|
||||
На автомобиле применяется травмобезопасное ру-
левое управление с промежуточным карданным ва-
лом и противоугонным устройством- Оно унифици-
ровано с рулевым управлением автомобиля
ВАЗ-2105, за исключением рулевого колеса. В ру-
левом управлении различают рулевой механизм и
рулевой привод. Рулевой механизм передает уси-
лие от рулевого колеса на рулевой привод, а
привод осуществляет передачу этого усилия на
управляемые колеса. Рулевой механизм состоит из
червячного редуктора, рулевого колеса 40, сос-
тавного рулевого вала и деталей его крепления.
Редуктор рулевого механизма с червячной переда-
чей, которая включает в себя глобоидальный чер-
вяк 56 и двухгребневой ролик 50; передаточное
число редуктора 16,4. Детали редуктора располо-
жены в алюминиевом картере 34, который крепится
к левому лонжерону 45 кузова тремя болтами. Два
отверстия под болты крепления картера имеют
овальную форму для правильной установки рулево-
го механизма на автомобиль. При такой установке
угол между валом 58 червяка и горизонталью не
должен превышать 32 . а зазор между валом 58 и
педалью тормоза должен быть не менее 5 мм. В
картере 34 на двух радиально-упорных подшипни-
ках 57 установлен червяк 56. Подшипники не име-
ют внутренних колец. Их роль выполняют беговые
дорожки, выполненные на торцах червяка. Зазор в
подшипниках червяка регулируется прокладками
47, установленными под нижней крышкой 46. На
выходе из картера вал червяка уплотняется саль-
ником 59. На шлицевой части вала червяка выпол-
нена кольцевая канавка для стяжного болта вилки
карданного шарнира. В зацеплении с червяком на-
ходится двухгребневой ролик 50. Он вращается на
оси 48 на двухрядном шариковом подшипнике 49-
Концы оси после ее запрессовки в отверстие вала
62 расклепываются с применением электроподогре-
ва, т.е. это соединение неразъемное. Вал сошки
своей цилиндрической шлифованной частью уста-
новлен в двух бронзовых втулках 60 и на выходе
из картера уплотняется сальником 61. На кони-
ческие шлицы вала сошки насажена в одном опре-
деленном положении сошка 2. Это достигается
сдвоенным шлицем на валу и сдвоенной впадиной в
отверстии сошки. Зацепление червячной пары вы-
полнено со смещением осей ролика и червяка на
5,5 мм. что позволяет регулировать беззазорное
зацепление по мере износа ролика и червяка. Это
обеспечивается осевым смещением вала сошки при
помощи регулировочного винта 55. Его головка
заходит в Т-образный вырез вала сошки вместе с
пластиной 52, которая обеспечивает нужную по-
садку головки винта. Регулировочный винт 55
ввернут в верхнюю крышку 51, фиксируется от
проворачивания шайбой 53 и затянут контргайкой
54. При заворачивании регулировочного винта в
крышку вал сошки опускается, и выбирается зазор
в зацеплении ролика с червяком. Для определения
точности регулировки зазора в подшипниках чер-
вяка и в зацеплении ролика с червяком пользуют-
ся динамометром, который измеряет момент сопро-
тивления (трения) проворачиванию. При этом
сначала замеряют момент трения вала червяка без
установки вала сошки. Он должен быть в пределах
2-5 кгс-см. Подбором толщины регулировочных
прокладок 47 устанавливают нужный зазор (момент
трения) в подшипниках червяка. Затем после ус-
тановки вала сошки и регулировки зазора в за-
цеплении проверяют момент трения червяка, кото-
рый должен быть равен 7-9 кгс-см при повороте
вала червяка на 30 как влево, так и вправо от
среднего положения и снижаться плавно до 5 кгс-
см при повороте от угла 30 до упора. На верхнем
торце картера 34 рулевого механизма и на валу
58 чер6яка выполнены метки (риски) 35, при сов-
мещении которых ролик 50 устанавливается в
среднее положение, а управляемые колеса занима-
ют прямолинейное направление. При таком положе-
нии спица рулевого колеса должна располагаться
горизонтально- Это говорит о правильном соеди-
нении вала червяка с промежуточным валом. Дета-
ли червячного редуктора смазываются смазкой ТАД
- 17и. которая заливается через отверстие, зак-
рываемое пробкой 34, под обрез заливного от-
верстия (0,215 л). Рулевое колесо изготовлено
из пластмассы, армированной стальным каркасом.
В ступице 28 рулевого колеса нарезаны шлицы со
сдвоенной впадиной, а на валу 24 - со сдвоенным
шлицем, что обеспечивает соединение колеса с
верхним валом 24 только в одном положении. Ко-
лесо крепится на валу 24 гайкой, которая после
затяжки кернится в одной точке. Снизу к ступице
28 крепится пластмассовый держатель 29 нижнего
контактного кольца 27. по которому скользит
контакт переключателя. Этот контакт проводами
соединяется с обмоткой реле включения звукового
сигнала. К спице рулевого колеса при помощи
винтов крепится держатель 25 включения сигнала.
Он изолирован от "массы". Нижнее контактное
кольцо 27 соединяется с проводами 30, наконеч-
ники которых (поз. 26) вмонтированы во включа-
тель 32 звукового сигнала. Между включателем 32
и спицей установлены пружины 31. При нажатии на
включатель 32 наконечники 26 проводов замыкают
на "массу" нижнее контактное кольцо, т.е. об-
мотку реле включения звукового сигнала. При от-
пускании включателя под действием пружин 31
контакты размыкаются. В целях безопасности во-
дителя вал рулевого управления выполнен состав-
ным. Он состоит из верхнего вала 24 и промежу-
точного 36 с карданными шарнирами. Верхний вал
вращается на двух игольчатых подшипниках 22 с
резиновыми втулками. Подшипники завальцованы в
трубе 23 кронштейна 43. Ближе к нижней опоре на
валу 24 приварено кольцо с пазом противоугонно-
го устройства. Промежуточный вал по концам име-
ет два неразборных карданных шарнира на иголь-
чатых подшипниках. Вилки шарниров насажены на
шлицы вала 8 червяка и верхнего вала 24 и за-
фиксированы стяжными болтами. Кронштейн 43
крепления вала рулевого управления крепится че-
тырьмя болтами к кронштейну панели кузова. Ниж-
ние болты ввертываются в приварные гайки кронш-
тейна панели до отрыва головок. Под нижние
болты установлены фиксирующие пластины 37.
жесткость концов которых рассчитана на опреде-
ленную нагрузку. Верхние болты приварные и
кронштейн 43 крепится к ним гайками с фигурными
и пружинными шайбами. При столкновении автомо-
биля нагрузка на болты крепления кронштейна 43
увеличивается, и под ее воздействием концы
пластин 37 деформируются. При этом кронштейн 43
проскакивает через передние болты крепления,
поворачиваясь относительно верхних болтов креп-
ления. Вследствие чего рулевое колесо уходит из
зоны грудной клетки водителя, что уменьшает ве-
роятность тяжелого травмирования. Вал рулевого
управления закрывается облицовочным кожухом 38,
состоящим из верхней и нижней частей, соединен-
ных между собой винтами. Рулевой привод включа-
ет в себя сошку 2. среднюю 8 и боковые тяги 1.
маятниковый рычаг 9, поворотные рычаги 15. Ука-
занные детали связаны между собой шаровыми шар-
нирами. Сошка соединяется со средней и боковой
тягами. Она имеет упор, ограничивающий угол по-
ворота передних колес. Средняя тяга 8 цельная,
на концах имеет гнезда для размещения деталей
шаровых шарниров. Боковые тяги составные. Каж-
дая из них состоит из двух наконечников, соеди-
ненных между собой резьбовой регулировочной
муфтой 10. Муфта фиксируется на наконечниках
тяги двумя стяжными хомутами 16. Такая конс-
трукция боковых тяг позволяет изменять их дли-
ну, что необходимо для регулировки схождения
управляемых колес. Наружные наконечники боковых
тяг шарнирно соединяются с поворотными рычагами
15, которые крепятся болтами к поворотным кула-
кам. Гайки болтов стопорятся отгибанием фикси-
рующих пластин на грань гайки. Внутренний нако-
нечник правой боковой тяги соединен шарнирно с
маятниковым рычагом, а левой боковой тяги - с
сошкой. Все шаровые шарниры тяг однотипны. Ша-
ровой шарнир тяги состоит из стального пальца
5, сферическая головка которого опирается на
конусный разрезной вкладыш 6, изготовленный из
пластмассы с высокими противозадирными свойс-
твами. Пружина 4, поджимая вкладыш к сферичес-
кой головке пальца 5, автоматически поддержива-
ет беззазорное соединение между ними. Снизу в
гнезде наконечника за- вальцована шайба 3, яв-
ляющаяся опорой для пружины. Конусная часть
пальца заходит в коническое отверстие поворот-
ного рычага (сошки или маятникового рычага) и
крепится корончатой гайкой, которая шплинтует-
ся. Шаровые шарниры при сборке заполняются
смазкой ШРБ-4 и герметизируются снизу опорной
шайбой 3, сверху - армированным защитным кол-
пачком 7. Пополнение или замена смазки при экс-
плуатации не требуется. Если защитные колпачки
в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту
внутри шарниров, то срок службы последних прак-
тически неограничен. При исправном шарнире на-
конечник тяги должен иметь осевое перемещение
относительно пальца на 1-1,5 мм и не должен
иметь ощутимого люфта. Кронштейн маятникового
рычага крепится с внутренней стороны правого
лонжерона 18 двумя болтами с самоконтрящимися
гайками. Кронштейн отлит из алюминиевого сплава
- В его сквозной проточке расположены две
пластмассовые втулки 19, на которых поворачива-
ется ось 21 маятникового рычага. К торцам вту-
лок поджаты шайбы. Верхняя шайба на- сажена на
лыски оси и поджата корончатой гайкой моментом,
который обеспечивает поворот рычага с усилием 1
-2 кгс, приложенным на его конце- Нижняя шайба
поджата к втулке самоконтрящейся гайкой момен-
том 10 кгс-м- Этой же гайкой на оси неподвижно
закреплен маятниковый рычаг 9. Между торцевыми
поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятни-
кового рычага установлены уплотнительные кольца
20. При сборке полость между втулками заполня-
ется смазкой ЛИТОЛ-24- Этой же смазкой смазыва-
ются сами втулки. При исправном рулевом управ-
лении свободный ход рулевого колеса не должен
превышать 5 (18-20 мм по ободу колеса), а уси-
лие на рулевом колесе при повороте колес на
гладкой плите не более 20 кгс.
1. Боковая тяга рулевого привода; 2. Сошка; 3. Опорная шайба пружины вкладыша шарового пальца: 4. Пружина вкладыша шарового пальца. 5. Шаровой палец; 6. Вкладыш шарового пальца; 7. Защитный колпачок шарового пальца; 8. Средняя тяга рулевого привода; 9. Маятниковый рычаг; 10. Регулировочная муфта боковой тяги; 11. Нижняя шаровая опора передней подвески; 12. Нижний рычаг передней подвески; 13. Правый поворотный кулак; 14. Верхний рычаг передней подвески; 15. Рычаг правого поворотного кулака; 16. Стяжные хомуты регулировочной муфты; 17. Кронштейн маятникового рычага; 18. Правый лонжерон кузова; 19. Втулка оси маятникового рычага; 20. Уплотни- тельное кольцо втулки: 21. Ось маятникового рычага; 22. Игольчатый подшипник верхнего вала; 23. Труба кронштейна крепления вала рулевого управления: 24. Верхний вал рулевого управления; 25. Держатель включения сигнала; 26. Наконечник провода; 27. Нижнее контактное кольцо; 28. Ступица колеса; 29. Держатель нижнего контактного кольца: 30. Провод от нижнего контактного кольца; 31. Пружина включателя сигнала; 32. Включатель звукового сигнала; 33. Пробка маслоналивного отверстия: 34. Картер рулевого механизма: 35. Метки для установки ролика (сошки) в среднее положение; 36. Промежуточный вал рулевого управления; 37. Фиксирующая пластина передка кронштейна; 38. Облицовочный кожух вала рулевого управления; 39. Рычаг переключателя стеклоочистителя и смывателя; 40. Рулевое колесо: 41. Рычаг переключателя указателей поворота; 42. Рычаг переключателя света фар: 43. Кронштейн крепления вала рулевого управления; 44. Уплотнитель вала рулевого управления: 45. Левый лонжерон кузова: 46. Нижняя крышка картера рулевого механизма; 47. Регулировочные прокладки; 48. Ось ролика вала сошки; 49. Шариковый подшипник ролика; 50. Ролик; 51. Верхняя крышка картера рулевого механизма: 52. Пластина регулировочного винта; 53. Стопорная шайба; 54. Контргайка; 55. Регулировочный винт; 56. Червяк; 57. Подшипники червяка; 58. Вал червяка; 59. Сальник вала червяка: 60. Втулка вала сошки; 61. Сальник вала сошки; 62. Вал сошки. |