Главная

2107
общий вид
двигатель (бок)
двигатель (перед)
крив.-шат.мех.
охлаждение
питание
смазка двигателя
в.фильтр,выхлоп
карб.2107,2105
его работа
карб.21053
его работа
сцепление
его привод
КПП 4
её работа
КПП 5
её работа
кардан
задний мост
подвеска перед.
подвеска зад.
тормоза
их привод
их работа
амортизаторы
рулевое
отопитель
зажигание
генератор
стартер
сиденья+двери
освещение
стеклоочиститель
панель
приборы
кузов


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Генератор служит для питания потребителей электрическим током и для зарядки аккумулятор- ной батареи. До 1588 г. применялся только гене- ратор r-222. С 1988 г. на части автомобилей мо- жет быть установлен генератор 37.3701 (с автомобилей ВАЗ-2108). Устройство его такое же, как и генератора Г-222, а отличается он только данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и выпрямительным блоком. Генератор представляет собой трехфазную синхронную элект- рическую машину с электромагнитным возбуждени- ем. Для преобразования переменного тока в пос- тоянный в генератор встроен выпрямитель на шести кремниевых диодах. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и приводится во вращение клинаременной передачей от шкива ко- ленчатого вала. Через отверстия в ушках крышек 1 и 23 генератор крепится болтом к литому чу- гунному кронштейну на двигателе и шпилькой к натяжной планке. 'чтобы при затяжке болта не обломились ушки крышек, в отверстии ушка крышки 1 имеется резиновая буферная втулка З*. Под действием усилия затяжки болта поджимная втулка 33 смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном генератора, буферная втулка 32 сжи- мается между стальными втулками и поэтому уси- лие затяжки не передается на ушко. Основные части генератора - это ротор, статор 27 и крыш- ки 1 и 23. отлитые из алюминиевого сплава. Ро- тор состоит из вала 8, на рифленую поверхность которого напрессованы стальные клювообразные полюса 18 и 30, образующие вместе с валом сер- дечник электромагнита. Между клювообразными по- люсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 возбуждения ротора. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к выво- дам контактных колец 4 и 5. Контактные кольца установлены на пластмассовой втулке, имеющей стальную ступицу. Ротор вращается в двух шари- ковых подшипниках закрытого типа, (*мазка зак- ладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внут- ренняя обойма переднего подшипника 22 свободно посажена на вал ротора и вместе с дистанционным кольцом 21 зажата между ступицей шкива и бурти- ком вала гайкой крепления шкива. Наружная обой- ма подшипника 22 запрессована в крышку и зажата между двумя шайбами, стянутыми четырьмя винта- ми. Внутренняя обойма заднего подшипника 6 нап- рессована на вал ротора. Наружная обойма поджи- мается резиновым кольцом. На валу ротора на сегментной шпонке установлены шкив 19 с венти- лятором, изготовленные из листовой стали и сое- диненные электросваркой. Вентилятор служит для охлаждения выпрямителя и внутренних частей ге- нератора. Воздух входит в окна крышки 1, прохо- дит между статором и ротором и через окна крыш- ки 53 крыльчаткой вентилятора выбрасывается наружу. Статор набран из пластин электротехни- ческой стали, соединенных электросваркой. На внутренней стороне статора имеется 36 пазов по- лузакрытой формы, изолированные лаком или электроизоляционным картоном. В пазы уложена трехфммая обмотка, закрепленная от выпадания деревянными клиньями или пластмассовыми трубка- ми. Каждая фазная обмотка состоит из шести ка- тушек. Фазные обмотки соединены в звезду с вы- водом (штекер 11) нулевой точки. На задней крышке 1 генератора винтами закреплен регулятор 13 напряжения и щеткодержатель 14 со щетками 9 и 15. Через щетки, прижатые пружинами к кон- тактным кольцам ротора, подводится ток к обмот- ке возбуждения. Одна из щеток соединена с выво- дом "В" регулятора напряжений, а другая - с выводом "Ш". Детали выпрямителя также прикреп- лены к задней крышке генератора. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ЬА-20 полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном нап- равлении. Диоды находятся в специальном выпря- мительном блоке, состоящем из двух алюминиевых держателей 38 и 41 с диодами. С целью упрощения деталей крепления выпрямителя три диода имеют на корпусе "плюс" выпрямленного тока ("положи- тельные" диоды), а три диода - "минус" выпрям- ленного тока ("отрицательные" диоды). Отрица- тельные диоды, имеющие в схеме выпрямителя общий вывод на "массу", запрессованы в держа- тель 41 выпрямительного блока. Положительные диоды в схеме выпрямителя имеют общий вывод, соединенный с зажимом "36" генератора, и зап- рессованы в держатель 38 выпрямительного блока. Диоды запрессованы для того, чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от корпусов диодов к держателям выпрямительного блока, которые для охлаждения продуваются воздухом. Выпрямительный блок крепится к крышке 1 тремя болтами 3. изо- лированными вместе с держателем положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками. Гай- ками этих болтов одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. К держателю 38 присо- единен зажим "30" генератора (болт 10), являю- щийся выводом "плюс" выпрямителя. Выводом "ми- нус" является масса генератора. Генератор Г-222 имеет встроенный малогабаритный микроэлектрон- ный регулятор 13 напряжения типа Я112В. Он представляет собой неразборный и нерегулируемый узел. Непрерывно и автоматически регулируя ток, протекающий по обмотке возбуждения генератора, регулятор поддерживает напряжение на выходе ге- нератора на уровне 13,6-14,6 В, независимо от тока нагрузки и частоты вращения ротора. У ге- нератора 37*3701 регулятор напряжения 13 также микроэлектронный держатель 14 вдвигается в паз регулятора и вместе с ним крепится винтом к крышке 1 генератора. сетка 9 соединена с выво- дом "В" регулятора напряжения, а щетка 15 - с выводом "Ш". Этот вывод находится на внутренней стороне регулятора и не маркируется на его кор- пусе. На пластине 38 выпрямительного блока ге- нератора 37.3701 кроме основных диодов установ- лены еще три дополнительных диода. Напряжение, снимаемое с этих диодов, идет для питания об- мотки ротора и схемы контроля исправности гене- ратора с помощью контрольной лампы заряда акку- муляторной батареи, расположенной в комбинации приборов. Работа генератора ГенератоР_Г-222. При включении зажигания замыкаются контакты" выключателя зажигания 46 и подается питание на обмотку реле 45 зажигания. Реле срабатывает, замыкаются его контакты "30" и "87". и через них подается напряжение от аккумуляторной бата- реи на вывод "Б" регулятора напряжения. Регуля- тор отпирается и через обмотку ротора (обмотку возбуждения) начинает перетекать ток, замыкаю- щийся по пути: "плюс" аккумуляторной батареи - зажим "30" генератора - вывод "В" регулятора - обмотка возбуждения - вывод "[Ц" регулятора - "масса" - "минус" аккумуляторной батареи. Про- текающий по обмотке возбуждения ток создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вра- щении ротора под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный полюс ротора и рабочий магнитный поток, проходящий через зубцы стато- ра, меняется по величине и направлению. Этот переменный магнитный поток пересекает витки об- мотки статора и создает в ней электродвижную силу. Переменное напряжение и ток, индуктиро- ванные в обмотке статора, выпрямляются выпрями- тельным блоком и для питания потребителей ис- пользуется уже выпрямленный постоянный ток. снимаемый с зажима "36" генератора. При увели- чении частоты вращения ротора генератора, когда напряжение на выходе генератора превысит 13,6-14,6 В, регулятор напряжения запирается и не пропускает ток в обмотку возбуждения генера- тора. Это приводит к резкому уменьшению напря- жения генератора, и регулятор напряжения отпи- рается, напряжение снова повышается, и описанный процесс повторяется с частотой 25-250 раз в секунду. Напряжение генератора на выходе выпрямителя с такой же частотой то повышается, то понижается. Благодаря высокой частоте сраба- тывания регулятора, колебания напряжения неза- метны и практически можно считать его постоян- ным. поддерживаемым на уровне 13,6-14.6 В. До 1985 г. на автомобилях ВАЗ-2107 устанавливалось реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Это реле типа РС-702 имело нормально замкнутые контакты, которые размыкались при напряжении на обмотке 5,3+0,4 В. Обмотка реле находилась под действием выпрямленного фазного напряжения генератора (снималось со штекера 11). Когда это напряжение было ниже указанного выше предела, то через замкнутые контакты реле протекал ток, питающий контрольную лампу в ком- бинации приборов, и она горела, сигнализируя о том, что все потребители питаются от аккумуля- торной батареи. т.е. генератор неисправен. С 1985 г. реле не устанавливается и напряжение генератора контролируется только по вольтметру, который имеется в комбинации приборов. Генера- тор 37.3701. Пои включении зажигания через об- мотку возбуждения генератора протекает ток, за- мыкающийся по пути: (см. приложение): "плюс" аккумуляторной батареи - зажим "50" генератора - монтажный блок 23 - контакты "30" и "87" реле 38 зажигания предохранитель "10" монтажного блока - вывод "В" регулятора напряжения - об- мотка возбуждения - вывод "Ш" регулятора напря- жения - "масса". После пуска двигателя напряже- ние действует как на выводе "30" выпрямительного блока, так и на выводе "61" до- полнительных диодов. У исправного генератора эти напряжения равны, и поэтому ток через конт- рольную лампу не протекает, и она не горит. В этом случае обмотка возбуждения генератора пи- тается от выпрямителя на трех дополнительных диодах, а аккумуляторная батарея заряжается ге- нератором от основного выпрямителя напряжением, снимаемым с зажима "ЗО". Если контрольная лампа горит, то это указывает на неисправность гене- ратора, на то, что он либо вообще не дает нап- ряжения или оно ниже напряжения аккумуляторной батареи. В этом случае напряжение на штекере *61" (напряжение генератора) ниже напряжения на зажиме "30" (напряжение аккумуляторной бата- реи). Поэтому в цепи между ними протекает ток, проходящий через контрольную лампу, и она гото- ва. Для точного контроля напряжения генератора на автомобиле имеется вольтметр, установленный в комбинации приборов.

1. Крышка генератора со стороны контактных колец;
2. Выпрямительный блок;
3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводок обмотки статора;
4. Контактные кольца;
5. Смотри 4;
6. Шариковый подшипник вала ротора;
7. Конденсатор:
8. Вал ротора;
9. Щетка, соединенная с выводом "Ш" регулятора напряжения;
10. Плюсовый клеммовый болт для подключения потребителей;
11. Штокер центрального вывода обмотки статора:
12. Кожух регулятора напряжения и Щеткодержателя:
13. Регулятор напряжения;
14. Щеткодержатель:
15. Щетка. соединенная с выводом "В" регулятора напряжения;
16. Шпилька для кропления кронштейна натяжного устройства:
17. Крыльчатка шкива;
18. Клювообразный полюсный наконечник ротора со стороны привода;
19. Шкив привода генератора;
20. Гайка кропления шкива:
21. Упорное кольцо подшипника;
22. Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода:
23. Крышка генератора со стороны привода;
24. Каркас обмотки ротора;
25. Обмотка ротора:
26. Изоляция паза статора:
27. Статор;
28. Клин проводов статора;
29. Обмотка статора;
30. Клювообразный полюсный наконечник ротора со стороны привода:
31. Стяжной болт генератора;
32. Буферная втулка:
33. Втулка:
34. Диод выпрямителя с обратной полярностью ("отрицательный");
35. Изолирующая пластина;
36. Фазный вывод обмотки статора;
37. Диод выпрямителя с нормальной полярностью ("положительный"):
38. Держатель диодов выпрямителя нормальной полярности:
39. Изоляционные втулки;
40. Провод центрального вывода обмотки статора:
41. Держатель диодов выпрямителя обратной полярности:
42. Аккумуляторная батарея;
43. Генератор;
44. Монтажный блок:
45. Реле зажигания:
46. Выключатель зажигания:
47. Вольтметр:
48. 1.Схема включения генератора Г-222.