|
||||
Сцепление обеспечивает плавное трогание автомо-
биля с места и бесшумное переключение передач.
Принцип его действия основан на передаче крутя-
щего момента от маховика на первичный вал ко-
робки передач за счет сил трений, которые воз-
никают между поверхностями маховика 11,
ведомого 4 и нажимного 10 дисков при их сжатии.
Ведомый диск расположен на шлицах первичного
вала коробки передач, зажимается между махови-
ком и нажимным диском усилием пружины 1. А на-
жимной диск 10 вместе с кожухом 12 крепятся
болтами к маховику. Таким образом, одни детали
имеют постоянную связь с маховиком, другие -
временную. за счет сил трения, когда сцепление
включено. Первые детали составляют ведущую
часть сцепления, вторые - ведомую. Отвод нажим-
ного диска от ведомого, т. е. выключение сцеп-
ления, осуществляется через гидравлический при-
вод. Ведущая часть сцепления выполнена
неразъемным узлом, в который входят кожух 12
сцепления, нажимный диск 10, центральная нажим-
ная пружина 1 и детали, соединяющие их. Этот
узел крепится к маховику шестью болтами и тремя
установочными штифтами Кожух сцепления имеет
вогнутую форму, образующую полость, для разме-
щения нажимной пружины и нажимного диска. Внут-
ри кожуха приварено одно опорное кольцо 17, на
которое опирается одна сторона нажимной пружи-
ны. К кожуху заклепками 3 крепится нажимная
пружина 1. Заклепки проходят через овальные от-
верстия нажимной пружины. В головки этих закле-
пок упирается другое опорное кольцо 17. Такое
шарнирное соединение позволяет Пружине проги-
баться относительно опорных колец. Нажимная
пружина отштампована из пружинной стали. Ради-
альные прорези делят ее поверхность на отдель-
ные лепестки, которые работают как рычаги вык-
лючения сцепления. На эти лепестки воздействует
упорный фланец 21, который поджат к ним за счет
упругости соединительных пластин 18. К наружной
поверхности упорного фланца приклеено фрикцион-
ное кольцо 19. Наружная кромка нажимной пружины
заходит в пазы фиксаторов 16, приклепанных к
нажимному диску. Через фиксаторы при прогибе
нажимной пружины относительно опорных колец 17
происходит отвод нажимного диска от ведомого.
Нажимный диск 10 - чугунный. Имеет форму кольца
с тремя приливами. С кожухом сцепления он сое-
динен тремя парами упругих пластин 15, которые
приклепаны одним концом к приливам нажимного
диска, другим - к кожуху сцепления. Такая связь
обеспечивает передачу крутящего момента от ко-
жуха 12 на нажимный диск и одновременно осевое
перемещение нажимного диска внутри кожуха сцеп-
ления. Ведомая часть сцепления состоит из ведо-
мого диска 4 с фрикционными накладками 2 и га-
сителя крутильных колебаний (демпфера). Диск
стальной, Т-образные радиальные прорези делят
его на двенадцать лепестков. На каждом лепестке
имеется плоский участок и два гиба (выпуклос-
ти), за счет которых поверхность диска имеет
волнообразную форму. Чтобы эта форма сохрани-
лась, фрикционные накладки 2 приклепаны к каж-
дому лепестку независимо друг от друга, одна к
выпуклой части лепестка, другая - к плоской-
Головки заклепок утопают в отверстиях накладок,
а их стержни расклепаны со стороны диска через
отверстия в противоположной накладке. Ведомый
диск соединен со ступицей 8 не жестко, а элас-
тично через детали демпфера. Такая упругая
связь обеспечивает гашение крутильных колеба-
ний, которые возникают в трансмиссии вследствие
неравномерной работы двигателя и передаваемых
динамических нагрузок. Во фланце ступицы выпол-
нены шесть окон и три подковообразных выреза.
Через вырезы проходят упорные пальцы 5, которые
соединяют между собой переднюю 6 и заднюю 7
пластины демпфера и ведомый диск 4. В передней
и задней пластинах демпфера и в ведомом диске
выполнены такие же окна, как и во фланце ступи-
цы. В этих окнах расположены пружины 9. которые
удерживаются от вы- падания отбортовкой окон в
обеих пластинах демпфера. Пружины имеют разную
упругость, что расширяет зону действия демпфе-
ра. Более жесткие пружины окрашены светлой
краской. Они установлены между пружинами мень-
шей упругости. По обеим сторонам фланца ступицы
установлены фрикционные кольца 25. Тарельчатая
пружинная шайба 27 через опорное кольцо 26 соз-
дает постоянный момент трения между поверхнос-
тями фрикционных колец и фланцем ступицы. При
возникновении крутильных колебаний, при резком
изменении скорости движения автомобиля или при
резком включении сцепления происходит перемеще-
ние ведомого диска вместе с пластинами демпфера
относительно ступицы 8. При этом срабатывает
фрикционный элемент демпфера и пружины. Созда-
ваемое ими сопротивление гасит ударные нагрузки
и крутильные колебания, предохраняя детали
трансмиссии от поломок и интенсивного износа.
Действие упругого элемента ограничено тремя
упорными пальцами 5, которые упираются в подко-
вообразные вырезы ступицы. Выключение сцепления
осуществляется через гидравлический привод, уп-
равляемый педалью. Усилие от педали сцепления
через привод передается на вилку 31 выключения
сцепления, а от нее на муфту 24 подшипника вык-
лючения сцепления. Вилка 31 опирается на шаро-
вую опору 28 и удерживается на ней плоской пру-
жиной 29, которая крепится к вилке, а шаровая
опора ввернута в отверстие картера. Через на-
ружный конец вилки проходит толкатель 30, на
который навернуты регулировочная гайка и конт-
ргайка. Вилка поджимается к полусферической по-
верхности регулировочной гайки пружиной 33.
Чтобы при разъединении пружина вилки не слетела
с толкателя, на его конце установлен шплинт. На
выходе из картера вилка уплотняется чехлом.
Муфта 24 подшипника выключения сцепления распо-
ложена на направляющей втулке передней крышки
коробки передач. На муфту напрессован подшипник
22 выключения сцепления. К приливам муфты под-
жимается пружиной 23 внутренний конец вилки
выключения сцепления. Регулировочной гайкой
толкателя изменяют зазор между подшипником вык-
лючения сцепления и кольцом упорного фланца 21,
который должен быть 1,5-2 мм, что соответствует
свободному ходу толкателя 4-5 мм.
1. Нажимная пружина; 2. Фрикционные накладки ведомого диска; 3. Заклепка нажимной пружины; 4. Ведомый диск; 5. Заклепка-упор гасителя крутильных колебаний; 6. Передняя пластина демпфера; 7. Задняя пластина демпфера; 8. Ступица ведомого диска; 9. Пружина демпфера; 10. Нажимной диск; 11. Маховик: 12. Кожух сцепления; 13. Картер сцепления 14. Первичный вал коробки передач; 15. Пластина соединяющая нажимной диск с кожухом сцепления; 16. Фиксатор нажимной пружины; 17. Кольцо нажимной пружины; 18. Соединительная пластина упорного фланца и кожуха сцепления; 19. Фрикционное кольцо упорного фланца; 20. Заклепка соединительной пластины; 21. Упорный фланец нажимной пружины; 22. Подшипник выключения сцепления; 23. Соединительная пружина вилки и муфты подшипника; 24. Муфта подшипника выключения сцепления; 25. Фрикционные кольца демпфера; 26. Опорное кольцо пружинной шайбы; 27. Пружинная шайба демпфера; 28. Шаровая опора вилки выключения сцепления; 29. Пружина вилки выключения сцепления; 30. Толкатель вилки выключения сцепления; 31. Вилка выключения сцепления; 32. Рабочий цилиндр выключения сцепления; 33. Оттяжная пружина вилки выключения сцепления. |