|
||||
На автомобилях ВАЗ-2107. -21072. -21074 уста-
новлены четырехцилиндровые, четырехтактные кар-
бюраторные двигатели 2103, 2105 и 2106 с раз-
личным объемом цилиндров (см. "Техническая
характеристика автомобилей")- Двигатель 2105.
имеющим ременный привод распределительного ва-
ла, применяется только на автомобилях
ВАЗ-21072, которых выпускается незначительное
количество. Поэтому в данном альбоме он не опи-
сывается. а с его устройством можно ознакомить-
ся по альбому "Автомобили ЬАЗ-2105. ВАЗ2104".
Двигатели 2103 и 2106, которые описываются ни-
же, отличаются друг от друга блоком цилиндров и
поршнями с поршневыми кольцами. Компоновка дви-
гателей отличается простотой и удобством обслу-
живания. Все узлы двигателя, требующие регули-
ровки и ухода (распределитель зажигания, свечи,
карбюратор, воздушный фильтр, регулировочные
винты рычагов привода клапанов, гайка натяжите-
ля цепи, масляный фильтр, генератор), установ-
лены в легкодоступных местах. Нумерация цилинд-
ров ведется от шкива привода генератора и
водяного насоса. С левой стороны головки ци-
линдров около нижней ее плоскости отлит номер
каждого цилиндра, а также порядок работы ци-
линдров (1-3-4-2). Цилиндры двигателя объедине-
ны вместе с верхней частью картера и представ-
ляют собой единую отливку - блок цилиндров. При
такой компоновке обеспечивается прочность конс-
трукции, жесткость, компактность, надежность и
уменьшается масса двигателя. В нижней части
блока цилиндров на пяти опорах установлен ко-
ленчатый вал. Передний и задний концы коленча-
того вала уплотняются самоподжимными резиновыми
сальниками. В каждом цилиндре двигателя имеется
по одному впускному и одному выпускному клапа-
ну. Поршни 15 имеют по два компрессионных коль-
ца 16 и 17 и одно маслосъемное 14 с пружиной.
Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем
33, запрессованным в верхнюю головку шатуна.
Распределительный вал 27 установлен на головке
цилиндров в корпусе 26 и приводится во вращение
от коленчатого вала двухрядной роликовой цепью
20. Достоинством привода являются простота
конструкции и меньшая масса по сравнению с дру-
гими видами передач. Блок цилиндров 18 является
базовой деталью двигателя и служит для установ-
ки и крепления механизмов, аппаратов и вспомо-
гательных агрегатов двигателя. Блок отлит из
специального низколегированного чугуна. Протоки
для охлаждения двигателя сделаны по всей высоте
цилиндров, что улучшает охлаждение поршней и
поршневых колец и уменьшает деформации блока от
неравномерного нагрева. Для повышения жесткости
нижняя плоскость опущена на 50 мм ниже оси ко-
ленчатого вала. Цилиндры блока по диаметру под-
разделяются на пять классов через 0,01 мм,
обозначаемых буквами А. В, С, D, Е: Диаметр ци-
линдра двигателя 2103, мм 76.00076.010
76.010-76,020 76,020-76,030 76.030-76.040
76.040-76.050 Диаметр цилиндра двигателя 2106 и
2105, мм 79,000-79,010 79,010-79,020 79,020-79,
030 79.030-79.040 79.040-79.050 Класс цилиндра
указан на нижней плоскости блока против каждого
цилиндра. Цилиндр и сопрягающий с Нил поршень
должны иметь одинаковый класс. При ремонта ци-
линдры могут быть расточены и хонингованы под
увеличенный диаметр поршней (на 0.4-0,8 мм) с
учетом обеспечения зазора между поршнем и ци-
линдром 0,05-0,07 мм Для обеспечения ремонта
кривошипно-шатунного механизма выпускаются де-
тали ремонтных размеров поршни и поршневые
кольца, увеличенные по диаметр) на 0,4 и 0,8
мм; вкладыши коренных и шатунных подшил инков
для шеек коленчатого вала, уменьшенных по дна
метру на 0,25; 0.5; 0,75 и 1.00 мм. В нижней
части блока цилиндров расположены пять опор ко-
ренных подшипников коленчатого вала с тонкос-
тенными сталеалюминиевыми вкладышами. Подшипни-
ки имеют съемные крышки 2, которые крепятся к
блок) самоконтрящимися болтами. Отверстия под
подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров
обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому
крышки подшипников не- взаимозаменяемы и для
различия на наружной поверхности имеются риски.
Опоры подшипников и соответствующие им крышки
отсчитываются от переднего торца блока цилинд-
ров. В задней опоре имеются гнезда для установ-
ки упорных полуколец 36, удерживающих коленча-
тый вал от осевых перемещений. Величина осевого
зазора должна быть 0,06-6,26 мм. Если зазор
превышает максимально допустимый (0,35 мм), не-
обходимо заменять полукольца ремонтными, увели-
ченными на 0,127 мм. Следует иметь в виду, что
канавки, находящиеся на одной стороне полуколец
36. должны быть обращены к упорным поверхностям
коленчатого вала. С октября 1981 года на двига-
телях устанавливается переднее сталеалюминиевое
полукольцо, заднее металлокерамическое, пропи-
танное маслом. В левой части блока установлен
валик 12 привода масляного насоса, распредели-
теля зажигания и топливного насоса. В отверстия
под подшипники валика запрессованы свертные
сталеалюминиевые втулки 51. Совместной их обра-
боткой в блоке обеспечивается необходимая соос-
ность подшипников. При проверке технического
состояния блока и ремонте необходимо следить за
совпадением смазочного отверстия в передней
втулке с каналом в блоке цилиндров. Ь передней
части блока цилиндров имеется полость для цеп-
ного привода механизма газораспределения. Эта
полость закрыта крышкой 8. С задней стороны к
блоку цилиндров прикреплен держатель 35 заднего
сальника. 6 крышку 8 и держатель 35 установлены
самоподжимные сальники. С левой стороны к блоку
цилиндров прикреплены масляный фильтр, топлив-
ный насос, устанавливается система вентиляции
картера и электрические датчики давления масла.
С правой стороны на блок цилиндров устанавлива-
ется водяной насос и генератор. В нижней части
блока цилиндров с правой и левой стороны имеют-
ся приливы для установки двигателя на кронштей-
нах подвески. На верхней плоскости в передней
левой ее части устанавливается распределитель
зажигания. Снизу блок цилиндров закрыт стальным
штампованным картером 43. картер имеет перего-
родку для успокоения масла. Между картером и
блоком цилиндров установлена прокладка из проб-
но-резиновой смеси. Головка цилиндров 19 общая
для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого
сплава, имеет камеры сгорания клиновидной фор-
мы. В головку запрессованы направляющие втулки
клапанов и седла, изготовленные из чугуна. Раз-
меры седла впускного клапана больше размеров
седла выпускного клапана. Между головкой и бло-
ком цилиндров установлена про кладка, изготов-
ленная из асбестового материала на металличес-
ком каркасе, пропитанная графитом, по краям
отверстий под цилиндры прокладка имеет окантов-
ку и: мягкой стали. Отверстие канала подачи
масла к распределительному валу окантовано мед-
ной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к бло-
ку и головке цилиндров, перед сборкой ее реко-
мендуется натереть графитом. Головка цилиндров
крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болта-
ми. Для равномерного и плотного прилегания к
блоку и исключения коробления болты необходимо
затягивать на холодном двигателе в два приема с
помощью динамометрического ключа и в строго оп-
ределенной последовательности (от центра к пе-
риферии налево и направо поочередно). В первый
прием затяжка осуществляется предварительно мо-
мент затяжки приблизительно 39,2 h-м (4 кгс-м)
для десяти основных болтов и 14,7 Н-м (1,5 кгс-
м) для одного болта на приливе. Во второй прием
производится окончательная затяжка - момент за-
тяжки 115,7 Н-м(11,5 кгс-м) для десяти болтов и
37,24 Н-м (3,8 кгс-м) для болта на приливе.
Болты крепления головки цилиндров следует под-
тягивать после пробега первых 2000-3000 км. а в
дальнейшем после снятия головки цилиндров или
при появлении признаков прорыва газов или про-
пуска охлаждающей жидкости между блоком и го-
ловкой цилиндров. Сверху головка цилиндров зак-
рывается стальной штампованной крышкой. В
верхней части крышка имеет горловину для залив-
ки масла в двигатель. Для устранения течи масла
между головкой цилиндров и крышкой установлена
прокладка из резинопробковой смеси. Крышка кре-
пится к головке цилиндров с помощью шпилек и
гаек. Для улучшения прилегания крышки к горло-
вине под гайки установлены широкие жесткие шай-
бы. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой
передач устанавливается на автомобиле на трех
эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу
силового агрегата, так и нагрузки. возникающие
при трогании автомобиля с места, разгоне и тор-
можении. Двумя передними опорами 37 двигатель
крепится к поперечине передней подвески автомо-
биля, а задней 38 - к поперечине задней подвес-
ки автомобиля. Передние опоры имеют резиновые
подушки 47, в которых завулканизированы сталь-
ные шайбы с болтами крепления. Для увеличения
жесткости в отверстии внутри подушек находятся
пружины 45. Для ограничения ходов применены бу-
феры 46. которые представляют собой резиновый
стержень с завулканизированной стальной втул-
кой. Подушка крепится к промежуточным пласти-
нам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 44 пе-
редней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются
на фланце блока цилиндров четырьмя шпильками.
Задняя опора 38 состоит из трех стальных плас-
тин, привулканизированных к разделяющей их ре-
зине. Верхняя пластина крепится к задней крышке
коробки передач, а нижние - к поперечине задней
подвески двигателя. Чтобы не помялись полки по-
перечины при затягивании болтов крепления опо-
ры, между полками устанавливаются дистанционные
втулки. Конструкция подвески силового агрегата
обеспечивает минимальные колебания двигателя и
устраняет передачу вибрация его на кузов.
1. Коленчатый вал; 2. Крышка коренного подшипника; 3. Звездочка коленчатого вала; 4. Шкив коленчатого вала; 5. Шпонка шкива и звездочки коленчатого вала; 6. Храповик; 7. Передний сальник коленчатого вала; 8. Крышка привода механизма газораспределения; 9. Шкив генератора; 10. Звездочка валика привода вспомогательных агрегатов; 11. Ремень привода водяного насоса и генератора; 12. Валик привода вспомогательных агрегатов; 13. Шкив водяного насоса: 14. Маслосъемное кольцо; 15. Поршень; 16. Нижнее компрессионное кольцо: 17. Верхнее компрессионное кольни; 18. Блок цилиндров; 19. Головка цилиндров: 20. Цепь привода механизма газораспределения; 21. Прокладка; 22. Звездочка распределительного вала; 23. Установочный выступ; 24. Выпускной клапан; 25. Впускной клапан; 26. Корпус подшипников распределительного вала; 27. Распределительный вал; 28. Рычаг привода клапанов; 29. Маслоналивная горловина: 30. Крышка головки цилиндров; 31. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 32. Свеча зажигания; 33. Поршневой палец; 34. Маховик; 35. Держатепь заднего сальника коленчатого вала; 36. Упорное полукольцо; 37. Передняя опора двигателя; 38. Задняя опора двигателя; 39. Датчик указателя давления масла; 40. Штуцер-датчика лампы давления масла; 41. Датчик лампы недостаточного давления масла; 42. Крышка картера сцепления; 43. Масляный картер; 44. Кронштейн передней опоры; 45. Пружина передней опоры; 46. Буфер подушки передней опоры; 47. Резиновая подушка передней опоры; 48. Указатель уровня масла; 49. Крышка шатуна; 50. Пробка отверстия для слива масла; 51. Втулки валика привода вспомогательных агрегатов; 52. Поперечина задней подвески двигателя; 53. Дистанционная втулка. |