|
||||
Масляный картер 26 стальной штампованный.
К боковым стенкам картера приварены перего-
родки, играющие роль успокоителей масла. Ме-
жду фланцем картера и блоком, к которому он
крепится пятнадцатью винтами, установлены
две пробковые прокладки и две боковые про-
кладки из резино-пробковой композиции. Мас-
ляный насос 1 односекционный шестеренчатый,
расположен в масляном картере и крепится к
нижней части блока цилиндров двумя болтами.
Насос приводится во вращение парой шестерен
с винтовыми зубьями от распределительного
вала. Между фланцем насоса и блоком цилинд-
ров установлена уплотнительная прокладка.
Шестерня 12 привода масляного насоса соеди-
нена с ведущим валом штифтом. Ведущая шес-
терня И насоса установлена на валу на шпон-
ке, а ведомая шестерня 10 свободно вращается
на оси, запрессованной в корпус насоса. Кор-
пус насоса и его крышка отлиты под давлением
из алюминиевого сплава. Масло поступает в
насос через маслоприемник, состоящий из
штампованного стального колпака и фильт-
рующей сетки 9, удерживаемой на колпаке пру-
жинным стержнем. Для ограничения давления
при средних и больших частотах вращения ко-
ленчатого вала в насос встроен предохрани-
тельный клапан 13. При повышении давления в
системе смазки выше допустимого приоткрыва-
ется предохранительный клапан и перепускает
масло из полости нагнетания А в полость вса-
сывания Б. Регулировка предохранительного
клапана производится на специальном стенде.
Фильтр грубой очистки масла 3 пластинчато-
щелевого типа, установлен на двигателе и
включен в главную масляную магистраль после-
довательно. Фильтр состоит из корпуса,
фильтрующего элемента и перепускного клапа-
на. Корпус отлит из алюминиевого сплава.
Фильтрующий элемент состоит из фильтрующих
23 и промежуточных 22 пластин. Толщина про-
межуточных пластин, равная 0,08 мм, опреде-
ляет размер частиц, которые задерживаются
фильтром. Для очистки пластин между фильт-
рующими пластинами имеются неподвижные очи-
щающие пластины 24. Фильтрующие и промежу-
точные пластины установлены на валике 21,
имеющем рычаг с муфтой свободного хода. В
крышке валик уплотнен резиновым конусным
сальником. Муфта свободного хода позволяет
при помощи рычага вращать валик и вместе с
ним набор пластин в одном направлении. Муфта
состоит из пружины 19. плотно охватывающей
валик 21 и втулку рычага, свободно посажен-
ную на валик При повороте рукоятки по часо-
вой стрелке пружина разжимается, ослабляя на
тягу. и тем самым обеспечивается свободнын
ход рычага. При повороте рычага против часо-
вой стрелки пружина закручивается и ведет за
собой валик. Во время вращения валика очи-
щающие пластины удаляют отложения, скопив-
шиеся в промежутках между фильтрующими пла-
стинами. В нижней части корпуса фильтра име-
ется отверстие для слива отстоя, закрытое
пробкой 29. Перепускной клапан 17 расположен
в корпусе фильтра и представляет собой шарик
с пружиной. Масло от масляного насоса посту-
пает в корпус фильтра, проходит, очищаясь,
через щели фильтрующего элемента и попадает
в центральную масляную магистраль. Если
фильтрующий элемент загрязнен, то масло бу-
дет проходить в центральную магистраль через
перепускной клапан, минуя фильтрующий эле-
мент. В этом случае масло не подвергается
очистке. Чтобы избежать такого явления, ре-
комендуется после дневной эксплуатации авто-
мобиля повернуть последовательно рычаг впра-
во и влево 6-8 раз. Фильтр 25 тонкой очистки
масла стальной, установлен на кронштейне
правого брызговика кузова. Внутри корпуса
фильтра расположена центральная трубка, при-
варенная ко дну корпуса. К нижнему концу
трубки приварен тройник для слива масла из
фильтра и масляного радиатора в картер дви-
гателя. В верхней части центральной трубки
имеется калиброванное отверстие а. В дне
корпуса сделаны два отверстия: одно с труб-
кой для подвода масла и другое, закрытое
резьбовой пробкой 28, для слива отстоя. Кор-
пус фильтра герметически закрыт крышкой, ко-
торая притянута гайкой, навинченной на верх-
ний резьбовой конец центральной трубки. Под
крышкой установлена паронитовая прокладка, а
под головкой гайки - медная шайба. Фильтрую-
щий элемент типа ДАСФО-З состоит из набора
отдельных фильтрующих картонных деталей -
пластин 27 и прокладок 26, имеющих в средней
части вырезы. Пластины и прокладки стянуты
между двумя стальными крышками металлически-
ми стяжками. Концы стяжек закреплены прово-
лочными запорными кольцами. Масло, поступаю-
щее в корпус фильтра, проходит через зазоры
между прокладками и пластинами во внутренние
полости прокладок. Очищенное масло, посту-
пившее в центральный канал элемента, прохо-
дит через калиброванное отверстие внутрь
центральной трубки и стекает в картер двига-
теля. Диаметр калиброванного отверстия огра-
ничивает количество масла, проходящего через
фильтр, в случае нарушения плотности соеди-
нения частей фильтрующего элемента. Этим
предотвращается падение давления масла в
системе. фильтр тонкой очистки отфильтровы-
вает мельчайшие частицы продуктов износа и
смолистыы вещества, находящиеся в масле. Для
быстрого прогрева фильтра по торцам деталей
фильтрующего элемента имеются отверстия, че-
рез которые холодное неочищенное масло про-
ходит в центральный канал элемента и через
калиброванное отверстие в центральной трубке
стекает в картер. Масляный радиатор 1 лен-
точно-пластинчатого типа, установлен перед
основным радиатором автомобиля и включен в
магистраль параллельно фильтру тонкой очист-
ки. Масляный радиатор служит для поддержания
нормальной температуры масла, обеспечивающей
высокую работоспособность подшипников колен-
чатого вала. Масло из главной магистрали че-
рез тройник, гибкий шланг, запорный кран 3 и
впускной клапан 2 плунжерного типа поступает
в масляный радиатор. Охлажденное масло воз-
вращается по гибкому шлангу через тройник
фильтра тонкой очистки, шланг и трубку крыш-
ки коробки толкателей в картер двигателя.
Клапан 2 служит для регулировки подачи масла
в радиатор в зависимости от режима работы
двигателя, запорный кран 3 для сезонного
включения и выключения радиатора. Приемник
указателя давления масла расположен в комби-
нации приборов. На шкале указателя нанесены
цифры О, 2, 4 и 6 (размерность кгс/см). При
выключенном зажигании стрелка прибора стоит
на нуле или слева от нуля. Один конец биме-
таллической пластины 8 с обмоткой из тонкой
проволоки большого сопротивления прикреплен
неподвижно к корпусу приемника, а другой
шарнирно соединен со стрелкой. Обмотки пла-
стин приемника и датчика включены в цепь по-
следовательно. При нагревании пластины при-
емника током, проходящим по ее обмотке, пла-
стина деформируется и отклоняет стрелку в
правую сторону. Величина перемещения стрелки
зависит от степени нагрева пластины, связан-
ного с работой датчика. Датчик указателя
давления масла. Конструкцию и работу см. в
разделе "Узлы смазочной системы и вентиляции
карьера" автомобиля мод. 2140. Система вен-
тиляции масляного картера служит для удале-
ния картерных газов и паров бензина из кар-
тера двигателя. Во время работы двигателя
через поршневые кольца и зазоры между стерж-
нями клапанов и направляющими втулками в
картер прорывается некоторое количество от-
работавших газов.
1. Масляный радиатор 2. Впускной клапан масляного радиаюра. 3. Запорный кран масляного радиаторе. 4. Тройник главной масляной магистрали. 5. Диафрагма датчика давления масла. 6. Упругая пластина. 7. Биметаллическая пластина датчика. 8. Биметаллическая пластина приемника 9. Фильтрующая сетка маслоприемника. 10. Ведомая шестерня масляного насоса 11. Ведущая шестерня масляного насоса. 12. Шестерня привода масляного насоса. 13. Предохранительный клапан масляного насоса. 14. Фильтр грубой очистки масла. 15. Шланг вентиляции масляного картера. 16. Воздухоочиститель. 17. Перепускной клапан фильтра грубой очистки. 18. Карбюратор. 19. Пружина. 20. Гайка сальника валика. 21. Валик поворота пластинчатого фильтрующего элемента. 22. Промежуточная пластина. 23. Фильтрующая пластина. 24. Очищающая пластина. 25. Фильтр тонкой очистки масла. 26. Картонная фильтрующая прокладка. 27. Картонная фильтрующая пластина. 28, 29. Пробки сливных отверстий. |