Главная

2101/02
Общий вид 2101
Общий вид 2102
двигатель (бок)
двигатель (перед)
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб устро-во
карб работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП
его работа
кардан
задний мост
подвеска перед
подвеска зад
тормоза
их привод
их работа
амортизаторы
рулевое
отопитель, омыватель
зажигание
генератор
регулятор напряжения
стартер
кузов
сиденья,двери


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
В альбоме описана и наглядно показана конструк- ция легковых автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ2102 и их модификаций. выпускавшихся Акционерным общест- вом "АВТОБАЗ" с 1970 по 1988 г. Модификации от- личаются от базовых моделей, в основном, уста- новкой двигателей с другим рабочим объемом цилиндров. Компоновка (расположение узлов и аг- регатов) автомобилей выполнена по так называе- мой классической схеме, т.е. двигатель располо- жен спереди, а ведущими являются задние колеса. Двигатель максимально продвинут вперед, что обеспечивает оптимальное распределение массы по осям, а следовательно, хорошую устойчивость ав- томобиля на дороге. Салон расположен внутри ба- зы, т.е. в зоне наилучшей плавности хода, что повышает комфортабельность автомобиля при экс- плуатации на дорогах с плохим покрытием. В конструкции автомобилей учтены требования ак- тивной и пассивной безопасности, которым на Волжском автозаводе всегда уделялось большое внимание. Автомобили отвечают всем требованиям по безопасности Европейской Экономической ко- миссии ООН. Автомобили имеют хорошую комфорта- бельность, определяемую легкостью и удобством управления, формой, размерами, расположением и мягкостью сидений, обеспечивающих удобную по- садку водителя, эффективной вентиляцией кузова, хорошей обзорностью с места водителя, малой шумностью в салоне, минимальным влиянием коле- баний и вибраций кузова. Высокая динамика авто- мобилей способствует повышению средних скорос- тей движения и облегчает маневрирование. Двигатель. На автомобилях установлен четырех- тактный, карбюраторный, рядный двигатель 15 с верхним расположением распределительного вала. Все узлы двигателя, требующие регулировки или ухода, установлены в легкодоступных местах. Блок цилиндров двигателя, картер сцепления и картер коробки передач соединены между собой и образуют компактный силовой агрегат, который укреплен на автомобиле в трех точках на резино- вых подушках. Система смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром рассчитана на применение специальных масел с комплексом при- садок, обеспечивающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления и позволя- ющие работать в широком диапазоне температур. Система вентиляции картера закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и повышает долговечность двигателя. Система охлаждения - жидкостная, закрытого ти- па. В систему охлаждения двигателя включен ото- питель кузова, в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к на- сосу. Охлаждающая жидкость - специальная с низ- кой температурой замерзания и высокой темпера- турой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость заливают на заводе и не требу- ется ее замены в течение двух лет. Расширитель- ный бачок 4 компенсирует изменение объема и давления жидкости при нагреве двигателя. Насос охлаждающей жидкости приводится клиновым рем- нем. На валу насоса закреплен четырехлопастной вентилятор. Трубчато-пластинчатый радиатор 14 установлен на двух резиновых подушках. Термос- тат, имеющийся в системе охлаждения, ускоряет прогрев двигателя и автоматически обеспечивает тепловой режим двигателя. Система питания дви- гателя включает воздушный фильтр 16, карбюратор -топливный насос 10 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный бак. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно включающиеся смесительные камеры. На карбюраторе установлен высокоэффективный воздушный фильтр сухого типа, имеющий бумажный фильтрующий элемент с дополни- тельным очистителем из нетканого синтетического волокна. Топливный бак 23 размещен в багажнике (у автомобилей с кузовом "универсал" под полом кузова). Заливная горловина расположена на ав- томобилях BA5-2101, -21011. -21013 с правой задней стороны кузова, а на ВАЗ-2102, -21021, - 21023 - с левой. Система выпуска газов снабжена двумя последовательно расположенными глушителя- ми. Соединенные хомутами узлы системы крепятся: к полу кузова двумя резиновыми ремнями за кор- пус основного глушителя и резиновой подушкой за выпускную трубу. Трансмиссия. Крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим задним колесам автомобиля передается через механизмы и узлы, составляющие трансмиссию автомобиля. К ней относятся сцепление, коробка передач, кар- данная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Сцепление. На автомобилях установле- но однодисковое сухое сцепление с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем крутильных коле- баний (демпфером) на ведомом диске. Для управ- ления сцеплением служит ножная педаль с сервоп- ружиной и гидравлический привод выключения с бачком для жидкости, установленным на щите пе- редка автомобиля. Коробка передач 45 имеет че- тыре передачи для движения вперед и одну пере- дачу для заднего хода. Все передачи переднего хода снабжены синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости враще- ния соединяемых деталей. Набор передаточных чи- сел обеспечивает автомобилю уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономич- ность. Рычаг переключения передач находится на полу кузова. Карданная передача. состоящая из двух валов с промежуточной опорой .двумя кар- данными шарнирами на игольчатых подшипниках и резиновой муфтой, передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче. Передний карданный вал 40 соединен с ведомым валом ко- робки передач через резиновую эластичную муфту и фланец, перемещающийся вдоль карданного вала на шлицах. Задний карданный вал 37 соединен с шестерней главной передачи жестким фланцевым соединением. Промежуточная упругая опора 39 с шариковым подшипником поддерживает среднюю часть карданной передачи и поглощает ее вибра- цию. Главная передача, состоящая из пары кони- ческих зубчатых колесо-спиральными зубьям гипо- идного зацепления, увеличивает подведенный крутящий момент и передает его под прямым углом на полуоси. Передача крутящего момента от зуб- чатого колеса на полуоси происходит через кони- ческий дифференциал с двумя сателлитами. Диффе- ренциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля (левому и правому) вращение с неодинаковым чис- лом оборотов при движении на поворотах. Рулевое Управление. Рулевое управление состоит из руле- вого механизма и рулевого привода, передающего усилие от водителя к управляемым колесам. Руле- вое колесо через рулевой механизм и привал по- ворачивает передние колеса, изменяя тем самым направление движения автомобиля. Картер червяч- ного редуктора рулевого механизма прикреплен с внутренней стороны отсека двигателя к левому лонжерону кузова; с противоположной стороны к правому лонжерону прикреплен кронштейн маятни- кового рычага. Рулевой привод включает в себя два рычага рулевой трапеции, маятниковый рычаг и три тяги: одну среднюю и две крайние, (сред- няя тяга цельная, имеет на концах шаровые шар' пиры для соединения с маятниковым рычагом и ру- левой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой разрезными регулировочными муфтами. Вра- щая их, изменяют длину боковых тяг и регулируют схождение колес. Регулировочные муфты фиксиру- ются на тягах стяжными хомутами. Каждая крайняя тяга имеет на концах шаровые шарниры для соеди- нения с рычагами поворотных цапф, маятниковым рычагом или рулевой сошкой. Ходовую часть авто- мобиля составляют узлы подвески передних и зад- них с амортизаторами и стабилизатором попереч- ной устойчивости в передней подвеске, ступицы колес и колеса с шинами. Подвеска передних ко- лес - независимая, рычажно-пружинная, с витыми цилиндриче-скими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия для гашения колебаний кузова на упру- гих элементах подвески; снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя буферами сжа- тия, ограничивающими ход подвески. Штампованные верхние и нижние рычаги подвески шарнирно сое- динены с кованой поворотной цапфой. Два шаровых шарнира помещены в корпусах и прикреплены к ры- чагам болтами с гайками. При помощи резиноме- таллических шарниров, оси, болтов и гаек нижний рычаг соединен с поперечиной передней подвески, закрепленной на продольных балках (лонжеронах) кузова. Верхние рычаги при помощи аналогичных резинометаллических шарниров и оси соединены с несущей частью кузова. Витые цилиндрические пружины подвески помещены между нижними рычага- ми и опорами стоек брызговиков. Торсионный ста- билизатор поперечной устойчивости, уменьшающий боковой наклон кузова на повороте и снижающий поперечные раскачивания кузова, соединен с ку- зовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабили- затора. Гидравлические амортизаторы, расположенные внутри пружин, в нижней части имеют проушину для крепления к нижнему рычагу, а в верхней - шток с резьбовым концом для крепления к кузову. Ступица переднего колеса вращается на двух ро- ликовых конических подшипниках, установленных на цапфе. Подвеска задних колес состоит из двух цилиндрических витых пружин 21 (см. рис"?* те- лескопическими амортизаторами 15 двустороннего действия, четырех продольных и одной поперечной штанг, двух буферов сжатия, расположенных по концам балки заднего моста, и одного централь- ного, расположенного в середине. Амортизаторы 22 задней подвески установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, а снизу - к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки. Прикрепленные к полу кузова над балкой заднего моста резиновые буфера предназначены для смягчения возможных ударов балки заднего моста, которые могут произойти при езде по неб- лагоустроенным дорогам. Буфер над передней гор- ловиной картера главной передачи ограничивает ход картера вверх, предотвращая задевание кар- данного вала за пол кузова. Колеса автомобиля - дисковые, штампованные, со съемными декоратив- ными колпаками. На колеса монтируются шины диа- гонального или радиального типа с камерами. Пе- редние колеса крепят четырьмя болтами к фланцам ступицы, задние - к фланцам полуосей. Колеса с шинами в сборе балансируют статически и динами- чески. Дисбаланс устраняют при помощи грузиков, укрепляемых на ободе колеса. Тормоза. Рабочая тормозная система имеет гидравлический привод к колесным механизмам, управляется педалью под- весного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом, уста- новленным на полу между передними сиденьями; действует только на задние колеса. Эта система имеет механический тросовый привод. Передние тормоза 49 - дисковые, состоят из диска и суп- порта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суп- порт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравличес- кие цилиндры с поршнями, передающими усилие на колодки с фрикционными накладками. Задние тор- моза 33 - барабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от одного главного ци- линдра с двумя поршнями или от рычага механи- ческого привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится чугунное рабочее кольцо. Гид- равлический привод тормозов состоит из двух не- зависимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две независимые полости с двумя поршня- ми. Две независимые системы введены для безо- пасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждение трубопровода) вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних тормозов регулятор давления уменьшает вероятность блокировки задних колес при торможении. Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме, в которой от- рицательные выводы источников тока и потребите- лей электроэнергии соединены с "массой", выпол- няющей функцию второго провода. Источниками тока в системе являются генератор переменного тока типа Г-221 с встроенным полупроводниковым выпрямителем и электронным регулятором напряже- ния и свинцовая аккумуляторная батарея типа ЕСТ -55. Для пуска двигателя применяется стартер СТ -221 с электромагнитным тяговым реле и ролико- вой обгонной муфтой. В систему зажигания входят катушка зажигания, распределитель зажигания с прерывателем, центробежным автоматом и вакуум- ным корректором угла опережения зажигания, про- вода высокого низкого напряжения, свечи зажига- ния и выключатель зажигания. Система освещения и световой сигнализации автомобилей обеспечива- ет ближнее и дальнее освещение дороги, обозна- чение габарита автомобиля сигнальными огнями, освещение контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем двигателя и автомобиля. Основ- ными приборами наружного освещения являются фа- ры, подфарники, боковые указатели поворота, задние фонари, катафоты и фонарь освещения но- мерного знака. Салон освещают два плафона, ко- торые включаются выключателями, расположенными на корпусах плафонов. Кроме того, имеются двер- ные выключатели на стойках передних и задних дверей. При открывании какой-либо двери включа- ются оба плафона. Автомобили оборудованы комби- нацией приборов, состоящей из объединенных в одном корпусе спидометра со счетчиком пройден- ного пути, указателя температуры охлаждающей жидкости и указателя уровня топлива с контроль- ной лампой резерва. Кроме того, в комбинации приборов есть еще шесть контрольных ламп. Кузов автомобилей - типа "седан", цельнометалличес- кий, несущей конструкции, т.е. такой, к которо- му крепится силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением) и все осталь- ные узлы и механизмы автомобиля. Корпус кузова представляет собой сварную пространственную ферму, основными деталями которой являются стойки боковины, лонжероны и пороги пола, боко- вой брус крыши и различные поперечины. Эти эле- менты коробчатого сечения в сочетании с несущи- ми внутренними и наружными панелями и соединительными деталями придают конструкции требуемую жесткость. Передние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее - поворотное с рукояткой и фиксатором, заднее опускное с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть отк- рыта внутренней ручкой. Задние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее - опускное с приводом от ручки, заднее - непод- вижное. Замок задней двери имеет блокировку: дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Запорное устройство каждой двери состоит из замка, внутреннего привода замка с ручкой, на- ружной ручки и фиксатора, расположенного на стойке кузова. Ветровое стекло типа триплекс, состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, даже при растрескивании остается прозрачным. Заднее и боковые стекла - безопасные, закаленные. Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен вали в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника за- пирается и отпирается ключом. В багажнике раз- мещается запасное колесо 31, домкрат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей. Передние сиденья раздельные с откидными спинка- ми и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье - неподвижное, цельное. Особенности устройства автомобиля ВАЗ - 2102 В отличие от описанного выше устройства автомобилей с кузовом типа "седан" автомобиль ВАЗ-2102 имеет кузов типа "универсал" с четырь- мя боковыми дверьми и одной задней. Этот авто- мобиль обладает такими же достоинствами автомо- билей с кузовом "седан", как комфортабельность, скорость, экономичность, и в то же время прис- пособлен для перевозки достаточно крупных гру- зов, не помещающихся в обычном легковом автомо- биле. Дверь задка одностворчатого типа с верхним расположением петель и с неподвижным стеклом служит для доступа в багажное отделе- ние. В открытом поднятом положении дверь удер- живается специальным торсионом. При забывании дверь удерживается замком, расположенным в ниж- ней части двери. (фючок замка входит в зацепле- ние с фиксатором, расположенным в нижней части дверного проема. Для исключения колебаний двери при движении автомобиля на замке имеется нап- равляющий шип, который входит в гнездо фиксато- ра двери. Открывается дверь нажатием на кнопку замка, встроенную в наружную ручку. Запирание двери снаружи осуществляется через замочную скважину кнопки тем же самым ключом, что и за- пирание передних боковых дверей. Задние боковые двери имеют рамку и стекла измененной формы, а в боковине за задней дверью расположено непод- вижное стекло. Для удобства размещения перево- зимых вещей запасное колесо 20 инструмент, при- надлежности и топливный бак 22 располагаются под полом багажного отделения. Ниша запасного колеса закрывается крышкой, закрепляемой винтом с барашком. Площадь пола и объем багажного от- деления могут быть дополнительно увеличены из- менением положения подушки и спинки заднего си- денья. При необходимости, подушка заднего сиденья устанавливается вертикально вращением на петлях до упора в спинки передних сидений. Металлический поддон подушки при этом ограничи- вает багажное отделение и удерживает груз от перемещения вперед. Спинка 19 заднего сиденья, повернутая относительно петель в горизонтальное положение, увеличивает площадь пола. Упоры спинки при этом устанавливаются своими концами в соответствующие гнезда на поддоне подушки. Для укладывания спинки в горизонтальное положе- ние необходимо предварительно последовательным нажатием на рукоятки крючков фиксаторов освобо- дить верхнюю часть спинки. На автомобилях преж- них выпусков крючки фиксаторов не имели рукоя- ток. Такая спинка выводится из фиксированного положения рывком вперед. Конструкция заднего сиденья отвечает требованиям безопасности. *петли подушки и спинки, а также механизм фик- сации спинки, сконструированы таким образом, чтобы выдержать перегрузки придорожно-транс- портном происшествии. Интерьер автомобиля отли- чается отделкой багажного отделения, обивкой крыши и обивками арок задних колес. Задняя часть обивки крыши, сформованная из пластмассы, закрывает механизмы навески двери задка. Задние стойки также обиты формованной пластмассой. В вариантных исполнениях автомобиль ВАЗ-2102 мо- жет быть оборудован стеклоочистителем и смыва- телем заднего стекла, а также дополнительным наружным зеркалом с правой стороны для обеспе- чения достаточной задней обзорности при закры- том грузом заднем стекле. Трансмиссия автомоби- ля отличается шестернями главной передачи-обеспечивающими передаточное число 4,44 для автомобилей с рабочим объемом двигате- ля до 1,3 л. На автомобилях с рабочим объемом двигателя свыше 1,3 л устанавливается главная передача с передаточным числом равным 4,1. Хо- довая часть автомобиля отличается тем, что в задней подвеске установлены пружины, выдержива- ющие повышенные нагрузки; колеса имеют уширен- ный обод, шины - большего размера Элоктрообору- дование автомобиля несколько отличается от электрооборудования автомобилей ВАЗ-2101 следу- ющим: для освещения задней части салона уста- новлен плафон с встроенным выключателем; изме- нены форма и расположение фонаря освещения номерного знака и задних фонарей. Задний фонарь крепится на автомобиле сверху винтом, вворачи- ваемым в скобу, надетую на верхнюю кромку гнез- да под фонарь.

1. Бачок для жидкости гидропривода Сцепления:
2. Пружина и амортизатор передней подвески;
3. Рычаги передней подвески:
4. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя,
5. Боковой указатель поворота;
6. Подфарник;
7. Фара:
8. Бачок смывателя ветрового стекла;
9. Масляный фильтр:
10. Топливный насос:
11. Указатель уровня масла в двигателе:
12. Распределитель зажигания:
13. Бачок для жидкости гидропривода сцепления:
14. Радиатор;
15. Двигатель:
16. Воздушный фильтр;
17. Аккумуляторная батарея:
18. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
19. Картер сцепления:
20. Приемная труба глушителей;
21. Пружина задней подвески:
22. Задний амортизатор:
23. Топливный бак:
24. Задний фонарь:
25. Отражатель света катафот:
26. Основной глушитель:
27. Инструментальная сумка;
28. Фонарь освещения номерного знака;
29. Фонарь заднего хода;
30. Домкрат:
31. Запасное колесо:
32. Инструментальная коробка:
33. Задний тормоз:
34. Продольные реактивные штанги задней подвески;
35. Задний мост:
36. Заднее сиденье:
37. Задний вал карданной передачи:
38. Дополнительный глушитель:
39. Промежуточная опора карданной передачи;
40. Передний вал карданной передачи:
41. Рулевое колесо;
42. Переднее сиденье:
43. Рычаг стояночного тормоза;
44. Рычаг переключения передач
45. Коробка передач:
46. Педаль гидропривода сцепления:
47. Педаль гидропривода колесных тормозов;
48. Педаль привода дроссельных заслонок;
49. Передний тормоз.