|
|
|||
Тормозная система автомобиля по своему назначе-
нию и выполняемым функциям разделяется на рабо-
чую, запасную и стояночную. Рабочая тормозная
система обеспечивает регулирование скорости ав-
томобиля и его остановку с необходимой эффек-
тивностью, запасная - остановку автомобиля с
необходимой эффективностью при выходе из строя
рабочей тормозной системы, а стояночная служит
для удержания стоящего автомобиля. Ее можно ис-
пользовать и как аварийную при выходе из строя
рабочей или запасной тормозных систем. Рабочая
тормозная система имеет двухконтурный раздель-
ный гидравлический привод на тормозные механиз-
мы передних и задних колес, что значительно по-
вышает безопасность движения автомобиля. При
отказе одного из контуров, другой используется
в качестве запасной тормозной системы. Таким
образом запасная тормозная система является
частью рабочей тормозной системы. Тормозная
система автомобиля полностью унифицирована с
узлами тормозной системы автомобиля ВАЗ*105 и
имеет следующие отличительные особенности по
сравнению с другими моделями: задние тормозные
механизмы имеют оригинальное устройство в рабо-
чих цилиндрах для автоматического регулирования
зазора между колодками и тормозными барабанами;
на части автомобилей колодки передних тормозных
механизмов имеют сигнализаторы износа накладок.
Привод тормозов Гидравлический привод включает
в себя тормозную педаль 50, вакуумный усилитель
51, главный тормозной цилиндр 2, бачок 7, регу-
лятор давления 19 задних тормозов, колесные
(рабочие) цилиндры тормозных механизмов, тру-
бопроводы и шланги. Педаль 14 (см. рис. 15)
тормоза подвешена к кронштейну 4 совместно с
педалью сцепления при помощи оси 8. В ступице
педали установлены разрезные пластмассовые
втулки 9. через которые проходит внутренняя ме-
таллическая втулка 5. Относительно этой втулки
поворачивается педаль тормоза. Педаль 15 шар-
нирно соединяется с толкателем вакуумного уси-
лителя и в исходное положение возвращается уси-
лием оттяжной пружины 10. В этом положении упор
педали упирается в буфер выключателя 49 (см.
рис. 27) стоп-сигнала. Вакуумный усилитель
уменьшает усилие, прикладываемое к педали тор-
моза при торможении. Он крепится к пластине
кронштейна недален сцепления и тормоза на четы-
рех шпильках с гайками. Между вакуумным усили-
телем и пластиной кронштейна установлена рези-
новая прокладка. Между корпусом 77 и крышкой 64
вакуумногоусилителя зажат наружный поясок рези-
новой диафрагмы без. разделяющей усилитель на
вакуумную А и атмосферную Ь полости. Вакуумная
полость через шланг с наконечником 6 и клапаном
68 соединяется с впускной трубой двигателя. Для
герметизации соединения наконечник 6 соединяет-
ся с вакуумным усилителем через резиновый фла-
нец. Внутри вакуумного усилителя расположен
пластмассовый корпус 65 клапана, хвостовик ко-
торого на выходе из корпуса вакуумного усилите-
ля герметизируется уплотнителем 72. Он установ-
лен в гнезде корпуса усилителя и поджимается к
от- бортовке гнезда дистанционным кольцом, ко-
торое запирается стопорным кольцом. Для защиты
подвижного хвостовика корпуса клапана от заг-
рязнения на отбортованную часть корпуса усили-
теля и на хвостовик корпуса клапана надевается
гофрированный зашитный колпачок 74. В корпусе
65 клапана размещены буфер 66, поршень 71 с
толкателем 76, резиновый клапан 73, пружины с
опорными чашками и воздушный фильтр 75. В вы-
точку поршня 71 заходит упорная пластина 70,
другой конец которой упирается в поясок диаф-
рагмы 63, что предотвращает ее выпадание. Эта
пластина фиксирует в корпусе 65 поршень в сборе
с толкателем 76 и клапаном 73. В буфер 66 упи-
рается шток 61 привода поршня главного цилинд-
ра. На выходе из корпуса вакуумного усилителя
шток обжи- мается уплотнителем &0, который под-
жимается обоймой 59 к гнезду корпуса усилителя.
В торцевое отверстие штока ввернут болт 78. ко-
торым регулируется выход штока из корпуса уси-
лителя (1,254-0,20 мм). паровая головка толка-
теля 76 обжата в гнезде поршня. Резиновый
клапан 73 собран на толкателе. Подвижная голов-
ка клапана, усиленная металлической шайбой,
поджимается пружиной через опорную чашку к зад-
нему торцу поршня (при полном растормаживании).
Для подвижной головки клапана в корпусе 65 име-
ется седло. Неподвижный буртик клапана 73 под-
жимается пружиной через опорную чашку к внут-
ренней стенке хвостовика корпуса клапана,
создавая надежное уплотнение. Для очистки ат-
мосферного воздуха в хвостовике корпуса клапана
установлен поролоновый воздушный фильтр 75.
Между собой корпус 77 и крышка усилителя соеди-
няются за счет ввода выступов крышки во впадины
корпуса и дальнейшего поворота крышки до завода
ее краев под выступы корпуса. Разъем крышки и
корпуса усилителя уплотняется буртом резиновой
диафрагмы 63, зажатым между ними. В корпусе
усилителя крепится через резиновый фланец
пластмассовый наконечник 6, в котором смонтиро-
ван вакуумный клапан 58. Он предотвращает попа-
дание горючей смеси в вакуумную полость А уси-
лителя. Главный цилиндр 2 привода тормозов
крепится на двух шпильках к вакуумному усилите-
лю. Сверху в его корпусе выполнены три резьбо-
вых отверстия для штуцеров трубопроводов, отво-
дящих жидкость в контуры привода передних и
задних тормозов и два гнезда, в которых крепят-
ся стопорными шайбами штуцеры, соединенные
шлангами с бачком гидроцилиндра. Внутреннее ци-
линдрическое отверстие цилиндра обработано с
большой точностью и высокой чистотой поверхнос-
ти. С одной стороны полость цилиндра закрывает-
ся резьбовой пробкой 86. Ь цилиндре установлены
последовательно два поршня, один из которых
приводит в действие тормозные механизмы задних
колес, другой - передних колес. Между пробкой и
поршнем 82, а также между поршнями 82 и 79 ус-
тановлены возвратные пружины 80, под действием
которых они возвращаются в исходное положение
при растормаживании. При этом ход поршней огра-
ничивается стопорными винтами 83, хвостовики
которых заходят в продольные пазы поршней. Под
головками винтов устанавливаются уплотнительные
медные прокладки. Поршень 82 привода задних
тормозов уплотняется в цилиндре двумя кольцами
84. Переднее кольцо пружиной 85 поджимается к
торцевой поверхности канавки. Другой конец пру-
жины упирается в тарелку. Заднее кольцо поджато
к торцу поршня пружиной 80 через шайбу 81. Пор-
шень 79 привода передних тормозов имеет анало-
гичное уплотнение, только заднее кольцо распо-
ложено в канавке поршня и имеет другую форму.
На обоих поршнях свободно надеты распорные
втулки 56. В исходном положении поршня распор-
ное кольцо, упираясь в стопорный винт, отводит
уплотнительное кольцо от торца канавки. При
этом через образовавшийся зазор рабочая полость
цилиндра сообщается с бачком гидропривода тор-
мозов. Канавка переднего уплотнительного кольца
через радиальное отверстие и осевой канал в
поршне сообщается с рабочей полостью цилиндра.
Поэтому, когда в рабочей полости увеличивается
давление жидкости, уплотнительное кольцо плот-
нее прижимается к зеркалу цилиндра. Последова-
тельное расположение поршней в цилиндре обеспе-
чивает раздельный привод передних и задних
тормозов. Бачок гидроцилиндра двухсекционный,
изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что
облегчает визуальный контроль за уровнем жид-
кости. В нижней части корпуса бачка имеется два
наконечника для подсоединения шлангов. На за-
ливную горловину бачка навертывается крышка 12,
которая поджимает корпус 10 клеммного устройс-
тва и отражатель 14 к торцу горловины. В корпу-
се 10 смонтировано устройство для контроля
уровня жидкости в бачке. Оно состоит из поплав-
ка 15, на штоке которого расположен подвижной
контакт 9, и неподвижного контакта 8, закреп-
ленного в пластмассовом корпусе 10. При пониже-
нии уровня жидкости поплавок опускается, кон-
такты замыкают цепь контрольной лампы и она
загорается. Через центральное отверстие корпуса
клеммного устройства проходит толкатель И, при
нажатии на который проверяется работоспособ-
ность цепи контрольной лампы при полном уровне
жидкости в бачке. Регулятор давления 19 включен
в привод задних тормозов для того, чтобы не до-
пускать повышения давления в этом контуре при
уменьшении нагрузки на заднюю ось колес. Иначе
возможна блокировка задних колес и их юз. Он
крепится двумя болтами 30 с пружинными шайбами
к кронштейну кузова. Причем одно отверстие в
кронштейне выполнено овальным, что позволяет
регулировать положение регулятора давления. В
действие регулятор давления приводится торсион-
ным рычагом 31, который крепится к кузову обой-
мой 32 через резиновую опорную втулку 33. Длин-
ное плечо рычага 31 привода регулятора
соединяется шарнирно через стойку 12 с балкой
заднего моста, а короткое плечо проходит через
отверстие оси 29 и заходит в вырез нижней части
поршня 28 регулятора давления. Это плечо пере-
дает на поршень колебательное движение балки
заднего моста. В корпусе регулятора давления
ввернуты штуцеры двух трубопроводов: нижнего -
для подвода жидкости от главного цилиндра,
верхнее для подачи жидкости к колесным цилинд-
рам задних тормозов. Поршень 28 регулятора дав-
ления на выходе из корпуса уплотнен кольцом *7,
расположенным в металлической обойме. Это коль-
цо поджимается к нижней части корпуса пружиной
26. Верхний конец пружины упирается в плавающую
тарелку 24 и через нее в заплечики поршня. Пру-
жина стремится поджать поршень до упора его в
пробку 21, которая ввернута в корпус регулятора
давления. под пробку установлена уплотнительная
прокладка. Втулка 22 свободно надета на головку
поршня. Она ограничивает подъем уплотнителя 23
вверх к головке поршня. Работоспособность регу-
лятора давления зависит прежде всего от возмож-
ности свободного перемещения поршня 28 в корпу-
се. Зона расположения регулятора давления на
автомобиле крайне неблагоприятная, так как на
него воздействует агрессивная среда дороги. Под
их воздействием, при длительной эксплуатации
автомобиля, возникает коррозия корпуса, вследс-
твие чего поршень заклинивает и регулятор пе-
рестает выполнять свои функции. Чтобы не допус-
тить этого, следует периодически проверять
наличие смазки ДТ-1 в защитном колпачке 28 и
проверять на станции технического обслуживания
работоспособность регулятора давления и пра-
вильность его установки. Шланг высокого давле-
ния трехслойный. Внутренняя 69 и наружная 67
оболочки шланга резиновые, между ними размещена
нитяная оболочка 68. Стояночная _тормозная
_система имеет тормозные механизмы задних ко-
лес. Привод включает в себя рычаг 47 привода в
сборе с кронштейном 43, передний трос 41, нап-
равляющий ролик 40. задний трос с направляющей
39 и рычаг 24 ручного привода колодок с разжим-
ной планкой 39. Последние две детали смонтиро-
ваны на щите тормозного механизма. Рычаг 47
(см. рис. 27) закреплен на валике, на другом
конце которого насажен возвратный рычаг 42. Оба
рычага с кронштейном 43 составляют неразъемный
узел. Внутри рычага 47 установлена подпружинен-
ная тяга 4ё с кнопкой 48. Другой конец тяги со-
единяется с защелкой 44, качающейся на оси. За-
щелка входит в зацепление с зубьями сектора,
фиксируя рычаг в положении торможения. Для вы-
вода защелки из зацепления с зубьями сектора
следует нажать на кнопку 48. При этом тяга по-
вернет защелку на оси до полного вывода из за-
цепления. В этом положении возможен возврат ры-
чага в нижнее крайнее положение
(растормаживание). При подъеме рычага защелка
скользит по зубьям сектора. Передний трос сое-
диняется с возвратным рычагом, а наконечник
троса проходит через отверстие направляющей 39
и соединяется с оттяжной пружиной. На резьбовой
наконечник троса устанавливается втулка 38 и
навертываются регулировочная гайка 37и конт-
ргайка 36. Средняя часть заднего троса 35 про-
ходит через паз направляющей 39. Концы троса
располагаются в оболочке. Передние наконечники
оболочки крепятся при помощи кронштейнов к полу
кузова, а фланцы 17 задних наконечников - к щи-
там тормозных механизмов. На концах троса име-
ются наконечники 48 которые надеваются на концы
рычагов 24 ручного привода колодок. Верхний ко-
нец рычага 24 шарнирно соединяется пальцем 25 с
задней тормозной колодкой. Ребро рычага заходит
в паз разжимной планки 39. В противоположный
паз планки упирается другая тормозная колодка.
На планке крепятся резиновые подушки, на кото-
рые опирается верхняя стяжная пружина колодок.
1. Диск тормоза; 2. Главный цилиндр гидропривода тормозов; 3. Трубопровод контура привода передних тормозов; 4. Защитный кожух переднего тормоза; 5. Суппорт переднего тормоза; 6. Накуумнмй трубопровод с наконечником, 7. Бачок главного цилиндра; 8. Неподвижный контакт; 9. Подвижный контакт, 10. Корпус клеммного устройства; 11. Толкатель для проверки исправности устройства контроля уровня жидкости: 12. Крышка бачка; 13. Корпус контактного устройства: 14. Отражатель; 15. Поплавок; 16. Трубопровод контура привода задних тормозов; 17. Фланец заднего наконечника оболочки троса, 18. Колесные цилиндр заднею тормоза; 19. Регулятор давления задних тормозов; 20. Рычаг привода регулятора давления. 21. Пробка корпуса регулятора давлении: 22. Втулка. 23. Уплотнитель головки поршня; 24. Тарелка пружины. 25. Корпус регулятора давления; 26. Пружина; 27. Уопотнительное кольцо поршня; 28. Поршень регулятора давления; 29. Ось рычага привода регулятора давления 30. Опорная пластина рычага привода регулятора давления; 31. Колодка заднего тормоза: 32. Рычаг ручного привода колодок; 33. Стойка рычага привода регулятора давления; 34. Передний наконечник оболочки троса; 35. Задний трос, 36. Контргайка; 37. Регулировочная гайка; 38. Втулка; 39. Направляющая заднего троса; 40. Направляющий ролик; 41. Передний трос: 42. Возвратный рычаг привода стояночного тормоза; 43. Кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 44. Защелка рычага; 45. Упор включателя контрольной лампы стояночного тормоза: 46. Тяга защелки рычага; 47. Рычаг привода стояночного тормоза: 48. Кнопка рычага: 49. Выключатель стоп-сигнала; 50. Педаль тормоза; 51. Вакуумный усилитель; 52. Опорная чашка пружины уплотнительного кольца: 53. Штуцер: 54. Стопорная шайба: 55. Уплати и тельная прокладка: 56. Рас парная втулка: 57. Корпус вакуумного клапана; 58. Вакуумный клапан; 59. Обойма уплотнителя штока; 60. Уплотнитель штока, 61. Шток; 62. Возвратная пружина корпуса клапана: 63. Диафрагма: 64. Крышка корпуса клапана вакуумного усилителя; 65. Корпус клапана вакуумнлго усилителя; 66. Буфер штока; 67. Наружная резиновая оболочка тормозного шланга; 68. Нитяная оболочка тормозного шланга: 69. Внутренняя резиновая оболочка тормозного шланга: 70. Упорная пластина поршня: 71. Поршень клапана: 72. Уплотнитель крышки корпуса вакуумного усилителя; 73. Клапан вакуумного усилителя; 74. Защитный колпачок корпуса клапана; 75. Воздушный фильтр; 76. Толкатель клапана вакуумного усилителя; 77. Корпус вакуумного клапана: 78. Регулировочный болт штока; 79. Поршень привода передних тормозов: 80. Возвратная пружина поршня; 81. Упорная шайба; 82. Поршень привода задних тормозов: 83. Ограничительный винт поршня; 84. Уплотнительное кольцо; 85. Пружина уплотнительного кольца: 86. Пробка корпуса главного цилиндра; 87. 1.Бачок главного цилиндра; 88. 11.Регулятор давления; 89. III.Схема привода тормозов, 90. IV.Главный цилиндр и вакуумный усилитель. |