Главная

2101/02
Общий вид 2101
Общий вид 2102
двигатель (бок)
двигатель (перед)
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб устро-во
карб работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП
его работа
кардан
задний мост
подвеска перед
подвеска зад
тормоза
их привод
их работа
амортизаторы
рулевое
отопитель, омыватель
зажигание
генератор
регулятор напряжения
стартер
кузов
сиденья,двери


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закры- того типа, с принудительной циркуляцией жидкос- ти. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 ох- лаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8. трубопроводов и шлангов. вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров. При работе двигателя жидкость, наг- ретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиа- тор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в ру- башки охлаждения. В системе охлаждения исполь- зуется специальная жидкость Тосол А-40 - водный раствор антифриза Тосол-А (концентрированного этиленгликоля с антикоррозионными и антивспени- вающими присадками плотностью 1,12- 1,14 г/см*), Тосол А-40 голубого цвета плотностью 1, 078- 1,085 г/см", имеет температуру замерзания минус 40 "С. Проверка уровня охлаждающей жид- кости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15- 20 С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки "MIN". Плотность жидкости проверяется ареометром при техническом обслужи- вании автомобиля. При повышении плотности жид- кости и пониженном уровне доливается дистилли- рованная вода. При нормальной плотности доливается жидкость той марки, которая находит- ся в системе охлаждения. При пониженной плот- ности охлаждающей жидкости и необходимости экс- плуатации автомобиля в холодное время года жидкость заменяется новой. Для контроля темпе- ратуры охлаждающей жидкости имеется датчик, ус- тановленный в головке цилиндров, и указатель в комбинации приборов. При нормальном температур- ном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80- 100 С. Переход стрелки в красную зону ука- зывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаящения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости, неисправности термостата), а также тяжелыми до- рожными условиями. Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закры- ваемые пробками: одна - в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая - в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля. К системе охлаждения подключен отопитель салона автомоби- ля. Нагретая жидкость из головки цилиндров пос- тупает по шлангу 4 через кран в радиатор отопи- теля, а по шлангу 3 и тру6ке 1 отсасывается насосом 36. Насос охлаждающей жидкости - цент- робежного типа. приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем привода гене- ратора. Насос крепится к блоку цилиндров с пра- вой стороны через уплотнительную прокладку бол- тами с моментом затяжки 22-27 H'm (2.2-2,7 кгс- м). Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алю- миниевого сплава. В крышке подшипника 24. кото- рый стопорится винтом 28. установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внут- ренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31. а с другой - ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотни- тельным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижима- ется к крыльчатке пружиной через резиновую ман- жету 29. Сальник неразборный, состоит из наруж- ной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 25 насо- са. Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении клинового ремня прогиб его между шки- вами привода насоса. и генератора под усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в переделах 10-15 мм. Вентилятор четырехлопастный, изготовлен из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют перемен- ный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор ус- танавливается на ступицу 26, напрессованную на валик 27 насоса. Для лучшей эффективности рабо- ты вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Ради- атор И расширительный бачок. Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя рядами латунных вер- тикальных трубок и лужеными охлаждающими плас- тинками крепится четырьмя болтами к передку ку- зова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой И и соединяется шлангом 10 с полупроз- рачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и вы- пускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной кла- пан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлажде- нии двигателя. При закипании жидкости или рез- ком увеличении температуры из-за небольшой про- пускной способности впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему охлаждения и рас- ширительный бачок При увеличении давления при нагревании жидкости до 50 кПа открывается вы- пускной клапан 12. и часть охлаждающей жидкости отводится в расширительный бачок. Расширитель- ный бачок закрыт пробкой, которая имеет резино- вый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. Термостат и работа системы ох- лаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет -прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптималь- ном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85 - 95 С. Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые за- вальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, пат- рубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан установлен в стакан термоэлемента. в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и ре- зиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижи- мается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкос- ти, автоматически включает или отключает радиа- тор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его. На холодном дви- гателе при температуре охлаждающей жидкости ни- же 80 С основной клапан закрыт, перепускной от- крыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной клапан 42 в насос 36, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Если температура жидкости повышается выше 94 С, термочувстви- тельный наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 39 и выдавливает пор- шень 47, перемещая основной клапан 41 до полно- го открытия. Перепускной клапан 42 полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения. В пре- делах температур 80-94 С клапаны термостата на- ходятся в промежуточных положениях, и охлаждаю- щая жидкость циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажден- ной в радиаторе жидкости, чем достигается наи- лучший тепловой режим работы двигателя. Темпе- ратура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в пределах 80,6-81,5 С, ход клапана - не менее б мм. Про- верку начала открытия основного клапана выпол- няют в баке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75 С. Температуру воды постепен- но увеличивают на 1 С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм. Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомоби- ле. При исправном термостате после пуска холод- ного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температу- ры жидкости на щитке приборов находится пример- но на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жид- кости 80-95 С.

1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости:
2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы;
3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя;
4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя;
5. Перепускной шланг термостата,
6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения:
7. Подводящий шланг радиатора.
8. Расширительный бачок;
9. Пробка бачка;
10. Шланг от радиатора к расширительному бачку;
11. Пробка радиатора;
12. Выпускной (паровой) клапан пробки;
13. Впускной клапан;
14. Верхний бачок радиатора;
15. Заливная горловина радиатора:
16. Трубка радиатора:
17. Охлаждающие пластины радиатора;
18. Кожух вентилятора;
19. Вентилятор;
20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости;
21. Резиновая опора;
22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости:
23. Обойма сальника;
24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости;
25. Крышка насоса;
26. Ступица шкива вентилятора;
27. Валик насоса;
28. Стопорный винт;
29. Манжета сальника;
30. Корпус насоса;
31. Крыльчатка насоса;
32. Приемный патрубок насоса:
33. Нижний бачок радиатора:
34. Отводящий шланг радиатора;
35. Ремень вентилятора:
36. Насос охлаждающей жидкости:
37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
38. Термостат:
39. Резиновая вставка;
40. Входной патрубок;
41. Основной клапан;
42. Перепускной клапан;
43. Корпус термостата;
44. Патрубок перепускного шланга:
45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос:
46. Крышка термостата;
47. Поршень рабочего элемента;