неисправности термостата), а также тяжелыми до-
рожными условиями. Слив жидкости из системы
осуществляется через сливные отверстия, закры-
ваемые пробками: одна - в левом углу нижнего
бачка 33 радиатора, другая - в блоке цилиндров
слева по ходу движения автомобиля. К системе
охлаждения подключен отопитель салона автомоби-
ля. Нагретая жидкость из головки цилиндров пос-
тупает по шлангу 4 через кран в радиатор отопи-
теля, а по шлангу 3 и тру6ке 1 отсасывается
насосом 36. Насос охлаждающей жидкости - цент-
робежного типа. приводится в действие от шкива
коленчатого вала клиновым ремнем привода гене-
ратора. Насос крепится к блоку цилиндров с пра-
вой стороны через уплотнительную прокладку бол-
тами с моментом затяжки 22-27 H'm (2.2-2,7 кгс-
м). Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алю-
миниевого сплава. В крышке подшипника 24. кото-
рый стопорится винтом 28. установлен валик 27.
Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внут-
ренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при
сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик
27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31.
а с другой - ступица 26 шкива привода насоса.
Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотни-
тельным кольцом, закален токами высокой частоты
на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижима-
ется к крыльчатке пружиной через резиновую ман-
жету 29. Сальник неразборный, состоит из наруж-
ной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и
пружины. Сальник запрессован в крышку 25 насо-
са. Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и
окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи
насосом охлаждающей жидкости. При нормальном
натяжении клинового ремня прогиб его между шки-
вами привода насоса. и генератора под усилием
100 Н (10 кгс) должен быть в переделах 10-15
мм. Вентилятор четырехлопастный, изготовлен из
пластмассы. Лопасти вентилятора имеют перемен-
ный по радиусу угол установки и для уменьшения
шума переменный шаг по ступице. Вентилятор ус-
танавливается на ступицу 26, напрессованную на
валик 27 насоса. Для лучшей эффективности рабо-
ты вентилятор находится в кожухе 18, который
крепится болтами к кронштейнам радиатора. Ради-
атор И расширительный бачок. Радиатор с верхним
и нижним бачками, с двумя рядами латунных вер-
тикальных трубок и лужеными охлаждающими плас-
тинками крепится четырьмя болтами к передку ку-
зова и опирается на резиновые опоры 21.
Заливная горловина 15 радиатора закрывается
пробкой И и соединяется шлангом 10 с полупроз-
рачным пластмассовым расширительным бачком 8.
Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и вы-
пускной 12, через которые радиатор соединяется
шлангом с расширительным бачком. Впускной кла-
пан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и
допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в
расширительный бачок при нагревании и охлажде-
нии двигателя. При закипании жидкости или рез-
ком увеличении температуры из-за небольшой про-
пускной способности впускной клапан не успевает
выпустить жидкость в расширительный бачок и
закрывается, разобщая систему охлаждения и рас-
ширительный бачок При увеличении давления при
нагревании жидкости до 50 кПа открывается вы-
пускной клапан 12. и часть охлаждающей жидкости
отводится в расширительный бачок. Расширитель-
ный бачок закрыт пробкой, которая имеет резино-
вый клапан, срабатывающий при давлении, близком
к атмосферному. Термостат и работа системы ох-
лаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет
-прогрев двигателя и поддерживает необходимый
тепловой режим работы двигателя. При оптималь-
ном тепловом режиме температура охлаждающей
жидкости должна быть 85 - 95 С. Термостат 38
состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые за-
вальцованы вместе с седлом основного клапана
41. Термостат имеет входной патрубок 40 для
впуска охлажденной жидкости от радиатора, пат-
рубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска
жидкости из головки цилиндров в термостат и
патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в
насос 36. Основной клапан установлен в стакан
термоэлемента. в котором завальцована резиновая
вставка 39. В резиновой вставке находится
стальной полированный поршень 47, закрепленный
на неподвижном держателе. Между стенками и ре-
зиновой вставкой помещен термочувствительный
твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижи-
мается пружиной к седлу. На клапане закреплены
две стойки, на которых установлен перепускной
клапан 42, поджимаемый пружиной. Термостат, в
зависимости от температуры охлаждающей жидкос-
ти, автоматически включает или отключает радиа-
тор системы охлаждения и перепускает жидкость
через радиатор или минуя его. На холодном дви-
гателе при температуре охлаждающей жидкости ни-
же 80 С основной клапан закрыт, перепускной от-
крыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5
через перепускной клапан 42 в насос 36, минуя
радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается
быстрый прогрев двигателя. Если температура
жидкости повышается выше 94 С, термочувстви-
тельный наполнитель термостата расширяется,
сжимает резиновую вставку 39 и выдавливает пор-
шень 47, перемещая основной клапан 41 до полно-
го открытия. Перепускной клапан 42 полностью
закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует
по большому кругу: из рубашки охлаждения по
шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через
основной клапан поступает в насос, которым
вновь направляется в рубашку охлаждения. В пре-
делах температур 80-94 С клапаны термостата на-
ходятся в промежуточных положениях, и охлаждаю-
щая жидкость циркулирует по малому и большому
кругам. Величина открытия основного клапана
обеспечивает постепенное подмешивание охлажден-
ной в радиаторе жидкости, чем достигается наи-
лучший тепловой режим работы двигателя. Темпе-
ратура начала открытия основного клапана
термостата должна находиться в пределах
80,6-81,5 С, ход клапана - не менее б мм. Про-
верку начала открытия основного клапана выпол-
няют в баке с водой. Начальная температура воды
должна быть 73-75 С. Температуру воды постепен-
но увеличивают на 1 С в минуту. За температуру
начала открытия клапана принимают температуру,
при которой ход основного клапана составит 0,1
мм. Простейшую проверку работы термостата можно
провести на ощупь непосредственно на автомоби-
ле. При исправном термостате после пуска холод-
ного двигателя нижний бачок радиатора начинает
нагреваться, когда стрелка указателя температу-
ры жидкости на щитке приборов находится пример-
но на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы,
что соответствует температуре охлаждающей жид-
кости 80-95 С.
1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости: 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя; 5. Перепускной шланг термостата, 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения: 7. Подводящий шланг радиатора. 8. Расширительный бачок; 9. Пробка бачка; 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку; 11. Пробка радиатора; 12. Выпускной (паровой) клапан пробки; 13. Впускной клапан; 14. Верхний бачок радиатора; 15. Заливная горловина радиатора: 16. Трубка радиатора: 17. Охлаждающие пластины радиатора; 18. Кожух вентилятора; 19. Вентилятор; 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 21. Резиновая опора; 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости: 23. Обойма сальника; 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости; 25. Крышка насоса; 26. Ступица шкива вентилятора; 27. Валик насоса; 28. Стопорный винт; 29. Манжета сальника; 30. Корпус насоса; 31. Крыльчатка насоса; 32. Приемный патрубок насоса: 33. Нижний бачок радиатора: 34. Отводящий шланг радиатора; 35. Ремень вентилятора: 36. Насос охлаждающей жидкости: 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 38. Термостат: 39. Резиновая вставка; 40. Входной патрубок; 41. Основной клапан; 42. Перепускной клапан; 43. Корпус термостата; 44. Патрубок перепускного шланга: 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос: 46. Крышка термостата; 47. Поршень рабочего элемента; |