Главная

АЗЛК 2138/2140
двигатель
охлаждение
его детали
питание, в.фильтр
смазка двигателя
циркуляция масла
карб.
сцепление
КПП
мост, подвеска зад.
подвеска перед.
рулевое
тормоза
их привод
отопитель
омыватель
генератор, стартёр
зажигание
э.оборудование
панель
двери, сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Тормозная система. Автомобили мод. 2140 и 2138 оборудованы двумя тормозными система- ми, обеспечивающими рабочее и стояночное торможение. Рабочая система служит для га- шения скорости и остановки, а стояночная для удержания стоящего автомобиля. Послед- нюю можно использовать как аварийную при выходе из строя рабочей системы. Для управ- ления тормозными механизмами колес авто- мобиль оснащен двумя самостоятельными при- водами: раздельным гидравлическим, дейст- вующим от педали 5 на тормозные механизмы всех колес, и механическим, действующим от ручного рычага 4 на механизмы стояночного тормоча задних колес. Гидравлический привод включает в себя педаль 5, вакуумный усили- тель 6, двухкамерный главный цилиндр 7 с наполнительным бачком, два трубопровода (малый и большой контуры), сигнальное уст- ройство 8 и регулятор 2 давления. Малый контур обслуживает большие рабочие цилиндры тормозов передних колес, а большой - малые рабочие цилиндры тормозов передних колес и рабочие цилиндры тормозов задних колес. При потере герметичности в одном из двух конту- ров оставшимся исправным контуром обеспечи- вается достаточно высокая эффективность торможения: при выходе из строя малого кон- тура сохраняется 65 % от общей эффек- тивности торможения, а при выходе из строя большого контура 55 %. Причем в этом ава- рийном случае привод тормозных механизмов передних колес сохраняется, и работа их тормозов обеспечивается. Педаль И гидропри- вода тормоза качается в двух полиамидных втулках на оси, которая закреплена в крон- штейне при помощи лыски и шплинта. Возврат- ная пружина удерживает педаль в исходном положении. К кронштейну педали прикреплен выключатель сигнала торможения, который срабатывает при нажатии на педаль. Сигналь- ное устройство. Контроль за аварийным со- стоянием контуров гидропривода осуществля- ется с помощью сигнального устройства, кон- трольная лампа которого расположена в ком- бинации приборов и включается после нажатия на педаль тормоза при потере герметичности в одном из контуров. Принцип работы сиг- нального устройства основан на перепаде давлений тормозной жидкости в большом и ма- лом контурах. Сигнальное устройство пред- ставляет собой алюминиевый корпус 10. внут- ренний цилиндр которого разделен на полости двумя стальными поршнями: коротким 11 и длинным 14. Длинный поршень имеет кольцевую проточку под шарик 12. На оба поршня И и 14 надеты одинаковые уплотнительные резиновые кольца 15. На шарик 12 опирается плунжер выключателя контрольной лампы, ввернутого в корпус. Если оба контура гидропривода, каж- дый из которых соединен со своей полостью сигнального устройства, герметичны, то при нажатии на педаль тормоза давление рабочей жидкости в обеих полостях будет возрастать одинаково, а поршень 14 займет среднее по- ложение (см. схему 1 А). При выходе из строя малого контура поршни переместятся в сторону полости, соединенной с ним, вытес- няя из проточки шарик, который нажмет на плунжер выключателя контрольной лампы (см. схему 1 Б). При выходе из строя большого контура гидропривода все произойдет анало- гично описанному (см. схему 1 В). После восстановления герметичности неисправного контура, заполнения его тормозной жидкостью и прокачки несбходимо вернуть поршни в среднее (нейтральное) положение, после чего контрольная лампа выключится. Регулятор давления. Регулятор давления, установленный в большом контуре гидропривода, предназна- чен для поддержания оптимального соотноше- ния тормозных сил передних и задних колес в соответствии с изменением нагрузки на них при торможении автомобиля. При этом перед- ние колеса затормаживаются с большим усили- ем, чем задние, т. к, нагрузка на переднюю ось составляет около 60 94 общей массы ав- томобиля. Это позволяет наиболее полно ис- пользовать тормозные возможности автомобиля и предотвратить вхождение в "юз" задних ко- лес, приводящее к увеличению пути торможе- ния и заносу автомобиля. Чугунный корпус 26 регулятора давления установлен в кронштейне 18, закрепленном на основании кузова. В приливе корпуса имеются два резьбовых от- верстия для присоединения трубок гидропри- вода тормозов. Внутри корпуса подвижно ус- тановлена стальная гильза 28 с двумя коль- цевыми канавками на наружной поверхности. В одной из них установлено уплотнительное ре- зиновое кольцо 27. а в другой имеется сквозное отверстие с конусным седлом, в ко- тором расположен стальной шарик 33, поджа- тый кольцевой пружиной 34 (гидравлический клапан). В исходное положение гильза уста- навливается возвратной пружинной шайбой 37 и втулкой 21 крепления корпуса рогу' литера давления. Внутри гильзы подвижно установлен поршень 22, уплотненный резиновой манжетой 25, делящей регулятор давления на две по- лости: первая соединена с трубкой 36 гидро- привода от главного цилиндра, а вторая с трубкой 35 гидроприоода к рабочим цилиндрам задних тормозов. Сообщение этих полостей происходит через клапан, на шарик которого воздействует управляющий конус 32, надетый с прижимной шайбой 31 на конец поршня. В кольцевую проточку средней части поршня вставлена упорная скоба 38, ограничивающая перемещение поршня вверх. Нижним концом поршень установлен в отверстие втулки 21. внутрь которой помещена манжета 40. уплот- няющая соединение втулки и нижнего конца поршня. Ман- жега удерживается распорной втулкой 39, поджатой возвратной пружиной поршня 23, усилия которой достаточно, что- бы, одновременно поджимая поршень к гильзе, удерживать клапан открытым при движении ав- томобиля без торможения. На наружную часть втулки 21 надет резиновый грязезащитный че- хол 20. В кронштейне 18 регулятора вместе с валиком качается нажимной рычаг 19. Регули- ровочный болт 16 нажимного рычага контакти- рует с торцом поршня 22 регулятора. Для восприятия вертикальной нагрузки на заднюю подвеску автомобиля регулятор давления со- единен с картером заднего моста нагрузочной пружиной 41, один конец которой пропущен через отверстие в рычаге 19 и его валике и закреплен там. Другой конец присоединен к стойке 43, закрепленной на кронштейне зад- него моста. На обоих концах стойки установ- лены резиновые втулки 42, обеспечивающие шарнирное соединение стойки с пружиной 41 и осью 44 кронштейна. При таком соединении изменение вертикальной нагрузки на задний мост, сопровождающееся соответствующим из- менением расстояния между кузовом и задним мостом, изменяет усилие закрутки витков пружины 41 и, в свою очередь, силу нажатия болта 16 на торец поршня регулятора. В ис- ходном положении, когда поршень прижат к гильзе и его управляющий конус отжимает ша- рик (клапан открыт), давление тормозной жидкости в обеих сообщающихся полостях бу- дет одинаково. При торможении давление жид- кости в полостях станет возрастать также одинаково, пока не появится избыточное дав- ление на поршень во второй полости регуля- тора. Одновременно с этим уменьшится усилие нагрузочной пружины, передающееся нижнему торцу поршня, в связи с уменьшением нагруз- ки на задний мост. Все это приведет к тому, что поршень опустится вниз и освободит ша- рик (клапан закрыт), тем самым прекращая повышение давления жидкости в рабочих ци- линдрах задних тормозов (см. схему И Г). Дальнейшее повышение давления тормозной жидкости передается только на тормоза пе- редних колес. При растормаживании, когда давление жидкости в трубопроводах от глав- ного цилиндра упадет, избыточное давление во второй полости регулятора выжмет шарик из гнезда (клапан открыт). Одновременно в связи с увеличением нагрузки на задний мост возрастет усилие нагрузочной пружины, пере- дающееся поршню, который. поднимаясь, зай- мет исходное положение (см. схему И Д). Давление в обеих полостях регулятора при этом выровнится.

1. Тормозной механизм переднего колеса
2. Регулятор давления.
3. Тормозной механизм заднего колеса
4 Рычаг привода стояночного тормоза.
5. Педаль гидропривода тормоза
6. Вакуумный усилитель.
7. Главный цилиндр.
8. Сигнальное устройство.
9. Концевой штуцер.
10. Корпус сигнального устройства
11. Короткий поршень
12. Шарик
13. Выключатель контрольной лампы гидропривода тормозов
14. Длинный поршень.
15. Уплотнительные кольца.
16. Регулировочный болт
17. Гайка.
18. Кронштейн.
19. Нажимной рычаг.
20. Грязезашитный чехол.
21. Втулка крепления корпуса-
22. Поршень.
23. Возвратная пружина поршня.
24. Уплотнительное кольцо втулки.
25, 40 Манжета поршня.
26. Корпус регулятора давления.
27. Уплотнительное кольцо гильзы.
28. Гильза поршня.
29. Промежуточная шайба.
30. Стопорная шайба.
31. Прижимная шайба.
З2. Управляющий конус.
33. Шарик клапана.
34. Прижимная пружина.
35. Трубка гидропривода к рабочим цилиндрам.
36. Трубка гидропривода от главного цилиндра.
37. Пружинная шайба.
38. Упорная скоба.
39. Распорная втулка
41. Нагрузочная пружина.
42. Втулка стойки.
43. Стойка пружины.
44. Ось кронштейна.