|
||||
На автомобилях ВАЗ-2107 применяется стеклоочис-
титель типа СЛ-193. Он устанавливается под ка-
потом в коробке воздухозаборника отопителя.
Нижняя часть скобы 2 с электродвигателем кре-
пится двумя шпильками к кронштейну на дне ко-
робки, а верхняя часть скобы и кронштейн повод-
ка 7 крепятся к панели рамы ветрового окна с
помощью пластмассовых дистанционных втулок -
уравнителей, между которыми зажимается панель
после затягивания гайкиСтеклоочиститель состоит
из рычажного механизма, щеток с рычагами и
электродвигателя 1, который крепится к стальной
скобе 2 тремя болтами. Вращение кривошипа 14
тягой 13 преобразуется в качание поводков 9 и
7, связанных тягой 8- Оси поводков вращаются
каждая в двух металлокерамических втулках 1б,
разделенных войлочной вставкой 12. Втулки и
войлок пропитаны маслом. Тяги 8 и 13 соединяют-
ся с поводками и кривошипом сферическими шарни-
рами, в которых находятся по два полусферичес-
ких металлокерамических вкладыша 15,
пропитанных маслом, которым также заполнено и
пространство между вкладышами. вкладыши разжи-
маются пружиной. Рычаги щеток имеют пружины,
которыми щетки прижимаются к стеклу. Электрод-
вигатель стеклоочистителя Техническая характе-
ристика Частота вращения вала редуктора при мо-
менте 0,1 кгс-м, не менее,
мин"' Потребляемая сила тока при моменте 0.1
кгс-м, не более, А2,8 В стеклоочистителях
СЛ-193 применяются двухшеточные двухполюсные
электродвигатели постоянного тока МЭ-241 с воз-
буждением от постоянных магнитов. В один узел с
электродвигателем объединен червячный редуктор.
Электродвигатель имеет стальной штампованный
корпус 40, внутри которого пружинными держате-
лями закреплены два постоянных магнита 36. об-
разующие вместе с корпусом статор. Стальной вал
32 якоря на средней части имеет продольную на-
катку, а на переднем конце - однозаходный чер-
вяк. На накатанную часть вала напрессован сер-
дечник, набранный из пластин электротехнической
стали. В пазы сердечника, изолированные карто-
ном, уложена обмотка якоря, выводы секций кото-
рой припаяны к медным пластинам коллектора 43.
Вал якоря вращается в двух металлокерамических
втулках, закрепленных стальными обоймами, одна
в корпусе, а другая на крышке 33. Наружная по-
верхность втулок сферическая. Вокруг втулок по-
мещены войлочные кольца 37. пропитанные маслом.
Осевое усилие, действующее на вал якоря от чер-
вячной передачи, воспринимается текстолитовым
подпятником 38, в который упирается задний ко-
нец вала. Осевой свободный ход вала регулирует-
ся подбором шайб, устанавливаемых между коллек-
тором и передней втулкой вала якоря. Корпус
электродвигателя закрывается крышкой 33, являю-
щейся одновременно картером редуктора. Крышка
отлита из алюминиевого сплава и крепится к кор-
пусу двумя винтами. С внутренней стороны к
крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель
35 с двумя щетками, а с наружной (в картере ре-
дуктора) находится пластмассовая червячная шес-
терня 27 с кулачком. Шестерня напрессована на
ось 26. Другой конец оси имеет конусную нака-
танную поверхность. на которую надевается и
крепится гайкой кривошип 14. Ось вращается в
металлокерамической втулке, запрессованной в
крышку 33. Между шестерней и картером установ-
лены стальная и текстолитовая шайбы. Снаружи
ось уплотняется резиновым кольцом, потом распо-
ложены текстолитовая шайба и стальная упругая
ачлнистая шайба, устраняющая свободный ход оси
и прижимающая шестерню к картеру редуктора. За-
тем устанавливается водоотражательное кольцо и
пружинное стопорное кольцо. Передаточное отно-
шение редуктора составляет 51:1. kap- тер ре-
дуктора закрывается пластмассовой панелью и
крышкой 31. Между панелью и картером устанавли-
вается уплотнительная прокладка. В панели нахо-
дятся контактные стойки, к которым припаиваются
провода и крепится пружинная пластина с контак-
тами выключателя, обеспечивающего остановку
электродвигателя в тот момент, когда щетки на-
ходятся в нижнем положении. Контакты пружинной
пластины прижимаются к стойке 30, соединенной с
источником питания. Когда выступ кулачка шес-
терни находится против пластины, он отжимает ее
от стойки 30 и прижимает к стойке 29. соединен-
ной с "массой". С 1982 г. на части электродви-
гателей устанавливается термобиметаллический
предохранитель многоразового действия. Он вклю-
чен в провод, соединяющий одну из щеток элект-
родвигателя с пружинной пластиной концевого
выключателя. Предохранитель располагается либо
на отдельном кронштейне, прикрепленном к крышке
31, либо на панели. Этот термобиметаллический
предохранитель защищает цепь питания обмотки
якоря электродвигателя от перегрузок, которые
могут быть при заедании механизма стеклоочисти-
теля. Реле стеклоочистителя На автомобилях
ВАЗ2107для получения прерывистой работы стекло-
очистителя применяется реле типа РС-514. Оно
устанавливается под панелью приборов с левой
стороны и крепится к кузову двумя винтами. Реле
имеет эластичный пластмассовый кожух 17 и гети-
наксовое основание 21, к которому приклепан
сердечник с ярмом электромагнита. На сердечнике
в пластмассовом каркасе находится обмотка 22. *
ярму с одной стороны винтом приклепана пласт-
массовая опора 20 с двумя парами неподвижных
контактов, а с другой стороны на ярме качается
якорь 18. К якорю приклепана токопроводящая
пластина 19, замыкающая верхнюю или нижнюю пару
контактов. Пружина оттягивает якорь от сердеч-
ника и поэтому верхняя пара контактов является
нормально замкнутой, а нижняя - нормально ра-
зомкнутой. Когда якорь притягивается к сердеч-
нику, то размыкается верхняя пара контактов и
замыкается нижняя. К основанию 21 приклепан
также кронштейн 24 прерывателя с биметалличес-
кой пластиной и. На пластине поверх изоляцион-
ной прокладки из асбестовой бумаги намотана
нихромовая проволока. Когда через нее проходит
ток, то она разогревается. пластинка выгибается
и контакты прерывателя размыкаются. После осты-
вания пластинка принимает прежнее положение, и
контакты прерывателя замыкаются. При размыкании
контактов прерывателя в обмотке электромагнита
возникает ЭДС самоиндукции, которая стремится
поддержать исчезающий ток и вызывает искрение
между разомкнутыми контактами прерывателя. Что-
бы устранить искрение и, следовательно, обгора-
ние контактов прерывателя, параллельно обмотке
включен дополнительный резистор 23 с величиной
сопротивления 100 Ом, через который замыкается
ток самоиндукции. Он расположен под основанием
21 и приклеен к нему эпоксидной смолой. Работа
стеклоочистителя Стеклоочиститель включается
переключателем, расположенным на рулевой колон-
ке. Рычаг переключателя стеклоочистителя распо-
ложен с правой стороны рулевой колонки и имеет
три положения: "выключено" (рычаг в верхнем по-
ложении), "прерывистая работа" (среднее положе-
ние рычага), и "постоянная работа" (нижнее по-
ложениерычага). Постоянная работа_
стеклоочистителя. Ток идет от вывод "**зажима
"30" генератора и замыкается по пути: зажим
"30" генератора" - монтажный блок 46 - контакты
"30" и "INT" выключателя 47 зажигания - предох-
ранитель 2 монтажного блока - переключатель 48
стеклоочистителя - по серому проводу до монтаж-
ного блока и от него по голубому проводу до
пластины 28 выключателя электродвигателя - пре-
дохранитель - обмотка якоря электродвигателя.
Электродвигатель работает с постоянной ско-
ростью и щетки качаются с частотой 50-60 циклов
в минуту. При замкнутых контактах 28 и 30 вык-
лючателя электродвигателя ток может идти также
непосредственно от монтажного блока по жел-
то-черному проводу к контакту 30 выключателя
электродвигателя. минуя переключатель стеклоо-
чистителя. Прерывистая работа стеклоочистителя
достигается с помощью-релё в среднем положении
рычага переключателя 48. Как и в предыдущем
случае, ток идет от зажима "30" генератора и
тем же путем течет до переключателя 48 стеклоо-
чистителя. Затем путь тока следующий: переклю-
чатель 48 стеклоочистителя - красный провод -
обмотка электромагнита реле 49 и параллельно
через дополнительный резистор - контакты преры-
вателя реле - биметаллическая пластина прерыва-
теля - желтый провод - переключатель 48 стекло-
очистителя - "масса". "Ток, протекающий по
обмотке электромагнита реле, вызывает притяже-
ние якоря к сердечнику и замыкаются нижние кон-
такты реле (на схеме верхние), а верхние размы-
каются. Через замкнутые нижние контакты реле
начинает протекать ток, питающий обмотку якоря
электродвигателя. Путь тока следующий: красный
провод - замкнутые нижние контакты - по серому
проводу к монтажному блоку, а затем по голубому
проводу к пластине 28 выключателя электродвига-
теля - предохранитель - обмотка якоря электрод-
вигателя - "масса". Якорь электродвигателя на-
чинает вращаться и приводит в движение щетки
стеклоочистителя. Одновременно протекает ток по
обмотке прерывателя реле. Путь его идет также
от красного провода, а затем - замкнутые нижние
контакты реле (на схеме верхние) - обмотка пре-
рывателя - желтый провод - переключатель 48
стеклоочистителя - "масса". Этот ток разогрева-
ет обмотку прерывателя. Биметаллическая плас-
тинка от нагревания выгибается, и контакты пре-
рывателя размыкаются, отключая питание обмотки
электромагнита. Якорь реле возвращается в ис-
ходное положение. Нижние контакты реле размыка-
ются, а верхние (на схеме нижние) замыкаются,
соединяя с "массой" контакт *9 выключателя
электродвигателя. Электродвигатель останавлива-
ется. Поскольку ток теперь не протекает через
обмотку прерывателя, то она остывает вместе с
биметаллической пластиной. Пластина принимает
прежнюю форму, и контакты прерывателя замыкают-
ся, включая питание обмотки электромагнита.
Описанный цикл повторяется вновь с частотой
9-17 раз в минуту. За время одного цикла щетки
совершают один двойной ход и останавливаются в
нижнем положении. В начальный момент включения
стеклоочистителя на прерывистую работу (пока
еще не нагрелась биметаллическая пластина пре-
рывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерыв-
ных двойных ходов. Выключение стеклоочистителя
происходит после перевода рычага*одное положе-
ние. 6 этом случае ток к обмотке якоря элект-
родвигателя подается только от монтажного блока
по желточерному проводу через замкнутые контак-
ты 28 и 30 концевого выключателя в электродви-
гателе. В тот момент, когда щетки стеклоочисти-
теля придут в нижнее положение, выступ кулачка
червячной шестерни редуктора разомкнет контакты
28 и 30 и отключит питание обмотки якоря. Якорь
электродвигателя остановится, и щетки стеклоо-
чистителя останутся в нижнем положении.
1. Электродвигатель стеклоочистителя; 2. Скоба; 3. Внутренний уравнитель; 4. Ось рычага; 5. Рычаг щетки; 6. Наружный уравнитель; 7. Поводок правого рычага: 8. Промежуточная тяга; 9. Поводок левого рычага: 10. Втулки; 11. Штуцер; 12. Войлок; 13. Шатунная тяга; 14. Кривошип; 15. Вкладыши; 16. Распорная пружина; 17. Кожух реле; 18. Якорь реле; 19. Токопроводящая пластина: 20. Опора контактов; 21. Основание; 22. Обмотка реле; 23. Резистор; 24. Кронштейн прерывателя; 25. Биметаллическая пластина прерывателя; 26. Ось шестерни; 27. Шестерня редуктора; 28. Пружинная пластина; 29. Контактные стойки; 30. Смотри 29; 31. Крышка; 32. Вал якоря; 33. Крышка-картер редуктора; 34. Щетка; 35. Щеткодержатель; 36. Постоянный магнит; 37. Войлочное кольцо; 38. Подпятник; 39. Втулка; 40. Корпус; 41. Якорь электродвигателя; 42. Пластина крепления крышки; 43. Коллектор; 44. Электродвигатель стеклоочистителя: 45. Электродвигатель смывателя ветрового стекла; 46. Монтажный блок: 47. Выключатель зажигания; 48. Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 49. Реле стеклоочистителя: 50. 1.Реле РС-514 стеклоочистителя; 51. 11.Электродвигатель МЭ-241 стеклоочистителя; 52. III.Схема включения электродвигателей стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла. |