|
||||
В альбоме описана и наглядно показана конструк-
ция легковых автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ2102 и их
модификаций. выпускавшихся Акционерным общест-
вом "АВТОБАЗ" с 1970 по 1988 г. Модификации от-
личаются от базовых моделей, в основном, уста-
новкой двигателей с другим рабочим объемом
цилиндров. Компоновка (расположение узлов и аг-
регатов) автомобилей выполнена по так называе-
мой классической схеме, т.е. двигатель располо-
жен спереди, а ведущими являются задние колеса.
Двигатель максимально продвинут вперед, что
обеспечивает оптимальное распределение массы по
осям, а следовательно, хорошую устойчивость ав-
томобиля на дороге. Салон расположен внутри ба-
зы, т.е. в зоне наилучшей плавности хода, что
повышает комфортабельность автомобиля при экс-
плуатации на дорогах с плохим покрытием. В
конструкции автомобилей учтены требования ак-
тивной и пассивной безопасности, которым на
Волжском автозаводе всегда уделялось большое
внимание. Автомобили отвечают всем требованиям
по безопасности Европейской Экономической ко-
миссии ООН. Автомобили имеют хорошую комфорта-
бельность, определяемую легкостью и удобством
управления, формой, размерами, расположением и
мягкостью сидений, обеспечивающих удобную по-
садку водителя, эффективной вентиляцией кузова,
хорошей обзорностью с места водителя, малой
шумностью в салоне, минимальным влиянием коле-
баний и вибраций кузова. Высокая динамика авто-
мобилей способствует повышению средних скорос-
тей движения и облегчает маневрирование.
Двигатель. На автомобилях установлен четырех-
тактный, карбюраторный, рядный двигатель 15 с
верхним расположением распределительного вала.
Все узлы двигателя, требующие регулировки или
ухода, установлены в легкодоступных местах.
Блок цилиндров двигателя, картер сцепления и
картер коробки передач соединены между собой и
образуют компактный силовой агрегат, который
укреплен на автомобиле в трех точках на резино-
вых подушках. Система смазки двигателя снабжена
полнопоточным масляным фильтром рассчитана на
применение специальных масел с комплексом при-
садок, обеспечивающих маслу высокие смазочные
свойства, стойкость против окисления и позволя-
ющие работать в широком диапазоне температур.
Система вентиляции картера закрытого типа,
обеспечивает отсос газов из картера во впускной
трубопровод и повышает долговечность двигателя.
Система охлаждения - жидкостная, закрытого ти-
па. В систему охлаждения двигателя включен ото-
питель кузова, в который жидкость поступает из
головки цилиндров через кран и отводится к на-
сосу. Охлаждающая жидкость - специальная с низ-
кой температурой замерзания и высокой темпера-
турой кипения, не действует на металлы и
резину. Жидкость заливают на заводе и не требу-
ется ее замены в течение двух лет. Расширитель-
ный бачок 4 компенсирует изменение объема и
давления жидкости при нагреве двигателя. Насос
охлаждающей жидкости приводится клиновым рем-
нем. На валу насоса закреплен четырехлопастной
вентилятор. Трубчато-пластинчатый радиатор 14
установлен на двух резиновых подушках. Термос-
тат, имеющийся в системе охлаждения, ускоряет
прогрев двигателя и автоматически обеспечивает
тепловой режим двигателя. Система питания дви-
гателя включает воздушный фильтр 16, карбюратор
-топливный насос 10 с рычагом ручной подкачки
топлива и топливный бак. Карбюратор с падающим
потоком имеет две последовательно включающиеся
смесительные камеры. На карбюраторе установлен
высокоэффективный воздушный фильтр сухого типа,
имеющий бумажный фильтрующий элемент с дополни-
тельным очистителем из нетканого синтетического
волокна. Топливный бак 23 размещен в багажнике
(у автомобилей с кузовом "универсал" под полом
кузова). Заливная горловина расположена на ав-
томобилях BA5-2101, -21011. -21013 с правой
задней стороны кузова, а на ВАЗ-2102, -21021, -
21023 - с левой. Система выпуска газов снабжена
двумя последовательно расположенными глушителя-
ми. Соединенные хомутами узлы системы крепятся:
к полу кузова двумя резиновыми ремнями за кор-
пус основного глушителя и резиновой подушкой за
выпускную трубу. Трансмиссия. Крутящий момент
от коленчатого вала двигателя к ведущим задним
колесам автомобиля передается через механизмы и
узлы, составляющие трансмиссию автомобиля. К
ней относятся сцепление, коробка передач, кар-
данная передача, главная передача, дифференциал
и полуоси. Сцепление. На автомобилях установле-
но однодисковое сухое сцепление с диафрагменной
нажимной пружиной и гасителем крутильных коле-
баний (демпфером) на ведомом диске. Для управ-
ления сцеплением служит ножная педаль с сервоп-
ружиной и гидравлический привод выключения с
бачком для жидкости, установленным на щите пе-
редка автомобиля. Коробка передач 45 имеет че-
тыре передачи для движения вперед и одну пере-
дачу для заднего хода. Все передачи переднего
хода снабжены синхронизаторами, которые до
включения шестерен выравнивают скорости враще-
ния соединяемых деталей. Набор передаточных чи-
сел обеспечивает автомобилю уверенное трогание
с места, хороший разгон и высокую экономич-
ность. Рычаг переключения передач находится на
полу кузова. Карданная передача. состоящая из
двух валов с промежуточной опорой .двумя кар-
данными шарнирами на игольчатых подшипниках и
резиновой муфтой, передает крутящий момент от
коробки передач к главной передаче. Передний
карданный вал 40 соединен с ведомым валом ко-
робки передач через резиновую эластичную муфту
и фланец, перемещающийся вдоль карданного вала
на шлицах. Задний карданный вал 37 соединен с
шестерней главной передачи жестким фланцевым
соединением. Промежуточная упругая опора 39 с
шариковым подшипником поддерживает среднюю
часть карданной передачи и поглощает ее вибра-
цию. Главная передача, состоящая из пары кони-
ческих зубчатых колесо-спиральными зубьям гипо-
идного зацепления, увеличивает подведенный
крутящий момент и передает его под прямым углом
на полуоси. Передача крутящего момента от зуб-
чатого колеса на полуоси происходит через кони-
ческий дифференциал с двумя сателлитами. Диффе-
ренциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля
(левому и правому) вращение с неодинаковым чис-
лом оборотов при движении на поворотах. Рулевое
Управление. Рулевое управление состоит из руле-
вого механизма и рулевого привода, передающего
усилие от водителя к управляемым колесам. Руле-
вое колесо через рулевой механизм и привал по-
ворачивает передние колеса, изменяя тем самым
направление движения автомобиля. Картер червяч-
ного редуктора рулевого механизма прикреплен с
внутренней стороны отсека двигателя к левому
лонжерону кузова; с противоположной стороны к
правому лонжерону прикреплен кронштейн маятни-
кового рычага. Рулевой привод включает в себя
два рычага рулевой трапеции, маятниковый рычаг
и три тяги: одну среднюю и две крайние, (сред-
няя тяга цельная, имеет на концах шаровые шар'
пиры для соединения с маятниковым рычагом и ру-
левой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из
двух наконечников с резьбой, соединенных между
собой разрезными регулировочными муфтами. Вра-
щая их, изменяют длину боковых тяг и регулируют
схождение колес. Регулировочные муфты фиксиру-
ются на тягах стяжными хомутами. Каждая крайняя
тяга имеет на концах шаровые шарниры для соеди-
нения с рычагами поворотных цапф, маятниковым
рычагом или рулевой сошкой. Ходовую часть авто-
мобиля составляют узлы подвески передних и зад-
них с амортизаторами и стабилизатором попереч-
ной устойчивости в передней подвеске, ступицы
колес и колеса с шинами. Подвеска передних ко-
лес - независимая, рычажно-пружинная, с витыми
цилиндриче-скими пружинами, телескопическими
гидравлическими амортизаторами двустороннего
действия для гашения колебаний кузова на упру-
гих элементах подвески; снабжена стабилизатором
поперечной устойчивости и двумя буферами сжа-
тия, ограничивающими ход подвески. Штампованные
верхние и нижние рычаги подвески шарнирно сое-
динены с кованой поворотной цапфой. Два шаровых
шарнира помещены в корпусах и прикреплены к ры-
чагам болтами с гайками. При помощи резиноме-
таллических шарниров, оси, болтов и гаек нижний
рычаг соединен с поперечиной передней подвески,
закрепленной на продольных балках (лонжеронах)
кузова. Верхние рычаги при помощи аналогичных
резинометаллических шарниров и оси соединены с
несущей частью кузова. Витые цилиндрические
пружины подвески помещены между нижними рычага-
ми и опорами стоек брызговиков. Торсионный ста-
билизатор поперечной устойчивости, уменьшающий
боковой наклон кузова на повороте и снижающий
поперечные раскачивания кузова, соединен с ку-
зовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов,
охватывающих резиновые подушки штанги стабили-
затора.
Гидравлические амортизаторы, расположенные
внутри пружин, в нижней части имеют проушину
для крепления к нижнему рычагу, а в верхней -
шток с резьбовым концом для крепления к кузову.
Ступица переднего колеса вращается на двух ро-
ликовых конических подшипниках, установленных
на цапфе. Подвеска задних колес состоит из двух
цилиндрических витых пружин 21 (см. рис"?* те-
лескопическими амортизаторами 15 двустороннего
действия, четырех продольных и одной поперечной
штанг, двух буферов сжатия, расположенных по
концам балки заднего моста, и одного централь-
ного, расположенного в середине. Амортизаторы
22 задней подвески установлены вне пружин и
крепятся сверху к кузову, а снизу - к концам
балки заднего моста через конические резиновые
втулки. Прикрепленные к полу кузова над балкой
заднего моста резиновые буфера предназначены
для смягчения возможных ударов балки заднего
моста, которые могут произойти при езде по неб-
лагоустроенным дорогам. Буфер над передней гор-
ловиной картера главной передачи ограничивает
ход картера вверх, предотвращая задевание кар-
данного вала за пол кузова. Колеса автомобиля -
дисковые, штампованные, со съемными декоратив-
ными колпаками. На колеса монтируются шины диа-
гонального или радиального типа с камерами. Пе-
редние колеса крепят четырьмя болтами к фланцам
ступицы, задние - к фланцам полуосей. Колеса с
шинами в сборе балансируют статически и динами-
чески. Дисбаланс устраняют при помощи грузиков,
укрепляемых на ободе колеса. Тормоза. Рабочая
тормозная система имеет гидравлический привод к
колесным механизмам, управляется педалью под-
весного типа и действует на все колеса. Система
стояночного и запасного (аварийного) торможения
(т.е. ручной тормоз) управляется рычагом, уста-
новленным на полу между передними сиденьями;
действует только на задние колеса. Эта система
имеет механический тросовый привод. Передние
тормоза 49 - дисковые, состоят из диска и суп-
порта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суп-
порт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к
кронштейну, установленному на поворотной цапфе.
Внутри суппорта находятся колесные гидравличес-
кие цилиндры с поршнями, передающими усилие на
колодки с фрикционными накладками. Задние тор-
моза 33 - барабанные, с самоустанавливающимися
колодками, с приводом от одного главного ци-
линдра с двумя поршнями или от рычага механи-
ческого привода. В алюминиевом барабане заднего
тормоза находится чугунное рабочее кольцо. Гид-
равлический привод тормозов состоит из двух не-
зависимых контуров (систем) торможения передних
и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости
для тормозной жидкости, а в главном цилиндре
сделаны две независимые полости с двумя поршня-
ми. Две независимые системы введены для безо-
пасности: в случае повреждения одной из них
(утечка жидкости или повреждение трубопровода)
вторая остается в действии. Имеющийся в системе
привода задних тормозов регулятор давления
уменьшает вероятность блокировки задних колес
при торможении. Электрооборудование автомобилей
выполнено по однопроводной схеме, в которой от-
рицательные выводы источников тока и потребите-
лей электроэнергии соединены с "массой", выпол-
няющей функцию второго провода. Источниками
тока в системе являются генератор переменного
тока типа Г-221 с встроенным полупроводниковым
выпрямителем и электронным регулятором напряже-
ния и свинцовая аккумуляторная батарея типа ЕСТ
-55. Для пуска двигателя применяется стартер СТ
-221 с электромагнитным тяговым реле и ролико-
вой обгонной муфтой. В систему зажигания входят
катушка зажигания, распределитель зажигания с
прерывателем, центробежным автоматом и вакуум-
ным корректором угла опережения зажигания, про-
вода высокого низкого напряжения, свечи зажига-
ния и выключатель зажигания. Система освещения
и световой сигнализации автомобилей обеспечива-
ет ближнее и дальнее освещение дороги, обозна-
чение габарита автомобиля сигнальными огнями,
освещение контрольно-измерительных приборов и
внутреннее освещение кузова, а также световую
сигнализацию о повороте автомобиля и о работе
отдельных систем двигателя и автомобиля. Основ-
ными приборами наружного освещения являются фа-
ры, подфарники, боковые указатели поворота,
задние фонари, катафоты и фонарь освещения но-
мерного знака. Салон освещают два плафона, ко-
торые включаются выключателями, расположенными
на корпусах плафонов. Кроме того, имеются двер-
ные выключатели на стойках передних и задних
дверей. При открывании какой-либо двери включа-
ются оба плафона. Автомобили оборудованы комби-
нацией приборов, состоящей из объединенных в
одном корпусе спидометра со счетчиком пройден-
ного пути, указателя температуры охлаждающей
жидкости и указателя уровня топлива с контроль-
ной лампой резерва. Кроме того, в комбинации
приборов есть еще шесть контрольных ламп. Кузов
автомобилей - типа "седан", цельнометалличес-
кий, несущей конструкции, т.е. такой, к которо-
му крепится силовой агрегат (двигатель в сборе
с коробкой передач и сцеплением) и все осталь-
ные узлы и механизмы автомобиля. Корпус кузова
представляет собой сварную пространственную
ферму, основными деталями которой являются
стойки боковины, лонжероны и пороги пола, боко-
вой брус крыши и различные поперечины. Эти эле-
менты коробчатого сечения в сочетании с несущи-
ми внутренними и наружными панелями и
соединительными деталями придают конструкции
требуемую жесткость. Передние двери с передней
навеской имеют два безопасных стекла: переднее
- поворотное с рукояткой и фиксатором, заднее
опускное с приводом от ручки стеклоподъемника.
Передние двери запираются ключом снаружи и
кнопкой изнутри; запертая дверь может быть отк-
рыта внутренней ручкой. Задние двери с передней
навеской имеют два безопасных стекла: переднее
- опускное с приводом от ручки, заднее - непод-
вижное. Замок задней двери имеет блокировку:
дверь запирается изнутри кнопкой; запертая
дверь не может быть открыта внутренней ручкой.
Запорное устройство каждой двери состоит из
замка, внутреннего привода замка с ручкой, на-
ружной ручки и фиксатора, расположенного на
стойке кузова. Ветровое стекло типа триплекс,
состоящее из двух слоев стекла с прозрачной
пластмассовой пленкой между ними, даже при
растрескивании остается прозрачным. Заднее и
боковые стекла - безопасные, закаленные. Капот,
открывающийся в сторону движения автомобиля,
навешен на кузов по переднему краю и закреплен
вали в одной точке замком. Багажник размещен в
задней части кузова. Замок крышки багажника за-
пирается и отпирается ключом. В багажнике раз-
мещается запасное колесо 31, домкрат, а также
набор шоферского инструмента и принадлежностей.
Передние сиденья раздельные с откидными спинка-
ми и с механизмом регулировки положения сиденья
и наклона спинки. Заднее сиденье - неподвижное,
цельное. Особенности устройства автомобиля ВАЗ
- 2102 В отличие от описанного выше устройства
автомобилей с кузовом типа "седан" автомобиль
ВАЗ-2102 имеет кузов типа "универсал" с четырь-
мя боковыми дверьми и одной задней. Этот авто-
мобиль обладает такими же достоинствами автомо-
билей с кузовом "седан", как комфортабельность,
скорость, экономичность, и в то же время прис-
пособлен для перевозки достаточно крупных гру-
зов, не помещающихся в обычном легковом автомо-
биле. Дверь задка одностворчатого типа с
верхним расположением петель и с неподвижным
стеклом служит для доступа в багажное отделе-
ние. В открытом поднятом положении дверь удер-
живается специальным торсионом. При забывании
дверь удерживается замком, расположенным в ниж-
ней части двери. (фючок замка входит в зацепле-
ние с фиксатором, расположенным в нижней части
дверного проема. Для исключения колебаний двери
при движении автомобиля на замке имеется нап-
равляющий шип, который входит в гнездо фиксато-
ра двери. Открывается дверь нажатием на кнопку
замка, встроенную в наружную ручку. Запирание
двери снаружи осуществляется через замочную
скважину кнопки тем же самым ключом, что и за-
пирание передних боковых дверей. Задние боковые
двери имеют рамку и стекла измененной формы, а
в боковине за задней дверью расположено непод-
вижное стекло. Для удобства размещения перево-
зимых вещей запасное колесо 20 инструмент, при-
надлежности и топливный бак 22 располагаются
под полом багажного отделения. Ниша запасного
колеса закрывается крышкой, закрепляемой винтом
с барашком. Площадь пола и объем багажного от-
деления могут быть дополнительно увеличены из-
менением положения подушки и спинки заднего си-
денья. При необходимости, подушка заднего
сиденья устанавливается вертикально вращением
на петлях до упора в спинки передних сидений.
Металлический поддон подушки при этом ограничи-
вает багажное отделение и удерживает груз от
перемещения вперед. Спинка 19 заднего сиденья,
повернутая относительно петель в горизонтальное
положение, увеличивает площадь пола. Упоры
спинки при этом устанавливаются своими концами
в соответствующие гнезда на поддоне подушки.
Для укладывания спинки в горизонтальное положе-
ние необходимо предварительно последовательным
нажатием на рукоятки крючков фиксаторов освобо-
дить верхнюю часть спинки. На автомобилях преж-
них выпусков крючки фиксаторов не имели рукоя-
ток. Такая спинка выводится из фиксированного
положения рывком вперед. Конструкция заднего
сиденья отвечает требованиям безопасности.
*петли подушки и спинки, а также механизм фик-
сации спинки, сконструированы таким образом,
чтобы выдержать перегрузки придорожно-транс-
портном происшествии. Интерьер автомобиля отли-
чается отделкой багажного отделения, обивкой
крыши и обивками арок задних колес. Задняя
часть обивки крыши, сформованная из пластмассы,
закрывает механизмы навески двери задка. Задние
стойки также обиты формованной пластмассой. В
вариантных исполнениях автомобиль ВАЗ-2102 мо-
жет быть оборудован стеклоочистителем и смыва-
телем заднего стекла, а также дополнительным
наружным зеркалом с правой стороны для обеспе-
чения достаточной задней обзорности при закры-
том грузом заднем стекле. Трансмиссия автомоби-
ля отличается шестернями главной
передачи-обеспечивающими передаточное число
4,44 для автомобилей с рабочим объемом двигате-
ля до 1,3 л. На автомобилях с рабочим объемом
двигателя свыше 1,3 л устанавливается главная
передача с передаточным числом равным 4,1. Хо-
довая часть автомобиля отличается тем, что в
задней подвеске установлены пружины, выдержива-
ющие повышенные нагрузки; колеса имеют уширен-
ный обод, шины - большего размера Элоктрообору-
дование автомобиля несколько отличается от
электрооборудования автомобилей ВАЗ-2101 следу-
ющим: для освещения задней части салона уста-
новлен плафон с встроенным выключателем; изме-
нены форма и расположение фонаря освещения
номерного знака и задних фонарей. Задний фонарь
крепится на автомобиле сверху винтом, вворачи-
ваемым в скобу, надетую на верхнюю кромку гнез-
да под фонарь.
1. Бачок для жидкости гидропривода Сцепления: 2. Пружина и амортизатор передней подвески; 3. Рычаги передней подвески: 4. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя, 5. Боковой указатель поворота; 6. Подфарник; 7. Фара: 8. Бачок смывателя ветрового стекла; 9. Масляный фильтр: 10. Топливный насос: 11. Указатель уровня масла в двигателе: 12. Распределитель зажигания: 13. Бачок для жидкости гидропривода сцепления: 14. Радиатор; 15. Двигатель: 16. Воздушный фильтр; 17. Аккумуляторная батарея: 18. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 19. Картер сцепления: 20. Приемная труба глушителей; 21. Пружина задней подвески: 22. Задний амортизатор: 23. Топливный бак: 24. Задний фонарь: 25. Отражатель света катафот: 26. Основной глушитель: 27. Инструментальная сумка; 28. Фонарь освещения номерного знака; 29. Фонарь заднего хода; 30. Домкрат: 31. Запасное колесо: 32. Инструментальная коробка: 33. Задний тормоз: 34. Продольные реактивные штанги задней подвески; 35. Задний мост: 36. Заднее сиденье: 37. Задний вал карданной передачи: 38. Дополнительный глушитель: 39. Промежуточная опора карданной передачи; 40. Передний вал карданной передачи: 41. Рулевое колесо; 42. Переднее сиденье: 43. Рычаг стояночного тормоза; 44. Рычаг переключения передач 45. Коробка передач: 46. Педаль гидропривода сцепления: 47. Педаль гидропривода колесных тормозов; 48. Педаль привода дроссельных заслонок; 49. Передний тормоз. |